Tribuna/Экзотические виды/Блоги/Фонд спортивной солидарности/Пресс-конференция BSSF – о репрессиях спортсменов властями, поддержке фондами, возможном переносе ЧМ-2021 и флаге на Олимпиаде в Токио

Пресс-конференция BSSF – о репрессиях спортсменов властями, поддержке фондами, возможном переносе ЧМ-2021 и флаге на Олимпиаде в Токио

Глава Фонда спортивной солидарности трехкратная олимпийская призерка Александра Герасименя, исполнительный директор Фонда Александр Опейкин и глава международного департамента Фонда, председатель комиссии по этике НОК Беларуси Анатолий Котов провели пресс-конференцию. Обсуждалась работа Фонда, поддержка спортсменов, угрозы и давление на атлетов со стороны власти, причастности главы федерации хоккея Беларуси к убийству гражданина Беларуси и вопрос переноса ЧМ-2021 из Беларуси в другую страну. Александра Герасименя рассказала историю возникновения фонда: - «Дело в том, что спортсмены...

Автор — BSSF
3 декабря 2020, 21:39
Пресс-конференция BSSF – о репрессиях спортсменов властями, поддержке фондами, возможном переносе ЧМ-2021 и флаге на Олимпиаде в Токио

Глава Фонда спортивной солидарности трехкратная олимпийская призерка Александра Герасименя, исполнительный директор Фонда Александр Опейкин и глава международного департамента Фонда, председатель комиссии по этике НОК Беларуси Анатолий Котов провели пресс-конференцию.

Обсуждалась работа Фонда, поддержка спортсменов, угрозы и давление на атлетов со стороны власти, причастности главы федерации хоккея Беларуси к убийству гражданина Беларуси и вопрос переноса ЧМ-2021 из Беларуси в другую страну.

Александра Герасименя рассказала историю возникновения фонда: – «Дело в том, что спортсмены стали одними из первых, кто высказался против фальсификаций и насилия со стороны действующей власти Беларуси. Анатолий Котов и Александр Опейкин поведали подробности о письме Фонда в МОК, в котором перечислены и доказаны факты репрессий спортсменов Беларуси только за их политическую позицию. Кроме того, Фонд начал работу по ревизии выданных чиновникам шенгенских виз. Александр Опейкин считает этот инструмент очень важным, поскольку давление на спортсменов исходит именно от чиновников и руководителей спортивных организаций. Этот процесс будет запущен в ближайшее время».

Представители фонда рассказали о спортсменах и тренерах, которые были вынуждены уехать, требованиях отозвать подпись, угрозах для жизни, в т.ч. семье, увольнении из сборных и лишения возможности тренироваться. В качестве примера Александра Герасименя привела собственную историю: её школа фактически была закрыта, а 500 детей были лишены возможности тренироваться – и всё из-за того, что трёхкратная олимпийская призёрка подписала Открытое письмо спортсменов против насилия.

О количестве обращений в Фонд и поддержке спортсменов:

– Прямо сейчас зафиксировано более 70 случаев давления на спортсменов и санкций в их адрес по политическим причинам. В Фонд за поддержкой обратились 45 человек, которые пострадали от репрессий. Уже одобрены 30 обращений, по которым люди получили компенсацию в размере 1500 евро – это сумма, которая позволит какое-то время провести без работы и суметь найти другие источники финансирования.

Кроме того, прямо сейчас порядка десяти спортсменов готовятся к Олимпиаде. Их называют «спортсменами свободы», они получают более системную поддержку. Суммарная помощь пострадавшим составила около 100 тысяч евро. В плане поддержки деятельность фонда достаточно успешная, все заявленные обязательства выполняются.

О провластном письме спортсменов, давлениях и угрозах, чиновниках-«спортсменах», которые его подписывают

Также рассказали о сборе подписей за письмо за насилие. Анатолий Котов рассказал о том, как ведётся сбор подписей провластного письма спортсменов:

– Ни для кого не секрет, что подписи собираются исключительно через административное давление со стороны Минспорта. Спортсменов заставляют подписывать, угрожая лишением или сокращением финансовых выплат. Кроме того, в списках фигурируют спортсмены, у которых даже не спрашивали, хотят ли они оставить подпись. Поэтому идёт большой поток опровержений от спортсменов, которые ничего не подписывали. Суть этого письма ясна: показать какое-то количество людей, которое якобы подписали это письмо. Сбор подписей идёт с грубейшим нарушением прав сотрудников спортивной отрасли.

Александра Герасименя добавила, что многие пишут и спрашивают, что им делать:

– Людям угрожают. Есть те, кто с мольбой говорят: что нам делать? Очень много случаев, когда спортсмены и тренеры даже не знали, что они якобы подписали письмо. Когда людям стали приходить гневные сообщения от народа, они оказывались в шоке, потому что непричастны к письму. У спортсменов это вызывает чувство негодования и непонимания. Мы все понимаем, как это письмо подписывается. Видим, что в списках очень много тех, кто даже не имеют спортивных разрядов, но являются какими-то региональными чиновниками. О каких спортсменах мы говорим? Говорить о законности и моральных качествах письма и тех, кто его добровольно подписывает, думаю, не стоит.

Хотела бы обратиться к тем, на кого давят и кому угрожают: обращайтесь в таких случаях к нам. Мы будем освещать подробно такие ситуации. За нами – вся мировая спортивная общественность, готовая помочь. Не бойтесь! Рассказывайте об угрозах, только огласка даст возможность приостановить давление на спортсменов.

О грядущей Олимпиаде, нейтральном флаге и письме в МОК

Анатолий Котов – о том, как и для чего НОК давит на неугодных спортсменов:

– Мы заинтересованы в том, чтобы спортсмены выступали под флагами Беларуси. История отбора на Олимпийские игры станет своеобразным тест-драйвов для НОК. В одном из своих официальных писем в МОК НОК гарантировал, что спортсмены вне зависимости от своих взглядов будут в равной степени допущены к участию в Олимпиаде и включены в заявку сборной, которую подписывает НОК. Однако сейчас НОК пытается не допустить к Олимпиаде спортсменов, которые претендуют на попадание в Токио или уже завоевали лицензию. Для этого спортсменов лишают возможности тренироваться, срезают стипендии. В партнёрстве с нашими коллегами по олимпийской семье мы этот пробел стараемся восполнить. Если НОК лишил такой возможности, мы это право поможем восстановить. Чтобы потом у беларусских чиновников не было возможности прикрыться абстрактным спортивным принципом и не включить спортсмена в заявку. Мы рассчитываем на то, что наши спортсмены будут представлять Беларусь на Олимпиаде под своим флагом, и будут делать это достойно.

Александр Опейкин рассказал подробнее о направленном в МОК письме:

– В письме, которое Фонд спортивной солидарности отправлял в МОК, приложены все примеры давления беларусских властей на спортсменов, чтобы раскрыть системность таких действий. Шесть эпизодов развёрнуты подробно. Из олимпийцев – 4 представителя лёгкой атлетики (Ольга Мазурёнок, Дарья Борисевич, Светлана Куделич, Андрей Кравченко), дзюдоисты Дмитрий Ваховяк и Александр Шершань, фристайлистка Александра Романовская, а также борец Никита Климович. Кроме того, указаны случаи репрессий по отношению к тренерам – это тренер сборной Беларуси по хоккею U18 Александр Руммо и тренер сборной Беларуси по фристайлу Николай Козеко.

У нас пока не было контакта с Томасом Бахом, президентом МОК. Но уже завтра, в пятницу, 4 декабря, состоится общение с представителями МОК: с исполнительным директором и директором, который отвечает за спортивную солидарность. У нас будет онлайн-встреча, где мы будем обсуждать в присутствии наших атлетов все вопросы, касающиеся рассмотрения заявления фонда.

О письме Беларусской федерации баскетбола в ФИБА

Анатолий Котов уточнил, что фраза «спорт вне политики» от одного из высочайших идеологических

– По поводу письма БФБ: нужно понимать, кто является руководителем. Это первый заместитель администрации президента Максим Рыженков. Когда руководителем БФБ является человек, отвечающий за идеологию в стране, говорить про «спорт вне политики» несколько странно. Сложно обвинять кого-то в политизации процессов в стране, будучи ответственным за политику в стране. Напомню, что в государственных СМИ на личном приёме у Рыженкова один посетитель посетовал на то, что беларусская милиция мягко обращается с протестующими, на что был ответ «Теперь не будет». Такое вот позиционирование спортивного чиновничества в отношении того, что происходит в стране. Люди, которые ответственны за ситуацию, сложившуюся в стране, пытаются переложить ответственность за это на кого-то другого.

О возможном переносе хоккейного ЧМ-2021

Анатолий Котов:

– В стране была проделана большая работа по подготовке к ЧМ. Фонд и спортсменов пытаются выставить виновниками возможного лишения ЧМ, но это не так. Возможный перенос ЧМ-2021 – это закономерное последствие действий властей страны и наивысших функционеров Беларуси, в том числе главы федерации хоккея Дмитрия Баскова, который причастен к гибели гражданина Беларуси. ИИФХ приняла решение отложить решение на максимально возможный срок. Если в Беларуси произойдут изменения – можно будет спокойно проводить чемпионат  для болельщиков, которые заслуживают праздник. Но если всё будет продолжаться так, как сейчас – а это репрессии в отношении общества, СМИ, спортсменов, вопиющее ковид-диссидентство на самом высоком уровне – это будет серьёзным поводом для того, чтобы ЧМ перенесли в другую страну. За скобками оставляем вопрос уместности проведения ЧМ – мы не знаем, в какой ситуации будет экономика и не знаем, насколько ситуация будет подъёмна для страны. Мы понимаем решение ИИХФ дать последний шанс на выправление ситуации к январю 2021, но пока предпосылок к проведению ЧМ в Беларуси нет. Не сказать, что мы этому раду, но это закономерное последствие действий властей страны и наивысших функционеров Беларуси.

Отвечая на вопрос о прямых доказательствах вины Дмитрия Баскова, Анатолий Котов резюмировал так:

– Прямые доказательства – когда вина человека установлена судом после полного расследования. По делу убийства Бондаренко возбуждено уголовное дело в отношении двух человек за разглашение медицинской тайны о том, что убитый был трезв (хотя это неважно, убивать нельзя ни трезвых, ни пьяных). Но по факту самого убийства уголовного дела до сих пор нет.

Говорить о том, что есть доказательства с юридической точки зрения, не очень корректно. Но было проведено мощное журналистское расследование, которое позволяет быть аналогом готового уголовного дела. Есть масса фото, видео, данные от сотовой компании о местонахождении Баскова и Шакуты, приближенного к Лукашенко бывшего спортсмена, в момент убийства Бондаренко – все они не опровергнуты. Также в сеть утёк перехват телефонного разговора, который подтверждает, что Басков и Шакута находились в момент событий на «площади Перемен», когда начиналась эта трагическая история. Идёт тотальное замалчивание и нежелание расследовать эти случаи. Если говорить об общественных и журналистских расследованиях, то материалов более чем достаточно.

Процессы, которые ведутся по линии спортивной организации, не сильно применимы к правилам уголовного судопроизводства. Это другие стандарты доказывания. Они не такие острые, потому что можно до бесконечности ссылаться на законодательство Беларуси, которое по факту не выполняется, ведь в стране состояние полного правового дефолта.

Фото: Радио Свобода, 42.tut.by; naviny.media.

Другие посты блога

Все посты