Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/«Сойри сильнее, но у Туоминена высокий потенциал». Что за финны пришли в белорусский футбол

«Сойри сильнее, но у Туоминена высокий потенциал». Что за финны пришли в белорусский футбол

Журналист Янне Ойвио рассказал о горячих финских парнях из белуфутбола.

Автор — Тарас Щирый
30 марта 2017, 18:30
11
«Сойри сильнее, но у Туоминена высокий потенциал». Что за финны пришли в белорусский футбол

Журналист Янне Ойвио рассказал о новичках БАТЭ и «Шахтера».

Если прежде финнов в белорусском футболе никогда не было, то в текущем межсезонье сразу два футболиста из страны Суоми пополнили отечественные команды: форвард Ессе Туоминен подписал контракт с БАТЭ, а полузащитник Пюрю Сойри оказался в Солигорске. Пока игроки осваиваются, Тарас Щирый поговорил про них с журналистом финской газеты Ilta-Sanomat Янне Ойвио, чтобы понять, чем же Пюрю и Ессе привлекла Беларусь.

- Янне, вы удивлены, что два перспективных финских футболиста переехали играть в чемпионат Беларуси?

– Да, и первая реакция была: «Почему?» В Финляндии белорусский футбол знают мало. Наши СМИ чаще публикуют политические новости, связанные с вашим президентом, или результаты матчей «Йокерита» и «Динамо» в КХЛ. Я думаю, что единственная футбольная команда из Беларуси, которую неплохо знают в Финляндии, это БАТЭ. Очевидно, что этот клуб стоит особняком, участвует в Лиге чемпионов и в целом очень впечатляет своими результатами в еврокубках. В прошлом году Борисов играл в квалификации Лиги чемпионов с нашим СИКом, и белорусы выглядели намного сильнее. Как мне показалось, в том противостоянии все было понятно еще до игры. Хотя, предположу, что с другими белорусскими командами у финских клубов шансы были бы. Но других команд из вашей страны я не знаю. Хотя нет, пару лет назад минское «Динамо» играло с МюПой, уже прекратившей существование из-за финансовых проблем.

Беларусь – это новое направление для наших игроков. И я не в курсе, почему они его для себя открыли. Чтобы понять Ессе и Пюрю, нужно их услышать. Я пытался дозвониться до Сойри, но он тогда, наверное, уже улетел подписывать контракт. В целом, ничего плохого в их переезде в Беларусь не вижу. Считаю, это интересный поворот в карьере футболистов.

- Что из себя представляет чемпионат, в котором до недавнего времени играли Туоминен и Сойри?

– Средний уровень. Он ниже, чем в чемпионатах Швеции и Норвегии, но, вероятно, выше, чем в странах Прибалтики. Наш футбол серьезно пострадал во время финансового кризиса, но сейчас ситуация все равно лучше, чем была раньше. Ну и стоит понимать, что главный спорт в нашей стране – это хоккей. И футбол в отличие от него не получает больших спонсорских дотаций, не может с ним ни в чем конкурировать.

ХИК и СИК – это две команды, у которых есть деньги, которые существуют без финансовых проблем. Еще неплохая ситуация у «Мариехамн», действующего чемпиона. Ну а делать из футбола бизнес по силам только ХИКу. Эта команда может позволить себе перелеты на самолете по стране (протяженность Финляндии с севера на юг – 1160 км – Tribuna.com). Другие, в зависимости от финансовых возможностей, ездят на гостевые матчи на поездах или автобусах. А РоПС, команда из Рованиеми, города возле полярного круга, несколько лет назад проделала самое длительное путешествие в финской лиге. Чтобы попасть в городок Мариехамн, находящийся на Аландских островах в Балтийском море, футболисты преодолели больше тысячи километров. До побережья они ехали на автобусе, а потом добирались до пункта назначения на маленьком корабле. Ребята ночевали в автобусе.

- Эпичная история. А какой у ХИКа бюджет?

– Думаю, 4,5-5 миллионов евро. ХИК – это финский аналог БАТЭ. Команда шесть раз подряд становилась чемпионом Финляндии, но в последние два года осталась без золота, хотя постоянно находится среди претендентов на чемпионство. Нужно понимать, что у нас половина клубов имеет профессиональный статус, а другие – полупрофессиональные. К примеру, за «Ильвес» в свое время выступали игроки, которые параллельно работали на стройке. Тренировались только после работы. Даже на матчи приходилось выходить после работы.

За права на трансляции матчей, рекламу наши клубы получают небольшие деньги. Спонсируют их в основном местные бизнесмены и компании. Между ХИКом и другими клубами серьезная пропасть в заработной плате. Многие футболисты зарабатывают скромные деньги. Средняя зарплата футболистов  – 1,5-2 тысячи евро при средней по стране в 3,5 тысячи в месяц. Четыре года назад ситуация была намного хуже.

На данный момент около 50-60 финских футболистов играют за рубежом. Главный трансфер этой зимы – переход в «Мидлсбро» 18-летнего Микаэля Сойсало. Другие игроки часто уезжают выступать в детские академии, Центральную Европу, Голландию, Швейцарию, в высшие и низшие лиги Дании, Норвегии, Швеции. Часть из них просто едет с желанием поиграть за рубежом. Они не всегда руководствуются желанием стать звездами. Да и со скандинавскими странами у нас много общего, поэтому финнам там играть комфортнее. Что касается Сойри и Туоминена, я не думаю, что эти ребята уехали из Финляндии из-за финансовой нестабильности.

- Давай все-таки поговорим о ребятах, переехавших в Беларусь. Что скажешь о Сойри?

– Пюрю – сын финки и намибийца. Его мать в свое время работала в различных африканских миссиях, организациях, и Пюрю солидную часть детства провел вместе с ней в Танзании, Намибии, Мозамбике. После возвращения из Африки он играл за разные молодежные команды, а профессиональную карьеру начал в МюПе, против которой, как я говорил, играло минское «Динамо». Он подавал большие надежды, смотрелся очень хорошо, однако потом была череда аренд, выступление в низшей лиге, но за последние несколько сезонов он значительно вырос. В прошедшем чемпионате Пюрю забил 10 голов и поднялся еще на одну ступеньку в своем прогрессе. И, мне кажется, после завершения чемпионата он уже был готов к переезду за рубеж. В становлении Пюрю в Финляндии, в поиске команд ему помогал его агент Вилли Литикайнен, но он скончался в декабре. Знаю, что Сойри очень благодарен Вилли за его помощь. Ну а кто поспособствовал переезду Пюрю в Беларусь, честно говоря, не знаю.

- В какой манере он играет?

– Сойри целеустремлен, обучен, умен, направлен на ворота, неплохо открывается под партнеров, может менять позицию на поле. Никогда не боится идти в обыгрыш. А еще у него очень хорошая правая нога, поставленный удар. Сойри может качественно исполнять фланговые подачи. И для своей предыдущей команды ВПС, не богатой и не бедной по финским меркам, это был топовый исполнитель, ставший лучшим футболистом в прошлом году. Эта команда заняла в 2016-м высокое четвертое место. Во многом благодаря тому, что играла в короткий пас и старалась контролировать мяч. Пюрю очень хорошо подошел под атакующую модель игры тренера Петри Вуоринена и принес клубу много пользы.

- Кто-то кроме «Шахтера» интересовался Сойри?

– Знаю, что год назад подписать с ним контракт хотел ХИК. Правда, Пюрю так и не перешел в клуб из Хельсинки. А в это межсезонье к нему проявляли интерес несколько клубов высшей лиги чемпионата Швеции.

- У него есть потенциал вырасти в игрока сборной?

– Да, думаю, если он продолжит развиваться и забивать, то получит вызов в национальную команду. Но этот парень и так добился определенного успеха. Туоминен, кстати, уже дебютировал за сборную в матче против Марокко. Провел тогда на поле 27 минут. Правда, то был товарищеский матч. В нем не участвовали многие основные игроки, которые выступают в квалификации к чемпионату мира.

Что касается Ессе, это очень способный и необычный игрок. Его сложно сравнить с другими финскими форвардами. Он умеет забивать из различных позиций в непростых ситуациях. Быстр. Владеет хорошим ударом. Выполняет большой объем работы. Это нетипичный нападающий штрафной. Он хорошо действует и за ее пределами, а если нужно, готов сыграть и на правом фланге атаки. Ессе очень талантливый парень, но давать полную рецензию по его игре пока рано. Туоминен провел за «Лахти» всего один полный сезон в высшей лиге, а до этого выступал в первой.

Ессе Туоминен.

- Думаешь, с переездом в Беларусь хорошо поработали его агенты?

– Не исключено. Знаю, что Туоминена у «Лахти» хотел приобрести все тот же ХИК, но клубы не сошлись в цене. По итогу он перешел в БАТЭ, и этот трансфер стал для меня большим сюрпризом. Все-таки ваш чемпион – это очень хороший клуб. Но Ессе повторюсь, очень талантливый парень, и я думаю, что он сможет проявить себя в новой команде.

- Кто из этой пары футболистов на данный момент смотрится сильнее?

– Прямо сейчас Сойри выглядит предпочтительнее, но у Туоминена высокий потенциал. Вполне возможно, что через какое-то время он сможет вырасти в более сильного исполнителя.

- Беларусь в плане культуры и языка совершенно другая для финнов страна. Сложно ли будет парням адаптироваться к новой среде?

– Это все очень индивидуально. Кто-то может, а у кого-то, наоборот, могут возникнуть сложности. Но многое, безусловно, будет зависеть от того, как на английском говорят их партнеры по команде и общаются ли на нем их новые тренеры. Так что многое будет зависеть не только от игры, но и от того, как Туоминен с Сойри будут вести себя за пределами поля. Но, по правде говоря, далеко не все финны, поигравшие, например, в России, выглядели очень хорошо. Конечно, за исключением Романа Еременко, который знает язык и чувствует себя там, как дома.

- И все-таки, почему финны поехали играть в Беларусь, страну, которая экономически уступает Финляндии?

– Большинство финнов уезжают за рубеж на хорошую зарплату. Хотя есть и исключения. Финский полузащитник Моштаг Ягуби несколько лет назад попал в “Спартак” из Юрмалы, где с деньгами были проблемы. Я не знаю, что с финансами у солигорского “Шахтера”, но команды уровня БАТЭ готовы платить неплохую зарплату. Кроме того, как я уже говорил, клуб играет в еврокубках и может дать возможность поучаствовать в Лиге чемпионов. Думаю, дело в том числе и в этом.

ФОТО: iltalehti.fiArmi Salonen/ess.fi, Juha Tamminen/veikkausliiga.com

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты