«Выслушиваю много оскорблений»
Дарья Изофатова рассказала Goals.by о том, как девушка может до такой степени увлечься футболом. О том, чем отличается женский футбол от мужского. Сравнила эмоциональность футболистов и футболисток. Объяснила, с кем работать труднее и почему. Призналась, что не чурается макияжа перед матчем. Заодно поведала и о своей свадьбе с голкипером молодежки Артемом Гомелько.
Дарья Изофатова рассказала Goals.by о том, как девушка может до такой степени увлечься футболом. О том, чем отличается женский футбол от мужского. Сравнила эмоциональность футболистов и футболисток. Объяснила, с кем работать труднее и почему. Призналась, что не чурается макияжа перед матчем. Заодно поведала и о своей свадьбе с голкипером молодежки Артемом Гомелько.
«Примером является Коллина»
— Как у девушки возникло желание податься в арбитры?
— С детства интересуюсь футболом. Это хобби передалось от родителей. Отец — заядлый болельщик, регулярно брал меня с собой на стадион. Мы живем с семьей в Жодино и поддерживаем наше «Торпедо». А потом захотелось, чтобы увлечение стало профессиональной деятельностью. Когда приняла такое решение, мне было 17 лет. Футбольную карьеру обычно начинают в восьмилетнем возрасте, так что мой поезд ушел. Зато была возможность стать судьей. Лет шесть назад проходила в Жодино курсы молодого арбитра, и была на них единственной девушкой. Другого спортивного образования не имею. Сейчас посещаю семинары по улучшению понимания игры, сдаю спортивные нормативы.
— Проходят ли женщины-арбитры подготовительные сборы?
— Регулярно. Как правило, основой для них служит какой-нибудь турнир. Иногда женщин собирают отдельно, но чаще повышаем квалификацию параллельно с мужчинами. Мы просматриваем игры, в том числе и собственные работы, разбираем ошибки. Нас также информируют о нововведениях ФИФА и УЕФА. Последний такой сбор случился летом после завершения чемпионата мира.
— На кого равняетесь в своей профессии?
Примером является Пьерлуиджи Коллина. В Беларуси уважаю Алексея Кульбакова. Он действительно талантлив.
— Примером является Пьерлуиджи Коллина. В Беларуси уважаю Алексея Кульбакова. Он действительно талантлив.
— Можно ли назвать судейство хлебным заработком для девушки?
— В какой-то степени да. Не хочу вдаваться в финансовые подробности. Все рефери имеют дополнительный доход. Я, кроме футбольной работы, делаю еще и экономическую по своему образованию — веду бухгалтерию. Хотя мужской арбитраж оплачивается выше.
— Насколько работа мужчин-рефери отличается от арбитра женского?
— В принципе, ничем. Правила футбола для всех едины. Для женщин лояльнее составлены нормативы. Кроме того, с нами деликатнее обходятся. Хотя после того, как выходишь со свистком на поле, ты уже не женщина, ты — судья. Во время обслуживания матча приходится выслушивать много оскорблений. На женщин кричат меньше, но находятся и такие грубияны. Нужно уметь сохранять выдержку, а при случае — и применить санкции.
— Как часто судите мужчин?
— В минувшем сезоне работала с дублирующими составами команд высшей лиги. Приглашают меня и на товарищеские матчи. За мужчинами, правда, бывает сложно угнаться.
— Помните первую работу на мужском матче?
В первенстве дублеров первым матчем стала игра вторых номеров «Торпедо» и «Партизана». Конечно, присутствующие были удивлены.
— Как такового первого истинно мужского поединка и не было. Первые шаги в карьере совершала на детско-юношеских соревнованиях. В них принимали участие парни. В первенстве дублеров первым матчем стала игра вторых номеров «Торпедо» и «Партизана». Конечно, присутствующие были удивлены. Но я не обращала внимания на реакцию окружающих. Все мои мысли были сосредоточены на игровых эпизодах.
— Скоро ли девушки смогут работать на мужских матчах высшей лиги и нужно ли это белорусскому футболу?
— Чтобы обслуживать высший дивизион, необходимо пройти огонь и воду второй и первой лиг. Мы в своем женском кругу очень надеемся, что в скором времени нам доверят судить вторую лигу.
«Девушки излишне эмоциональны»
— Как сильно отличается ли женский футбол от мужского?
У девушек с этим возникают проблемы. Казалось бы, передача должна идти в одну сторону, но мяч посылают совсем в другую.
— Отличается, и даже очень. Во-первых, по темпу. У девушек ниже скорость. Во-вторых, по пониманию происходящего на поле. Мне как судье проще работать с мужскими командами. Там все пасы читаются. У девушек с этим возникают проблемы. Казалось бы, передача должна идти в одну сторону, но мяч посылают совсем в другую. Конечно, есть женские футбольные клубы, способные играть на высоком уровне, но таких мало.
— А для чего нужен женский футбол?
— Это такой же вид спорта, как и бокс, гандбол. Он имеет право на жизнь. Многие девушки в нем самовыражаются.
— Ругаются ли девушки на футбольном поле?
— Девушки излишне эмоциональны. Они вполне могут «обложить». В драку, как парни, не полезут, но выскажут в лицо все, что думают и не думают. Обязательно их наказываю. Если вовремя не пресечь подобное поведение, то в дальнейшем оно может повлиять на ход игры. Обычно победившая команда довольна судейством, а проигравшая, наоборот, винит рефери в своей неудаче.
— Наводите ли вы «марафет» перед выходом на поле?
— Специально перед зеркалом не стою. Работаю с обычным макияжем, которым пользуюсь каждый день. Собираюсь на футбол так же, как и на прогулку. Прически делаю удобные. Чаще всего это косы.
— Пытались ли мужчины-футболисты, кроме Гомелько, ухаживать за вами или делать подарки?
— Можно, я не буду отвечать на это вопрос? Это может расстроить некоторых людей.
— Есть ли у вас профессиональная цель?
В прошлом году меня порекомендовали на международные матчи. Хотелось бы обслуживать чемпионат Европы.
— Я не просто так зубрю иностранный. В прошлом году меня порекомендовали на международные матчи. Хотелось бы обслуживать чемпионат Европы. И это реально. В моей практике есть судейство на международном уровне. Я работала на линии в отборочном матче мирового первенства между Турцией и Мальтой. Пока что имею первую категорию. Чтобы получить высшую, необходимо провести очень много игр. У меня большая конкуренция в этом плане. В Беларуси есть две женщины международной категории — Ирина Туровская и Алеся Зятева. Я тоже готова проявить себя.
«Период с января по март проводишь в гордом одиночестве»
— А легко ли быть супругой футболиста?
— Мне не с чем сравнивать:). Ничего необычного в совместной жизни со спортсменом я не вижу. Единственное отличие состоит в том, что такая работа мужа заставляет постоянно находиться в ожидании.
— Посещаете матчи с участием Артема?
— Конечно! Но делаю это «втихаря». Если он узнает о моем приходе, то не сумеет сосредоточиться. Естественно, Артем предполагает, что я могу появиться на трибуне, но знать об этом наверняка ему не стоит. Храню свои планы относительно матчей в секрете от мужа. Тем более часто случается, что я сама в то же время где-то работаю судьей.
— Правда ли, что жены футболистов — это гламурные дамы, которые сидят дома и отращивают ногти?
— Хм… Гламур — слишком широкое понятие. Себя мажорной девочкой не считаю, но и от «гламурного» статуса не отказываюсь. Юбки, каблуки и шубы — все самое красивое и модное ко мне относится. Спортивный стиль использую на работе. Тем не менее, в моем образе есть что-то непосредственное.
— Какими качествами должна обладать футбольная леди?
В перерывах между сборами супруг-футболист появляется дома всего на двое суток, а то и вовсе на день. Кроме того, игры отнимают много сил и эмоций.
— Такая девушка должна иметь терпение, уметь ждать, а также с пониманием относиться к проблемам мужа и всегда его поддерживать. На первый взгляд это выглядит легко. На практике оказывается намного сложнее. Сами посудите. Период с января по март приходится проводить в гордом одиночестве. В перерывах между сборами супруг-футболист появляется дома всего на двое суток, а то и вовсе на день. Кроме того, игры отнимают много сил и эмоций.
— Случалось ли ревновать мужа к поклонницам?
— Артем не дает повода. Считаю глупым мечтать выйти замуж за спортсмена и уж тем более создавать себе кумира. Это чистой воды фанатизм. Лично я и не думала о футболисте, но встретила именно его. К сожалению или к счастью, но с другими женами одноклубников Артема не общаюсь. В редких случаях могу перекинуться парой фраз по Интернету.
В «МакДональдс» после французского ресторана
— Сколько вы уже с Артемом вместе?
— Встречались два года, а женаты уже три месяца. Наша свадьба состоялась 20 ноября. Она так быстро пролетела, что я не прочь еще раз ее повторить:).
— Куда поехали в свадебное путешествие?
— Медовый месяц провели в Египте. Это пока единственный длительный совместный отдых. Но все еще впереди!
— Насколько изменилась жизнь после замужества?
— Приходится принимать решения сообща. Бывает, что расходимся во мнениях. Стараемся находить компромисс. Изучаем привычки друг друга, притираемся.
— Чем запомнился «букетно-конфетный» период?
— Все было по правилам — кино, кафе. Особенно запомнился поход во французский ресторан. Выложили там кучу денег, но остались голодными. Потом пошли подкрепляться в «МакДональдс».
— Что особенного за это время успел подарить супруг?
— У Артема хороший вкус. Что бы он мне ни дарил, всегда очень нравилось. Среди презентов много украшений. Хотя я не падкая на драгоценности. Для меня дорого внимание. Супруг старается не забывать про цветы. Мои любимые — хризантемы и розы.