Tribuna/Футбол/Блоги/Алло, это Базанов?/Сборная, которую мы потеряли

Сборная, которую мы потеряли

Когда сборная России плохо играет, у простых обывателей пробегают слова типа: «вот их на зарплату маленькую посадить» и т.д. Зачастую эти кривотолки не выходят за пределы диванно-кухонного пространства.

15 апреля 2021, 13:01
Сборная, которую мы потеряли

Когда сборная России плохо играет, у простых обывателей пробегают слова типа: «вот их на зарплату маленькую посадить» и т.д. Зачастую эти кривотолки не выходят за пределы диванно-кухонного пространства. Но сегодня я решил вспомнить один из самых тяжелых скандалов в истории нашего футбола. Письмо четырнадцати. Итак, выставляем таймер на начало 90-х и пытаемся понять: что же было не так?

Ноябрь 1993-го. Афины. Сборная России уже обеспечила себе выход на американский ЧМ, который состоялся год спустя. Оставалась последняя игра против греков. Наши уступили 0:1, а судья не засчитал чистейший гол Игоря Добровольского. После матча в раздевалку зашел Колосков и заявил: «с такой игрой… в Америке делать нечего...» Но дело было не только в футболе. У ОКР и компании «Reebok» существовал контракт, по которому все игроки национальной сборной должны были выходить на поле в экипировке этой фирмы. Популярность россиян (да и вообще игроков с постсоветского пространства) за рубежом была в тот момент такова, что у доброй половины состава имелись свои рекламные контракты с другими спортивными брендами, а РФС в лице Колоскова решил грубо и бесцеремонно на них наплевать. В итоге все, кто отказался от предложения носить Reebok на турнир не поехали. В их числе были такие как, например, Шалимов и Канчельскис. Напоминать, чем это закончилось, думаю, не надо.

Вечером того же дня, 17 ноября, в номере афинского Хилтона четырнадцать игроков сборной написали открытое письмо, в котором требовали поставить на пост главного вместо Павла Федоровича Садырина Анатолия Федоровича Бышовца, высказавшись так: «Мы знаем, что Садырин П. Ф. — неплохой клубный тренер, но сборная — это другое: главное, что беспокоит нас сегодня, это тренировочный процесс и методы подготовки тренера сборной Садырина, которые, по нашему мнению, не соответствуют уровню работы с главной командой России. Достигнутый же сборной результат — выход в финальную часть чемпионата мира 1994 года — это инерция команды, созданной её бывшим тренером А. Ф. Бышовцем к чемпионату Европы 1992 года.»

Письмо породило внутренний конфликт между «отказниками» и не подписавшими. Это привело к обескровливанию команды перед турниром. Фактически, внутрикомандные дрязги оставили сборную без сильнейших игроков. В таком вот усеченном составе наши и пытались сделать в Америке хоть что-то. Два поражения, от Бразилии и Швеции, оставили их за бортом плей-офф. На прощание россияне громко хлопнули дверью, разнеся камерунцев, но это их уже не спасло.

Многие участники той истории потом говорили, что жалеют о случившемся. А некоторым это вообще сломало карьеру (Кулькову, например). Больше всех не повезло Павлу Федоровичу: большие нагрузки и нервное напряжение после тех событий оставили сильный отпечаток на его здоровье. В итоге он скончался в 2001-м, будучи тренером ЦСКА.

Далекоидущий шлейф тянулся и за Шалимовым. В 2003-м, когда он стал тренировать элистинский Уралан, перед матчами с Зенитом и ЦСКА на трибунах с их стороны появлялись такие плакаты: «Танцуй, Шалимов, тебе письмо от игроков. 94-й: не забудем, не простим»

Основной причиной всего произошедшего явились деньги. Большие деньги, которые портят любого, что доказано многими тысячами примеров. Кто-то ради них готов продать самое святое, а кто-то и загубить жизнь… Впрочем, это уже совсем другая история.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов