Tribuna/Футбол/Блоги/Журнал «Большой Футбол»/«Футболисты орали мне: «Иди в роддом!» Арбитр Ольга Терешко рассказывает о жизни и мотивации

«Футболисты орали мне: «Иди в роддом!» Арбитр Ольга Терешко рассказывает о жизни и мотивации

История девушки-арбитра Ольги Терешко: о травме, безденежье и о помощи настоящих друзей. Пост мотивации.

22 сентября 2017, 19:30
9
«Футболисты орали мне: «Иди в роддом!» Арбитр Ольга Терешко рассказывает о жизни и мотивации

Грядущий сезон для немецкого футбола будет уникальным: обслужив матчи высшего дивизиона, Бибиана Штайнхаус войдет в историю как первая женщина, отработавшая матч Бундеслиги в качестве главного судьи. Для Беларуси, впрочем, женщины-арбитры также давно перестали быть экзотикой. По крайней мере, игрокам дублирующих составов высшей и второй лиг совсем не в диковинку получать заслуженные «горчичники» от эффектной блондинки, рефери FIFA Ольги Терешко. Девушка убеждена, что карьерной лестнице нет конца, и уверенно шагает к судейским вершинам. Один из рубежей она преодолела совсем недавно – в последние выходные мая Терешко уверенно отработала дебютный матч в первой лиге, рассудив «Оршу» и «Слоним-2017». О том, как живется хрупкой даме в жестком мужском мире, Ольга рассказала в эксклюзивном интервью журналу «Большой футбол».

****

– Каким ветром тебя вообще занесло в футбол?

– Случайность, судьба – называй, как хочешь. Я занималась многими видами спорта: легкая атлетика, плавание, велотрек, большой и маленький теннис... Словом, росла активной спортивной девочкой. Однажды в школу пришла тренер Елена Федоровна Адамчук и просто пригласила нас с подружкой на тренировку. Подружка отказалась, а я пошла. На тот момент это выглядело безумием. Тренировки проводились далеко от дома, в другом районе, а я, шестиклассница, потопала туда самостоятельно. Но мне настолько понравилось, настолько прикипела к этому виду спорта душой, что осталась. А спустя четыре года упорных занятий дебютировала в высшей лиге в составе «Молодечно». Через год Андрей Валерьевич Голубев позвал в витебский «СКА- Университет» – команду, которая тогда была чемпионом республики, играла в Лиге чемпионов. Разумеется, поехала туда без колебаний – такой шанс нельзя было упускать. В Витебске меня заметили – три года подряд становились лучшими в стране – и пригласили сначала в молодежную, а потом в национальную сборную.

– Как мама отнеслась к увлечению дочери очень не женским видом спорта?

– Поначалу скептически. Помню, даже выдвигались ультиматумы: если учеба пойдет под откос, то никакого футбола. Но и поддерживала она меня всегда активнее всех. Даже в пору, когда остальные близкие родственники воспринимали увлечение с ухмылкой, мол, ничего из этого не выйдет. Лишь когда начала зарабатывать первые деньги, всем стало понятно, что футбол для меня не блажь.

– Травмы не обошли тебя стороной…

– Пожалуй, самое страшное, что случилось со мной в карьере – повреждение, которое поставило на мне крест как на футболистке. Получила его в Австрии в товарищеской встрече сборных U-19. Это было в марте, готовились к отборочным матчам чемпионата Европы, но туда я уже не поехала. Вместо этого поступила в Витебский государственный педуниверситет, погрузилась в учебу. У меня была не самая серьезная травма – мениск и небольшие надрывы связок. Собиралась вернуться на поле игроком, но психологически восстановиться не удалось.

– Как изменилась твоя жизнь?

– Я очень быстро повзрослела. Прилежно училась, подрабатывала – стипендия была небольшая. Вспоминаю это время вне футбола с грустью, но без слез. Многое осознала в тот период: пришло понимание того, что мама была, есть и будет самым близким человеком. Она воспитывала меня одна, всегда поддерживала, даже если ей казалось, что я иду не туда, и футбол не женское дело. Когда случилась травма, моя финансовая независимость от нее пошатнулась. Даже не представляю, насколько ей было трудно, но она мне помогала. Когда у тебя есть здоровье, карьера, деньги, то бонусом получаешь друзей, популярность. Когда лишаешься всего, то остаешься один на один с проблемами. Испытания отсеяли из моей жизни шелуху, лишних людей. После травмы в Витебске рядом остались настоящие подруги Ирина Сафонова и Надя Середохова, а еще россиянка Аня Громалюк – девушка, с которой всегда брала пример, удивляясь, насколько она может быть сильной и честной в чужой стране.

– Через год ты очутилась по другую сторону футбольных баррикад – в судействе…

– В определенный период жизни рядом с нами появляются люди, которые направляют нас. Я бесконечно благодарна Николаю Владимировичу Пырееву за все, что он для меня сделал. Он единственный, кто помог мне с операцией, когда случилась травма. Зная мое семейное положение, старался финансово поддержать, ведь порой у меня не было даже денег на билет, чтобы приехать из Витебска в Молодечно. Это близкий мне по духу человека, ради которого на многое готова – особенно сейчас, когда более-менее встала на ноги. Именно он привел меня в судейство.

Хорошо помню первый сбор, руководителем был Михаил Борисович Архипов. Это была жесть: совершенно не ориентировалась ни в чем. Никак не могла понять, как помощникам так быстро удается перекладывать флаг из одной руки в другую, как они понимают, в какую сторону нужно вводить мяч… Первый год работала помощником с семейством Пакулиных – старшим братом Кирилла, который сейчас ассистирует в высшей лиге, Андреем и их отцом. Мы вместе ездили на игры, они меня всему учили, «тянули». Сейчас, думаю, гордятся, что приложили руку к моему становлению как судьи. Когда у руля департамента судейства и инспектирования стал Николай Левников, он предложил мне судить в поле. Дебютировала в качестве главного арбитра на товарищеском матче сборной. Тогда Левников всю игру бегал по бровке и кричал, куда мне бежать: «Оля, беги влево! Оля, свисти фол!».

– Ты планомерно завоевывала авторитет у коллег, наставников, футболистов и в итоге удостоилась звания рефери FIFA.

– Это звание не упало с неба. Когда начала обслуживать матчи, то осознала, что судейства в Беларуси мне будет мало, хотелось попробовать себя на европейском уровне. Но ко всему пришла постепенно. С 2010 года стала судить женский чемпионат, лицензирование. Спустя еще три года принялась работать на матчах дублирующих составов, старших лицензионных возрастов мальчишек. В 2014 году «доросла» до второй лиги, а в этом году меня утвердили на матчи первой. С 2015 года я – рефери FIFA и желаю каждому судье достичь этого. Работать на столь высоком уровне – непередаваемые эмоции, бесценный опыт.

– Судейство для тебя – хобби, которое приносит деньги, инструмент саморазвития или что-то большее?

– Неважно рефери FIFA ты или новичок в цеху. Важно каждый день думать о том, что на поле ты должен быть профессионалом своего дела и получать удовольствие от игры. Независимо от того, судишь детей или Лигу Европы. Если человек думает только о заработке, когда начинает обслуживать матчи, то огорчу – золотых гор в арбитраже нет. Та колоссальная работа, которую проделываешь до встречи, несопоставима с материальной отдачей от игр. В 2015 году познакомилась с российским рефери FIFA Владиславом Безбородовым. Он как-то сказал, что нет в мире ни одной идеальной профессии, а я считаю, что сейчас для меня судейство – профессия, благодаря которой можно заработать неплохие деньги, а также совместить это с огромным удовольствием от приложения сил.

– Ты одна из первых в Беларуси женщин, которая судит в поле. Как это воспринимают футболисты?

– Поначалу было много удивления у мальчишек, где-то, возможно, проскальзывал негатив. Для меня не имеет значения, как ко мне относятся футболисты во время матча. Понимаю, что чем выше ранг соревнований, тем больше с тебя спросят, и ты должна соответствовать – будь то внешний вид, понимание игры или взаимодействие с участниками матча. Важна любая мелочь. От твоих решений зависит результат, чья-то зарплата, судьба – как бы громко это ни звучало. Это не детский футбол, когда судья может ошибиться и ничего экстраординарного не произойдет. К этому нужно быть готовым психологически.

– Наверняка случались курьезные случаи?

– Борщи варить дома мне, конечно, предлагали. Орали: «Отправляйся в роддом!» Доводилось слышать и нецензурные высказывания в свой адрес. Но с течением времени отношение меняется: футболисты уже знают мои требования, стараются не выходить за рамки. Так что теперь борщи варю только на кухне в свободное от судейства время!

– Чем приходится жертвовать девушке Ольге ради того, чтобы оставаться успешной судьей?

– В пятницу-субботу обычно приятельницы готовятся к веселью в клубах и на дискотеках, а у меня бывает по две игры в день, после которых чувствую себя как выжатый лимон. Мой первый тренер всегда говорила: «Девочки, никогда не разменивайтесь: если отдыхать, то в Париже, если пить кофе, то в Лондоне, если любить, то только искренне, по-настоящему». Нужно трудиться, труд облагораживает не только внешне, но и внутренне. Мне иногда даже жаль девчат, которые живут по стандартам: ВУЗ, ЗАГС, роддом. Я, конечно, тоже хочу выйти замуж, стать мамой, образование сейчас уже второе получаю, но всему свое время. Просто хочу, чтобы будущее детей было лучше, чем мое. Поэтому нужно работать, ведь бог подарил мне второй шанс в жизни, и я не хочу размениваться по мелочам.

– О чем мечтает Ольга Терешко – рефери FIFA и Ольга Терешко – девушка?

– Арбитр Терешко хочет судить матчи Лиги Чемпионов – ⅛, ¼-ю, полуфинал, финал… О чемпионате мира. Почему нет? Как-то в разговоре с судьями высшей и первой лиги обсуждали мое повышение до второго дивизиона страны. Говорила им, что готова психологически к новому уровню и предупреждала, что меня нужно бояться: не за горами тот день, когда составлю конкуренцию. Они отшучивались, мол, очень жесткие нормативы, не сдашь. Посмотрим. Главное – желание. Девушка Ольга Терешко мечтает о семье, но для этого нужно найти того самого единственного, а это непросто.

– Ты всегда на виду и явно не обделена мужским вниманием… Не лукавишь ли?

– Проблема в том, что в большинстве своем меня знают как арбитра. Очень узок круг тех, кого подпускаю к себе, чтобы показать истинные черты характера. В жизни доводилось обжигаться, поэтому держу людей на дистанции.

– Видишь ли рядом с собой человека футбольного?

– Не имеет значения, кто будет рядом с тобой по жизни: судья, футболист, экономист или маркетолог. Главное, чтобы это был твой человек. Нет смысла обсуждать рост, вес, цвет глаз… Меня всегда смешат посылы девушек, которые дают установку: выйду замуж только за брюнета с серыми глазами. Возможно, завтра на матче встречу футболиста, и это будет тот самый человек, а может быть окажусь рядом с ним по соседству в кинозале. Номер телефона, конечно, игроки просят часто. На кофе после матчей зовут… Но, зовут то главного судью, понимаешь?

– Судейство – профессия преимущественно мужская. Помогают ли тебе женский шарм и обаяние в работе?

–  Многое приходится оставлять за порогом судейской. Арбитр должен быть авторитетом на поле независимо от гендерных факторов, но не подавлять игроков. Когда работаешь с мужскими командами, конечно, женские хитрости помогают в работе. Мне намного легче судить мужчин: они более управляемые, проще футбол – если фол, то явный фол. Женский футбол интересен, но в нем нет того адреналина.

– С кем из помощников тебе работать комфортно?

– У меня есть ассистент Алена Карась. С ней чувствую себя увереннее, чем с любым помощником высшей лиги. Второй помощник для меня непринципиален. Хотя в Европе второй ассистент всегда из другой страны – видишь его впервые и должна донести до него требования, настроиться на одну волну. Отмечу, что Алена один из лучших помощников во второй лиге, очень грамотный арбитр, а также замечательный человек, мама и подруга.

– В Беларуси трое рефери FIFA мужчин и две девушки являются судьями международного уровня. Как складываются ваши взаимоотношения?

– Однажды меня назвали Лешей Кульбаковым в юбке (улыбается). Мне, конечно, до его уровня расти и расти, но горжусь, что наши ребята работают на топ-чемпионатах. Леша – большой молодец, только он один знает, сколько труда и сил ему стоило стать тем, кто он есть сейчас. И Денис Щербаков, и Сергей Цинкевич – профессионалы, которые работают над собой.

Арбитр Сергей Цинкевич

К слову, мой первый международный матч был в Бобруйске. Тогда была резервной, а Сергей – связующим. Помню, почти не знала тогда английского, Сергей меня поддержал и сказал, что во мне большой потенциал. После таких слов возникло еще больше желания работать над собой.

****

В полном объеме интервью Ольги Терешко читайте (и смотрите фото) в июньском номере журнала «Большой футбол».

Интервью записала Натали Жук.

****

Подписывайтесь на нас вВконтакте, Твиттере и Фэйсбуке

Другие посты блога

Все посты