Tribuna/Биатлон/Блоги/Биатлонный мир/О рогах Йоханнеса Бё, слезах Симона Фуркада, белорусском рейсе, звоне хрусталя — о поездке на заключительный этап КМ

О рогах Йоханнеса Бё, слезах Симона Фуркада, белорусском рейсе, звоне хрусталя — о поездке на заключительный этап КМ

Биатлон — это круто! И биатлон по телевизору и биатлон вживую — две разные по эмоциональности вещи. Кажется, я уже могу приравнять слова «биатлон» и «эмоции». Потому что говоря об первом, чаще всего использую в сочетании второе слово.

Автор — Alexandra Klimovich
31 марта 2019, 12:57
2
О рогах Йоханнеса Бё, слезах Симона Фуркада, белорусском рейсе, звоне хрусталя — о поездке на заключительный этап КМ

Путешествия – это всегда заряд новыми эмоциями, перезагрузка, куча воспоминаний, которые так или иначе перевернут твой внутренний мир, пусть не всегда грандиозно и в корне, но тем не менее отпечаток оставят. В любом деле самое важное – начать. А уже потом не отступать и не бросать начатое.

О своей привязанности к биатлону мне, как автору статьи, уже наверняка говорить не стоит. Об этом писалось много раз. Так вот, из-за этой самой привязанности большая часть моих путешествий оказываются биатлонными. Действительно, самый сложный шаг – поехать первый раз. Теперь уже я слишком легкая на подъем в этом плане.

  Стадион в Холменколлене. Фото: инстаграм holmenkollenskiskyting

В этом сезоне получилось поехать на первый и заключительный этапы Кубка мира. Несмотря на то, что в Холменколлене мне уже посчастливилось побывать в прошлом сезоне, вернуться туда действительно хотелось. Правда, не в этом сезоне. Но незапланированные поездки приносят даже больше впечатлений, хотя ты избавляешь себя от нескольких месяцев ожидания и предвкушения, в которых тоже есть своя магия и красота. Особенно это ощущается в период межсезонья. Поэтому каждая поездка на биатлон особенная и воспринимается по-разному. На первые этапы ты планируешь ехать уже чуть ли не с конца марта, как только возвращаешься с очередного этапа. И все месяцы до декабря держишь в голове эту мысль. А если едешь посреди сезона или в конце, то ожидание проходит куда легче, потому как по телевизору биатлон-то транслируется, и все не так грустно. Лично я не люблю пересматривать гонки, поэтому межсезонье для меня действительно проходит без биатлонных гонок, хотя не полностью без биатлона по очевидным причинам.

Я специально не перечитывала свой прошлогодний рассказ об Осло, и поскольку прошел целый год с той поездки, после которой были еще Тюмень и Поклюка, то, естественно, те эмоции слегка улеглись и даже немного стерлись из памяти. Поэтому поездка была почти как с чистого листа, хотя понятно, что уже с более четким пониманием и представлением, что да как лучше сделать.

Всё, как и в прошлый раз: чемодан-вокзал-аэропорт :) (Или Минск-Вильнюс-Осло). Только вместо чемодана пришлось ограничиться одним рюкзаком: за год авиакомпания отредактировала правила провоза багажа, к сожалению, не в пользу пассажиров.

Дорога больше запоминается, когда рядом с тобой находятся эпатажные герои. На этот раз поездка Минск-Вильнюс запомнилась футбольными фанатами, которые, к счастью, полностью раззнакомились лишь после пересечения литовской границы, когда до Вильнюса уже рукой подать было, иначе бы остальная часть автобуса – не футбольных фанатов – страдала бы в два раза больше.

Дальше уже было поспокойнее. Самолет. И мое «Would you mind If I sit by the window?»

  Осло. Фото из личного архива

Мне нравится, когда ты летишь, но еще окончательно не осознаешь, куда, а по прилету начинаешь понимать, что это же Норвегия! Страна фьордов, викингов, троллей, красной рыбы. Такие уж ассоциации:) Дорогая, но безумно красивая страна. Родина биатлона, родина Бьёрндалена. И это же Осло! Столица Норвегии. Такой колоритный, атмосферный город. Сейчас мы подъедем в центр, пройдем примерно километр и увидим свой хостел. А через пару часов уже и на стадион. Действительно, есть что-то магическое и притягивающее в этой стране, в этом городе. И такой непередаваемый (может, чисто девчачий) восторг, как только понимаешь, где находишься! Сказать «нет» поездке в Осло – очень сложно, на самом деле. Съездив однажды, вы должны понять, почему.

Осло и Холменколлен встретили нас в четверг замечательнейшей погодой. Какое чудесное было солнышко! Настроение от этого стало еще лучше. Первый день всегда слегка сумбурный, уже дальше ты становишься чуть ли не экспертом. И как классно после небольшого перерыва вновь встретить знакомые лица. Усталость не ощущалась. Вообще, когда эмоции берут верх, какая может быть усталость?! Она проявится в самом чистом виде позже – после поездки.

Для меня Норвегия – это действительно особенное место. Не потому что это родина биатлона, а потому что это исток (если можно так выразиться) Ваверачкi. Ну, или начало истории. Классно зайти в пресс-центр и увидеть то самое место, где всё это зарождалось. Вспомнить те эмоции, песню «8 сакавiка» на весь зал, первое волнительное интервью с ДаДо и то спонтанное решение о Тюмени – всё это было там. Год назад. А как будто прошла вечность. Столько всего успело произойти.

 

В первый день нас ожидал женский спринт. Приехав за несколько часов до начала гонки, мы уже успели вдоволь прочувствовать всю скандинавскую биатлонную атмосферу. Солнце-солнцем, но, когда оно пряталось за облаком или трамплином, ветер и холод брали свое. Ветровая обстановка была настолько критичной, что спонсорские баннеры просто слетали, и организаторы вынуждены были раз за разом их отлавливать и прикреплять заново. На трибунах огромное количество болельщиков из Германии и Франции, а потом уже Норвегии, России и др. Там вы можете увидеть курицу в виде французского флага на голове, шапки викингов, разукрашенные лица, огромное количество флагов, знаменитых российских Деда Мороза и Снегурочку. Там чуть ли не каждый болельщик выделяется. Видимо, все хотят попасть в трансляцию.

Рядом с нами сидели немки, очень эмоциональные. А вообще здорово, когда стреляет кто-то из лидеров, и весь стадион замирает. И как только начинается поражение мишеней, болельщики радостно встречают каждое попадание в цель и с огорчением каждый промах. Особенно это касается тех спортсменов, в стране которых проводятся соревнования. Здесь, естественно, предпочтение отдавалось норвежцам.

 

Трибуна в Холменколлене расположена с максимальным удобством для болельщиков. Конечно, видно и стрельбище, и штрафной круг, и финиш, и старт. Огневой рубеж располагается особенно близко. Те же Раубичи и Тюмень очень проигрывают в этом показателе. Болельщики еще очень любят этот норвежский стадион, потому как спортсмены проходят так близко, что если они в настроении, то можно легко попросить фото или автограф.

А еще заключительный этап примечателен тем, что на нем вручаются мхг и бхг, и болельщики могут воочию видеть эту картину. А это всегда захватывающее зрелище. К тому же, в каждом сезоне есть спортсмены, которые завершают спортивные карьеры и прощаются на последних этапах. Вот как раз один из таких примеров – Анастасия Кузьмина, которая, к слову, и одержала победу в первой гонке этапа – женском спринте, а еще позже оформила золотой дубль в преследовании (да и еще с четырьмя нулями). Ушла красиво, как в прошлом году наша Даша. Жаль только, что никто окончательно тогда не знал, что это последняя гонка в карьере Домрачевой, корону бы нашему герою Беларуси тоже явно подготовили. Вот и Анастасия в последней гонке финишировала с красивой диадемой и широкой улыбкой на лице, только, к сожалению, без Большого хрустального глобуса в руках.

 

Пятничный мужской спринт заставил слегка поволноваться и организаторов, и болельщиков. Наверное, было бы не интересно, если бы каждый день был солнечным и спокойным. Так что второй день – день тумана. Он то сгущался, то рассеивался. Совсем как в Поклюке. Тоже, кстати, на мужскую гонку, которую в последствии перенесли. Организаторы ЭКМ в Холменколлене предвидели ухудшение погодных условий и даже перенесли старт гонки, правда на 15 минут раньше (которые в общем-то ничем не помогли). Но гонка стартовала и завершилась победой Йоханнеса Бё и попаданием всей нашей сборной в преследование. Этот спринт мы смотрели, стоя на трассе в окружении, в основном, болельщиков из России, Латвии, Франции и Финляндии. Стояли на подъеме и считали, по сколько раз проедут спортсмены мимо нас перед гонкой. Наша сборная по два раза, а подъем выглядит достаточно энергозатратным… И все спортсмены крайне сосредоточенные.

Смотреть гонку на трибуне и на трассе – две разные вещи. На трибуне хоть и обзор больше (и, в принципе, спринт и индивидуалку лучше всего там смотреть), но на трассе своя атмосфера. Слышите звон колокольчиков – это бегут фанаты Андрея Расторгуева поддержать его на одном участке трассы, а потом сразу перемещаются на другой отрезок. Слышите громкое «Во-ва, Во-ва» – это еще одни белорусские болельщики в начале подъема кричат нашему Чепелину. Иногда можно услышать и близкие к матерным выражения, всё-таки кругом иностранные тренера и, естественно, они не имеют в виду ничего плохого, хотя кто знает?:) А главное – везде, где можно стоять болельщикам, места заняты. В Норвегии биатлон популярен, люди приходят семьями, с маленькими детьми, и обязательно с фанатской атрибутикой. Передо мной даже как-то шел на трассу мужчина с собакой в рюкзаке. Причем если ты любишь биатлон, ты можешь стоять даже одна и кричать громче всех. Поверьте, такой пример есть. С соседней страны России.

Кстати, после биатлонных гонок международного уровня на стадионе проходили соревнования юных биатлонистов из Норвегии. И болельщики оставались на трибунах, чтобы поддержать спортсменов. И тут ты понимаешь: это Норвегия.

  Холменколлен. Фото из личного архива.

Получилось, что два дня прошли по одной гонке в день, что, конечно же, хорошо, потому что утром и вечером было свободное время для прогулок по Осло. Хотя многие болельщики остаются после гонок на стадионе, а затем идут в гостиницу к спортсменам. Такой вариант немного не про меня, поэтому моя компания предпочла прогулки по столице. Причем утром у нас был спланированный маршрут, а вечером – куда глаза глядят. Заблудиться и пытаться «найтись» – а почему бы и нет? Когда все идет четко по плану, не всегда интересно.

  Фото из личного архива

Вы знали, что в Осло есть птички-модели? Оперный театр Осло — одно из самых красивых достопримечательностей этого города. Стоит только подняться на крышу театра (это бесплатно) — и вы увидите потрясающий вид на город. И к вам обязательно подойдут птички,чтобы вы с ними сфотографировались. Да-да, сами. Не нужно их подзывать или подкармливать, они подойдут и будут смотреть прямо в камеру. Местные модели. Такие самолюбивые :)

А еще Anker – место встречи белорусских и российских болельщиков. Точно так же, как и рейс Осло-Вильнюс на Ryanair чуть ли не на ¼ белорусский :) Так вот, приятно возвращаться в хостел, а на ресепшн видеть знакомые лица. С одной стороны, неожиданно, а с другой, даже вполне ожидаемо. И приятно. Особенно когда тебя хотели удивить.

Да, в принципе, если ты едешь на биатлон не первый раз, то ты обязательно встретишь людей, с которыми успел подружиться прошлые разы. Не буду говорить громких слов, что Альфред Эдер – это мой друг, но еще с прошлогоднего Хохфильцена у нас с ним сложились теплые отношения. Во-первых, он всегда рад видеть белорусов на этапе. Во-вторых, мне даже посчастливилось брать у него интервью однажды. Да и пересекаемся при каждом моем выезде на этап. Поэтому в Холменколлене когда мы случайно столкнулись, приятно, что он меня узнал, потому что я так бы и прошла мимо, спеша найти подругу. Альфред сказал, что скучает по Беларуси. И это было абсолютно искренне.

В пятницу перед гонкой, видимо, все белорусы и россияне, которые жили в Осло, выйдя на прогулку, попали в забастовку школьников. Честно говоря, думали, что они выступали против обучения в пятницу, но кажется, они поднимали серьезную тему – тему мирового климата. В любом случае, этот момент врезался в память. Интересно посмотреть со стороны. Полиции, видимо, тоже, так как они не предпринимали никаких действий. Собственно, так же, как и когда норвежцы переходят на красный. А делают они это чаще, чем на зеленый. Что еще интересно, поздним вечером тебе не страшно идти даже одному по улицам, потому что в окружении даже не совсем трезвых людей ты чувствуешь себя спокойно, они внушают доверие. Действительно тут, к сожалению, можно сказать: это не Беларусь.

И какой же чарующий вечерний Осло. И там так мало машин.

     

Следующие два дня – суббота и воскресенье – предполагали по две гонки в день: гонки преследования и масс-старты. На выходные на стадион пришло еще больше болельщиков, плюс в дополнение стояла хорошая погода. По окончанию гонок в субботу вручались малые хрустальные глобусы по итогам гонок преследования. С Доротеей Вирер и ей мхг все прошло гладко, а вот Йоханнесу Бё есть что вспомнить, благодаря команде «Матч тв». После пресс-конференции Бё-младший ушел за ширму, чтобы продолжить раздавать интервью. Весь пресс-центр продолжал работу: кто обрабатывать фото, кто печатать интервью, кто писать обзор гонки, а кто-то разговаривал с собакой по вайберу – в общем, работа кипела. И вдруг звон бьющегося хрусталя. Это зрелище нужно было видеть. Почти каждый бросил свое рабочее место и побежал смотреть, кто что разбил. Там действительно валялись осколки, но осколки хрустальной вазы, хотя выяснилось это не сразу.

 Слева на фотографиях можно увидеть осколки хрустальной вазы   

Как все было на самом деле: Илья Трифанов и Дима Занин попросили норвежца дать подержать глобус, и пока Бё продолжал отвечать на вопросы журналистов, корреспонденты «Матч тв» заменили глобус на вазу и разбили ее. Норвежец хладнокровно отнеся к ситуации. Видимо, сразу догадался, что это шутка. А «Матч тв», кстати, долго продумывали, как это все провернуть: где взять вазу и какую именно, о разрешении устроить дебош, дабы избежать всяческих последствий и т.п. В итоге получилось прикольно. Взбодрили народ. Белорусские коллеги посоветовали им на следующий раз обратиться в белорусские заводы, как в свое время Домрачева делала копии БХГ.

Субботний мужской пасьют еще запомнился россиянином Матвеем Елисеевым. В шортах выйти на дистанцию в такой ветер и не плюсовую температуру… Ну, однозначно, внимание привлек.

  Фото Дениса Костюченко

А вечером нас ожидала экскурсия на трамплин и Музей лыж, который располагается у подножия трамплина. В музее столько всего! Комплекты лыж, начиная с 600 года н.э. Еще там можно увидеть артефакты первой экспедиции на Северный полюс Руаля Амундсена в 1911 году. Вообще, много интересного. Даже есть уголок троллей. И смотровая площадка, на которой мы еле устояли из-за шквалистого ветра. Сносило даже мужчин. Ветрище. Но какой же там вид. Очень красиво.

Самый грустный день – воскресенье. Ты прощаешься с Холменколленом, biathlon-family и, конечно же, самим биатлоном. Последние гонки сезона. Организаторы еще с утра решили приподнять настроение, объявив воскресенье – днем вафель. «Being with you makes me «waffley» happy»! Кстати, улыбчивости и приветливости организаторов, волонтеров и всех, кто причастен к проведению этого этапа, нужно учиться. Может, это просто такой народ. Ведь даже в хостеле, заходя в лифт или пресекаясь на лестнице, тебе всегда скажут «Hei!» и улыбнутся.

День начался с женского масс-старта, за Беларусь выступала только Ира Кривко, но классно, что наши девочки и мальчики всегда приходили поболеть друг за друга. И Динара, и Лена, и Антон.

Победу неожиданно (хотя, с другой стороны, вполне закономерно) одержала Ханна Эберг. Возвращаясь к спортивным пенсиям, как раз это был хороший подарок Пихлеру от Ханны. Шведка еще и мхг в придачу забрала. Ну, и Настя Кузьмина с диадемой на голове финишировала довольная и счастливая, заявив, что не передумала завершать свою спортивную карьеру. Муж Насти, Даниил Кузьмин, может быть, был еще счастливее самой Насти. Шампанского, по крайней мере, выпил больше:) Конечно, я утрирую. Вообще, такие моменты наблюдать и круто, и грустно. Пусть ты никогда не был огромным фанатом спортсменки, но она действительно невероятная. Всегда улыбается, искренне переживает и красиво побеждает. Всё-таки три олимпиады и каждый раз золотая медаль – это мастерство.

 

Ну а как завершил сезон Йоханнес. С рогами на голове, хотя по сути рога наставил в этом сезоне всем именно он!

Мы в воскресенье были точно как фанаты Расторгуева, перебегая с одного участка трассы на другой. В этом и есть свой кайф. В субботу было аналогично (и приятнее, потому что были наши).

  

И самое милое прощание сезона – прощание Симона Фуркада. Увидев Мартена в пресс-центре, немного удивились, а он пришел, чтобы вместе с тренером написать на бибах по букве: S-I-M-O-N. И вот, Симон с сынишкой на руках, со слезами на глазах прощается с карьерой профессионального биатлониста и говорит каждому «спасибо», смотря в глаза. Эти моменты действительно какие-то волшебные и запоминающиеся. Он позже уделил внимание каждому своему фанату. Эх, грустно осознавать, что всё рано или поздно заканчивается. И кумиры не вечно будут бегать и радовать нас.

Как только завершилась церемония награждения, организаторы тут же начали быстренько все убирать. Через пару часов казалось, что ничего и не было уже. Можно было даже уже пройтись спокойно по тому мостику, что перед финишем. Идешь и вздыхаешь. Вживую все проносится гораздо быстрее, чем когда смотришь по телевизору. И больше эмоций. От этого сложнее расставаться.

На этап в Норвегии приезжает много белорусов, так что всегда можно увидеть знакомые лица. Это здорово. И паролем от вай-фая поделятся, и стартовыми номерами наших, и улыбкой тоже. Своих всегда приятно встречать.

После поездки присутствовала такая приятная усталость. Классно, когда всё так насыщенно, эмоционально, с кучей воспоминаний. И каждая поездка не похожа на предыдущую.

Возможно, когда читаешь рассказ, есть ощущение, что я просто в розовых очках и все прекрасно. На самом деле, это не так. Просто если стараться воспринимать всё на позитиве, то всё и будет хорошо. Мы переселялись три раза, почти не спали две ночи, долго проходили таможенный контроль. Да и на стадионе не месяц май, особенно в пятницу был. А еще наш вылет перенесли на 25 минут, но по незнанию уже успели впасть в панику, когда приехали в аэропорт и не увидели своего вылета на табло. Девочки же:) Но ветер биатлона загнал нас в Норвегию для заряда хорошими эмоциями. Однажды Дмитрий Губерниев сказанул следующее: «Нервы-нервы-нервы, вы набрали пик, а козырь червь». Цитата подходит не только к биатлону, но и к жизни. Наслаждаться каждым моментом, меньше переживать и нервничать, не бояться делать шаги к своей мечте или цели – так нужно стараться жить.

Что ж, сезон закончен. Он был ярким, непредсказуемым, как всегда богатым на эмоции. Мы радовались и разочаровывались, переживали и болели за любимых спортсменов. Жили от гонки до гонки целых 4 месяца, а впереди нас всех ждут целых 8 месяцев ожидания и предвкушения нового зимнего сезона. Время, чтобы проанализировать все события сезона 18/19 и настроиться на сезон 19/20 года. Возможно, кто-то решится на поездку в тот же Холменколлен, а кто-то в очередной, уже n-ный раз туда рванет. Биатлон — это круто! И биатлон по телевизору и биатлон вживую — две разных по эмоциональности вещи. Кажется, я уже могу приравнять слова «биатлон» и «эмоции». Потому что говоря об первом, чаще всего использую в сочетании второе слово.

«Пусть мир не подчиняется вам и живет своей жизнью, но хотя бы ваши мысли и эмоции должны быть такими, какие вам нужны»

       

Другие посты блога

Все посты