Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/Игорь Криушенко: «Больше времени уделяю «Торпедо». Все-таки сборная пока не играет»

Игорь Криушенко: «Больше времени уделяю «Торпедо». Все-таки сборная пока не играет»

Главный тренер «Торпедо-БелАЗ» и сборной Беларуси - о текущем чемпионате, кандидатах в сборную и Валерии Фомичеве.

Автор — Тарас Щирый
5 мая 2017, 05:31
10
Игорь Криушенко: «Больше времени уделяю «Торпедо». Все-таки сборная пока не играет»

У Игоря Криушенко, тренирующего сборную и «Торпедо-БелАЗ», весна получается насыщенной на события. Но далеко не все приносит радость. В марте националка в обоих матчах уступила, а «автозаводцы» неожиданно вылетели из Кубка Беларуси. Зато в чемпионате у «черно-белых» все не так плохо. Жодинцы находятся лишь в трех очках от лидирующего БАТЭ и в любой момент могут оказаться среди лидеров. О работе в сборной тренер говорить не захотел, зато рассказал Тарасу Щирому о своем новом рабочем графике, каким ему видится текущий чемпионат, кто попал в расширенный состав националки на ближайшие матчи и почему он доверяет Валерию Фомичеву.

- Игорь Николаевич, восемь баллов после пяти туров – это то, чего вы ожидали от своей команды на старте сезона?

- Никакого планирования у нас не было. Я привык идти от игры к игре, однако мы, естественно, должны были в первых турах набирать больше очков. Но где-то помешал недостаток исполнительского мастерства, где-то – отсутствие удачи. Вот поэтому в совокупности набрали восемь баллов. Однако, повторюсь, мы обязаны были набирать больше очков.

- Сердце щемит от каких матчей?

– Мы допустили чудовищные ошибки в Слуцке, в Витебске пропустили на добавленных минутах. А в матче с «Днепром» создали просто огромное количество моментов, которые так и не реализовали. В каждом матче были шансы, после которых, как ты говоришь, сердце щемит. Но, несмотря на все эти недочеты, я бы поставил команде за эти матчи удовлетворительную оценку. Все-таки ребята держат организацию игры, в их действиях прослеживается план, который озвучиваем перед матчем. И нигде, за исключением матча в Слуцке, мы не провалились. Физически футболисты тоже смотрятся неплохо и выдерживают все 90 минут.

- Но все-таки вылет из Кубка Беларуси, поражения от «Слуцка» в чемпионате и от БАТЭ в Суперкубке болельщики восприняли с удивлением. На старте от «Торпедо» ожидали большего. Что случилось?

– Если говорить объективно, то БАТЭ был просто сильнее нас. Я не ищу никаких оправданий, но наше поражение в Кубке от «Слуцка» – это стечение обстоятельств. Во-первых, удаление Максима Имерекова в первом матче, отравление Джелила Асани и недозаявка Кирилла Дорошенко лишили нас ротации состава. Во-вторых, команда проводила третий матч за восемь дней, а в-третьих, по нашему мнению, в ответном матче при счете 0:0 в ворота «Слуцка» был забит чистый гол, но его отменили. Я этот момент не комментировал, не шумел, не возмущался, но факт остается фактом. Засчитай гол – и игра был бы практически решена (первый матч завершился победой «Торпедо-БелАЗ» со счетом 1:0 Tribuna.com). «Слуцк» сюрприза не преподнес, и мы надеялись, что пройдем дальше. Но так сложилось. Без Имерекова в защите сыграли слабо. Те же самые ошибки допустили в матче со «Слуцком» в чемпионате. Это футбол. В нем бывает всякое.

- Так что произошло с Дорошенко? На него не пришли вовремя документы по трансферу из Украины?

– Да нет, это у нас такое законодательство по труду. Перед тем, как он мог начать у нас работать, его вакансия должна была месяц провисеть в горисполкоме в Жодино. Честно говоря, думали, что сумеем этот вопрос решить, но этого не произошло. Мы все-таки соблюдаем наши законы. И Дорошенко месяц с нами тренировался, не получая зарплаты, пока не смогли официально с ним подписать контракт.

- Просто абсурдная ситуация. Но давайте продолжим тему легионеров. Кроме Дорошенко вы подписали контракты с македонцем Асани, армянином Камо Оганесяном, перезаключили соглашение с россияном Сосланом Гатаговым, но лишь Камо стал игроком основы. Из-за чего так произошло?

- У нас есть схема игры, есть определенные требования. И когда Асани их будет выполнять, привыкнет к другим скоростям, он будет играть. Ведь для этого мы его и брали в команду. Он – левоногий игрок. А у нас в стране левшей-защитников, которых мы могли бы пригласить, не так много, поэтому выбор пал на него. Да и выглядел в товарищеских матчах Асани неплохо. Но, опять же, спарринги и официальные игры – матчи разные. По нему есть вопросы, однако будет играть. Никуда он не денется. Тем более, Джелил – молодой парень, ему летом исполнится только 22 года. Так что это не тот случай, когда мы взяли в клуб опытного легионера и держим его в запасе.

Что касается Гатагова, он не играет из-за полученных микротравм. Сослан достаточно много пропустил, не набрал нужных кондиций. Старается сделать это сейчас. В матче с «Днепром» он сыграл за дубль. Я хотел его включить в заявку на матч основных команд, но Сослан сам сказал, что потянул мышцу. После каждой игры у него есть какие-то микроповреждения. Будем думать, как решить эту проблему. Оценку игре наших легионеров я пока дать не могу. Да и не считаю нужным. Все-таки пока идет чемпионат, они должны чувствовать себя полноценными членами команды. И любые разговоры о том, что я, дескать, ошибся, пригласив кого-то в команду, просто не нужны.

- Если говорить о трансферной политике клуба, вы ее в предсезонке выполнили успешно?

– Мы из разряда тех команд, которые стабильно функционируют, без задержек в выплатах зарплат. Да, когда-то раньше в «Торпедо» не платили шесть месяцев, но это в прошлом. Сейчас ситуация другая. Футболисты получают деньги в срок, ежемесячно. Но мы не такой богатый клуб, как «Шахтер», БАТЭ, брестское и минское «Динамо». Поэтому игроки часто выбирают место с лучшей зарплатой, какими-то другими условиями. И, естественно, все, что хотели, мы не реализовали. Но боеспособный коллектив создавать все равно нужно. Так что вместо одних пришли другие люди, с которыми тоже связываем определенные надежды. Рассчитываю, что наши новички нам помогут.

- После неприятных для вас поражений на старте чемпионата вы сказали, что в команде состоялся очень серьезный разговор. О чем шла речь? Не говорили ли об уменьшении премий из-за плохих результатов?

– То, о чем мы говорили, останется внутри коллектива. Здесь я ничего сказать не могу. Но, думаю, ребята на все отреагировали адекватно. Они взрослые люди и все понимают. За время моей работы в клубе такие встречи случались. У нас были разные ситуации, но из них мы выходили с честью, достойно. Надеюсь, и в этом году будет точно так же.

*  *  *

- Чаще других футболистов вашей команды болельщики обсуждают вратаря Валерия Фомичева. Что не так с парнем?

– Все нормально. Вокруг него создана лишняя шумиха, которая только раздражает и не дает человеку спокойно заниматься своим делом.

- Но это ведь не журналисты его плугом назвали, а тренер «Ислочи» Виталий Жуковский.

– Я не говорю, что журналисты. Один человек сказал – не знаю, со зла или по другой причине,– а другие разнесли. Некрасиво получилось. Все, что сказано один на один, должно между вами и остаться. Это не должно выноситься на всеобщее обсуждение. Вы же мужики. Не получилось понять друг друга на словах, зайдите в подтрибунное помещение – и разберитесь там. А когда это рассказывают прессе… Фомичев ведь ничего журналистам не сказал.

- Почему ему не разрешили разговаривать с прессой?

– А какой в этом смысл? Когда человек начинает оправдываться, он становится виноватым. Позиция нашего клуба основывается на том, что никакого инцидента не было. Поэтому и комментировать тут нечего. Вся эта история не стоит выеденного яйца. Как говорил Никулин, «не надо мстить своим недоброжелателям. Нужно просто стать счастливым и они умрут от зависти». Вот этого я хочу пожелать Валере. Пускай остается сильным.

- А вы помните то, что произошло между Жуковским и Фомичевым?

– Честно скажу, я не видел. Но я верю больше Валере. А он утверждает, что никого не оскорблял. Что послышалось Жуковскому, это уже его личное. У меня с ним нормальные отношения, но на этот счет с ним я не общался.

- Кроме этого момента, Фомичев «засветился» еще в двух эпизодах. «Динамо» требовало наказать его за якобы умышленный удар Артема Быкова, а в игре с «Витебском» в дополнительное время Валерий не смог выиграть верховую борьбу в штрафной, после чего соперник сравнял счет. Как вы это объясните?

– Я считаю, что в столкновении с Быковым Валера действовал в рамках правил. Просто каждый хочет видеть и слышать только то, что он хочет видеть и слышать. Вот и все. Прокомментирую ту ситуацию следующим образом. Какое движение было у нападающего, такое же последовало от вратаря.

А что касается пропущенного гола в матче с «Витебском», то Фомичев там был последним, кто мог все исправить. Там ведь была коллективная ошибка, начиная с аута, который мы заработали. Потом он перерос в угловой, в подбор соперника, в возврат мяча на фланг. Во время навеса на Вергейчика, забившего гол, его держали три наших футболиста. Так что в том эпизоде Валера просто не успел исправить общую ошибку.

- Все-таки любите вы Фомичева. И в прошлом году вы его ругали, и в этом, но все равно доверяете.

– Тарас, я человек объективный. Да, я люблю своих футболистов, но когда они что-то делают не так, я их критикую, ругаю. Но сейчас все внимание приковано к Фомичеву. Ведь есть же другие команды, есть другие вратари.

- А вы не хотите дать шанс резервисту Хаткевичу?

- Думаем и над этим, но первый номер в команде должен быть один. Есть яркий пример Акинфеева в ЦСКА. Да, он иногда ошибался, но сколько раз выручал команду. И ведь его не меняют, доверяют. Возможно, у каждого тренера свой взгляд на вратарский вопрос, но я считаю, что играть стабильно должен один голкипер.

*  *  *

- Как вам нынешний чемпионат?

– Чем-то особенным, если сравнивать с предыдущими сезонами, он пока не отличается. Клубы, которые будут бороться за высокие места, мы увидим чуть позже. Где-то после 10-15 туров. А если кто-то взял резкий старт, это еще не значит, что команда продержится в верху таблицы до конца сезона. Да и явного лидера сейчас нет. В таблице очень большая плотность. Любая команда за короткий срок может оказаться и среди лидеров, и среди аутсайдеров. Так что все относительно.

Тренерские отставки? Они нередкие в нашем футболе. Хотя, считаю, что с увольнением Боровского в «Динамо» немного погорячились. За пять туров очень сложно дать полную оценку работе специалиста.

Если говорить об игровой модели, то основная часть команд действует от обороны. Первым номером играет только БАТЭ. Остальные – в зависимости от соперника. В футболе говорят: «Покажи мне свою полузащиту, и я скажу, какая у тебя команда». И, естественно, когда у тебя нет техничных футболистов, игроков с быстрым игровым мышлением, начать играть первым номером бывает достаточно сложно. Поэтому у нас так и происходит.

- Если говорить о тренерском подходе, кто вам из коллег любопытен?

– В работе любого тренера можно увидеть что-то интересное. Когда просматриваю матчи, вижу рисунок игры, модель, которую хочет поддержать тренер. Любой человек, который творит, интересен.

- Вы говорили, что вам было интересно соперничать с Александром Седневым.

– Такая же ситуация была сейчас, когда он приезжал в Жодино с «Днепром». Он от игры к игре меняет схему, думает, как тебя переиграть. И пусть состав, возможно, послабее, чем у него был в «Белшине», он все равно стремится действовать на победу. Такое противостояние мне больше напоминает шахматы, где каждый хочет перехитрить каждого. Но мне интересно играть с любым тренером. И сейчас в Беларуси нет такой команды, которой бы руководил физрук, как любят говорить наши болельщики.

- Кто из футболистов белорусского чемпионата вызывает у вас интерес?

– Отдельно за кем-то я не слежу, но есть игроки, которые входят в расширенный список сборной. И выступления этих ребят я тщательно анализирую, и после каждого тура получаю по ним информацию. Если нужны какие-то дополнительные сведения, просматриваю видео.

- Сколько футболистов в этом списке?

- Порядка сорока человек. Это и легионеры, и ребята из чемпионата Беларуси.

- Кто, если не секрет?

– Фамилии называть не буду. Этот список все равно скоро обнародует федерация. Так что бежать впереди паровоза не хочу.

- Находясь на бровке во время матчей «Торпедо», вы успеваете отмечать кого-то из состава соперника для сборной?

– Нет, никогда. Во время торпедовских матчей я наблюдаю исключительно за своей командой. Отмечаю, что нужно исправлять в игре, какие необходимы замены. Так что я полностью сосредоточен на своей команде. Я не распыляюсь. А если буду распыляться, то ничего хорошего в итоге не получится. Для сборной кого-то могу отметить уже после матча, когда просматриваю запись игры.

- И все-таки, кто из футболистов вызвал у вас неподдельный интерес и удивил вас?

– Я пока еще не видел вживую «Минск», но все нахваливают их молодежь. Мне бы очень хотелось увидеть в деле эту команду. Тем более и Валерий Громыко, и Олег Евдокимов присутствуют в расширенном списке сборной.

- Футболиста какого амплуа не хватает национальной команде?

– А один-два хороших футболиста все не решат, и не станут гарантией попадания команды на топ-турнир. Нам нужно новое талантливое поколение. Если оно будет, думаю, мы сможем куда-то пробиться, за что-то побороться.

* * *

- Как вам удается и команду тренировать, и отслеживать ребят для сборной?

– А вы спросите у моей жены, как я работаю. Просыпаюсь в 7:30, засыпаю около полуночи. Хотя, когда по телевизору показывают футбол, могу и позже лечь. Недосып действительно есть, и к нему я уже привык. Приезжаю домой с тренировки и опять погружаюсь в футбол. Только уже с помощью компьютера. И так проходит день за днем. Ты даже в выходной полноценно отдохнуть не можешь. Передышку делаю тогда, когда вожу внука на тренировки в секцию спортивной гимнастики. Стараюсь планировать свой график. К примеру, в данный момент общаюсь с тобой, а после интервью хочу до Лиги чемпионов (разговор состоялся во вторник – Tribuna.com) успеть посмотреть еще один матч «Нафтана», так как уже готовлюсь к очередной игре чемпионата. Так что сейчас, естественно, больше времени уделяю «Торпедо». Все-таки сборная пока не играет. И если ты будешь в больших объемах в один день заниматься и сборной, и клубом, получится винегрет, как сказал один наш известный человек. Чтобы его не было, нужна определенная последовательность действий. И чем ближе будут сборы, матчи национальной команды, тем больше внимания буду уделять ей, общаться с тренерами и футболистами. Однако, повторюсь, за статистикой, играми кандидатов стараюсь следить регулярно. Если показывают матчи по телевизору, смотрю самостоятельно. Если нужно увидеть что-то еще, мне диски передает мой помощник по сборной Валерий Стрипейкис, и я с паузами и прокрутками смотрю игру, что-то для себя отмечаю.

- Вам повезло. Практически все игроки нашей сборной играют в Беларуси или России. Картинку матчей легко раздобыть.

– Да, у нас на Западе только Брессан играет в Португалии и Черник во Франции. Но найти видео игр их команд тоже не составляет труда. На дворе все-таки 21-й век.

- Максимальное количество игр, которые вы просматриваете за один день?

– Для анализа смотрю максимум три игры. Если будешь больше смотреть, просто притупляется восприятие. Кроме того, компьютер дает нагрузку на глаза, и это не очень хорошо может сказаться на зрении.

- А готовы ли были к такой серьезной нагрузке – совмещению двух постов?

– Конечно. Я ведь дал согласие работать одновременно в сборной и в клубе не с бухты-барахты. Думал, анализировал и пришел к выводу, что я смогу это делать.

- Вы говорили, что генеральный директор БелАЗа Петр Пархомчик нормально воспринял вашу совместную работу с «Торпедо» и сборной. А как он отреагировал на неудачи в первых матчах? Был ли между вами жесткий разговор?

– Нет, такого разговора не было. Был другой. Я просто сказал ему, что одну из задач на сезон мы не выполнили – не вышли в финал Кубка Беларуси. Но ведь есть еще другие задачи. И сейчас мы сосредотачиваемся на чемпионате, продолжаем работать. Я тебе в общих чертах рассказал о нашем разговоре.

- Складывается ощущение, что Петр Пархомчик – тот руководитель, с которым вам работать достаточно комфортно. Ни о каком серьезном недопонимании, которые случаются в командах между руководителем и тренером, мы пока не слышали. Вам дан солидный карт-бланш?

– На ковер меня тоже вызывали, поверь. Просто есть ситуации, когда не тренер не может или не хочет что-то делать, а так складываются обстоятельства. Так что я очень благодарен Петру Санычу за то, что он умеет понимать и ждать. Он терпелив. И это тоже большое дело для руководителя. А мы стараемся огорчать его минимально, и стремимся в каждом матче добиваться положительного результата. Подводить такого начальника, а Пархомчик постоянно интересуется делами клуба, очень неприятно.

Петр Пархомчик справа

- Если бы Пархомчик не дал согласие совмещать два поста, вы бы сконцентрировались на работе с клубом?

– Да. Считаю, что я человек слова. И еще перед началом чемпионата я Петру Санычу пообещал, что этот сезон я обязательно отработаю в «Торпедо». Когда поступило предложение от сборной, я поставил его в известность, мы пообщались, и он отметил, что вариант неплохой. Пархомчик сказал: «Если сможешь, то работай, ради Бога». Конечно, из-за моего совмещения постов вылет из Кубка Беларуси ему был неприятен. Но, как я уже говорил, все нормально. Работаем дальше.

- Почему контракт с федерацией подписали лишь до конца цикла?

– Мне кажется, это самое мудрое решение. Если моя работа устроит руководство федерации, то мы сможем поговорить о дальнейших планах. А заключать долгосрочные соглашения, а потом бить посуду, ругаться, если что-то не устроило, я не вижу смысла. Я не люблю никому быть обузой.

- Что первостепенно в вашей работе – клуб или сборная?

– Я бы не стал расставлять акценты таким образом. Делить никого не хочу. Для меня и клуб, и сборная равноценны. За результат я отвечаю и там, и там. 

Другие посты блога

Все посты