Tribuna/Футбол/Блоги/БАТЭ 2008/«Гончаренко сказал: «Идите нафиг, не буду заниматься билетами!» Игроки БАТЭ – о первой группе Лиги чемпионов

«Гончаренко сказал: «Идите нафиг, не буду заниматься билетами!» Игроки БАТЭ – о первой группе Лиги чемпионов

Много баек Мадриде, переломах и премиальных.

Блог — БАТЭ 2008
1 сентября 2018, 00:40
22
«Гончаренко сказал: «Идите нафиг, не буду заниматься билетами!» Игроки БАТЭ – о первой группе Лиги чемпионов

Много баек о Мадриде, травмах и премиальных. 

– До 2008-го мы, как и вся Беларусь, смотрели матчи Лиги чемпионов только по телевизору, все-таки этот турнир – вершина мирового клубного футбола. Раньше просто ждали игры во вторник-среду, а той осенью нам предстояло попробовать свои силы на уровне команд из «ящика». Конечно, то были просто непередаваемые ощущения, – не без ностальгии вспоминает экс-хавбек БАТЭ Александр Володько.

Десять лет назад БАТЭ стал первым и пока единственным белорусским клубом, который смог пробиться в группу Лиги чемпионов. Тогда в тяжелейшей квалификации борисовчане прошли исландский «Валюр», бельгийский «Андерлехт» и болгарский «Левски». Затем сыграли вничью с «Ювентусом», «Зенитом» и потрепали нервы мадридскому «Реалу». Уже привыкшие к европейской осени болельщики «желто-синих» с особым трепетом вспоминают ту первую белорусскую Лигу чемпионов. Схожие эмоции у футболистов БАТЭ образца 2008 года.

По-настоящему удивлять Европу белорусы начали в Брюсселе. После «Валюра» жребий отправил им в соперники именитый «Андерлехт». В четырех из пять предыдущих сезонах бельгийцы добирались до группы ЛЧ, но подопечные Гончаренко преподнесли сенсацию. Героями первой серии противостояния стали Сергей Кривец и Павел Нехайчик. Благодаря их мячам «желто-синие» привезли из Бельгии победу.  

В ответной встрече жизни дал Геннадий Близнюк. Матч в Брюсселе нападающий пропускал из-за перебитой скулы, зато на «Городском» вышел в весьма экстравагантном по тем временам образе – на его лице красовалась черная макса.

– Получил травму накануне первого матча с «Андерлехтом» в Витебске. Помню, шла подача с правого фланга, я летел на мяч, а сзади кто-то из соперников старался его выбить. Вышло неудачно – мне прилетел сильный удар в скулу. Сразу же после инцидента меня посадили в авто одного из клубных руководителей и отвезли в минскую больницу. Конечно, на следующий день в клинике на меня было страшно смотреть: лицо раздуло, а под глазами все было просто синим. Не самые приятные воспоминания, – рассказывает Близнюк. – Когда опухоль немного сошла, руководство отправило меня в Германию. Там в одной из клиник сделали слепок лица, по которому мне соорудили специальную маску. Процесс занял всего пару часов. Перед ответным матчем с «Андерлехтом» провел несколько тренировок в маске. Ощущал дискомфорт: угол обзора сокращался, а маска серьезно мешала. Но мне очень хотелось помочь команде с выходом в следующий этап.

Именно Близнюк забил первый мяч «Андерлехту» на «Городском», причем сделал это ценой новой травмы.

– Повредил ребро, врачи обнаружили трещину. Доктора немного поколдовали, и я снова вышел на поле, но меня хватило минут на десять. Снова пришлось ехать в минскую больницу, только там узнал, что Виталик Родионов забил еще один мяч, и мы прошли дальше. Эмоции, конечно, были запредельные! – улыбается Близнюк

В тот вечер «желто-синие» долго не могли уснуть. Футболисты отправились отмечать победу. На импровизированном банкете до них дошло: БАТЭ может добиться чего-то по-настоящему великого.

– В 2008-м у бельгийцев была очень сильная команда, но нам удалось ее обыграть. После той игры у всех появилась уверенность в своих силах. Наверное, в тот вечер мы поняли, что все-таки можем попасть в группу Лиги чемпионов, хотя изначально перед нами никто не ставил такую задачу. Как говорится, аппетит пришел во время еды, – вспоминает хавбек Михаил Сиваков

После «Андерлехта» БАТЭ отправился в Софию, чтобы сразится с «Левски». В столице Болгарии белорусы столкнулись с невероятной жарой. Вечером в день игры столбик термометра перевалил за 30 градусов.

– Было настолько жарко, что в Софии мы даже толком не выходили из гостиницы, только выбрались на предыгровую тренировку и утреннюю разминку в день матча. На этом все. На поле пришлось нормально так потерпеть, чтобы добиться положительного результата. Спасибо за гол Володе Ржевскому, – рассказывает защитник Виталий Казанцев

Матч получился настолько энергозатратным, что после финального свистка некоторым игрокам БАТЭ реально стало плохо. Например, вратарь Сергей Веремко зашел в душевую и, обессиленный, сел на кафель. Через минуту его стало натурально трясти. Веремко едва не потерял сознание, но его спас тренер вратарей Александр Федорович. Он зашел в душ и протянул Сергею бутылку пива, потребовав ее выпить. Только после этого голкипера, который в тот вечер отразил пенальти, отпустило. 

Подопечным Гончаренко пришлось терпеть не только в Софии, но и в Борисове. Во встрече на «Городском» в воротах стоял необстрелянный 19-летний Александр Гутор, которому пришлось очень несладко после удаления Блюзнюка на 43-й минуте. Но БАТЭ выстоял. 

– Эмоции перехлестывали. Поймал одну карточку, затем другую, как по мне – не совсем по делу: шел в борьбу до конца, но голкипер «Левски» вовремя вышел из ворот, а затем проявил актерское мастерство. Рефери купился, поэтому пришлось досматривать матч из подтрибунки «Городского», – говорит Близнюк. – Время, капец, долго тянулось. Смотрел на табло и казалось, что таймер стоит на месте. К счастью, все закончилось благополучно. 

– Точно не помню, но после матча с «Левски» где-то почудили. Тогда все как-то быстро прошло. Кажется, у нас была пара выходных, но те воспоминания подтерлись, –  рассказывает Володько. – Например, когда пару лет спустя снова прошли в группу Лиги чемпионов, то всей командой заказали лимузин и катались по Минску . Наверное, в 2008-м еще не осознавали, чего добился БАТЭ.

Благодаря выходу в группу Лиги чемпионов футболисты БАТЭ неплохо заработали. Существенную часть бонусов от УЕФА клуб потратил на премиальные. 

– Понятное дело, за выход в группу Лиги чемпионов ребята заработали большие по тем временам деньги. Я практически не играл в квалификации, но после розыгрыша Лиги чемпионов купил себе машину, –  признается Володько. – После группы многие парни или купили авто или начали строить квартиры. Не вижу в этом ничего предосудительного, ведь люди заслужили такие материальные блага собственным трудом.

– Тогда никто не думал о деньгах, хотя, чего скрывать, поправили материальное положение. Правда, намного круче было понимать, что сыграл против топ-клубов на топ-стадионах, – соглашается Близнюк.

Уже тогда некоторые лидеры борисовчан имели предложения о переходе в более сильные чемпионаты, но отказывались из-за возможности сыграть в группе Лиги чемпионов. 

– Мне предлагали уехать в Германию после квалификации Лиги чемпионов, – вспоминает Близнюк. – На меня вышел один агент, но очень хотелось сыграть на таком уровне. Лига чемпионов – настоящая мечта! В общем, договорились вернуться к более предметному разговору после матчей с «Реалом», «Ювентусом» и «Зенитом».

Жеребьевку первого группового турнира с участием БАТЭ «желто-синие» смотрели всей командой. Каждый игрок хотел встретиться с любимым клубом детства. Например, Сергей Кривец мечтал сыграть против «Реала», а Анри Хагуш помериться силами с лидером «Ювентуса» Алессандро Дель Пьеро. 

– Смотрели трансляцию вместе с ребятами в загородном кафе. Тогда это было чем-то новым и необычным, – ностальгирует Сиваков. – Помню, в тот момент многие поставили на телефонный звонок гимн Лиги чемпионов. После того как жребий определил нашу группу, у всех начали разрываться телефоны. Каждые пять минут в разных концах стола раздались звуки гимна Лиги чемпионов. Было забавно :).

После того, как белорусы узнали, что в Минск приедут «Ювентус», «Реал» и «Зенит», телефоны игроков стали разрываться не только от поздравлений. 

– Звонили многие знакомые, друзья, друзья друзей и просили помочь с билетами. От чистого сердца хотелось сделать так, чтобы люди могли посмотреть классный футбол. Правда, спустя какое-то время узнал, что некоторые из тех, кому я достал билеты, просто их перепродавали. Тогда на душе стало как-то противно, но это тоже опыт, – говорит Сиваков.

– Был невероятный ажиотаж! Помню, на одной из тренировке Михалыч сказал: «Идите вы нафиг, не буду больше заниматься билетами». Дело в том, что из-за отсутствия опыта все пробивали информацию по билетам через главного тренера, хотя у него хватало других, более важных, дел. Каждый подходил к Гончаренко и говорил, сколько квитков ему нужно, – вспоминает Володько. – Понятно, многие пытались попасть на футбол через знакомых игроков. Думаю, только я «распространил» порядка 40 билетов в той Лиге чемпионов. Знаешь, потом начались истории, когда купил за свои, а потом тебе говорят, мол, позже деньги вернем. Постепенно накопил опыт и в этом плане.

Первый матч группового этапа Лиги чемпионов борисовчане сыграли против мадридского «Реала». Еще необстрелянные на таком уровне подопечные Гончаренко умудрялись вляпываться в забавные ситуации.  

– Тогда для нас все было в диковинку. Перед матчем с «Реалом» с ребятами выбрались в город и зашли, по-моему, в ZARA. В то время в Беларуси подобных брендов, естественно, не было. Понятно, хотелось купить какую-то маечку, еще что-то, – рассказывает Сиваков. – Возвращаемся с шопинга, а возле нашей гостиницы дежурят телевизионщики. Я зашел в отель, поднялся в свой номер, включил телевизор, а там покалывают, как мы перед игрой возвращаемся в гостиницу с пакетами ZARA. Не понял, как им удалось так быстро все смонтировать. Сейчас эта история не вызывает ничего кроме улыбки :).

На следующий день с Сиваковым и другими футболистами БАТЭ произошло вот что:

– Приехали мы в Мадрид. Потренировались. На следующий день у нас в 12 часов выезд на разминку. Утром вся команда поехала в клубный магазин «Реала» на «Сантьяго Бернабеу». Виктор Михайлович дал добро, но сказал, чтобы ровно в 12:00 мы были в автобусе. Съездили, купили сувениров, – вспоминает Казанцев. –  Время оставалось. Я, Жавнерчик, Ермакович и Сиваков решили отправиться посмотреть центр города. Погуляли и взяли такси. Полчаса до отправления, едем в гостиницу. Оказывается, в центр Мадрида заехать легко, а выехать нереально трудно. Там очень узкие улочки и огромные пробки. 11.40, а мы все еще ездим по городу. Нервничаем, пытаемся объяснить таксисту, что спешим, а он ничего не понимает. Показываем ему карточку отеля, а их, видимо, в Мадриде целая сеть. Таксист нас повез не в ту сторону. Мы кричим: «Смотри, здесь номер отеля. Позвони, узнай, куда ехать». Он дозвонился, ему объяснили путь, а время уже без десяти минут. У нас паника! Подъезжаем к гостинице. Возле нее стоит автобус, вся команда уже там. Самое интересное, все это на видео снимают испанские журналисты. Представляешь, четыре футболиста выбегают из такси с пакетами и пулей в гостиницу. Залетаем в номера, поверьте, я так быстро еще ни разу не переодевался, и залетаем в автобус. Только зашли – и на часах 11:59. Фу, пронесло. Испанские телевизионщики, наверное, в шоке были. Михалыч потом говорит: «Если бы к 12 часам не успели, без вас бы уехали».

«Желто-синие» удивлялись всему. После матчей на «Городском» выйти на поле «Сантьяго Бернабеу» казалось чем-то нереальным. 

– Пока не сыграешь против «Реала» или «Ювентуса», не ощутишь тот самый уровень. Сколько ни говори, что в таких командах играют обычные люди, у которых две руки и две ноги, не поймешь этого, пока не столкнешься с ними на поле. Помню, кто-то сказал о нашем первом матче на «Сантьяго Бернбабеу», мол, мы разводим мяч, и первая же передача Сивакова летит в аут, а потом понадобилось минут 20, чтобы вернуть мяч себе, – говорит Володько.

После первого тайма подопечные Гончаренко проигрывали со счетом 0:1. Вроде бы не так плохо для первого матча на таком уровне, но в перерыве наставник БАТЭ устроил в раздевалке разнос. Очень сильно повезло тем, кто чуть припознился к началу перфоманса ВМГ из-за того, что заблудился в коридорах стадиона (да-да, были и такие персонажи). 

– Играем в силу своих возможностей, но тут в перерыве в раздевалку заходит Виктор Михайлович и сходу начинает разговор на повышенных тонах: «Нафиг мы сюда выходили, если будем мальчиками для битья? Соберитесь! Неважно, кто нам противостоит, «Реал» или еще кто-то», – говорит Сиваков. – Короче, разговор был жестким, но быстро привел нас в чувство. После матча на «Сантьяго Бернабеу» пришло осознание, где мы оказались. Прочувствовали скорость матчей, давление и прочие нюансы. После этой встречи приехали в Беларусь и вынесли «Шахтер» со счетом 5:0.

После встречи на «Сантьго Бернабеу» многие футболисты БАТЭ захотели обменяться майками со звездами «Реала», которых прежде видели только по телевизору. Главным коллекционером футболок в той Лиге чемпионов Александр Юревич. Защитник «раздел» самых топовых Рауля, Дель Пьеро и Данни.

– После финального свистка в Мадриде уходим с поля. Рядом со мной идет Руд ван Нистелрой. Говорю ему: «Френд, ченж». Он, показывает, мол, хорошо, только давай зайдем в подтрибунное помещение, – вспоминает Казанцев. – Мы пошли поблагодарить своих болельщиков. Спускаюсь в тоннель, а там уже стоит ван Нистелрой и протягивает свою майку. Было приятно. Я поблагодарил и отправился в раздевалку. Еще спросил, мол, нужна ли ему моя майка, Руд ответил, что нет. Иду я в раздевалку, передо мной идет Рауль. Думаю, он что, раздевалкой ошибся? А испанец заходит к Сане Юревичу и отдает свою футболку. 

После возвращения из Испании у Гончаренко был серьезный разговор с подопечными, а через десять дней на столичном «Динамо» случился легендарный матч с «Ювентусом», в котором «желто-синие» добыли первые очки в группе ЛЧ. 

– Эти первые лигочемионские очки запомнятся навсегда. Все-таки такие матчи случаются не каждый день, а тогда в Беларусь впервые пришла Лига чемпионов. Это было невероятно круто! –  говорит Сиваков. – Ноги бежали сами, не чувствовалось никакой усталости, только сумасшедший кураж и поддержка. Многие шли посмотреть на «Ювентус», но когда увидели наши мячи, то начали болеть за нас. Такой рьяной поддержки до этого не доводилось видеть в Беларуси. 

– После «Реала» был большой разбор. Гончаренко говорил, что если мы хотим играть с такими командами на равных, нужно все делать быстрее. Понятное дело, за неделю-две нельзя было поднять наше техническое оснащение на новый уровень, но действовать в более высоком темпе мы могли. Старались ускорять работу на тренировках и менять психологию. Практически каждый день Гончаренко говорил, что мы можем играть на таком уровне. В итоге получалось, брали очки в такой сложной группе и не выглядели мальчиками для битья, – рассказывает Казанцев.

– Все пахали на таком кураже, на таких эмоциях! Не нужно было говорить каких-то мотивирующих слов, наверное, тренерскому штабу где-то даже приходилось сдерживать игроков, – соглашается Володько.

После минской ничьей с «Ювентусом» бригада Гончаренко почувствовала уверенность и выдала добротные матчи с «Зенитом», «Реалом» и «Ювентусом». Игроки БАТЭ почувствовали себя настоящими футболистами. Их стали узнавать на улицах Минска, а перед матчами в Турине и Санкт-Петербурге во время вылазок в город прохожие подходили к «желто-синим» и говорили, какие же они красавцы.

Все закончилась 10 декабря выездной ничьей против «Ювентуса». После этой игры всем «желто-синим» стало немножечко грустно. 

– Это было супервремя. Сыграть в группе Лиги чемпионов – мечта каждого футболиста. Три месяца каждый из нас жил, будто в сказке, – говорит Близнюк.  

– Было грустно, когда все это закончилось. Но почти сразу стало понятно, что, попробовав Лигу чемпионов, такие люди, как Гончаренко и Капский будут делать все, чтобы туда вернуться. Для больных футболом людей – это настоящий наркотик, – делится мнением Сиваков.

Фотоfcbate.byREUTERS/Vasily Fedosenko, Stefano Rellandini; Gettyimages.ru/Jasper Juinen

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

БАТЭ Андерлехт
5 августа 2008, 14:12
Все посты