Tribuna/Футбол/Блоги/Со своей колокольни/На 50 оттенков темнее. Про жизнь в белорусском гандболе и про то, как федерация все больше наседает на БГК

На 50 оттенков темнее. Про жизнь в белорусском гандболе и про то, как федерация все больше наседает на БГК

Мысли, навеянные интервью Владимира Коноплева.

Автор — Ivan Sapeha
14 февраля 2017, 18:00
30
На 50 оттенков темнее. Про жизнь в белорусском гандболе и про то, как федерация все больше наседает на БГК

12 февраля 2017 года. БГК принимает СКА. Правда, не первая команда, а пацаны не старше 20 лет. Есть в заявке даже шестнадцатилетки, допуск которых к соревнованиям производится только по согласию родителей. Один из них незаменим для этой команды. Это Егор Будейко, высокий левша. А левшам, как известно, везде у нас почет.

На другой стороне площадки разминаются вице-чемпионы страны. У них шесть человек участвовали в чемпионатах мира и Европы,а еще трое (вдобавок к троим из первой группы) становились шестыми на молодежном мире. 9 человек, закаленных в очень серьезных боях.

И что мы видим на табло? Молодежь проигрывает с минимальной разницей, не забросив в последней атаке. Конечно, все можно списать на недооценку соперника, блестящую игру Владимира Корсака в брестских воротах, неудержимых Курана и Наумука, на двоих забросивших 19 из 25 мячей команды, на громкую поддержку восьми болельщиков хозяев, окрылившую брестскую молодежь. И это даже будет правдой, но все равно это не может оправдать такой исход даже наполовину. 

А ведь эти пацаны уже по разу обыграли два профессиональных клуба. И в следующее воскресенье будут бороться за четвертую позицию по итогам первого этапа. Да, у них не всё и не всегда получается. Они молоды и нестабильны, но они могут показывать, что они отнюдь не слабы прямо здесь и сейчас. И их игра застревает в памяти. Такой честный, задорный гандбол.

А вот с чемпионатом что-то не то. Фарм-клуб, оказывается, может давать бой профессиональным командам. Как так-то? Но да, и такое возможно. Во-первых, в Бресте неплохие условия для тренировок, есть вся инфраструктура, есть тренер-врач и даже массажист, которого в двух профессиональных клубах нет.

Во-вторых, молодым брестчанам еще есть что доказывать. Ведь как только  им стукнет 21, если они не дорастут до первой команды, придется искать другой клуб. Кто-то уедет за границу (таких единицы), кто-то отправится в Гомель, Могилев или Гродно (таких тоже немного), а кто-то повесит кеды на гвоздь и пойдет искать работу. Жизнь гандболиста в нашей стране такова.

За границу, к слову, уехать не так просто. Новый клуб должен выплатить отступные даже за свободного агента. Это сильно усложняет поиск работы. Да и в стране мест для трудоустройства не так много. Есть СКА, но туда берут только самых талантливых. Есть “Гомель”, где еще даже платят хорошую по меркам страны (но не спорта) зарплату, но там как-то больше своих потчуют. Остаются Гродно и Могилев. Кстати, тренер “Кронона” Игорь Сидько считает почти 22-летнего игрока опытным, что немудрено при среднем возрасте команды в 20,8 лет (и это еще неслабо сказывается 32-летний Максим Несвадьба).

Как правило, в этой стране к 25 годам ты или уехал в другой чемпионат, или обитаешь в СКА или ”Гомеле” (не факт, что надолго), либо ты все еще играешь за зарплату, на которую можно выживать, но не жить. Есть еще одна опция – ты играешь за “Витязь”, параллельно работая где-нибудь, скидываешься в общую кассу команды. В общем, играешь потому, что любишь эту игру, и сам за это платишь.

Но большинство уйдет, оставив в стране с тридцатку игроков старше 25 лет, в основном, легионеров. И тренер сборной в очередной раз будет повторять, что в его распоряжении совсем молодые парни, которых еще многому нужно учить и от которых нельзя чего-то требовать здесь и сейчас. А на этом фоне ещё более молодые шведы будут деклассировать нашу главную команду.

Сергей Цыганков будет говорить о том, что каждый год в олимпийских днях молодежи играют команды шести областей и города Минска. Т.е. минимум 42 человека в основах и до 56 еще в заявках. Даже не каждый из этих 42-х найдет себе клуб, хотя и считается определенным талантом. Возможно, кто-то из них уже в следующем году поедет в Витебск в новый клуб. Да вот только там пока беда с набором игроков. Представьте себе, представители любительского “Витязя” туда идти не хотят. Говорят, на заводе больше получают.

Вообще, давайте по-честному, нам всем нужно кормить себя, жену, детей. Некоторым из нас хочется любовницу во Францию свозить, на это тоже нужны деньги (впрочем, не об этом сейчас). А как это сделать на 200 долларов? Нет, полстраны так делает. Но одно дело, когда ты работаешь на заводе и более или менее уверен, что завтра останешься там же и при своих. А здесь сфера несколько иная. Завтра может случиться травма и тебе еще придется делать дорогостоящие операции. Да и конкуренция банально выше. Снизу всегда подпирает еще более молодой и еще менее требовательный. Уверенности в будущем нет.

А еще ты будешь обделен вниманием прессы, зрителей, на твои матчи ходит 50-100 человек, со многими хочется поздороваться. Ты их, конечно, не знаешь, но это как те люди, с которыми ты каждое утро садишься в один автобус. Они находятся там же, где и ты, и оттого интересны.

И рано или поздно ты завоешь на луну и захочешь уехать. И тут выяснится, что о тебе никто не знает. Ведь ты не играл в сборной, в еврокубках тебя нет, даже если ты туда попал (для твоего клуба это слишком дорого), толковых нарезок твоих матчей тоже нет, по телевизору тебя не показывают. Показывают всё: футбол, хоккей, мини-футбол, про баскетбол даже целая передача есть, шорт-трек вот недавно крутили. В общем, все, кроме чемпионата Беларуси по гандболу. Есть, правда, записи матчей с одной камеры в федерации, может, еще одна копия в клубе. Но что это дает потенциальным покупателям? Почти ничего.

Если повезет, уедешь в Эстонию, Литву, Израиль. Уровень там так себе, зато деньги платят. И не забывай, твой уровень не растет, так как с сильными ты не играешь. Так, пару раз в год, но на счет смотреть больно.

При этом осознаешь, что твоим тренерам нужно кланяться в ноги за их труд. Они это делают, выжимая из себя все остатки сил и вкладывая в тебя душу. При том что твоя спортивная школа даже могла не ездить на республиканские спартакиады из-за отсутствия средств, а мальчики нечетных годов редко набирались из-за того, что чемпионаты проводятся по двум годам сразу, а в таком возрасте год разницы выглядит пропастью.

Кстати, БГК, в который парою абзацев ниже полетят критические стрелы руководства Белорусской федерации гандбола, начал проводить турнир, команды которого при необходимости получают финансирование на решение логистических проблем. Но строптивый клуб принято ругать, теплых слов на этот счет в адрес клуба мы не услышим. Как и не услышим причин того, почему такого понятия как регулярный детский чемпионат не существует. Да, есть спартакиады, “Стремительный мяч”, но количество дней в году и количество задействованных в них детей можете посчитать сами. Респект БГК и особенно СКА за то, что делают хоть что-то для детей. Это немного спасает.

И ведь понимаешь, что все должно быть не так. Клубов должно быть больше, чемпионат должен иметь хоть какой-то смысл, дети должны играть, тренеры – стажироваться, набираться опыта, выбросить советские методички наконец-то. Не подумайте, советская система крутая и лежит в основе многих зарубежных школ. Но она давно переработана, дополнена и улучшена. Учиться в пору уже у них.

В общем, должна быть не спячка, а какая-то движуха. Нужно что-то менять. Резать, не дожидаясь перетонитов.

И тут в телевизоре появляется человек. Он уверенно говорит. Если вы не в курсе всей ситуации, то даже немножко киваете под его слова. Правда, с географией у этого человека совсем плохо. От Бреста до Минска целых 400 километров, а до Варшавы всего 100. При этом ему не рассказывали, что в Бресте есть аэропорт. Но это ладно, про него и не все брестчане знают. 

Он уверенно чеканит, что гандбол нужно вводить в школьную программу и даже написал письмо новому вице-премьеру. Правда, сделал это после десяти лет пребывания в должности. Но у него работы много. Говорят, на прием к нему можно по месяцу не попасть. А на написание письма может уходить очень много времени. Особенно, если знание русского языка такое же, как знание географии. Обычно с письмами помогает пресс-служба, но и к ней доверия нет. В одном из их текстов учителя насчитали около двадцати ошибок. Перед вице-премьером может быть стыдно.

Но этому человеку нравится далеко не все. Например, со сборной нужно что-то делать. Вообще, у нас в стране все для сборной. Даже больше, ее интересы гораздо выше интересов гандбола и гандболистов. Гандбол – это, конечно, хорошо, но когда докладываешься старшему товарищу, объяснения о том, что переоборудованы 50 спортивных школ, 150 тренеров повысили уровень подготовки, созданы 5 новых клубов, запущен детский чемпионат и через лет 5-10 кропотливого труда нас ждут большие успехи, не катят. Они разбиваются о вопрос, что сказать плебсу о текущих успехах. Вот поэтому всё будет агрегироваться возле сборной. А всё остальное может потерпеть. Можно поставить красивую ширму. Никто не увидит, что внутри.

Но что делать, если даже на ширму уже пора ставить заплаты? Починить? Материалов нет. А если починим, то народ простит? Да вроде простит. Тогда нужно экспроприировать материалы. И даже известно у кого. Оказывается, не у всех такие беды. Там на окраине страны есть господин Мешков, у которого и игроки сыты и довольны, и школа есть какая-никакая. И про существование аэропорта ему кто-то, оказывается, уже рассказал. Эх, еще бы Лигу чемпионов в Минск отправил...

Кстати, какое-то странное желание, не находите? Клуб, тренирующийся и играющий в Бресте, имеющий больше трех тысяч своих болельщиков, должен ехать в Минск, где на гандбол за последние пару лет и три тысячи человек не может просто прийти. О покупке билетов говорить даже не приходится. На матч сборной можно было пройти по аккредитации Федерации футбола (!), чем некоторые и воспользовались. И это даже если не говорить о том, что время, которое тратится на дорогу, вряд ли идет на пользу игрокам. Но, видимо, этот аргумент катит только для сборной.

И вот Бресту грозят ужесточением лимита. И клуб обяжут с самого начала чемпионата играть. Конечно, еще не известны все тонкости того, как будут ограничиваться в правах брестчане. Пустят ли их играть на Балканы, не случится ли так, что зампред федерации и ее спортивный директор своим судейством похоронят клуб, допустим, в финальной серии, не пустив в ЛЧ, не придумают ли еще одно правило, противоречащее общим гандбольным, а потом будут кивать на то, что знают, что юридически неправы, но здесь жизнь не по законам, а по понятиям. Давно пора бы выучить.

А в Бресте в это время все более чем спокойно. Потому что для паники нет времени – работать надо. Команда играет в Лиге чемпионов и выходит из серьезной группы. Вместе с этим опыта набираются и сборники, которые в Бресте на хорошем счету. Рутенко – первый выбор, Шилович начинает матчи в атаке и примерно поровну делит время с Криштопансом, проводя стабильно больше тридцати минут на паркете, Шумак –  надежда и опора защиты, Никуленков до травмы стабильно был первым на позиции. Разве что Юринок играл не так много. Но и при этом особо не терял в практике. Пока не попадал в основу, играл за фарм ровно тот же чемпионат Беларуси, что и СКА. И все эти игроки в сборной пашут от звонка до звонка, т.к. замены им нет.

Конечно, легче от участия с первого круга брестчанам не станет. Да и сборной тоже. Если лишить команду SEHA-лиги (а это в силах федерации), то у сборников будет недостоаточно практики, если заставить играть весь чемпионат без дублеров, то к концу сезона они наверняка сами попросят их пристрелить и больше не мучать. Если соберут дублеров по чемпионату Беларуси, то от чемпионата вообще ничего не останется,а потенциальные сборники по весне не будут попадать даже в заявки на матчи.

Впереди много интересного и бесполезного. Но, кажется, Брест наконец-то лишится аргументов разъяренных критиков о всякого рода несправедливости. Теперь все будет так, как они хотели. На 50 оттенков темнее.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Официальное заявление
22 апреля 2017, 09:10
14
Все посты