«Больно видеть легитимное убивание»
Известная писательница, сценарист, теле- и радиоведущая рассказала о том, как уже 18 лет ходит в качалку и что ей это дает. Поведала о видах спорта, которые не может смотреть без улыбки, и о тех, которые не смотрит вообще. Назвала спортсменов, которых считает сексуальными. Тамара Лисицкая также отметила, что музыкальный канал, как и спортивный, трудно заполнить белорусским контентом, призвав при этом стремиться не к количеству, а к качеству.

Известная писательница, сценарист, теле- и радиоведущая рассказала о том, как уже 18 лет ходит в качалку и что ей это дает. Поведала о видах спорта, которые не может смотреть без улыбки, и о тех, которые не смотрит вообще. Назвала спортсменов, которых считает сексуальными. Тамара Лисицкая также отметила, что музыкальный канал, как и спортивный, трудно заполнить белорусским контентом, призвав при этом стремиться не к количеству, а к качеству.
«Не ищу свое имя в Википедии»
— Кто такая Тамара Лисицкая?
— Сложно быть оригинальной. Это я.
— Трудно было нам с вами выкроить время для интервью. Отсюда вопрос: не слишком ли много времени уделяет красивая, успешная леди семье?
— Семье трудно уделить слишком много времени. Его как раз не хватает, даже всего дня.
— В наше время женщины, независимо от сферы занятости, будь то спорт или бизнес, все чаще откладывают создание семьи, рождение ребенка. Почему так происходит?
— Ответ очевиден — хотят сделать карьеру. У женщин такие же амбиции и таланты, как и у мужчин. Им так же хочется состояться личностно. Или они не очень верят мужчинам, и хотят состояться финансово, чтобы быть независимыми. Это сложно сочетать — карьеру и семью. Но можно.
— А правильно ли это?
Моя хорошая знакомая родила первенца в 37 и прекрасно себя чувствует.
— То, что женщины откладывают с рождением детей? Ну, какой-то люфт есть — совсем не обязательно родить в 18. Моя хорошая знакомая родила первенца в 37 и прекрасно себя чувствует. Все индивидуально, главное — за здоровьем следить.
— Сегодня вы больше телеведущая или писательница?
— Я пишу рассказы и стишата со школьных лет. На телевидении работаю с третьего класса. Все происходящее воспринимаю как сюжет, каждый день что-то записываю в блокнотик — словечки, черточки, истории. И все вижу с точки зрения картинки, кадра. Люблю драматургически завершенные разговоры. Телевидение и буквы были моими игрушками в детстве, а сейчас — в составе моей крови.
— Наша аудитория, преимущественно мужская, не смотрит женские шоу. Ведь правильным будет утверждать, что «Только женщина знает» — таковое? Могли бы мужчины найти в вашем шоу что-то интересное или полезное для себя?
— Мужчинам и женщинам полезно погружаться в параллельные миры, чтобы набрать там опыта хотя бы обольщения. А может, и понимания. Я говорю об открытых, высокоорганизованных мужчинах и женщинах. Можно даже не смотреть, но спокойно допускать существование иного актуального формата. Ортодоксальные мужчины женские шоу презирают — это «не по-пацански». Но тут уже бессмысленно руками махать — такие мужчины женщин обычно не слушают. Вообще не знают, что женщины умеют разговаривать.
— А что знает только женщина?
— Все то, что мужчина не может знать физиологически. Это много. Женская психология, женская сущность — это все до сих пор считается чем-то вторичным, немножко смешным, утомительным, не существенным. Но давайте не будем забывать, что половина людей — женщины, что женщины рождают человечество, несут ровно половину генетической информации и консервируют, сохраняют человеческий опыт, отпуская мужчин вперед совершать открытия. Каждому полу — свое. Женщины, физически более слабые и зависимые от физиологических моментов (беременность, уход за грудничком), затерты на задворки истории. Это плохо. Это привело к адреналиново-андрогенной катастрофе сегодняшнего дня. Женское мнение надо уважать. Искренне. А для этого женщину надо знать, понимать ее мотивы. Наша передача, в общем-то, ради этого и задумывалась.
— Ваша последняя книга вышла в свет в 2007 году. Разочаровались в писательстве?
Женщины потому не оставили так много памятников нерукотворных себе, что были заняты готовкой обеда.
— Нет. Не успеваю писать физически. Хозяйство, дети, денежные работы, которые позволяют кормить семью. Именно поэтому я так уверенно и заявляю — женщины потому не оставили так много памятников нерукотворных себе, что были заняты готовкой обеда. Но у меня есть няня, родители. Так что вот подрастим младшенького — и издадим новую книгу.
— Вы как-то назвали свое поколение «потерянным» в плане белорусского языка. Этим объяснили тот факт, что пишете по-русски. Так плохо все с «мовай»?
— У меня да. Не очень. Нормальное произношение, но я не мыслю по-белорусски. А думать, потом переводить — это уже что-то невозможное. Вряд ли я называла свое поколение потерянным — покажите мне эту цитату. Я говорю о себе. Компенсирую свой языковой нюанс продвижением «мовы», белорусскоязычной музыки, авторов в тех ресурсах, где что-то решаю.
— А можете ли охарактеризовать состояние современной белорусской литературы?
— Так себе состояние. Как и во многих других областях. Но я лично знаю нескольких очень талантливых авторов, нескольких очень принципиальных издателей, которые хотят издавать только своих. А значит, процессы идут. Мне надоело играть в глобальность, пытаться анализировать какие-то общие состояния. Вот я, вот моя голова, вот мои глаза, которые видят, сердце, душа между ними где-то. Я этим располагаю, других аналитических центров у меня нет. Я живу, как живу, пишу, как пишу, иду вперед.
— Справедливо ли считать белорусскими писателями людей, пишущих по-русски. Ведь, пожалуй, это скорее писатели Беларуси.
— Если вы о том, как мне приятнее называться, — так мне все равно. Я не ищу свое имя в Википедии. То, что я делаю прилюдно, медийно — моя самоидентификация. Как реальному человеку мне важны мнения читателей, а не критиков. Они поступают ко мне напрямую, нам посредники не нужны. А если порассуждать о холодной войне русскоязычных и белорусскоязычных писателей Беларуси… Так ведь правда такова, что люди вокруг нас говорят и так, и эдак. Такое время у нас. Я живу в этом времени и пишу о нем на одном из его языков.
«Спорт, быт или секс — это уже вопрос тематического планирования»
— На телевидении вы с 10 лет. Можете обозначить, какие качественные изменения претерпело ТВ за время вашей работы?
— Телевидение — это технологии. Технологии всегда меняются, тут никакой сентиментальности.
— Спорт по ТВ часто смотрите?
— Большие спортивные события — всегда. Олимпиады, чемпионаты. Правда, только фоном. На прошлой неделе смотрела матч БАТЭ (против «Виктории» в Лиге чемпионов — Goals.by) на канале «Беларусь 1».
— Какого вы мнения о создании спортивного канала в стране? Созрели? Есть, что показывать?
Страна у нас не очень большая, не надо гнаться в таких условиях за количеством. Лучше меньше, но лучше.
— Сложный вопрос. Это как с музыкой. Ну, не набирается ее, качественной, на 24 часа разноформатного вещания. Возможно, со спортом та же ситуация. Страна у нас не очень большая, не надо гнаться в таких условиях за количеством. Лучше меньше, но лучше.
— Женское и спортивное ток-шоу имеют принципиальные отличия, не знаю, в плане технологии, что ли?
— Спортивная тема будет присутствовать на равных с другими социальными темами. В контексте программы для нас важны два человека — мужчина и женщина, — погруженные в одну проблему. А будет это спорт, быт или секс — это уже вопрос тематического планирования.
«В качалку хожу уже 18 лет с перерывами на беременности и роды»
— Какое-то время вы занимались, насколько я понял, тяжелой атлетикой? А может, это бодибилдинг? Откуда увлечение не самым популярным в стране видом спорта?
— Вот уж не думала, популярен этот вид спорта или нет :). Занималась и все, нравилось. Я не знаю, как это правильно назвать — бодибилдинг, качалка, таскание железа. С перерывами на беременности и роды занимаюсь этим делом 18 лет.
— Недавно белоруска Анастасия Новикова стала чемпионкой мира по тяжелой атлетике, подняв в сумме 237 килограммов. А сколько прежде «рвали» и «толкали» вы?
Просто нравилось, когда долгий, нудный процесс, адский какой-то, тяжело, а потом вдруг такое счастье тела — после тренировки.
— Нет, что вы, все не так серьезно. Мне не нужны были олимпийские результаты. Я занималась для себя, чтобы чувствовать мышцы. У меня и сейчас, после трех родов, неплохой тонус. Это при склонности к полноте. Просто нравилось, когда долгий, нудный процесс, адский какой-то, тяжело, а потом вдруг такое счастье тела — после тренировки. Идешь и звенишь каждой клеточкой, так там все натянуто, так все светится. Мне вот это в силовых тренировках нравилось и нравится. И тогда, и сейчас работала с малыми весами на сжигание, на «подсушку», а не для объемов и обрастания килограммами трицепсов.
— А было бы интересно…
— Когда тепло — бегаем с кем-то из детей по стадиону. Очень люблю ходить пешком. Но времени на спорт очень мало.
— Детей в профессиональном спорте видите?
— Нет. Поздно им уже. Старшему 12 — старичок :). Да и трудно это. Хотя жизнь интересная у спортсменов. Но не у всех, конечно, а у добившихся чего-то. В спорте мне больше нравятся такие вещи, как спортивный дух и общая спортивная подготовка. Вот это я у детей видеть хочу.
— А что до болельщицких предпочтений?
— Люблю зимние виды спорта. Сама атмосфера приятна. Чисто вуайеристски люблю. Готовлю обед (стараюсь без холестерина, без зажаривания) и наблюдаю за прыжками с трамплина. Но это фоново, очень фоново. Понимаете, для того, чтобы успевать хоть что-то в своей профессии при наличии детей и хозяйства, нужно почти полностью отказаться от развлекательного бэкграунда. Весь мой мир состоит из приятных, но, тем не менее, обязательств. Я болела всем нутром в последний раз в классе ударных инструментов, когда дочка Катя сдавала свой первый экзамен в музыкальной школе :). Предпочтения в спорте? Нравится то, где без крови. Больно мне видеть легитимное убивание. А все остальное — в радость. Сумо и керлинг без улыбки смотреть не могу, всегда такое удовольствие…
— Можете составить свой рейтинг сексуальности белорусских спортсменов? Определить для себя критерии вольны сами.
— Я мало их знаю, к сожалению. Самый сексуальный спортивный человек Беларуси — это моя подруга Женя Павлина. Она просто прекрасна, она красавица, у нее железный спортивный характер. Это среди дам. Сексуальны, на мой взгляд, Дарья Домрачева, Юлия Раскина, Анна Шаревич. Из мужчин — Макс Мирный, Александр Куль, Руслан Салей был очень харизматичным…
— Андрей Курейчик написал сценарий сериала «Выше неба», одним из реальных персонажей которого стала пловчиха Александра Герасименя.
— В моих книгах уже были «камео»: я писала о реальных людях моего цеха — телеведущих, музыкантах, актерах. С сохранением фамилий и дат. Если будет нужен сценарий о спортсменах, я и его напишу.