Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Кто сделал Дарью Домрачеву. Главные люди для героини Беларуси

Кто сделал Дарью Домрачеву. Главные люди для героини Беларуси

Вадим Кнырко - о главных людях в жизни Героини Беларуси.

Автор — Вадим Кнырко
25 июня 2018, 16:49
12
Кто сделал Дарью Домрачеву. Главные люди для героини Беларуси

Исследование Вадима Кнырко.

Лариса Минина и Владимир Домрачев

Лучшая биатлонистка в истории Беларуси родилась в совсем не спортивной семье. Мама и папа Дарьи были архитекторами и, быть может, где-то в глубине души мечтали, что дочь тоже пойдет по стопам родителей. Однако дорога вышла совсем иной.

Когда Даше было 4 года, семья переехала в строящийся город Нягань. Практически все детство девочки прошло в Югре. Папа с мамой занимались строительными делами, Дарья в этот момент только постигала азы лыжного хода. По вечерам за семейным столом часто поднимались архитектурные темы. Иногда мама даже пыталась отговорить Дашу от занятий лыжами, мол, будет не очень женственная фигура, но дочку эти разговоры несильно трогали. Сама же Домрачева-младшая никогда об уходе из спорта не думала: «Если бы хотела уйти – она ушла бы. Характер такой», – вспоминала мама Лариса.

Тем не менее, как отмечают многие, от мамы многое передалось дочке: общие черты лица, улыбка, характер. А когда Домрачева вышла к журналистам после первой своей победы в Сочи-2014, ее первые слова были такими.

– Сегодняшнюю победу посвящаю маме!

Мама Лариса и сейчас является достаточно медийной персоной. В феврале 2014-го ей поступило звонков с поздравлениями не намного меньше, чем самой дочке. Да и сейчас маме журналисты дозваниваются гораздо чаще, чем Дарье.

К сожалению, папа Дарьи главные победы дочки не увидел. Владимир Домрачев покинул этот свет очень рано – в возрасте 54 лет. В 2004-м году жена Лариса вместе с детьми покинула Нягань, а отец решил задержаться.

– Он умер в Нягани, через некоторое время после того, как оттуда уехала Лариса, – рассказывал Николай Минин, дядя Дарьи Домрачевой. – Сердечный приступ. Один находился в доме, некому было даже помочь. Но затем тело привезли в Минск, Володю похоронили на нашем семейном Михановичском кладбище.

К слову, второй муж Ларисы Мининой – тоже достаточно известный белорусский архитектор Борис Школьников.

Никита Домрачев

В отличие от младшей сестренки, Никита пошел по стопам родителей и стал архитектором. Более того, тяга ко всякого рода сооружениям проснулась у парня еще в детстве, когда он вместе с отцом построил для себя и Дарьи двухъярусную кровать. Брат на правах старшего занимал «второй этаж».

– Конечно, все время Даша претендовала на мое спальное место, но кто ж ей мог позволить, – ностальгировал в интервью Tut.by Никита. – Когда я уехал учиться в Минск, она заняла верхний ярус.

К слову, в спорт Дарья пошла как раз за старшим братом. Никита встал на лыжи раньше, ходил в секцию и уже за ним пришла Дарья. Но если у брата любовь к лыжам оказалась временной, то сестра сделала этот инвентарь главным в своей жизни.

Никита же достаточно успешно зарекомендовал себя по архитекторской части. Даже знаменитый дом Домрачевой и Бьорндалена в Лапоровичах проектировал лично брат трехкратной чемпионки Сочи.

Андрей Дорошенко

Это тот человек, который учил Домрачеву стоять на лыжах. Первым в его секцию пришел брат Даши, а чуть позже подтянулась и девочка. Даше на тот момент было всего шести лет. В секцию таких маленьких детей не брали, но для Домрачевой сделали исключение. 

– Освоить технику классического хода довольно непросто, – объяснял первый тренер белоруски. – Как только детишки неправильно делали первый шаг, я сразу же старался их поправлять. Даше же раз объяснил, так она могла неделю или две идти ровно так, как ты ей сказал.

Андрей Дорошенко отмечал, что Домрачева уже на третий год стала обходить чистым ходом мальчишек-сверстников, а ее преимущество над ближайшими преследователями исчислялось полутора минутами. 

– Даша на самом деле отличалась от других, – говорил Дорошенко в интервью Tut.by. – В первую очередь она выделялась умом – не физическими данными. Думаю, здесь свою роль сыграла генетика плюс воспитание, а Даша, как известно, вышла из образованной, интеллигентной семьи.

Сейчас Дорошенко ставит Домрачеву в пример своим новым воспитанником: за шесть лет занятий у тренера девочка не пропустила ни одной тренировки. В 12 лет Дарья перешла из чистых лыж в биатлон.

Альберт Мусин

Когда в округе открылось биатлонное отделение, Домрачеву решили «усовершенствовать». Первым биатлонным тренером Домрачевой стал Альберт Вакилович Мусин. Виктор Постников занимался с девочкой стрелковой подготовкой. С этими тренерами Домрачева работала с 1997 по 2004 годы – до отъезда семьи Дарьи в Беларусь. 

Мусин отмечал, что его воспитанница всегда хорошо училась в школе и не проваливалась ни в спортивном, ни в общечеловеческом планах. А подготовка всегда шла планомерно и по нарастающей. Если функционально Дарья была готова идеально практически всегда, то в плане стрельбы шел рост из года в год. 

За олимпийские победы Домрачевой Мусин получил 90 тысяч долларов – по 30 за каждое золото. Часть денег Альберт Вакилович отдал Андрею Дорошенко – первому лыжному тренеру белоруски.

К слову, пол будущего ребенка Домрачевой для прессы раскрыл именно Мусин – еще летом специалист рассказал, что в звездной семье появится девочка.

Клаус Зиберт

Немецкий тренер приехал в сборную Беларуси в 2008-м. Поначалу специалист работал со всей командой, однако позже сосредоточился только на женщинах. Шаг оправдался: в 2010-м Домрачева выиграла свою первую олимпийскую награду (бронза в индивидуальной гонке).

Многие утверждают, что именно Зиберт сделал Домрачеву. Из суперталантливой девчонки Клаус слепил суперчемпионку. Самое главное, чего добился Клаус с подопечной – поправил ее прицел и сделал гораздо более точной ее стрельбу. Прорывным для Дарьи стал сезон-2011/12, когда белоруска 18 раз поднималась на подиум и до последнего претендовала на Большой Хрустальный глобус. Но Клаус успехами подопечной особо не кичился, оставаясь скромным человеком.

– Будучи ответственным наставником, я ежедневно планировал тренировки — определял объем, содержание, задачи. А затем проводил их вместе с помощниками, – говорил Зиберт в интервью «Прессболу».

Между тренером и подопечной сложились очень теплые отношения. Клаус делал в Беларуси дело всей жизни. Сама Домрачева называла тренера «мой герой». Конечно, герой! Никаким другим словом нельзя описать то, что сделал Зиберт в 2014-м: немец приехал на Олимпиаду в Сочи, чтобы быть рядом с Дарьей тогда, когда самому было неимоверно тяжело в физическом плане – к тому моменту Клаус уже несколько лет боролся с раком. Присутствие любимого тренера помогло белоруске – в России Домрачева утвердилась в статусе великой биатлонистки.

Зиберт боролся еще два года. В апреле 2016-го этот светлый человек ушел навсегда, повергнув в уныние весь биатлонный мир.

– Только самые теплые воспоминания мы будем хранить в нашей памяти, – грустила после смерти Клауса Дарья Домрачева. – Наш Зибыч... Его харизма – неповторима, а время, проведенное с ним – незабываемо и неоценимо. В моем сердце я буду хранить самую добрую память о Клаусе и огромную благодарность за все, за каждую минуту, проведенную с нами.

Альфред Эдер

Эдер пришел в белорусскую сборную после Зиберта и фактически продолжил совершенствование нашего биатлонного лидера. Сама Домрачева отмечала, что австрийский специалист внес коррективы в ее работу. Главные изменения коснулись работы на стрельбище. В сезоне-2014/15 Дарья под руководством Эдера выиграла свой единственный БХГ. После белоруска, признавая заслуги специалиста, сделала очень красивый шаг и подарила Альфреду копию трофея.

– Когда я вручала «глобус» Эдеру, он расплакался, – рассказывала Домрачева. – В команде царила очень хорошая атмосфера в период работы с Альфредом. У нас были только самые положительные эмоции от этого сотрудничества. Эдер также остался доволен работой с нами. Он уехал домой с хорошими впечатлениями.

Была вероятность, что Эдер останется в Беларуси после триумфального сезона Домрачевой, но стороны не договорились. Дмитрий Губерниев отмечал, что австриец обиделся из-за того, что ему предложили должность рядового тренера. Перед олимпийским сезоном Эдер все-таки вернулся – для того, чтобы увидеть еще несколько побед Дарьи на этапах КМ, помочь ей выиграть очередную личную медаль Олимпиады и взять золото в эстафете Пхенчхана.

Андриан Цыбульский и Федор Свобода

О том, что Цыбульский и Свобода тоже сыграли большую роль в становлении Домрачевой, говорит хотя бы тот факт, что Дарья сделала копии «глобуса» не только Эдеру, но и этим специалистам. Цыбульский во времена главных побед белоруски был главным тренером национальной команды и помогал в организационном и других, на первый взгляд, незаметных планах.

Федор Свобода –  человек, находившийся в тени. Достаточно молодой специалист уже давно вхож в тренерские круги женской сборной Беларуси и был в команде еще во времена Зиберта и Эдера. Рост специалиста продолжается по сей день. Постепенно Свобода вышел на первые роли в женской команде. На днях «Прессбол» сообщил, что тренер покинул сборную Беларуси.

Ивар Михал Улеклейв

Этот норвежец готовил лыжи Домрачевой в ее лучшие годы – и на Олимпиаде, и в триумфальном сезоне Кубка Мира. Хотя ушел Улеклейв не самым лучшим образом. Во всяком случае, экс-главный тренер сборной Андриан Цыбульский отмечал, что работой Улеклейва были недовольны биатлонисты – в том числе, и Домрачева. Однако вклад скандинава в успехи белоруски нельзя недооценивать.

По слухам, Улеклейва в сборную Беларуси сосватал сам Бьорндален. Слухам можно доверять: хоть этот факт никто не подтвердил, но никто и не опроверг. Но со своей работой Ивар справлялся весьма достойно, учитывая тот факт, что Домрачева постоянно была в топе биатлонного пелотона по чистой скорости. Наверняка на «сухих» лыжах этого не случилось бы. Улеклейв работал самоотверженно и, как утверждали представители его вакс-группы, обрабатывать приходилось очень много инвентаря. Только у Домрачевой было около 35 пар лыж. По словам Ивара, на Олимпиаде он использовал для лыж Домрачевой какую-то особую мазь, которую разработал сам давным-давно.

– Нравится ли мне работать в Беларуси? О, да. Меня все устраивает, – с улыбкой отмечал сервисмен.

После олимпийского сезона контракт Улеклейва продлили еще на один год, после чего расстались полюбовно. Позже специалист оказался востребован в родной сборной Норвегии, где до работы с Домрачевой был никому не нужен.

Александр Иванов, Сергей Мартынов, Александр Газов

Домрачева была быстра всегда, а вот точна далеко не всегда. Порой за скорость на снежных кругах белоруска расплачивалась промахами на огневых рубежах. И чтобы поправить этот компонент, перед Олимпиадой в Сочи Дарья обратилась к чемпиону Лондона-2012 в пулевой стрельбе Сергею Мартынову и его личному тренеру Александру Иванову. С нашими мастерами Дарья подтягивала свою технику (Мартынов помогал советами) и даже просила помочь с настройкой стрелкового инвентаря.

– У нас есть действительно опытные специалисты, которые оказались совершенно не востребованы, – рассказывал в интервью «СБ» Александр Иванов. –  Например, мало кто знает, что винтовку Домрачевой накануне Олимпиады в Сочи доводил до ума еще один наш олимпийский чемпион — Александр Газов. И сделал это виртуозно — сами ведь видели!

Оле-Эйнар Бьорндален

– Помню, как он подошел ко мне на Играх в Ванкувере – поздравить с бронзовой медалью. Сам он в этот день выиграл серебро в индивидуальной гонке, разделив его с нашим Сергеем Новиковым. Я тогда в шоке была. Сам Бьорндален, вау!

Возможно, тогда все и закрутилось. Возможно, тогда и была написана первая страничка в истории любви Домрачевой и Бьорндалена. Долгое время свои отношения пара держала в строжайшем секрете, хотя Дарью и Оле-Эйнара часто видели вместе. В том числе и в Беларуси. 

Весной 2016 года пара объявила, что ждет ребенка. Летом Домрачева и Бьорндален, наконец, поженились, а осенью у них родилась девочка, которую назвали Ксенией. Олимпиада в Пхенчхане стала для обоих великих спортсменов последней в жизни. Только Оле-Эйнар не отобрался в сборную Норвегии, а помогал белорусской команде консультациями прямо на трассе.

К слову, Бьорндален, по мнению Домрачевой, идеален не только в мужском плане, но и в спортивном. Не раз девушка признавалась, что восхищалась выступлениями великого норвежца и ставила его результаты себе примером.

Магдалена Нойнер

Главный антагонист Домрачевой на трассе. На протяжении нескольких сезонов их зарубы были самым вкусным блюдом в «белом цирке». Нередко исход гонок решался в непосредственной борьбе между двумя биатлонистками прямо на финишной ленточке. И всегда Нойнер пыталась убежать от противницы, а Домрачева стремилась всеми силами догонять.

– Когда я слышу «Дарья Домрачева», это непроизвольно вызывает у меня внутренний азарт, а иногда и мурашки, – делилась чувствами с прессой великая Магда. – Не думаю, что Даша меньше рвется меня победить. И уж точно она никогда ничего не отдаст на лыжне просто так. С ней всегда интересно. Совместно выпить по чашечке кофе после гонки мы, разумеется, не пойдем никогда, это исключено по определению. Для этого мы слишком непримиримые конкурентки. Но это совершенно не мешает мне уважать Дашу и быть очень благодарной, что в ее лице у меня есть такая соперница. Не исключаю, что Домрачева относится ко мне точно так же.

Сезон-2011/12 – пик противостояния. Нойнер заранее объявила об уходе из биатлона и стремилась выиграть все, где участвовала. Главной помехой этому была белоруска. Более того, Домрачева до последней гонки Кубка Мира боролась с Магдаленой за БХГ. В итоге судьбу главного трофея сезона решили ничтожные 28 очков.

Нойнер ушла, освободив дорогу к трону нашей спортсменке. Но той потребовалось несколько лет, чтобы добраться до вершины – мешали то финка Мякяряйнен, то норвежка Бергер. Наконец, в 2014-м и в 2015-м Дарья продемонстрировала свое верховенство всей планете. И тут же получила лестную характеристику от главной соперницы.

– Домрачева – королева биатлона после моего ухода. Она выиграла три олимпийских золота в Сочи – этот результат не оставляет вопросов. Очень хороша Кайса Мякяряйнен. Но, повторюсь, Домрачева просто необыкновенна. Так что королевой могу назвать ее, – разоткровенничалась Нойнер.

Сейчас остается сожалеть, что их немецко-белорусское противостояние оказалось столь краткосрочным.

Надежда Скардино

У Домрачевой всегда сохранялись хорошие отношения со всеми партнершами по команде. Наиболее же теплые были с Надеждой Скардино и Анастасией Дуборезовой, которые наиболее близки к нашей биатлонной приме по возрасту. Чего хотя бы стоит вот этот совместный видеошедевр.

Со Скардино же Дарья нередко обменивалась теплыми ностальгическими снимками в соцсетях. Друг друга спортсменки знают с юных лет.

Во время паузы Домрачевой Надежда признавалась, что ей весьма нелегко справляться с лидерской ответственностью в команде. Главные же общие событие в жизни двух биатлонисток – парный заезд на пьедестал почета в индивидуальной гонке на ОИ-2014 и золото в эстафете Пхенчхана. И карьеру спортсменки завершили практически синхронно.

Ли Руй

Китайский нетрадиционный медик – весьма известная фигура в нашем спорте. Ли работает не только с биатлонной командой, но и со сборной Беларуси по хоккею. 

Впервые китаец появился рядом с биатлонистками в 2014 году. После этого Ли помогал Домрачевой во время сборов в Раубичах, а прямо сейчас находится рядом со спортсменкой в норвежском Шушене.

– Когда спортсмены много тренируются, у них постоянно возникают какие-то боли — скажем, в шее или спине, – рассказывал азиат о сотрудничестве с Домрачевой в интервью «Прессболу». – Вот и приходилось применять свои методы. Это китайская медицина — например, точечный массаж. Даша чувствовала себя хорошо, но иногда у нее могла чуть-чуть болеть спина. Простым людям это и не мешает, они ходят как обычно, но спортсмены сразу чувствуют. Нет скорости. А когда со спиной все в порядке — и бежится по трассе без проблем.

Максим Субботин

Друг Дарьи. Субботин – белорусский режиссер, снял несколько сериалов. Что же до Домрачевой, то о белорусской биатлонистке Максим снял целый документальный фильм еще в 2010-м году.

Погововаривают, что у Субботина сложились очень теплые отношения с Дарьей, которые переросли в романтические. Впрочем, никакого фактического подтверждения слухов нет. Да и слухи эти уже бесполезны – и у Домрачевой, и у Субботина своя жизнь. 

Валерий Вакульчик

Глава КГБ – ведомства, которое холит и лелеет всех биатлонистов на протяжении долгих лет. По совместительству, Валерий Павлович – глава биатлонной федерации. Как конкретно Вакульчик помогал Домрачевой? Это неизвестно, хотя бы потому, что в деле КГБ. Но факт остается фактом – именно когда комитетом руководил этот человек, биатлонистка добилась своих главных успехов. 

До 2014 года Домрачева состояла на службе в КГБ и имела звание старшего лейтенанта. Однако сейчас Дарья Владимировна на службе в ведомстве не состоит. Сама же биатлонистка отмечала, что никаких политических миссий во время службы не исполняла, но получала стипендию от МВД.

Александр Лукашенко

Президент тоже должен быть в этом списке. Собственно, Александр Григорьевич должен быть в любом подобном тексте про любого значимого спортсмена Беларуси. Лукашенко и Домрачева обменивались подарками (свой «глобус» получил и президент), на Олимпиаде глава государства с личным визитом гостил у биатлонистки и даже давал советы, как правильно стрелять. Не раз Дарья Владимировна участвовала в мероприятиях с участием президента (в субботниках), а тот в ответ пообещал биатлонистке собственную вип-палату в роддоме. Домрачева от предложения тактично отказалась. После Олимпиады Александр Григорьевич просил Скардино и Домрачеву продлить спортивную жизнь еще чуть-чуть. Но те лидеру отказали.

В тексте использованы материалы Tut.by, pressball.by, kp.by, sb.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты