Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/Когда футбол в Речице был живым, а Василий Баранов даже своими промахами восхищал местных болельщиков

Когда футбол в Речице был живым, а Василий Баранов даже своими промахами восхищал местных болельщиков

Как рождался и умирал большой футбол в Речице.

Автор — Тарас Щирый
9 октября 2017, 23:50
24
Когда футбол в Речице был живым, а Василий Баранов даже своими промахами восхищал местных болельщиков

В начале 1990-х в Речице был футбольный бум. Здесь начинал тренерскую карьеру грозный усач Анатолий Юревич, команда играла в финале Кубка Беларуси, продавала за хорошие деньги в «Балтику» Василия Баранова, а в местной газете писали о том, что «Ведрич» в будущем может сыграть против мадридского «Реала». Но прошло 20 лет, и от былого запала остался лишь пепел. Дошло до того, что город из-за отсутствия финансов в прошлом году выпал из футбольной жизни страны. О том, как рождался и умирал большой футбол в Речице, рассказывает Тарас Щирый.

*  *  *

Как рассказывает историк гомельского футбола Александр Козлов, мяч на более-менее нормальном уровне в Речице гоняют с 1952 года, когда была основана команда «Красная звезда». Но при БССР местный коллектив ничего не выигрывал. Выступала команда и на первенстве республики, и в чемпионате Гомельской области, а в 1988-м снискала славу самой хилой дружины Беларуси. В том году в своей зоне первенства БССР речицкий «Спутник» с одним баллом занял последнее место при разнице забитых и пропущенных 15 – 117.

С 1950-х Речица играла на первенстве БССР, но высоких мест не занимала

Главной локальной футбольной звездой города во времена Союза был Дмитрий Дубровский, который в 16 лет дебютировал за местную команду на первенстве Беларуси, а в 22 оказался в ЦСКА Всеволода Боброва. И даже забил в дерби с «Локомотивом» Владимиру Маслаченко. Позже Дубровский транзитом через «Молдову» переехал в питерский «Зенит», а потом его карьера пошла на спад – Львов, Ужгород... В 28 Дмитрий вернулся в Речицу, завершил карьеру и ушел работать на завод. В 55 экс-форварда ЦСКА не стало.

В речицком футболе жизнь забурлила в конце 80-х. На тот момент в городе хватало успешных предприятий. Вокруг Речицы активно качали нефть, на оборонку Союза работал завод «Ритм», а местный судостроительный-судоремонтный завод отправлял по рекам Европы в Нидерланды 80-метровые контейнеровозы.

Контейнеровоз для Нидерландов.

Но главным футбольным мотором города был завод «Речицадрев». Дела у предприятия спорились. Мебель неплохо продавалась, и деньги были. Мебельщики практически в одиночку содержали команду, организовав под клуб отдельный кооператив. За свой счет они привели в порядок местный стадион.

Последний чемпионат БССР речичане провели в Д2, заняли первое место и автоматом были зачислены в топовую лигу чемпионата независимой Беларуси. Руководство посчитало, что для нормального выступления команде нужна основательная встряска. В элите первым тренером клуба «Ведрич», получившего название в честь 68-километрового притока Днепра, стал Анатолий Юревич. До 1991 года он не работал со взрослыми командами – тренировал детей в гомельском СДЮШОРе. И, по слухам, протекцию тогда еще неизвестному специалисту сделал его старший брат-бизнесмен.

Апологет физических нагрузок работал бодро. Перед первым национальным чемпионатом футболисты на просмотр в клуб приезжали десятками. Александр Козлов, работавший в начале 1990-х в Речице начальником команды, вспоминает, что на сборах с командой тренировались по 40 футболистов. Были времена, когда одна команда «Ведрича» работала на сборе в Кисловодске, а другая – участвовала в Дроздах в розыгрыше Кубка федерации футбола Минска.

География новобранцев была внушительной. Кроме белорусов к Юревичу съезжались россияне и украинцы. Речичанам даже удалось завлечь чемпиона СССР в составе днепропетровского «Днепра» Сергея Башкирова, но на сборе в польском Василькове его практически сразу удалось «продать» в местный МЗКС. Правда, денег за тот трансфер клуб не получил.

– В то время федерации нужно было с трансферов отчислять определенный процент, – рассказывает Козлов. – Поэтому было принято решение сделать бартер. За переход Башкирова и Валеры Постоленко клуб получил шикарную видеокамеру, комплект формы и возможность проведения в Польше двух тренировочных сборов.

Наиболее тесные отношения у клуба сложились со школой «Днепр-75» из Днепропетровска, где работал знаменитый детский тренер Игорь Ветрогонов, давший дорогу в большой спорт Олегу Протасову, Геннадию Литовченко и Константину Еременко. Пробиться в основу «Днепра» молодежи было проблематично, поэтому многие ехали за практикой в другие команды. Одним из таких клубов для украинцев стал «Ведрич», куда в разное время перебрались Олег Ковтун, Мирослав Ромащенко, Игорь Ефремов, Роман Мелешко, Игорь Мисочка и Сергей Улицкий.

Стадион «Центральный» – главная арена Речицы.

Привлекала иностранцев не только игровая практика, но и возможность обзавестись жильем. Кроме того, в «Ведриче» неплохо платили. Что говорить, если даже некоторые гомельские футболисты в то время «Гомсельмашу» предпочитали «Ведрич», где месячные зарплаты, по словам экс-игрока команды Олега Ковтуна, достигали 120 долларов. Для примера, воспитатель детского садика в то время зарабатывал порядка 15 долларов. Задержек с выплатами не было. Но и это было не все. Мирослав Ромащенко даже обзавелся новенькими «Жигулями», приобретенными по бартеру «Речицадревом».

Юревич, по словам Козлова, тогда интересовался методиками Лобановского и Малофеева. Тренер рьяно взялся за физическое состояние «Ведрича». Методы специалиста запомнились экс-хавбеку команды Олегу Ковтуну.

– Он пытался в тренировочный процесс привнести что-то новое. Мы частенько или после тренировок, или на следующий день после матчей бегали по 40 кругов (16 километров – Tribuna.com) возле футбольного поля. Это у него считался восстановительный кросс. Я, честно говоря, не понимаю, для чего это было нужно. Гонял неплохо, но все выдерживали, не жаловались. Куда ты денешься. Футболисты не ноют.

Олег Ковтун.

Уже в первом чемпионате клуб занял высокое для новичка 8-е место, что породило в городе футбольный бум. Александр Козлов помнит, что стадион заполнялся до отказа, а дети в охотку шли заниматься в секцию. Что интересно, футбол любили не только обычные болельщики, но и местные бизнесмены. Доходило до того, что прямо во время матча диктор оповещал о том, за победный гол в ворота соперника футболист «Ведрича» получит премию в размере 100 долларов от местного предпринимателя.

Но долго проработать с «Ведричем» в элите белфутбола Юревичу не удалось. После окончания первого чемпионата ему пришлось покинуть команду.

– Не нашел взаимопонимания с руководителями, – говорит  Козлов. – За коллектив играла молодежь, а начальники хотели, чтобы ребята оказались в призерах. Но так тоже не бывает. Ведь команда только недавно выступала еще в первенстве БССР. Начались наезды. На прощание Юревич махнул рукой и сказал: «Вы еще 20 лет будете вспоминать наше 8-е место». Его слова сбылись. Выше в чемпионате Беларуси «Ведрич» никогда не поднимался. В следующем году под руководством Геннадия Абрамовича клуб дошел до финала Кубка Беларуси, где проиграл «Неману». Этот результат стал лучшим достижением в истории команды. Но достигалось все на той старой базе, которую заложил Юревич. Команда ведь была хорошая. Из нее, если не изменяет память, 11 человек прошли все юношеские сборные СССР и СНГ.

*  *  *

Уже после Юревича в Речицу пришел Василий Баранов. Светловолосый Вася тогда еще не помышлял о московском «Спартаке».

Оказавшись в «Ведриче» после армии, Баранов на дизеле по утрам путешествовал из Гомеля в Речицу и своими ударами, как вспоминает Ковтун, заставлял на тренировках «плакать» вратарей. «Пушку» Василия помнят до сих пор. Экс-тренер «Речицы-2014» Александр Бразевич рассказывал, что на промахи футболистов местные болельщики еще долго после отъезда Баранова реагировали следующим образом: «Да яны даже промахівацца нармальна не умеюць! Вось калі Вася Баранаў мазаў, дык мяч ляцеў так далёка, што пералятаў і вароты, і дарогу, і воінскую часць!».

Но Ковтуну Василий запомнился не только ударом:

- Баранов – нормальный компанейский пацан. На поле был точно таким же – заводным. Здоровьем Бог не обделил. Физически он был неплохо развит. Хотя, как позже рассказывал, в «Балтике» давали очень хорошие нагрузки, и он  поначалу прибегал последним. Все-таки наша физуха и та, к которой приучали в России, отличались. Но потом он форму, конечно, набрал.

Баранова хотели подписать московские «Локомотив» и ЦСКА, команды из Кипра и Израиля, но игрок оказался в калининградской «Балтике», потом – в «Спартаке». Поговаривают, что за чудо-Васю «моряки» выложили сотню тысяч долларов, что для наших нестабильных 1990-х просто фантастические деньги. Как говорит Владимир Астратенко, возглавлявший «Ведрич» в середине 90-х, команда год жила за эту сумму.

 В последние годы на поиски Баранова бросились его товарищи по «Спартаку» – Валерий Кечинов и Егор Титов. Безуспешно. Однако Ковтун вместе с футбольными друзьями периодически с Барановым встречаются. Последний раз – год назад. Как его дела? Да ничего не изменилось. Он по-прежнему нелюдим, в футбол даже с приятелями не играет. в свое удовольствие ловит рыбу, работает на себя и не хочет нигде светиться.

Что интересно, Ковтун считает, что в том «Ведриче» был другой человек не менее уникальный, чем Василий Баранов. Речь о запорожце Романе Мелешко. Он провел в Речице всего лишь год, но всех впечатлил своими крутыми передачами. После «Ведрича» Мелешко оказался в минском «Динамо», а позже уехал в «Аланию». По восходящей карьера не пошла – заканчивал ее Роман в 1997-м в луховицком «Спартаке». Сейчас живет в Днепре и, как поговаривают, в жизни потерялся.

Про команду середины 90-х Ковтун вообще говорит в охотку. В 1995-м «Ведрич» играл в форме, напоминавшей сине-гранатовый комплект «Барселоны». И местами речичане отдаленно, если не игрой, то отдельно взятыми результатами напоминали «Барсу». В октябре команда устроила небольшой переполох в чемпионате, разгромив со счетом 9:0 «Неман». После первого круга «Ведрич» был среди аутсайдеров, но в итоге по набранным очкам во второй половине первенства занял третье место.

1995 год. «Ведрич» (Речица). Василий Баранов в нижнем ряду второй справа.

- «Ведрич» давал бой всем, считался неуступчивой командой, - говорит Ковтун. - В защите за нас играл Рома Джафаров из Гомеля. Передний защитник. Хорошо играл головой. Сейчас работает нефтяником на севере. Основным вратарем был Сергей Астапчик. Неплохой голкипер – часто нас выручал. Вторым кипером был украинец Игорь Мисочка. Он еще поднимал футбол в Речице в конце 80-х. Играл за нас в защите молодой молодечненский парень Дима Капленко (это его сын сейчас играет за «Зенит», но не хочет выступать за Беларусь – Tribuna.com).

- Кто еще?

– Гена Кашкар после Речицы выступал за “Динамо-93”, за сборную Беларуси. Местный парень Слава Марченко – родной брат известной баскетболистки – подавал большие надежды, играл за юношескую сборную СНГ, но потом его замучили травмы. Слава перебрался в Минск, знаю, работал в рекламе. Я его даже по телевизору как-то видел. Крайний полузащитник Игорь Белкин приехал к нам из Гомеля, был одним из самых опытных игроков. Сейчас тренирует детей в областном центре. Защитник Костя Прохоренко до «Ведрича» играл за «Гомсельмаш», потом вернулся в областной центр и на данный момент работает начальником центра подготовки резерва «Гомеля». Юра Никиточкин сам из Луганска, но перешел к нам из стародорожского «Строителя» после того, как забил «Ведричу» пару голов. В центре полузащиты действовал украинец Игорь Симчук. После «Ведрича» играл в “Гомеле”, а позже уехал в Украину. Сергей Быков – тоже местный. Один год играл за солигорский «Шахтер». И Никиточкин, и Быков тоже работают нефтяниками. Да у нас половина команды стала нефтяниками. У меня тоже была возможность, но не получилось.

* * *

Речицкая газета «Дняпровец» 20 лет назад представляла из себя очень бесшабашное издание. Наряду с официозом там публиковались забавные анонсы о приезде в город ясновидящего Пантелеймона и тексты с крутыми заголовками типа «Могила на чердаке была присыпана «ветошью». Футбол авторы тоже любили и временами давали жару – называли футболистов лидского «Обувщика» прохиндеями и писали, что «лучше бы динамовцы выиграли «Вердер» и уступили «Ведричу». Почему? За викторию над минчанами коллективу полагалась неплохая премия от спонсоров.

В середине 90-х у «Ведрича» появились финансовые проблемы. «Речицадрев» в одиночку тянуть коллектив уже не мог, и «Дняпровец» на своих страницах даже кинул клич о помощи. Среди болельщиков нашлись те, кто готов был помочь команде яблоками и личными деньгами. Но первый краудфандинг в истории белорусского футбола не состоялся. По итогу в декабре 1996-го команда поменяла название на «Ведрич-97», перешла в подчинение городских властей, а потом – под крыло производственного объединения «Белоруснефть». Но от былой стабильности ничего не осталось. Речица пока что с концами вылетела из вышки.

* * *

Кто такой Николай Зарезако, хорошо знает старшее поколение речичан. Выпускник Белорусского политехнического института на протяжении 12 лет был председателем местного горисполкома. Его здесь даже называют мэром 90-х. Мы встречаемся возле визитной карточки города – часовни святой Ефросинии Полоцкой, которую в 1995-м открывали при участии Зарезако. Как признается Николай Николаевич, при нем горисполком практически не оказывал помощи команде. А однажды даже отказал в финансовой поддержке, когда представители клуба искали деньги на укрепление состава. «Деньги просили небольшие, но я отказался. Получается, приложил руку к тому, чтобы команда вылетела из высшей лиги», – вспоминает собеседник.

Николай Зарезако.

Жизнь сложилась так, что в 2001-м Зарезако возглавил клуб и в должности председателя правления проработал в нем 11 лет. Бывший мэр застал последнюю вспышку активности команды. В 2004 году «Ведрич» во главе с Виталием Павловым занял второе место в первой лиге и вернулся в элиту. Казалось, вот он – шанс вновь закрепиться среди лучших. Но клуб неожиданно для многих отказался от участия.

- Мы по спортивному принципу вышли в высшую лигу, но, чтобы продолжать играть дальше, нужна была соответствующая инфраструктура, дублирующий состав. Мы не прошли бы лицензирование. Мы готовы были остаться в первой лиге. Но когда в федерации узнали, что «Ведрич» отказывается играть, нас хотели отправить во вторую лигу, даже в дворовую лигу. Я тогда выступил на исполкоме, сказал, что мы играем честно, никогда ни в чем замешаны не были. Помню, с места поднялся Сергей Сафарьян и сказал: «А где у нас в уставе написано, что мы должно исключить эту команду?» В итоге нас оставили.

В «нулевые» в речицком футболе большие деньги не водились. С ними постоянно были вопросы, несмотря на скромность зарплат. Максимальная зарплата у футболиста при Зарезако была в районе тысячи долларов. Серьезных трансферов у клуба не было до 2006 года, когда «Ведричу» удалось продать Павла Ситко в Витебск.

– Сумма трансфера составила или 27 тысяч долларов, или 27 миллионов рублей. Я уже точно не помню. Почему столько? У нас ведь не было никакого опыта в таких вопросах. Мы никого не продавали. Просто подсчитали затраты и выставили коэффициент. «Витебск» согласился. Из нашего клуба в «Нафтан» еще переходил вратарь Николай Романюк. Но он дождался, когда закончится контракт, и ушел бесплатно.

Если с финансами частенько случались проблемы (все-таки «Белоруснефть» больше внимания уделяла «Гомелю»), то по проживанию игроков никаких вопросов не было. Приезжим клуб снимал квартиры. Как говорит Зарезако, это уже позже, когда был основан клуб «Речица-2014», Бразевич ночевал в офисе, а при нем тренер жил в арендованной квартире.

- Мне вообще Бразевич очень нравился. Да и ему нравилось в Речице. Грамотный специалист. Если что-то футболист не понимал, он брал его за руку и водил по полю и объяснял, как нужно играть. Он владел всеми вопросами. Никто из футболистов напрямую ко мне не шел. Все решалось через тренера.

В конце 2011-го Николаю Зарезако ушел на пенсию. И если 2012-й, как говорит бывший градоначальник, клуб провел неплохо, то со следующего сезона «Ведрич» начало штормить. По итогу денег на футбол в Речице, которая по зарплатам входит в десятку самых успешных городов Беларуси, просто не стало. 

2001-й год. «Ведрич-97» – «Динамо» (Брест).

- Николай Николаевич, а нужна ли Речице команда хотя бы уровня первой лиги? – на прощание интересуюсь у собеседника.

– Думаю, да. Нужно для начала поднять детский футбол и опираться на него. Но я не говорю, что приезжих быть не должно. Ты должен расти, играя с сильными. Однако важно, чтобы в школу пошли талантливые местные дети, и на их основе была создана команда.

- При вас в Речице не рассмотрели способного футболиста в Иване Маевском, и он уехал. Сейчас не обидно, что проморгали такого парня?

– Я же предлагал его, но я чиновник. Тренеры не видели в нем таланта. Но я рад, что у Маевского все так сложилось. Ведь неизвестно, кем бы стал Иван, заиграв в Речице.

Прямо сейчас профессионального клуба в городе нет. Но в этом сезоне во вторую лигу заявилась команда «Спутник», которую содержит «Речицадрев». Поговаривают, что не обошлось в вопросе возрождения команды без Александра Лукашенко, посетившего предприятие нынешней весной. После побывки президента на коллектив быстро нашлись деньги. В «Спутник» хоть и привлекают местных игроков, но основу составляют ребята из Гомеля. И некоторые ветераны в лице того же Ковтуна не видят в проекте долгосрочной перспективы, хотя тренер «Спутника» Константин Чахов уверяет, что команда в следующем году будет и что уже разрабатывается план развития футбола в городе.

- Считаю, пока белорусские клубы не будут в руках крупных бизнесменов, как в России и Украине, ничего не будет, --  говорит Ковтун. - Это касается и команды из Речицы. Да, в городе много крупных предприятий, но далеко не у всех стабильное финансовое положение, которое позволило бы спонсировать клуб.

Несмотря на определенные перемены, в речицком футболе пока глубокая осень. Даже до 5-го места в Д2, на которое с «Речицой-2014» взбирался Бразевич, сейчас очень и очень далеко. А Юревич, Ромащенко и Баранов уже стали красивой музейной историей, которую иногда с ностальгией вспоминают болельщики.

ФОТО: из архива О. Ковтуна

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты