Tribuna/Прочие/Блоги/Дудка Беларуская/Смотреть Олимпиаду на «Беларусь 5» – мазохизм: много претензий к нашим комментаторам

Смотреть Олимпиаду на «Беларусь 5» – мазохизм: много претензий к нашим комментаторам

Когда ж они уже научатся?

Автор — bogushonok
26 февраля 2018, 22:07
93
Смотреть Олимпиаду на «Беларусь 5» – мазохизм: много претензий к нашим комментаторам

Когда ж они научатся?

Здравствуйте! Меня зовут Алексей, и я – мазохист.

Нет, я не люблю, когда девахи обрабатывают меня плетками (хотя, возможно, это на самом деле интересно). Мои вкусы гораздо более специфичные – я смотрю Олимпиаду на канале «Беларусь 5». И если полтора года назад в Рио у меня не было выбора, то теперь я сознательно следил за Играми по белорусскому ТВ. Просто для того, чтобы узнать, как это все будет.

И я сейчас не буду негодовать из-за того, как посреди стрельбы Домрачевой в гонке преследования включили рекламу, хотя это было жестко. Ладно, всякое может случиться: технические проблемы, режиссер не на ту кнопку ткнул – что угодно. Хватало косяков и без этого.

Я не профессионал и не эксперт в ТВ-работе. Могу оценивать телевизионщиков только как зритель. Надо отметить, зритель с опытом. И как зритель с опытом, я считаю, что «Беларусь 5» в очередной раз провалил спортивное топ-событие. Несмотря на то, что канал работал в Корее целым кагалом.

Белорусы транслировали почти все – за это в очередной раз спасибо. В отличие от Олимпиады в Рио сейчас более-менее нормально было с расстановкой приоритетов: главные события с участием белорусов мы видели в прямом эфире. Но один камушек в огород «пятой кнопки» и тут можно бросить. В предпоследний день Игр на «Беларусь 5» решили показать хоккейный матч за бронзу между Канадой и Чехией, когда в те же самые минуты на конькобежном овале в медальных разборках участвовали наши Марина Зуева и Виталий Михайлов.

Главный провал этой Олимпиады – комментаторы, а главный трындец для нашей страны – работа Александра Цвечковского и Сергея Мацкевича на сноубординге. После Олимпиады у меня возникло несколько вопросов по поводу. Во-первых, зачем «Беларусь 5» вообще транслировало эти виды спорта, зная, что людей с пониманием матчасти у них «ноль целых ноль десятых». Во-вторых, если уж брались за трансляции, почему не обеспечили подготовку комментаторов на должном уровне. Наверняка о фронте работы в Южной Корее те же Цвечковский и Мацкевич знали задолго до Игр.

Тогда вопрос: где самостоятельная работа в попытках постичь матчасть сноуборда? Почему нельзя было созвониться или встретиться со специалистами в этих видах? А они есть, кстати, даже у нас в стране. Ведь можно было это сделать, чтобы знать, как называются те или иные конструкции в слоупстайле, и чтобы хоть немного представлять, что такое грэб, фейки и фронтсайд.

В итоге Цвечковский во время попыток сноубордистов молчал. Мы просто наблюдали, как какой-то чувак на доске спускается с горочки, делает какие-то трюки – и все. В полнейшей тишине. Прокат мог закончиться двумя вариантами звукового сопровождения:

1. «Мда, упал»;

2. «Очень хорошая попытка».

Дружище, я вместе с тобой вижу ту же картинку! И я сам могу констатировать, что человек упал или вроде как более-менее целым добрался до финиша. Ты бы объяснил, почему у него хорошая попытка, а не просто констатировал факт финиша без приземления на задницу.

У Мацкевича чуть иначе. Он добавлял эмоции и междометия. «У-у-у, какой прыжок», «Ох, какое падение». Браво! Но так прокомментировать может каждый третий телезритель в стране.

Мацкевич мало того, что экстремал, так еще и ценитель прекрасного. Вместе с Анной Любенковой (эта девушка тоже прекрасна, но речь не об этом) он комментировал фигурное катание. Нет, неправильно сказал: ребята комментировали повторы в фигурном катании. Во время выступления мы пять минут наблюдали за тем, как кто-то красиво кружит на конечках по льду. Прыгает всякие лутцы и аксели, выполняет какие-то элементы. Но что фигурист или фигуристка конкретно делает, мы знать не могли. Потому что ничего нам не объясняли в режиме «лайв». Мацкевич с Любенковой включались на повторах с восхвалением либо сочувствием (в зависимости от результата) к тому или иному спортсмену. Но ошибся ли японец Ханю на одном из своих акселей, вы никогда не узнаете. По крайней мере, если смотрели фигурное катание по «Беларусь 5».

Любенкова – особый разговор. Получилось так, что Анна – самый фартовый комментатор этой Олимпиады для белорусов. Под аккомпанемент ее голоса Беларусь выигрывала золото и серебро в биатлоне. И слава Богу, что на Олимпиаде не было россиян. Потому что велика вероятность, что во время биатлонных гонок мы бы с вами узнавали, как бегут и сколько потеряли в весе за гонку Шипулин с Гараничевым, а не информацию про стрельбу Смольского. Спасибо, МОК, что немножко упростил Анне работу.

Но это все шуточки. Вообще, к Любенковой после Игр одна претензия. Пора бы уже искоренить из лексикона слово «несется». У Анны в биатлоне все несутся, будто мы смотрим репортаж с птицефермы, а не с лыжной трассы. Дарья несется, Доротея несется, Дальмайер несется – не надо так.

В предпоследний день Игр Любенкову поставили комментировать конькобежный масс-старт. Похоже, это было неожиданно, потому что во время трансляции ей все было непонятно. Слово «непонятно» Анна произнесла раз десять. «Непонятно, что происходит», «непонятно, кто победит», «непонятно», «непонятно»… ААААА! Ну так это работа комментатора – оперативно разобраться и понять, что происходит.

В некоторых видах спорта удивил выбор комментаторов. Я искренне не понимаю, как можно было поставить ветерана микрофона и петлички Владимира Новицкого комментировать шорт-трек – один из самых динамичных видов спорта. В шорт-треке все меняется очень быстро. И Новицкий за всеми этими мелочами ну вообще никак не успевал. А его «шорт-трЕк» (именно «-ек», а не «-эк») еще долго будет звенеть в моих ушах. Также с подачи мэтра в лыжных гонках появились Алекс ХЭрви, ЛИВО Нисканен и Мартин Йонсруд САндбИ.

Единственный, кому лично я поставил бы за Олимпиаду «хорошо», – Александр Казюкевич. Бывший босс канала комментировал биатлон, лыжи и прыжки с трамплина. И с задачей справлялся. Видно было, что он в теме – уж не знаю, готовился целенаправленно или просто общая эрудиция на уровне. Но факт остается фактом: в лыжах он знал достаточно подробностей про всех основных претендентов. В прыжках с трамплина с легкостью отличал регалии Стоха от заслуг Веллингера. В упрек ему можно поставить только два момента. Во-первых, во время биатлонных гонок с раздельного старта слишком уж торопился раздавать медали (после второй стрельбы в мужском спринте по Казюкевичу медалисты менялись около десяти раз). Во-вторых, в лыжном репортаже Александр придумал новую дисциплину – лыжный скелетон. Ну да ладно: скиатлон-скелетон – оговорился человек.

И, наконец, еще один момент, который мне просто интересен. От «Белтелерадиокомпании» в Южной Корее работало около трех десятков человек. Во время Игр у меня возник вопрос, который я озвучиваю сейчас: на хрена так много, блин?! Зачем в Корею ездило столько комментаторов? Неужели для Дмитриева с Цвечковским жизненно необходимо было комментировать матч Россия – Словения из дворца в Канныне? На Макаенка мониторы не такие, что ли? Зачем сноуборд, горные лыжи, шорт-трек и бобслей работать с места событий, когда наших или нет в программе, или они ни на что не претендуют? Я могу понять, когда с места событий работали биатлонный или фристайловый комментатор – они могли узнать какой-то инсайд, увидеть что-то интересное своими глазами и донести это зрителю. Но какой инсайд мы узнавали от комментаторов керлинга или фигурного катания? Эту Олимпиаду из Кореи вполне можно было отработать гораздо бюджетнее, и качество никак не потерялось бы: три комментатора (остальные – из Минска), парочка сильных репортеров (если такие есть) и несколько операторов – и все. Зачем в не самую дешевую страну отправлять пол-самолета?

Показать еще 93