Tribuna/Теннис/Блоги/По синему/Шарапова – белоруска, которая родилась в России. Вот почему это произошло и что ее сейчас связывает с Беларусью

Шарапова – белоруска, которая родилась в России. Вот почему это произошло и что ее сейчас связывает с Беларусью

Теперь у нее будет больше времени, чтобы навестить Родину мамы и папы.

Блог — По синему
9 марта 2020, 06:59
25
Шарапова – белоруска, которая родилась в России. Вот почему это произошло и что ее сейчас связывает с Беларусью

Теперь у нее будет больше времени, чтобы навестить Родину мамы и папы.

26 февраля Мария Шарапова объявила о завершении карьеры и пообещала больше не возвращаться на корт. К 32 годам теннисистке пять раз покорялись турниры Большого шлема, а на Олимпиаде в Лондоне она взяла «серебро», проиграв в финале своей самой неудобной сопернице – Серене Уильямс.

Шарапова, хоть давно и живет в США, но свою блистательную карьеру провела под флагом России и сама считает себе русской. Особое место в сердце Марии занимает и Беларусь. Точнее, Гомель, где выросли ее родители и до сих пор живет бабушка.

Шарапова могла родиться в Беларуси, но из-за Чернобыля родители уехали в Россию

Родители теннисистки выросли в Гомеле. Познакомились они еще в школе – дружба со временем переросла в отношения, которые, пара позже узаконила. Шарапова иногда вспоминает о городе. С него прямо и начинается одна из первый глав автобиографической книги «Неудержимая. Моя жизнь», изданной в 2017 году.

«С чего же начать? Может быть, с Гомеля, города в Белоруссии, с его грязноватыми улочками и лесными тропинками, словно из сказки?» – вспоминает Мария.

Шараповы жили на окраине Гомеля в частном доме с двором возле леса.

«Когда мои родители вспоминают те годы, кажется, что они говорят о жизни в раю. Дом, деревья, тень под ними, пара влюбленных друг в друга молодых людей. Они были бедны, но не подозревали об этом. Дом был маленький и продувался всеми ветрами, но и об этом они не задумывались», – с теплотой пишет Шарапова.

Именно в Гомеле отец Юрий Шарапов благодаря подаренной братом ракетке пристрастился к теннису, который в советское время особо не котировался и считался буржуазным видом спорта.

«Мой дядя подарил папе ракетку на день рождения. Это была такая шутка. Ведь в теннис играли только богачи. Но в Гомеле недавно открылся теннисный клуб, и мой папа подумал: «А почему бы и нет?!» Сам он начал слишком поздно, чтобы стать большим игроком, но он был спортивным человеком и скоро стал прилично играть», – вспоминала Шарапова в своей книге.

Жизнь семьи Шараповых кардинально изменило 26 апреля 1986 года – день взрыва реактора на Чернобыльской АЭС.

«Апрельским утром 1986 года мама, работая в саду, услышала вдали грохот, похожий на гром. Она посмотрела в небо и продолжила работу. Вначале это выглядело именно так – просто что-то, что заставило вас поднять голову. Она должна была вот-вот забеременеть мной, своим единственным ребенком. В ту ночь по городу стали распространяться слухи, какие-то кошмарные рассказы. Чем был вызван этот грохот? На следующее утро небо заволокло дымом. И тогда слухи стали превращаться в догадки», – пишет в книге Мария.

Авария в близости от Гомеля, откуда до Чернобыля примерно 140 километров, заставила Юрия задуматься о переезде подальше от атомной станции.

«О боже мой! Это было просто безумие. Люди паниковали, хватали сумки и, кто мог, пытались бежать», – рассказывал много лет спустя Шарапов.

К активным действиям подвигла и скорая беременность матери теннисистки Елены.

«Лена была беременна, а Чернобыль-то близко! Радиация. Вот отец Маши, Юрий, и решил подстраховаться, отправил жену в Сибирь. Там Маша и родилась», – вспоминал первый тренер Шараповой Юрий Юдкин, который когда-то учил теннису самого Юрия Гагарина.

Елена по наставлению супруга переехала к своим родителям в небольшой сибирский город Нягань, где 19 апреля 1987 года родилась Мария. Роженицу из роддома забирал не отец, а дедушка Петр Помятинский. Интересно, что через три года в этот же город вместе с 4-летней дочерью Дарьей переселится семья Домрачевых.

«Отец называет Нягань «дерьмовым городишкой». В нем я и родилась 19 апреля 1987-го. В тот момент отца не было дома – он вернулся к работе, как только устроил маму. Он был в Гомеле, где праздновал Пасху со своими родителями, когда узнал, что стал отцом. Через несколько недель Юрий прилетел ко мне. Именно в тот раз он смог подробнее рассмотреть Нягань, грубое индустриальное поселение, состоящее из заводов и многоквартирных жилых домов. Отец понял, что не сможет жить там так же, как не сможет вернуться в Гомель. Тогда он решил воспользоваться ситуацией и уехать с нами в тот город, в котором всегда мечтал жить, – Сочи», – рассказывала в автобиографии Мария.

Юрию удалось поменять дом в Гомеле на небольшую квартиру в Сочи, куда переехала вся семья Шараповых. Именно на берегу Черного моря Мария начала делать свои первые теннисные шаги.

После победы на «Уимблдоне» в 2004 году Юрий стал чуть ли не самым известным родителем в теннисе. Гомельчанин на трибунах отличался своим взрывным характером. Сказал пару «лаковых» сопернице дочери Анастасии Мыскиной, едва не подрался с другим отцом – Джамалом Чакветадзе. После одного из матчей с Жюстин Энен Юрий вообще провел ребром ладони по горлу в сторону бельгийской теннисистки при том, что его дочь одержала победу. В последние годы Шарапова видели все реже на теннисных матчах. Сейчас Юрий отдыхает на пенсии и занимается водными видами спорта.

Непростой характер отца передался теннисистке. К примеру, во время финала в Штутгарте-2012 Мария между сетами чуть намеренно не зацепилась с Викторией Азаренко.

Мария не исключает, что высокая из-за Чернобыля

Чернобыльская авария занимает особое место в жизни спортсменки. Мария предполагает, что она могла повлиять на ее физические данные. Рост Марии – 188 сантиметров. Он значительно выше своих родителей. Бабушка Галина Шарапова рассказывала, что в юности девушка комплексовала – к 17 годам она была под 180 сантиметров. Думала, это из-за Чернобыля.

«Мои родители уехали на север. Многие остались. Мама моего папы осталась. Мы потом приезжали к ней отдыхать и поражались размерам грибов в лесу. Все говорили, что это от радиации, что наводит на мысли. Мои родители не маленького роста, но и не высокого. А я – 188 см, и это без каблуков. Я над ними возвышаюсь. Откуда во мне этот рост? Папа говорит, что я выросла усилием воли – потому что это было мне нужно, чтобы соревноваться. Он вообще верит в человеческую волю. Но реактор взорвался незадолго до того, как моя мама забеременела; она пила ту воду и ела те овощи и продолжила делать это и потом, когда уже ждала меня. Так что кто знает?» – размышляла теннисистка.

Если верить экспертам, радиация не могла повлиять на такой рост Шараповой. 

Конечно, внимание Марии не мог обойти популярный сериал «Чернобыль», созданный американским телеканалом HBO совместно с британской телесетью Sky. Теннисистка осталась под сильным впечатлением.

«Не могла перестать смотреть «Чернобыль» на HBO. Я до сих пор не могу поверить, что моя мама была беременна мной всего в 30 километрах, когда все это происходило», – рассказала Шарапова осенью 2019-го, когда ее попросили рассказать о 25 фактах о себе, которые никто не знает.

«Если бы не чернобыльская авария, моя жизнь была бы совсем другой. Я, вероятно, даже не играла бы в теннис», – резюмирует трагедию в Чернобыле Мария.

Играла на гомельских кортах

В детстве Мария успела опробовать и корты в Гомеле. В 12-лет девушка навестила город вместе с отцом. Юрий устроил спарринг между своей дочерью и другом Виктором Добродеевым – председателем одного из местных теннисных клубов.

«Мы пришли на теннисную площадку стадиона «Луч», и тут мне Юра говорит: «А теперь попробуй-ка ее обыграй». И точно: Маша меня, как говорят теннисисты, «начесала». Такая характерная девчушка, упорная, уже тогда держала свой кулачок. Казалось бы, 12 лет, а работала, как профессионал», – удивлялся Добродеев.

Самая нашумевшая поездка в Гомель состоялась летом 2010-го, когда Мария впервые за десять лет прилетела в Беларусь на частном самолете. Компанию Шараповой составил бойфренд – словенский баскетболист Саша Вуячич, который тогда брал НБА в составе «Лейкерс». Во время визита звездная тенниситка провела пресс-конференцию во дворце Румянцевых и Паскевичей. Там она призналась, что в ней есть и частичка белорусского.

«Я родилась в России и жила там семь лет, провела свое детство, но знаю, что мои родители здесь жили. И когда я сюда приезжаю, то чувствую себя частью Гомеля. Очень рада, что приехала, этот город занимает особое место в моем сердце. Последний раз я приезжала сюда 10 лет назад, и знаете мне очень приятно сейчас идти по этим улицам и узнавать места, в которых я была», – рассказала теннисистка.

Кстати, та поездка закончилась скандалом. По пути из Беларуси в США отец теннисистки оскорбил ее бойфренда. Подвыпивший Юрий на глазах у Вуячича спросил у дочери: «Зачем ты бросила Чарли? К чему тебе этот неуклюжий баскетболист?» Теннисистка попыталась обратить все в шутку, но получилось не очень удачно. Мария встала и вышла из бизнес-класса. Больше с отцом в самолете она не разговаривала.

В Гомеле по-прежнему живет бабушка

Если бабушка по материнской линии – Тамара Дмитриевна Помятинская – переехала из Нягани в Сочи, то бабушка по отцу – Галина Демьяновна Шарапова – вслед за сыном в Сибирь не полетела и осталась в Гомеле. Говорят, что Помятинские и Шараповы больше не общаются. Во-первых, Юрий и Елена развелись в 2007 году. Во-вторых, когда-то один из сочинских родственников рассказал журналистам, что двоюродная сестра Марии – Анна Помятинская – является ей родной. Такая история не понравилась Юрию, после чего начался разрыв в общении между семьями.

В 2005 году Галина Шарапова переехала из обычной «хрущевки» в квартиру в 9-этажном панельном доме. На переезд бабушки Мария выделила 3 тысячи долларов. Теннисистка иногда приезжает к Галине Демьяновне в Гомель. Если вспоминать 2010 год, то визит Марии был расписан буквально по минутам, и бабушка с внучкой поговорили всего час. При этом они часто общаются по телефону, особенно после важных матчей. Внучка делится впечатлениями от интересных знакомств и рассказывает о своих сердечных тайнах.

«Хоть расстояние и помешало стать настоящими подружками, Маша мне доверяет. И балует меня невероятно! Ни Маша, ни ее отец Юра никогда и ни в чем мне не отказывают. Внучка сумками подарки привозит! Таких вещей и украшений ни у кого нет. И духи у меня есть брендовые – Maria Sharapova. Благодаря внучке я в 71 год самая модная бабушка Беларуси!» – рассказывала Галина Демьяновна.

Особенно внучке нравится бабушкино варенье. В этом Мария призналась три года назад на подкасте The Tim Ferriss Show.

«Бабушкино вишневое варенье могу есть ложками», – поделилась Шарапова.

Вообще, общение с бабушкой и другими родственникам позволяет Марии не забывать о своих корнях за океаном.

«Я русская. Более того, это чувство глубоко укоренилось в моей душе, оно является результатом наследственности и всей истории моей семьи. Я ощущаю его каждый раз, когда возвращаюсь в город Гомель в Беларуси, чтобы встретиться со своими бабушкой и дедушкой, когда я еду в Сочи, чтобы встретиться со своими друзьями или когда я в Москве играю на турнире. Это связано с языком и звуком улиц, но не только с голосами, произносящими отдельные слова, а и с манерами, менталитетом, поведением окружающих», – написала Шарапова в автобиографии.

Мария часто жертвует на благотворительные проекты в Беларуси

При всех титулах и наградах Шарапова еще и посол доброй воли программы развития ООН. Она помогает в реализации семи проектов, рассчитанных на поддержку людей после чернобыльской аварии в пострадавших регионах Беларуси, России и Украины.

«Моя цель – послать четкий сигнал, что мы все осознаем сложившуюся ситуацию, то, что случилось много лет назад, и что люди там до сих пор ежедневно чувствуют на себе последствия аварии, заболевают и вынуждены там жить», – объяснила участие в проектах Мария.

На борьбу с последствиями Чернобыля теннисистка выписывает чеки на круглые суммы. К примеру, в 2007-м передала упомянутым проектам 100 тысяч долларов.

В следующем году ее персональный фонд выделил 210 тысяч долларов на оплату обучения в Белорусской академии искусств и Белорусском государственном университете для детей из районов пострадавших от чернобыльской аварии.

В 2010-м Мария побывала в пяти деревнях Брагинского и Чечерского района, где на ее средства ранее открыли пять филиалов музыкальных школ. Благотворительный проект, направленный на помощь детям из загрязненных радиацией территорий, выделил на это порядка 30 тысяч долларов. Также во время поездки по Беларуси спортсменка заявила, что даст еще 250 тысяч долларов на реализацию других проектов.

«Раньше мы направляли деньги на реализацию проектов в загрязненных регионах в сфере экологии и образования, а сейчас направим на спорт. Очень важно, чтобы дети проявляли физическую активность. Необязательно это будет теннис, может быть, хоккей или фигурное катание», – сказала Шарапова.

Слова теннисистки не оказались простыми обещаниями. К примеру, в 2017-м в Хойникском районе открыли корт при поддержке Шараповой. Стоимость проекта составила около 50 тысяч долларов.

В 2011 году к 25-й годовщине аварии в Чернобыле на своем сайте Мария запустила специальный раздел, посвященный трагедии.

«Даже 25 лет спустя эта трагедия тревожит мой народ. Сегодня я хотела бы поблагодарить и вспомнить тех героев и их семьи, которые пожертвовали собой во время катастрофы, чтобы помочь людям. Я бы хотела сфокусироваться на будущем и дать надежду каждому в этом регионе, что они могут жить нормальной жизнью и мечтать о чем-то большом», – сказала в видеообращении Мария.

Другие посты блога

Все посты