Все новости

В поисках

3 января 2012, 18:49
4

Тактические схемы в 2011 году продолжили изменяться. Британский журналист Джонатан Уилсон о главных тактических трендах 2011 года. Влияние Бьелсы на «Барселону», отход от высокой оборонительной линии, фальш «фальшивой девятки» и храбрость Маркаряна — ушедший год оставил футболу много интересного. Корни философии нынешней «Барселоны» уходят во времена Ринуса Михелса и Йохана Круиффа, которые заложили ее первые семена в каталонскую почву в начале 70-х. Но в последнее время становится ясно, однако, что их философия это тот же тотальный футбол, но рассматриваемый через призму взглядов Марсело Бьелсы. Основные принципы его стиля — жесткий прессинг, высокая оборонительная линия — очень близки к голландской традиции, но начав использовать расстановку 3-1-3-3, которая напоминает эксперименты Круиффа начала 90-х, «Барселона» несколько отошла от привычного голландского тотального футбола, став ближе к системе Бьелсы. Использование центрального полузащитника, Серхио Бускетса, для начала атак из глубины это классический прием Бьелсы, равно как и стремление выигрывать мяч впереди, на территории соперника — этот прием «Барселона» использовала в последнем эль-класико, отрядив Дани Алвеса для нейтрализации Марсело и лишения поддержки Криштиану Роналду. Но речь не только о «Барселоне», впрочем. Гвардиола приехал в Аргентину посреди ночи ради встречи с Бьелсой; другой аргентинец, Хорхе Сампаоли, самоназванный апостол учения Бьелсы, блестяще применил его методы в своем «Универсидад де Чили», который выиграл чилийскую Апертуру, Копу Судамерикана и сейчас играет в полуфинале плей-офф Клаусуры. Эта команда обладает великолепной тактической гибкостью, но основа взята у Бьелсы, что можно проиллюстрировать схемой 3-4-1-2, что «Универсидад де Чили» применил в полуфинале Копы Судамерикана против «Лига де Кито», задвинув крайков соперника далеко на их половину поля. Сам же Бьелса, возможно, слишком концептуально мыслящий для суперклуба, нынче работает в «Атлетике», где он умеренно дозирует свой идеализм и прагматизм, отказавшись от схемы с тремя защитниками в пользу четырех и заточив игру под силу своего ударного форварда Фернандо Льоренте. Все относительно. То, что отлично работает для одной команды в определенных обстоятельствах совсем не обязательно будет панацеей от всех бед для другой. Летом, «Челси» и «Интер» назначили новых наставников. Оба тренера предпочитают активный прессинг и высокую оборонительную линию. И оба получили в свое распоряжение составы, не подходящие под их стиль игры, в основном потому, что защитники им достались медленные и при высокой линии обороны существует риск пропустить мяч за спину. В обоих случаях несоответствие тренерской линии и существовавшему составу было налицо. Джанпьеро Гасперини продержался в «Интере» всего пять матчей, после чего был уволен, оставив своим пребыванием на посту вопрос: зачем вообще им понадобилось его нанимать? В «Челси» ситуация немного другая. Несмотря на поражения от «КПР», «Ман Юнайтед», «Арсенала» и «Ливерпуля» (дважды) и неубедительную игру в группе Лиги чемпионов, Андре Виллаш-Боаш сохранил свое место. Видимо, руководство клуба наконец пришло к выводу, что постоянная чехарда на тренерском мостике со времен увольнения Жозе Моуринью ни к чему хорошему не привела и на построение команды требуется больше времени и терпения. Виллаш-Боаш, понимая ограниченность состава, отступил от своей философии и занял компромиссную позицию, начав обороняться более глубоко сидящей линией защитников. В результате — немедленный прогресс в результатах команды, но, получи Виллаш-Боаш в распоряжение год или 18 месяцев, мы бы стали свидетелями превращения «Челси» в подобие его прежней команды – «Порту», текучей и прессингующей. Подходит ли он для работы в «Челси» или нет — не так важно; назначая человека с такими стилистическими принципами работы и не давая ему времени на их внедрение, вы просто загубите команду и потеряете время. Говоря прямо, это ставит под сомнение поверье, что клуб не интересуется тем, насколько состав подходит под стиль нового тренера, но «Интер» поступил именно так. В конце прошлого года «фальшивая девятка» казалась чем-то необычным, каким-то квазимистическим нововведением. Теперь это попса, да такая попса, что Лионель Месси, архитипичная «фальшивая девятка», временами превращается в ортодоксальную «десятку», выступая позади форварда. Например, в эль-класико, Алексис Санчес играл главного форварда, смещаясь с правого фланга снова и снова; в его игре был элемент фальши, поскольку он не стоял, как ортодоксальные центрфорварды напротив защитников соперника, но двигался на фланг, когда Месси опускался глубоко в полузащиту. В этом отношении он подпадает под новый тренд: форварды, начинающие с фланга. Криштиану Роналду, возможно, наилучший экземпляр, но и Эдинсон Кавани, и Эзекиль Лавесси часто движутся с флангов в расстановке «Наполи» 3-4-3. Или нападающий «Универсидад де Чили» Эдуардо Варгас, который в январе должен присоединиться к «Наполи» и ставший лучшим бомбардиром розыгрыша Судамериканы, выходит на удар справа. Этот год стал так же временем активного использования термина «фальшивая десятка», выдумки немного неуклюжей. Впрочем, пока не придумано другого термина для определения действий Уэйна Руни ближе к концу прошлого сезона, игрока, выступающего под форвардом, как ортодоксальная «десятка», но опускающаяся глубоко для участия в отборе мяча. Когда у «Юнайтед» в центре играли Майкл Кэррик и Райан Гиггз, Руни чаще всего отбирал мячи. Логика в этом смысле схожа с барселонским приемом использования Бускетса в роли центрального защитника в том смысле, что борьба за мяч идет прямо перед инициатором атак, у которого, в теории, потом будет больше времени все обдумать, когда мяч будет отобран. Уругваец Серхио Маркарян не должен был стать футбольным тренером. Когда он в 18 лет решил для себя, что не станет игроком, он получил работу в компании, торговавшей топливом с прицелом на карьерный рост до позиции генерального директора. В 30 лет, однако, он наблюдал за сборной Голландии, унижавшей сборную его страны на чемпионате мира 1974 года, и тогда же решил, что станет тренером. С тем, чтобы его родина более никогда не познала подобного позора. Начал он в «Белла Виста», где тренировал Оскара Вашингтона Табареса, который младше него на два года. И хотя дальнейшая карьера Маркаряна завела его в Парагвай и Перу, влияние, оказанное им на Табареса делает его причастным к воскрешению уругвайского футбола. И хотя влияние это трудно измерить, сходство их философий прослеживается ясно. У обоих всегда неуступчивые, сильные характером команды, заряженные духом garra, мистической смеси уличной отваги и решительности, которые лежат в основе уругвайского футбола. На Копа Америка, команда Маркаряна сборная Перу играла по схеме 4-4-1-1 с креном на один фланг, с Хуаном Варгасом, играющим позади Пауло Герреро и слева; Уругвай был как всегда разнообразен, переключался с четырех защитников на трех (возвращение схемы с тремя дефами стало следствием влияния Бьелсы и Маркаряна). Перу пропустил два мяча в четырех играх, прежде чем пасть от рук Уругвая в полуфинале; сам Уругвай пропустил только три гола в шести встречах и выиграл турнир. Возможно, еще рано говорить о противоядии быстрому атакующему футболу, который практикуют «Барса» и «Универсидад», но ла-платский дух футбола и его строгость дает пищу для размышлений. «Бока Хуниорс», воспрянувшая под руководством Хулио Сезара Фальсиони, выиграла аргентинскую Апертуру с рекордным показателем в 6 пропущенных мячей в 19 играх. «Расинг», пришедший вторым, пропустил всего 8.

Подвижность а-ля Бьелса

Высокие линии — не для всех

«Фальшивая девятка» и другие фальши

Маркарян и ла-платский дух

Показать еще 4