Все новости

Тайная организация. Что такое лига IPTL?

10 марта 2014, 06:22

Джокович и Надаль подписались на участие в IPTL, но, наверное, сами не до конца понимают, что это такое. Фото: Fotobank/Getty Images/Scott Barbour

Точные сведения

Идея создания новой лиги принадлежит великому индийскому парному чемпиону Махешу Бхупати. Впервые о ней заговорили в прошлом году, но долгое время, кроме разговоров, ничего не было. Пресс-атташе лиги стал агент Надаля Бенито Перес-Барбадильо, и в разных качествах в организации принимают участие бывший игрок и функционер Джастин Гимельстоб, Борис Беккер и менеджер Тсонга Морган Менаим.

И вот наступила первая ясность. Созданы четыре команды – в Мумбае, Дубае, Гонконге и Сингапуре. Матчи будут проходить в период с 28 ноября по 13 декабря. Известен формат. В рамках каждого матча между командами будет проходить пять сетов – по одному сету сыграют мужчины и женщины, мужская и смешанная пары и ветераны. Сеты будут играться без счета «больше», а при счете 5:5 будет проводиться тай-брейк. Ключевые игроки команд – чемпионы «Большого шлема» или (экс-)первые ракетки мира, – могут выбрать матчи, в которых будут участвовать.

Кроме того, вполне уверенно можно рассуждать о целях турнира – продвинуть теннис в Азии, ну и, конечно, заработать денег.

А дальше начинаются догадки, нестыковки и любопытности.

Звездный состав

Болельщикам обещаны очень громкие составы: 28 игроков, среди которых звезды прошлого, настоящего и будущего.

Однако уже на первом этапе у организаторов начались проблемы. Агасси попал в команду Сигапура и должен играть 28-30 ноября, что совпадает с американским Днем Благодарения. И этим Андре остался недоволен, поскольку изначально предполагал, что будет играть в декабре. «У меня все просто – я не могу уезжать из дома больше чем на пять дней. Иначе мне это слишком дорого обойдется – я долго не буду с семьей и не смогу заниматься своими делами».

Сообщается, что если проблема не будет решена, Агасси может отказаться от участия. Поскольку он в своей команде ключевой игрок, в случае его отказа перекраивать придется многое.

Таинственность и анонимность

Известен еще один факт – денег у новой лиги очень много. Только на драфте игроков, по официальным данным, было потрачено почти 24 миллиона долларов. На этом, в принципе, и все. Неизвестны инвесторы, неизвестно, сколько получит каждый конкретный игрок (предполагаемая сумма известная только для Надаля – миллион долларов), и неизвестно, будут ли эти данные когда-нибудь опубликованы.

Кроме того, очень причудливым образом прошел сам драфт – процедура формирования команд. Вместо традиционной помпезной и широко освещаемой церемонии прошел закрытый аукцион, который состоялся в Дубае без прессы. Как признала лига, это было сделано, чтобы сформировать примерно равнозначные составы – то есть, получился даже не аукцион, а распределение.

Кроме того, как в интервью Telegraph сказал оставшийся анонимным эксперт (анонимность – главная черта организации IPTL), «игроки хотели узнать владельцев команд, прежде чем подписываться на участие, а владельцы сначала хотели узнать, кто из игроков согласится». Вот такой замкнутый круг.

Правда, после драфта пообещали, что скоро нам станут известны не только имена владельцев команд, но и их мотивация при выборе игроков – ее они должны выразить в специальных индивидуальных заявлениях. Но пока таинственности IPTL не занимать.

Сумбурная организация

Кроме таинственности и анонимности, IPTL не занимать сумбурности и стремительности. Буквально за неделю она из вяло обсуждаемой идеи превратилась в мощную организацию, где вертятся большие деньги и серьезные имена. Деньги и игроков собрать удалось – а вот такие мелочи, как создать официальный сайт или хотя бы страницу в Facebook, пока нет.

Есть и другие причины, почему стремительность и внезапность IPTL нельзя отнести к однозначным плюсам. Во-первых, они привели к проблемам с коммуникацией, как в случае с Агасси. Во-вторых, некоторые игроки, например Ли На, именно поэтому не будут выступать – китаянка, вклад которой в развитие азиатского тенниса переоценить невозможно, просто не может воткнуть IPTL в уже составленное расписание.

Обстановка вокруг соревнований заставила воздержаться от участия главного консерватора теннисного мира (и любимца всей Азии) – Роджера Федерера. Он пожелал сначала посмотреть, что из всего выйдет. А самый мощный теннисный агент Макс Айзенбад вообще сказал следующее: «Для тенниса будет отлично, если идея будет реализована. Но я не вижу, как это может произойти – надеюсь, что я ошибаюсь». В том числе и поэтому мы не увидим в IPTL Шарапову и Ли На.

Организационная суматоха вылилась и в то, что некоторые игроки не понимают, что конкретно от них будет требоваться. В этом уже открыто признался Пит Сампрас: «Я пока не знаю деталей. По-моему, я подписался на три матча. Не знаю точно, где и когда – по-моему, в паре городов. Может быть, в Дубае и в Индии. Расписание пока в разработке».

Ну и главный вопрос к организаторам, наверное, такой – почему никто не выбрал Агнешку Радванску, Давида Феррера, а главное, чемпиона Australian Open Стана Вавринку?

***

Пока что сказать можно одно – намечается что-то серьезное. Масштабы этого пока значительны, но кто знает, что произойдет по ходу сезона. Например, даже за последние дни количество городов-участников с шести сократилось до четырех, а время турнира сократилось на неделю.

Нельзя забывать еще одну вещь – это все же выставочный турнир, проходящий в межсезонье. Да, на бумаге эти имена и команды выглядят впечатляюще, но трудно представить, что после долгого сезона уровень игры будет очень высоким. Велика вероятность и того, что некоторые игроки приедут отрабатывать свои денежки с травмами, что, конечно, не может не сказаться на качестве тенниса.

Понятно, что от выставочного тура никто и не ждет уровня «Шлемов». Но если целью является популяризация тенниса в Азии, то в реализацию этой цели должно входить воспитание понимающих суть игры болельщиков. А для этого нужны именно драматичные, высококлассные встречи, а не задорные «выставки», где селфи на корте уже считается хорошим тоном.