Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/«Услышали выстрелы, выглянули в окно и увидели мертвого человека». Жесть, в которой жила новичок «Цмокаў»

«Услышали выстрелы, выглянули в окно и увидели мертвого человека». Жесть, в которой жила новичок «Цмокаў»

Кай Афи Джеймс рассказала историю, от которой у впечатлительных могут побежать мурашки по коже.

Автор — Тарас Щирый
4 сентября 2017, 15:13
7
«Услышали выстрелы, выглянули в окно и увидели мертвого человека». Жесть, в которой жила новичок «Цмокаў»

Кай Афи Джеймс рассказала историю, от которой у впечатлительных могут побежать мурашки по коже.

Пару недель назад женская команда «Цмокаў» пополнилась очередной американкой. К Рейчел Териот присоединилась 22-летняя центровая Кай Афи Джеймс (на фото вторая справа) из университета штата Флорида. Девушка доигралась до того, что стала одной из лучших в своем универе по проценту реализации бросков с игры. И все закончилось тем, что в апреле 198-сантиметровую баскетболистку задрафтовал «Нью-Йорк Либерти» из женской НБА. Неплохой бэкграунд, правда? Но даже самая красивая статистика не скажет о человеке больше, чем его жизнь. А у Кай она предельно интересная.

Улыбчивая американка в гранатовой футболке своего университета и «найках» 46-го размера встречает меня в лобби лидской гостиницы «Экватор», где команда проживает во время сбора. Она только пару недель в Беларуси, но уже успела прочувствовать, что такое белорусская глубинка. Правда, нареканий от девушки не слышу. Она говорит, что у нас очень тихо, Беларусь – страна для релакса, и это круто. И отель в Лиде, оказывается, лучше американских мотелей, а город вполне себе неплохой, да и бытовых проблем пока никаких. Присесть для разговора мы решили в кафе «Старый город», где буквально через полчаса начнется командный ужин. Фоном для беседы практически сразу стали хиты Елены Ваенги и Александра Кальянова, причем в живом исполнении местного баритонистого диджея. Девушек в коротеньких юбочках за соседним столиком это так завело, что они сидя стали двигать плечиками и подпевать: «Снова стою одна, снова курю, мама, снова, а вокруг тишина, взятая за основу». Кай этот шум и движ не смущают. Да, таких кафе в США она не видела, но признается, что ей интересны разные традиции и что хочет поближе познакомиться с нашей культурой. Девушка не теряется. Она подносит диктофон к губам как микрофон и не торопясь начинает рассказывать историю своей жизни, которая особо впечатлительных может пробить на эмоцию.

Кай Афи Джеймс родилась 26 июля 1995 года в округе Уэст Палм Бич солнечной Флориды. В семье плотника Брентона Джеймса и владелицы небольшого бизнеса Кассандры Браун она была не первым ребенком. У Кай 10 братьев и сестер. И родителям приходилось постараться, чтобы дети жили в нормальных условиях. Хотя все выглядело не очень радужно.

Кай вместе со старшим братом Джоэлем.

Родную для Кай Флориду называют солнечным штатом с километрами золотистых пляжей, красивыми виллами селебрити и развлечениями, от которых у туристов голова идет кругом. Но и тут есть изнанка. В Либерти Сити, Хоумстеде хватает неблагоприятных районов с высокими уровнем бедности и безработицы. Проживают там преимущественно выходцы из Латинской Америки, Кубы и афроамерикацы. Ривьера-Бич, где cтоит темно-зеленый домик семьи Кай с манговым деревом во дворе, одно из таких непростых мест.

-- Мое детство прошло в бедности, – вспоминает Кай. – Мама и папа  расстались, когда мне было 6. В значительной степени меня поднимала именно мама. Все дети остались жить с ней. Лишь после того, как моим братьям исполнилось 16, они уехали жить к отцу. Папа помогал, мама очень много работала, но денег все равно не хватало. Я вообще не помню, чтобы мы покупали новую одежду. Были времена, когда нам просто нечего было есть. Тогда мама ходила в церковь и получала бесплатную еду и одежду для нас. Люди нам помогали, чем могли.

Для того, чтобы содержать такую большую семью, в месяц нужно зарабатывать примерно 15 тысяч долларов. У Кассандры Браун на все про все было 2-3 тысячи. Но в подобном положении находилась не только семья нашей собеседницы. По словам баскетболистки, в Ривьера-Бич практически ни у кого нет хорошей работы. И Кай сомневается, что кто-то из местных афроамериканцев зарабатывает больше 30 тысяч долларов в год.

Проще говоря, Ривьера-Бич – это минские Шабаны образца 90-х, только в гипертрофированном виде. Если криминальная слава столичного спальника постепенно испарилась, то Ривьера-Бич не сдает позиций. По оценке сайта neighborhoodscout.com, городок занимает 30-е место в списке самых опасных населенных пунктов США, опередив в нем даже бомжеватый калифорнийский Стоктон, который «Форбс» пять лет назад признавал самым несчастным городом Америки.

Буквально несколько примеров. За одно только лето 2015 года в кварталах, где живет семья Кайл, было убито 10 человек и 28 получили ранения. На патрулирование Ривьера-Бич полицейские тратили 1800 часов в неделю, но уровень преступности не снижался. А буквально на днях там был задержан 20-летний парень с татуировкой в виде доллара под глазом, расстрелявший из пистолета двух человек. Пострадавших отправили в госпиталь, а стрелка – прямиком за решетку.

- В нашем районе очень много криминала, – вспоминает Кай. – На улицах легко можно услышать выстрелы. Люди устраивают пальбу и убивают друг друга. Самое страшное время – это ночь. Мы часто просыпались от выстрелов на улице . И мои родители, чтобы обезопасить нас, делали все возможное, чтобы мы как можно больше времени проводили дома, а не за его пределами. Мы, к примеру, часто собирались вместе и смотрели фильмы. Я так полюбила «Трансформеры», фильм «Тренер Картер». Ну а в нашем дворе я любила играть в прятки.

Несмотря на это, дети волей-неволей становились свидетелями трэша, происходившего на районе. Старший брат Кай Джоэл по пути в школу однажды увидел, как в большую сумку грузили тело убитого человека. Сама Кай тоже помнит один кровавый эпизод.

- Все произошло напротив нашего дома. Когда мы услышали выстрелы, выглянули в окно и увидели мертвого человека. Он был наркоторговцем. И его, как оказалось, тоже убил наркоторговец.

Продажа наркотиков очень распространена в Ривьера-Бич. Как объясняет девушка, тинейджеры, желающие легких денег, выходят на улицы и продают крэк – разновидность кокаина, популярную среди бедного населения.

- Наркодилеров на улицах можно встретить в любое время суток. Их много. Они повсюду. В основном наркотики продают темнокожие. Так они зарабатывают деньги для своих семей. Некоторые мои друзья детства впоследствии тоже продавали наркотики. Кто-то из них сидит в тюрьме, а кого-то уже нет в живых – их убили другие драгдилеры, чтобы завладеть их деньгами и наркотиками.

 Оружие – один из главных инструментов решения вопросов в Ривьера-Бич. Достать ствол там несложно. Даже несмотря на то, что ты должен иметь обязательную лицензию на хранение оружия. Многие просто обходятся без документов. Если возник конфликт, драться, как объясняет Кай, с тобой долго не будут. Все регулируют на другом уровне общения. В тебя могут просто выстрелить. С помощью пистолета, кстати, на улицах решают и другие вопросы.

- Наставив дуло, у тебя заберут и деньги, и вещи. А если увидят, что на тебе дорогая обувь, то и ее могут снять. Если будешь сопротивляться, могут застрелить. Хотя туристы в этом районе не появляются. Они стараются проводить время в других местах.

Кай признает, что преступность негативно сказывается на отношениях белых с афроамериканцами. По ее словам, расизм в США никуда не делся и он до сих пор в действии.

– Я не раз сталкивалась с людьми, которые обращались ко мне: «Эй, нигер!» Это просто противные люди.

- Это оскорбление?

– Да, если ты скажешь черный, то это воспримут нормально, если ты скажешь афроамериканец, то это тоже нормально. Но «нигер» – это самое оскорбительное слово.

- Может, это делают приверженцы нынешнего президента США?

– Вполне. Америка становится сумасшедшей. Белые идут против черных. И Трамп допускает такое отношение белых к черным и меньшинствам. Выборы? Я в них не участвовала. Просто не посчитала нужным.

Несмотря на тот ад, который окружал многодетную семью в Ривьера-Бич, Касандре Браун удалось создать, как бы это банально ни звучало, островок благополучия. Мать старалась, чтобы дети вне школы всегда находились вместе, чтобы много времени посвящали учебе и были отдалены от того образа жизни, который характерен для местной молодежи. И это дало результат. По словам Кай, никто из big family никогда не был замешан в криминале и не имел судимости. У каждого из ее братьев и сестер есть свое занятие. К примеру, Контина Лобади живет в Атланте и ведет свой бизнес в нескольких направлениях, брат Айза Джеймс служил в армии, воевал в Афганистане и Ираке, получил ранение и сейчас хочет стать юристом. А вот сестра Кай Аята в будущем видит себя дантистом. Из всех братьев и сестер при желании можно было бы создать две баскетбольные команды, но спорт бесповоротно увлек лишь двоих – Кай и ее старшего брата Джоэля, выступающего сейчас за японский «Кумамото Вортерс».

- Баскетбол – моя мечта, – признается Кай. – Но я начала играть лишь в 14. И то лишь благодаря тому, что им начал заниматься мой брат. Мы с Джоэлем, а он старше на год, очень близки, и он в итоге повлиял на мой выбор. А до этого училась в школе, получала высокие оценки. Я достаточно умная. Высшая оценка в американских школах – 9 баллов. И этих «девяток» у меня было очень много.С учебой мне помогали братья и сестры. У мамы на это не было времени. У нее был магазинчик, где продавались майки и постеры. Часто она уходила из дома в 6 утра и возвращалась в 11 вечера.

Баскетболистка говорит, что единственный путь выбраться из мрачного района – учеба и спорт. И Кай это удалось. По версии портала ESPN, перед поступлением в университет она входила в топ-25 лучших молодых баскетболисток страны. После окончания университета Флориды ее задрафтовал клуб женской НБА «Нью-Йорк Либерти». Однако в окончательный ростер она так и не попала и летом решила начать профессиональную карьеру в Европе.

- У меня были варианты в Испании, Италии, Германии, но мой агент сказал, что «Цмокі» – хороший выбор для меня. И я считаю, что сейчас это отличная возможность получить игровой опыт и помочь команде одержать победу в чемпионате. Поэтому я здесь.

Американка до этого лета никогда не бывала в Восточной Европе. Ее европейский маршрут ограничивался посещением Швейцарии, Германии и Италии со своей студенческой командой. Теперь Кай придется жить одной в стране, о которой она раньше вообще ничего не слышала. Но девушка очень довольна тем, как ее приняли в Беларуси, и делает несколько комплиментов условиям для тренировок в Минске и Лиде. Называет белорусов очень радушными и приветливыми людьми, хотя и не скрывает, что из-за языкового барьера испытывает определенные проблемы в общении. В «Цмоках» не так много баскетболисток, которые изъясняются по-английски, а Кай пока ничего не может сказать на русском. В роли личного переводчика Джеймс выступает капитан команды Евгения Степанова. А если афроамериканке нужно что-то узнать, когда напарницы нет рядом, она прибегает к помощи google translate в телефоне. Качество белорусского интернета ее тоже беспокоит. Но лишь тогда, когда находится за пределами своей квартиры.

Айза, брат Кай, служил в горячих точках и получил там ранение.

До сентября 2017 года Кай на баскетболе не зарабатывала. С «Цмокамі» она подписала первый профессиональный контракт. И девушка не скрывает, что с зарплаты деньгами будет помогать своим родителями, как это делали раньше братья и сестры. Интересно, что профессиональная карьера девушки только начинается, но она уже поняла, чем хочет заняться в будущем.

- Я не знаю, как долго я буду играть в баскетбол. Может, 10, а может, 12 лет. Кто знает. Но мне очень хочется насобирать денег, вернуться домой и заняться собственным бизнесом.

По поводу личной жизни, а Кай пока не замужем, очень высокая девушка тоже особо не парится. Объясняет это тем, что в Америке хватает больших баскетболистов, среди которых можно будет найти вторую половинку. Правда, воспитывать огромное количество детей, как это делала ее мама, Кай не хочет. Говорит, что и двух будет достаточно.

Неизвестно, какие баскетбольные победы Кай ожидают в будущем. Но уже ясно, что одну викторию в своей жизни она одержала. Благодаря труду, уму и заботе мамы она вырвалась из гетто, забравшего жизнь у сотен пацанов с заначкой крэка и пистолетом в кармане. Они тоже хотели жить красиво, но пошли совершенно другой дорогой.

Кай хочет жить иначе.

ФОТО: из личного архива Кай Джеймс.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты