Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Федерация хочет сделать хоккей в Беларуси лучше, но странными способами: балует молодых, гнобит мастеров, потолок зарплат в нынешнем виде мешает

Федерация хочет сделать хоккей в Беларуси лучше, но странными способами: балует молодых, гнобит мастеров, потолок зарплат в нынешнем виде мешает

Автор «Трибуны» предлагает делать по-другому.

Автор — Назар Дума
29 апреля 2020, 16:00
18
Федерация хочет сделать хоккей в Беларуси лучше, но странными способами: балует молодых, гнобит мастеров, потолок зарплат в нынешнем виде мешает

Автор «Трибуны» предлагает делать по-другому.

Несколько недель назад были обнародованы изменения в регламент белорусского чемпионата, которые вступят в силу со следующего сезона. И стало ясно: федерация верна курсу, выбранному некогда и призванному, по ее убеждению, улучшить Экстралигу и в конечном счете благостно сказаться на развитии нашего хоккея. ФХБ продолжит держать наш чемпионат в тисках финансовых ограничений и возрастных лимитов, искусственно продвигать молодежь и способствовать российскому вектору селекционной деятельности клубов. Мое мнение – это путь в никуда, данные меры сильным и продуктивным для сборной наш чемпионат не сделают.

Объясняю почему.

Возрастные лимиты грозят ментальными проблемами у молодежи. Она не будет знать, что такое настоящая борьба

Расформирование команды U-20, пример «Гомеля», открывшего нашему хоккейному миру в одночасье несколько молодых имен, а также феноменальное выступление (чемпионство) в Высшей лиге юношеской сборной (U-17) спровоцировало беспрецедентное увеличение в новой редакции регламента квоты для молодых игроков (тех, которые могут быть заиграны в молодежной сборной, то есть 2001 года рождения и младше). Таковых отныне в заявке на матч каждой из команд должно быть четыре (вместо одного в текущем сезоне).

Однако факторы, побудившие федерацию на такое решение, нельзя отнести к системным случаям, это, скорее, вопросы тренерских умений (или неумений).

Неуверенное выступление U-20 в Экстралиге Б и провал молодежной сборной на чемпионате мира, повлекшие роспуск команды, были следствием просчетов Дмитрия Дудика, а не огрехов в функционировании института сборных, который пару лет назад был движущей силой нашего молодежного хоккея (у Юрия Файкова, например, результаты уровнем выше, в Экстралиге А, были заметно лучше, а сборную в элиту он выводил куда менее «звездным» составом).

Дмитрий Дудик

Наши «семнадцатилетки» уже пять лет выступают в Высшей лиге с разной степенью успеха, но прорыв совершали лишь два раза. Сейчас и когда в сезоне-2015/16 под вывеской «Динамо-Раубичей» ворвались в финал, где проиграли только по итогам семи матчей. Тогда командой руководил Евгений Есаулов, впоследствии доказавший свой высокий тренерский уровень (с юниорской сборной занял пятое место на прошлогоднем чемпионате мира). Любопытно, что дорогу к победе «динамовцам» из Раубичей преградил фарм-клуб солигорского «Шахтера», возглавляемый тогда… Дмитрием Шульгой – нынешним наставником золотой команды U-17. Умеет человек работать с юными хоккеистами, это факт.

То же самое касается Сергея Стася и его «Гомеля». Одно дело – чисто формально ставить молодого игрока в состав, давать шанс без особой веры, что он этот шанс использует. Совершенно другое – по-настоящему доверять, развивать, подобрать наиболее пригодную для этого тактику. И тогда хоккеисты начинают раскрываться, заявлять о себе. Оборонительная модель и подходы Хмыля (предшественника Стася на тренерском мостике «рысей») этому не способствовали. Однако все же для «Гомеля» ставка на «молодежь» – мера вынужденная, обернувшаяся положительным эффектом лишь в конкретном месте в конкретное время. Генерация молодых игроков сложилась талантливая и податливая хоккейной науке.

А сейчас загнать в гомельские рамки хотят весь чемпионат. При этом не везде (мало где) найдется столько пригодной для воспитания молодежи и нужный тренер, способный этим действенно заниматься. Внедрение игроков в основные составы команд станет процессом искусственным, отвержением принципов здоровой конкуренции. И если молодой игрок не будет хоть минимально соответствовать уровню команды (а таких большинство), то в заявку его внесут, но играть он не будет (или будет играть мало). Так какой от этого прок? Показательна в этом смысле судьба хоккеистов «дудиковской» команды U-20 после ее расформирования. Подробный отчет об этом предоставил сайт федерации. Из почти 20 перечисленных человек действительно закрепились и получили достаточную игровую практику в составах команд Экстралиги лишь шестеро (Ерменков, Волченков в «Металлурге», Крылович в «Динамо-Молодечно», Пальчик в «Юности», Качеловский в «Гомеле») и лишь один всерьез себя проявил (последний из названных). Остальные либо по возрасту отправились в младшие сборные, либо доигрывали сезон в фарм-клубах в Высшей лиге. И это правильно: они в большинстве своем еще не готовы (взять хотя бы физические данные) играть, как говорится, по «мужикам», в Экстралиге. А те, кто готов, смогут пробиться и сами. Вспомните, как «зажигал» в прошлом году за «Шахтер» Оксентюк. Разве у Дмитрия Шульги (опять он, это к вопросу о роли тренера) был выбор – вводить игрока в основу или нет? И Евгений играл много, в ведущих звеньях даже. А защитник «Юности» Вадим Щечин? В текущем сезоне он был «лимитчиком». Но тренерский штаб команды активно использовал его не только в играх белорусского чемпионата, но и в Лиге чемпионов, где никаких обязательств у клубов нет. Значит, место в составе заслужил игрой. Так и должно быть. Мы не говорим, что в Беларуси нет качественных молодых хоккеистов, они есть, но не в том количестве, о котором грезится федерации. Да и многие толковые ребята уезжают за океан (некоторые нынешние «ушки» летом так и сделают) и никакими «шансами в Экстралиге» их в этом возрасте не удержишь. Именно они уже который год составляют костяк молодежной сборной. Именно они – эти амбициозные молодые хоккеисты – смогут впоследствии дорасти до уровня белорусской сборной. А из оставшихся, для которых придуманы льготы, заиграет за «националку» один-два, и то – при невероятно удачном стечении обстоятельств (им еще нужно преодолеть ментальный барьер: получение даром, без борьбы, места в составе вряд ли усилит стремление к усердию и дальнейшему развитию).

Так что вывод прост: нашей сборной «четыре молодых в заявке» по большому счету ни к чему. А для Экстралиги это так и вовсе вред. Произойдет еще большее снижение общего уровня чемпионата. А он – высокий и конкурентный – необходим, в том числе, для создания среды, в которой молодежь будет прогрессировать.  

На игроках после 27 ставят незаслуженное клеймо – якобы они обречены на стагнацию. Но ведь это несправедливо

Однако если ты – хоккеист – в 19 лет не смог себя показать, не переживай, тебе и дальше будут создавать вольготные условия. Вплоть до 28 годков у тебя будет больше возможностей играть в Экстралиге, чем у игроков старшего поколения, пусть они и помастеровитей тебя. Федерация пролонгировала действие возрастного ценза, сторонников у которого за пределами офиса организации практически нет. После его введения подавляющее большинство специалистов (раньше – громче и чаще, сейчас, под гнетом штрафов, – тише и реже) высказывалось против лимита, подрывающего дух соперничества в отдельно взятом хоккейном коллективе и принуждающего тренера отказываться от заведомого более сильного игрока в пользу менее ценного. Только потому что ему исполнилось 28 лет. Умышленно создается неравноправная конкуренция. Зачем? Только потому, что кто-то посчитал, что в 25-27 лет игрок еще способен развиваться и может быть востребован сборной страны, а в 28-29 уже обречен на профессиональную стагнацию? Рассуждение спорное. Ногачев и Хоромандо? Мицкевич и Крыскин?

Евгений Ногачев

Которую из этих пар защитников вы считаете более перспективной для национальной команды? Напрашивается знак равенства. Потенциал этих игроков одинаков. И хороший сезон могут выдать (и быть замеченными тренером сборной) как двое первых, перешагивающие уже здесь и сейчас порог в 28 лет, так и двое последних, которые пока младше. Понятное дело, среди вас есть и те, кто весь квартет заносят в список «никогда не нужных сборной». Специально для вас еще пара примеров. Сергей Боголейша в текущем сезоне здорово играл за «Шахтер» и вызывался в тренинг-кэмпы «националки» на постоянной основе (в том числе на апрельский, что значит, Захаров рассматривает его как кандидата на олимпийскую квалификацию). Сергею – 30 лет. И никогда ранее за сборную он не выступал. Андрею Антонову из «Юности» уже и вовсе 34, и он тоже справедливо обласкан вниманием Михал Михалыча. Братья Малявко уже год как лимитчики. Но и они значились по ходу сезона в списках Захарова (да и прошлогодний спрос на Малявок со стороны «Динамо-Минск» о многом говорит). И если стали понемногу сдавать, сразу из них исчезли. Честный подход, согласно которому в сборной должны играть лучшие на конкретный момент вне зависимости от возраста, а не какие-то ребята помладше, на перспективу. Вот возил Андрей Скабелка на чемпионат мира-2013 молодого Вячеслава Андрющенко? И что, после этого нападающий стал «железным» сборником? Никак нет. Пусть это было порой следствием несправедливого игнорирования со стороны тренеров, даже в годы, когда форвард был одним из лучших бомбардиров в ВХЛ. Да, от субъективизма никуда не денешься. Но ни для кого никогда нельзя закрывать двери в национальную команду. Достойным может оказаться любой. Теперешний 36-летний Жидких разве не заслужил? А его уже давно списали, несмотря на отличную игру из года в год. Это как пример.

Но вернемся к чемпионату. Многие «старики» – это цвет Экстралиги, это хоккеисты, ради игры которых и ходят на наш хоккей. Они до сих пор старательно тренируются и самоотверженно играют. Это называется простым, но емким словом профессионализм. Кислый и Ремезов – лучшие в «Немане», Жидких и Лисичкин в топ-десять самых результативных игроков «регулярки», Слыш и Андрущенко зажигали в Могилеве, Филичкин и Усенко – в «Локомотиве». Так почему же кто-то из них должен был поменять свои успешные команды на коллективы середины таблицы, разве они по-прежнему недостойны сражаться за большие призы? Или лучше так. Разве они менее достойны, чем хоккеисты среднего возраста, которые вчера были молодежью, искусственно вскормленной? Почему нужно дробить конкуренцию по группам (молодые, «старики», средневозрастные), если всеобщая видится более благотворной? 

Клубы просто вынуждены завозить россиян сомнительного качества. Вряд ли они помогут сборной

Легионерская квота увеличена с пяти в текущем сезоне до семи в грядущем. Но это формально. На самом деле и здесь есть одно важное и спорное ограничение. Пять из семи иностранцев должны быть не старше 25 лет. Подводная суть этого странного решения очевидна. Клубы вынуждают приглашать «нестарых» россиян (а только их, по большей части, можно заманить на те деньги, что есть сейчас в чемпионате) для последующей натурализации «под сборную». Пару лет назад многими было признано, что раздача паспортов направо и налево – практика пагубная. Это не развитие, это заделка дыр, временно, лишь визуально скрывающая дефекты и замедляющая возведение прочного здания под названием «белорусский хоккей». И ладно, скрепя сердцем и в виде исключения, можно согласиться с «обелорусиванием» Джеффа Плэтта, который был топовым игроком КХЛ на тот момент. Или Бэйлена, который до сих пор в огне. Но зачем нашему чемпионату и нашей сборной хоккеисты, которым по 23-25 лет, и которые приехали в Беларусь только из-за переполненности своего рынка и невозможности у себя на Родине реализоваться? Разве нам нужны игроки, не выдержавшие там конкуренции? И это сейчас, когда близок тот час, когда в сборную ворвется богатое на таланты новое поколение белорусских хоккеистов (с Протасом и Колячонком во главе). К тому же, если кого-то из россиян, получивших белорусский паспорт, поманят обратно, они ничтоже сумняшеся вернутся домой, не отбудут положенный карантин и не получат права выступать за нашу национальную команду. Пример Дмитрия Колготина в этом смысле крайне красноречив. Форвард еще по ходу плей-офф подписал контракт с кахаэловским «Сочи». И до свидания, Беларусь.

Дмитрий Колготин

То есть лучшие уедут, как только появится возможность. А нам останутся Лесников и Геращенко (также получившие паспорта игроки «Юности»), которых Россия так и не востребует в виду несоответствующего уровня. Одного из идейных вдохновителей подобных легионерских реформ вычислить легко. Он особо и не скрывается. Михаил Захаров не устает ставить нам в пример казахстанский формат сборной, в которой уже полным-полно натурализованных хоккеистов. Только вот выиграл ли от этого казахстанский хоккей, пролетевший мимо Олимпиады и скитающийся между дивизионами мировых чемпионатов? Вряд ли.

Первосортного хоккеиста (заметьте, мы резонно даже не говорим о высшей пробе) можно было бы, в принципе, заманить в наш чемпионат деньгами, но суровый потолок зарплат даже этого сделать не позволит. Поэтому мы видим приток хоккеистов, которые ненамного, а то и вовсе не превосходят в мастерстве доморощенных игроков. И если в клубы Экстралиги А приезжают еще более-менее годные исполнители, то низший дивизион белорусского чемпионата уже сейчас превратился в перевалочную базу для импортных хоккеистов (они приезжают, просматриваются, играют полсезона или пару матчей и уезжают, никому не нужные). А что будет в следующем сезоне, когда на нас обрушится еще одна волна, более мощная? В топ-10 бомбардиров Переходного турнира вошли семеро белорусов и только трое россиянин. И ведь непонятно, как себя проявили бы в высшем свете нашего чемпионата Балаболкин, Донской и Самсонов. Большинство же других не усилило даже Экстралигу Б.

С Экстралигой А тоже не все так гладко. Да, из 20 лучших по результативности игроков регулярного чемпионата сразу десять – иностранцы.  Однако для элитных команд ключевой стадией является плей-офф. И здесь мы наблюдаем падение бомбардирских показателей варягов. В той же двадцатке лучших только трое легионеров. Конечно, нельзя мерить все одной статистикой. Но этот процент будет верен и в отношении игроков иной специализации (защитников, оборонительных или силовых форвардов, вратарей). Российский голкипер Петров проиграл конкуренцию в плей-офф белорусу Малютину, наши Еременко и Бокун потеснили из состава «Юности» ее защитников-легионеров.

Роль сита, которое будет выполнять белорусский чемпионат в поисках одного-двух игроков для сборной, только его ухудшит. Все это время чужаки будут занимать место наших хоккеистов, что уже плохо для национальной сборной.

Потолок зарплат негибкий и мешает привлекать мастеров, способных реально усилить Экстралигу

А самое любопытное, что, если возвратиться к статистике гладкого чемпионата и изучить данные тех десяти топовых легионеров, то окажется, что только троим из них в следующем сезоне еще не исполнится 26 лет (кстати, все они представляют «Шахтер» – Феклистов, Крикуненко, Бойко). Значит, по большей части именно опытные легионеры по-настоящему повышают уровень нашего внутреннего турнира. Чемпионату нужный такие. Однако все опять упирается в деньги (потолок зарплат). Так, может, полезней не размазывать финансы на семь варягов (большая часть которых, как мы уже сказали, не несет большой ценности), а тратиться на двух-трех-четырех добротных? Если и дальше мыслить в этом направлении, то возникает идея потолок зарплат сделать не жестким. Сейчас, к слову, рассматривается вариант, при котором клубам разрешат увеличить заработную плату (и не учитывать ее в общем фонде) одному хоккеисту-белорусу, который попадет в состав сборной на чемпионат мира. Неплохо было бы поступить подобным образом в отношении и реально качественных легионеров (одного-двух), не котов в мешке, а тех, кто в потенциале способен стать лидерами того или иного коллектива, украсить чемпионат своей игрой и с которых, в свою очередь, сможет брать пример все та же столь опекаемая федерацией молодежь.

Это вдобавок позволит высвободить часть средств на тех белорусов, кто сейчас покидает (или не возвращается) наш чемпионат по финансовым причинам (главенствующая). Из игроков, которые выступают в других лигах (не берем в расчет КХЛ и североамериканские юниорские лиги, а только сопоставимые по уровню нашей Экстралиге турниры) вполне можно было бы слепить боеспособную команду: Мильчаков, Кульбаков, Еронов, Гаврус, Андрющенко, Развадовский, Ефименко, Протасеня, Матерухин. Неплохо, согласитесь?

Артур Гаврус

Боролись бы за медали как минимум. Все они раньше были на виду в нашем чемпионате, некоторые играли за минское «Динамо». Для уплотнения турнира пригодились бы, бесспорно. А если кто-то в этом сомневается, то мы предложим вспомнить фамилии лучших защитников минувшего сезона в Экстралиге: Боголейша, Казнадей, Ногачев, Заламай. Ведь так? Все они в недавнем прошлом выступали за пределами Беларуси (в ВХЛ), вернулись и стали заметными фигурами в Экстралиге.

Не можем пригласить стоящих хоккеистов, теряем своих. Вот издержки действия потолка зарплат. Мы не ратуем за его отмену, мы призываем сделать его более гибким (хотя футболисты вот обходятся вообще без него, а чем хоккеисты хуже?). Тем более за годы существования salary cap глобальных перемен в части турнирной борьбы не произошло. Тройка призеров не изменилась, «серядняки» не окрепли, лишь выходцы из Экстралиги Б («Локомотив», «Могилев») слегка подтянулись. Вместе со стремлением создать чемпионат равных должно быть желание сделать его также чемпионатом сильных. Тогда будет прогресс и конкуренция, хороший уровень и зрительский интерес, польза для сборной…

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты