Tribuna/Футбол/Блоги/Пойди поставь сторожа/Как я пыталась понять, почему продавец электрокаров разочаровался в белфутболе и вдруг ушел из «Андэрдога», заварив кашу с объединением

Как я пыталась понять, почему продавец электрокаров разочаровался в белфутболе и вдруг ушел из «Андэрдога», заварив кашу с объединением

Но покинул свой клуб за пару дней до жеребьевки Д2.

20 марта 2020, 15:14
12
Как я пыталась понять, почему продавец электрокаров разочаровался в белфутболе и вдруг ушел из «Андэрдога», заварив кашу с объединением

Сложный Алексей Еремчук.

На этом месте должно было выйти интервью с Алексеем Еремчуком, руководителем Moscow Tesla Club и инвестором – уже бывшим – минорного клуба «Андэрдог» из Чисти. По крайней мере, к этому было приложено немало усилий: разговор состоялся, был отснят и отправлен на вычитку, но потом вдруг что-то пошло не так.

Моя первая встреча с Алексеем состоялась в сентябре 2019-го. На тот момент Еремчук, российский бизнесмен с белорусскими корнями и апологет электромобилей, уже полгода опекал скромный второлиговый клуб из Чисти. Про футбол публично не высказывался, да и вообще не был частым собеседником журналистов. Из немногих интервью удалось узнать, что интерес к сфере бизнеса проявился у Алексея еще в школьные годы. Поспособствовало этому то, что в старших классах парень посещал занятия в экономической школе, финансируемой фондом миллиардера Сороса. После этого Алексей решил продолжить изучение экономики и поступил в БГЭУ, вот только университет он так и не закончил – отчислился на втором курсе, разочаровавшись в предлагаемой программе. Как пояснял в одном из интервью, учеба в нархозе оказалась далека от реалий бизнеса.

Сегодня за плечами Еремчука немало разных бизнес-проектов: продажа кондиционеров, компьютеров, биржа по продаже ссылок. Но в один прекрасный момент все внимание было сконцентрировано на электрокарах. По словам Алексея, в 2013 году его так впечатлил ролик о заводах Tesla, что он, словно наяву, увидел поселки, города, парки, где люди дышат воздухом без выхлопных газов. И с этого началась Moscow Tesla Club – компания, которая привезла электромобили от Илона Маска в СНГ. История ее создания, судя по публикациям в СМИ, тянет на фильм. Сценарий таков: Еремчук уехал в Москву с 300 долларами в кармане, жил в хостеле, с большим трудом привозил первые «Теслы». Разве не интересно узнать, что такой человек делает в белфутболе, да еще и в глухом миноре? Зачем ему пятитысячная Чисть?

Еремчук сразу же принял предложение пообщаться о команде, и через несколько дней мы встретились. Собеседник был подчеркнуто любезен, но на вопросы отвечал уклончиво. Упорно не хотел делиться планами на будущее – ссылался на то, что сначала надо попасть в первую лигу, а потом посмотрим. Поинтересовалась, зачем ему вообще помогать чистинской команде, и получила такой ответ – ребята сами на меня вышли, и захотелось им помочь, потому что они живут футболом. Но как вышли? Не так давно тайна раскрылась. Директор клуба Николай Метлицкий признался в интервью «Спорт-кадру», что Еремчук – его племянник. Бизнесмен просто согласился в трудный момент выручить команду дяди и двоюродных братьев – Денис Метлицкий был многолетним тренером коллектива, а Никита – капитаном. Но на всякий случай: решил помочь ребятам, которые сами на меня вышли. Метлицкий-старший как-то признался, что родом он с Полесья. Корни самого Еремчука тоже там, на юге страны, но вырос он под Молодечно – семье пришлось бежать от Чернобыля. На новом месте начал заниматься боксом, что позже привело в знаменитый минский клуб «Чинук» – там уже пробовал себя в муай-тай рядом с известными бойцами.

Прошлой осенью Алексей предложил оставить вопрос о своем приходе в команду до следующего интервью. Сказано – сделано, тем более что на тот момент у меня не было оснований подозревать собеседника в неумении держать слово. Да и повод для повторной встречи действительно был. «Андэрдог», один из двух частных клубов в нашем миноре, да и один из немногих во всем белфутболе, не справлялся со своей задачей выйти в первую лигу. Хотелось узнать у спонсора команды, в чем он видит причины неудачи, что планирует делать дальше, да и что вообще ему дал – или не дал – этот сезон в белфутболе. Так что в ноябре снова попросила Алексея о встрече, в январе он дал согласие.

Долго не могли состыковаться, и тем временем в Молодечно началась эпопея. Два местных клуба – «Молодечно» и пресловутый «Андэрдог» – за прошлый сезон в Д3 не смогли добиться повышения в классе, но перешли в Д2 из-за недобора команд. Гром грянул в феврале, когда в публичном пространстве стала широко обсуждаться идея объединения клубов.

Если клуб из Чисти поддержал инициативу, с «Молодечно» все оказалось сложнее. Опасаясь поглощения, тренерский штаб, игроки и простые болельщики бело-зеленых начали настоящую войну против чиновников и «Андэрдога». Появился и комментарий самого босса «Андэрдога», где он называл объединение команд инициативой чистинцев, а еще распекал тренера «Молодечно», который якобы присутствовал в пьяном виде на сентябрьском матче своего клуба с «Арсеналом». Любопытно, что в разговоре со мной всего через пару дней после того матча Еремчук ни словом не обмолвился про случай с пьяным тренером, зато назвал атмосферу на игре классной. Еще более любопытно, что вскоре после того комментария «Трибуне» на страницах «Андэрдога» в социальных сетях появилось сообщение: мол, наш учредитель не давал никаких официальных комментариев, не доверяйте сторонним источникам. Позже Алексей признавался, что тот комментарий он все же давал, но ожидал получить его на вычитку. Видимо, забыл предупредить об этом журналиста.

Все-таки мне хотелось побольше узнать о позиции «Андэрдога» во всей этой истории с объединением, поэтому я позвонила директору команды и дяде Еремчука Метлицкому – очень вежливому, кстати, и сдержанному человеку. А через несколько дней, в конце февраля, случайно наткнулась на Алексея на фудкорте «Арены-сити», где у попечителя «Андэрдога» было что-то вроде антикризисного совещания с парой коллег по футболу. Сразу поняла, насколько сильно полемика вокруг объединения задела бизнесмена. Минут 20 выслушивала его эмоциональную речь о том, как на самом деле важно поменять логотип «Молодечно» и кто стоит за нападками фанатов – а по мнению Еремчука, за активностью болельщиков действительно кто-то стоял. Я немного знаю фанатскую культуру, поэтому постаралась со своей стороны объяснить бизнесмену: для болельщиков на самом деле важны цвета и эмблема клуба, это надо просто принять, если не удается понять.

Долгожданное интервью решили назначить на начало марта. За несколько дней до того Еремчук обратился с просьбой созвониться и сделать материал по телефону, на что я согласилась, вот только звонка так и не последовало. Зато 8 марта фанаты «Молодечно» запланировали встречу с Алексеем, и уж тут он мне пообещал найти после встречи время и для беседы.

Встреча проходила в придорожном кафе в деревне Криница под Молодечно. Бизнесмен появился у кафе с опозданием минут на 15. Пара слов о манере поведения Еремчука. Помните старые видео с презентаций Apple, где Стив Джобс в простой черной водолазке и джинсах рассказывает о новых моделях айфонов? А фото Марка Цукерберга и Билла Гейтса в аналогичных образах? Алексей Еремчук – это совсем другой случай, наш герой одевается с иголочки и явно не сторонник минимализма. На встречу с болельщиками в деревенском кафе, где на втором этаже под колоритную российскую попсу праздновали женский день, он приехал на «Майбахе». На нем же мы отправились назад в Минск – для экономии времени Еремчук предложил побеседовать по дороге. Кстати, оказалось, что даже на белорусских дорогах «Майбах» прекрасно разгоняется до 180 км/ч. Сама беседа с молодечненцами прошла на удивление мирно. Удалось обсудить не только драму с объединением клубов, но и какие-то личные истории, например, то, что босс «Андэрдога» закончил белорусскоязычную школу (и в этой связи ему было особенно неприятно читать призывы некоторых фанатов «убираться к себе в Россию»).

Времени в дороге не хватило, продолжили беседу за чашкой кофе. И в разговоре хватало интересного – и факты из биографии, и выводы про бизнес и футбол, и рассказ о войне с «Молодечно» из первых уст. Говорили о том, трудно ли было постоянно проживающему в Москве бизнесмену уделять внимание клубу (да, трудно, надо выстраивать менеджмент) в белорусском поселке. Удалось затронуть и то, как менялось отношение босса чистинской команды к объединению с государством (со временем пришло осознание, что частный проект и завязанная на постоянных согласованиях госмашина работают на разных скоростях), как на это отношение влияли действия местных чиновников.

Сама спросила у собеседника, нужна ли ему вычитка, и он впервые за все время знакомства попросил о ней. Подготовила текст, выслала. Собеседник захотел внести правки – ничего страшного. Вот только все затянулось на несколько дней, на протяжении которых Еремчук постоянно обещал выслать свою версию в самое ближайшее время. Как-то от него прилетает предложение сделать, цитирую, отдельный «горячий материал» про чиновников и их отношение. Соглашаюсь выслушать Алексея, вот только до разговора опять так и не доходит. Пока жду, команду нашего героя лихорадит. Еще задолго до встречи с болельщиками он раздумывал над тем, чтобы покинуть белфутбол, и от Еремчука приходят самые противоречивые сведения на эту тему. Сначала он уходит из клуба, затем после протестов игроков возвращается, и вот перед выходными все-таки созревает покинуть белминор окончательно. Наверное.

Но вернемся к злополучному интервью. Правки к нему Алексей наконец высылает в выходные, сопровождая их тонной негатива – дескать, текст невозможно читать, и если не согласны на правки, я запрещаю вам публиковать интервью. Но если согласна, ведь не запрещает, верно? Так что трачу еще больше времени на то, чтобы внести правки, высылаю собеседнику итоговую версию. И тут сюрприз – Еремчук все-таки запрещает публиковать текст. Пытаюсь выяснить причины, но четкого ответа нет. Есть только обвинения в нелогичности, нераскрытости тем (притом, что значительную часть важных моментов собеседник опустил сам) и в том, что говорить-то надо было не про то. Наверное, взрослый человек, учредитель футбольного клуба и руководитель целой компании по продаже электромобилей в СНГ за пару часов беседы под диктофон просто не набрался смелости сказать то, что считал нужным, хотя степень его эмоциональности говорила о другом. Как так вышло-то?

Еще одна деталь. Как только материал был забанен, одному из авторов «Трибуны» пришло сообщение от Еремчука, в котором он предлагал дать интервью и, конечно же, без утаек рассказать всю правду. Ответить на вопросы журналиста бизнесмен согласился письменно – отвечает до сих пор.

Со мной предприниматель так и не смог внятно обозначить свою позицию по крайне важным моментам. Остается он или нет? Вроде как рассуждал о развитии детской школы, но в очень уж сослагательном наклонении. За пару дней до жеребьевки Первой лиги все-таки ушел. Что особенно печально, сделал это именно тогда, когда многим игрокам команды уже не найти себе место в других клубах Д2. Причем состав у андэрдогов был неплохой – взять того же Холодинского, который в предсезонке играл за чистинцев. Известно, что футболисты были согласны на урезание зарплат, лишь бы выступать в Д2. Вряд ли у них были причины не доверять учредителю клуба в плане денег – как он рассказывал сам, в сезоне-2019 все зарплаты выплачивались без задержек, да и условия у ребят были неплохие.

Знаю, что Еремчук допускает возможность когда-нибудь вернуться в футбол. Хочется верить, что это будет совсем другая история.

 фото: rbc.ru, страница ФК «Молодечно» Вконтакте

Другие посты блога

Все посты