Tribuna/Футбол/Блоги/Свободный художник/В белфутболе прессуют не только за политику – прилететь может за любое неосторожное слово и даже жест. Но политика – в зоне особого риска

В белфутболе прессуют не только за политику – прилететь может за любое неосторожное слово и даже жест. Но политика – в зоне особого риска

24 января 2022, 15:00
1
В белфутболе прессуют не только за политику – прилететь может за любое неосторожное слово и даже жест. Но политика – в зоне особого риска

Гуренко, Маевский, Путило и другие жертвы обстоятельств.

За что репрессируют футболистов в Беларуси и кто этим занимается? В последнее время на виду режим Лукашенко, задавшийся целью искоренить даже намеки на инакомыслие. Но встречаются и иные причины, неполитические.

Например, Ивана Маевского с весны 2021 года не вызывают в национальную сборную – с того самого матча, проигранного в квалификации чемпионата мира бельгийцам 0:8. Вы думаете, дело только в позорном поражении? А вот и нет! Просто после него Маевский попытался объяснить, почему так вышло: «Наш уровень и результат отсутствия плана на игру. Наверное, все-таки нужно его иметь, когда играешь с такими командами. А не просто выходить на поле».

Этого оказалось достаточно, чтобы стать персоной нон-грата в сборной, хотя там и тренер уже успел смениться. Люди, засевшие в Доме футбола, похоже, обиделись

За слишком неосторожные или слишком смелые слова футболисты в Беларуси и раньше платились. Далеко не всегда дело было в политике, но куда у нас без нее.

Гуренко завершил карьеру в сборной публичным наездом на Глебов

Сергей Гуренко – один из лучших футболистов Беларуси нулевых, но из-за двух своих резонансных интервью его карьера в сборной завершилась многим раньше, чем могла бы.

На выездной матч против Молдовы в 2005 году команда полетела заранее, чтобы провести сбор на базе «Шерифа». Условиями восторгался тогдашний главком националки Анатолий Байдачный. Гуренко же Тирасполь пришелся не по душе: номера в местной гостинице оказались без кондиционеров и холодильников. Гуренко на правах капитана и лидера поднял вопрос: «Мы футболисты сборной или колхозники?» В итоге все номера снабдили вентиляторами, а в номер Гуренко поставили и холодильник – один на всю команду. 

Та игра завершилась неожиданным поражением сборной и стала для Гуренко последней при Байдачном.

Вернулся защитник в сборную уже через год, когда ее тренировал Юрий Пунтус. Правда вернулся ненадолго: после победного матча против словенцев в отборе к Евро-2008 Гуренко дал резонансное интервью «БелГазете», где наехал на братьев Глебов.

Он сказал, что братья управляют сборной: как пример привел то, что они добираются на матчи сборной на личном авто, в то время как вся команда едет на автобусе. По мнению Гуренко, это разрушало атмосферу в коллективе. Заодно досталось Владимиру Корытько: «Российский Д2 – его уровень». Усомнился Гуренко и в тренерском потенциале Пунтуса, так как тот считал Вячеслава Глеба перспективнее Александра. После этого выступления Гуренко стал в сборной «предателем» и в нацкоманду больше не вызывался, хотя еще два сезона был на главных ролях в «Локомотиве» и был не прочь продолжить играть за «националку».

Путило отправляли в дубль за поддержку Кисляка

После серебряного сезона-2009 Юрий Чиж хотел подзаработать на своих лидерах. И если Александр Мартынович без проблем согласился перейти в «Краснодар», тогда еще выступавший в ФНЛ, то капитан «Динамо» Сергей Кисляк уходить во второй российский дивизион упорно не хотел, хотя ему очень настойчиво рекомендовали это сделать. В итоге решением владельца «бело-синих» полузащитник был отправлен в дубль.

Поддержать партнера взялся Антон Путило. После гола в домашнем матче Лиги Европы с эстонским «Калевом» он показал трибунам десятку – номер Кисляка.

Чижа такой жест не впечатлил, и Путило отправился в дубль вслед за Кисляком. Вскоре обоих вернули в состав, но дуэт быстро вновь распался: Путило укатил во «Фрайбург», а Кисляк, доиграв сезон в Минске, перешел в «Рубин».

Друзья воссоединились в «Динамо» через 10 лет и теперь обходятся без протестов: Путило даже оставил свою подпись под провластным письмом спортсменов.

Голкипера «Немана» «зачехлили» после слов об атмосфере в молодежной сборной

Лет восемь назад Владислав Василючек считался одним из самых перспективных футболистов страны. Его называли будущим сборной. Похвалы уроженец Лиды удостаивался и от легендарного голкипера сборной Англии Дэвида Джеймса.

Но стать основным в Гродно Василючек так и не сумел, после безрезультатно съездил на просмотр в «Крылья Советов» (самарцы не захотели платить «Неману» компенсацию за подготовку игрока), а по приезде выяснилось, что вратарь не очень-то и нужен гродненскому клубу.

По информации, которая попала в медиа, на Василючека перестали рассчитывать из-за недовольства мэра Гродно Мечислава Гоя. Чиновника задело высказывание игрока об атмосфере в «Немане». В одном из интервью Василючек заявил, что ему комфортнее в молодежной сборной. Источники, близкие к клубу, приписывают чиновнику высказывания из разряда: «Если Василючеку у нас не комфортно, то пусть идет в другую команду». Контракт все же был продлен, но вот игровой практики у футболиста не было. Из-за этого последовали бесчисленные аренды: «Сморгонь», «Гранит», «Городея», «Лида», «Ислочь».

По итогу с «волками» перед сезоном-2020 Василючек подписал полноценный контракт и даже вызывался оттуда в национальную сборную. Но после прошлого сезона пролонгации соглашения не произошло. И знаете в каком клубе голкипер сейчас на просмотре? Да, в «Немане». Ну а Гой по-прежнему значится мэром в Гродно.

Жавнерчик после интервью ушел из БАТЭ в минское «Динамо»

После 6-летней отлучки в «Кубань» Максим Жавнерчик зимой 2015-го вернулся в БАТЭ и мечтал в Борисове завершить карьеру, но по итогу сделал это в стане принципиального соперника.

Жавнерчика отстранили от работы с командой за эмоциональное интервью Александру Ивулину в микст-зоне «Борисов-Арены» после обидной ничьей с «Алашкертом» в квалификации ЛЧ-2017/18

Анатолий Капский тогда отреагировал максимально жестко: игрок не полетел на ответный поединок в Ереван и больше за клуб не сыграл. Александр Ермакович, который в тот момент руководил БАТЭ, объяснил это тем, что интересы команды ставятся выше эмоций некоторых футболистов.

Сам же игрок позже объяснял спич своей чрезмерной вспыльчивостью и досадной ошибкой в слове.

– Да, начиналось все без эмоций, я завелся уже в процессе разговора. Предложение за предложением, во мне все бурлило. Но потом, когда зашел в автобус, понял, что перегнул. Впрочем, назад я бы забрал только слова о тренерах. По отношению к ним это было некрасиво. В той ситуации, если честно, хотел сказать не тренера, а тренеров. Поставил неправильное окончание в слове – и все, фраза приобрела совершенно другой смысл. Начали говорить, что футболист ведет себя как руководитель, собирается убирать тренера. Надо было изложить свои мысли по-другому.

Буквально через 15 минут после отъезда от стадиона мне начали поступать звонки. Звонили Ермакович, Анатолич, говорили, что мне нельзя было так говорить, – вспоминал Жавнерчик уже после завершения карьеры.

Через полмесяца после того интервью футболист подписал контракт с минским «Динамо», где через пару сезонов и закончил свой путь футболиста.

Драгуна не вызвали на важнейший матч сборной. Савин рассказывал, что игрока запугали

Полузащитник БАТЭ один из тех, кто вскоре после событий августа 2020-го публично высказал свою гражданскую позицию. В Instagram-аккаунте он опубликовал видеообращение, где поделился своим отношением к происходящему на улицах Минска и других городов. Футболист признавался, что очень плохо спал от чувства беспомощности, которое разрывало его изнутри, когда слышал звуки пыток с Окрестина, призывал власти освободить невинных людей, которые оказались в тюрьмах, и допустить к пострадавшим медиков.

Также Драгун подстебывал Владимира Базанова, когда тот сказал, что на улицы в августе выходит меньшинство. Еще появлялся в матче Лиги Наций с белой повязкой на руке и снимался в ролике беларусских футболистов против насилия. «Мы за правду, справедливость и свободу», – говорил полузащитник на видео.

Кроме того Драгун не оставался в стороне, когда кто-то из спортсменов попадал за решетку. Полузащитник поддерживал Владислава Татура, Антона Сароку, Елену Левченко, Александра Ивулина и избитого бизнесмена Максима Хорошина. Не смолчал и после смерти Романа Бондаренко.

После этого одного из лучших футболистов страны не вызвали на важнейший матч в новой истории сборной Беларуси против Грузии в плей-офф чемпионата Европы. Михаил Мархель ссылался на коронавирус, который перенес игрок. Однако тогдашний партнер Драгуна по БАТЭ Игорь Стасевич, который болел вместе с ним, свой вызов получил.

Позже известный российский YouTube-блогер Евгений Савин в интервью для «DW Беларусь» рассказал, что Драгун подвергся давлению и его прилично запугали.

– Драгун по большому счету высказался против насилия, чтобы людей перестали бить, что он плохо спит от того, что понимает, что кого-то сейчас пытают ни за что на Окрестина. Он в принципе ничего такого не сказал. По большому счету он сказал: «Ребята, остановите насилие и все». И за это его отстранили от сборной на самый важный матч и запугали настолько, что он мне лично говорил: «Жень, я боюсь», – заявил Савин.

Помощнику Гуренко отказали в работе из-за подписи под письмом за честные выборы

Одним из помощников Сергея Гуренко в «Шахтере» должен был стать тренер вратарей Денис Паречин (они до того работали вместе в минском «Динамо»). Но специалисту было отказано в приеме на работу из-за политической позиции – Паречин оставил подпись под письмом за честные выборы. Причем сам коуч считает, что руководство «Шахтера» отказало ему не по своей инициативе.

– Мне позвонил Сергей Гуренко, сказал, что принимает солигорскую команду. Спросил, согласен ли я войти в тренерский штаб. Конечно, я согласился. Через несколько дней приехал в Венгрию, где как раз находился «Шахтер», готовился к очередному матчу в еврокубках. Но я задержался там недолго: утром провел тренировку, вечером получил билеты на самолет домой и на следующее утро улетел.

Знало ли руководство «Шахтера» о моей гражданской позиции? Думаю, когда Витальич шел к начальству, он по каждому члену своего тренерского штаба докладывал информацию, каждый человек обсуждался. Думаю, со стороны руководства клуба на мое приглашение был дан зеленый свет, но кто-то свыше кислород перекрыл. Как мне потом рассказали, да, главе «Баларуськалия» Ивану Головатому звонил министр спорта. Но я не знаю, кто вообще был изначально инициатором – или министр, или руководство АБФФ, – рассказывал Паречин.

Альшевского уволили из «Руха» вскоре после слов поддержки в адрес Ивулина

Увольнение Кирилла Альшевского из «Руха» посреди сезона-2021 многим показалось странным: на момент расторжения контракта команда занимала третье место, находясь всего в 4 очках от БАТЭ (финишировали по итогу пятыми). На самом деле главной причиной отставки являются слова поддержки тренера в адрес Александра Ивулина, хоть владелец брестского клуба Александр Зайцев уже точно и не помнит, почему принял такое решение.

4 июля после матча «Руха» с брестским «Динамо» (1:1) состоялась пресс-конференция главных тренеров команд. Чем-либо интересным она не отметилась, но уже после ее окончания, покидая мероприятие, Альшевский заметил знакомого журналиста и коротко сказал ему: «Саше – сил!». Какому Саше желал сил тренер очевидно – 2 июля в отношении Александра Ивулина было возбуждено уголовное дело. 

Спустя три недели Альшевского спросили об Ивулине в небольшом интервью клубному YouTube-каналу.

– Я давно знаю Сашу просто. В данном случае я, в первую очередь, выражаю свою позицию как человек. Саша оказался в неприятностях. А пока вина еще не доказана, то человек невиновен. Соответственно, как его не поддержать? Человек, который мне дарил в свое время бабочку и так далее, – сказал Альшевский. – Если кто-то посчитал это определенным призывом и на этом сыграл, это личное дело каждого. Человек должен оставаться человеком. Хотел бы добавить, что это только моя позиция, и к клубу она не имеет никакого отношения. И сказано это было не на самой пресс-конференции, а уже по ее окончании (отметка 2:18).

Как выяснила позже «Трибуна», за риторикой Альшевского внимательно следили в федерации. Слова «Саше – сил!» не понравились функционерам федерации, которые возмутились, что таким образом тренер смешал футбол и политику. Ну а после интервью пресс-службе от руководителей Дома футбола последовало прямое требование убрать специалиста. 

Уже через месяц Альшевского в Бресте не было.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты