Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Когда-то провластные медиа возносили Козеко, а теперь винят в пьяном ДТП – но это вызывает ряд вопросов

Когда-то провластные медиа возносили Козеко, а теперь винят в пьяном ДТП – но это вызывает ряд вопросов

...

Автор — Алесь Коваль
10 октября 2020, 10:00
5
Когда-то провластные медиа возносили Козеко, а теперь винят в пьяном ДТП – но это вызывает ряд вопросов

9 октября Александр Лукашенко провел со своим окружением очередное совещание о ситуации в Беларси, где говорил своеобразные вещи. Например, заявил, что Светлана Тихановская, оказавшаяся в Литве после появления в ЦИК с жалобой на результаты президентских выборов, якобы сама просила ее вывезти в прибалтийскую страну, и щедрый Лукашенко исполнил это, да еще и подарил сопернице по выборам 15 тысяч долларов, принадлежавших некому госпредприятию (и если это вдруг правда – не повод ли это для расследования о нецелевом использовании средств должностным лицом?). Но даже интереснее показалась фраза о чиновниках.

«Наиважнейший вопрос, который сейчас стоит – надежность. Мы уж слишком вольно чувствовали себя при подборе и назначении кадров, а они потом переобулись некоторые. И переобулись ведь те, кого я вырастил на своих руках», – сказал Лукашенко.

Примерно так же сейчас система начинает говорить о людях и в другой сфере – спортивной. Правда, там «подобранные» и «назначенные» кадры редко выходят на первые роли – чемпионами обычно становятся уникумы, пробившиеся наверх благодаря собственной работе и помощи еще больших уникумов. Один из таких – главный тренер национальной сборной по фристайлу Николай Козеко, который на выборах голосовал за Лукашенко, но молча смотреть на жестокость силовиков после того не стал. И вот уже с него требуют назад президентскую стипендию за почти год, его звездную подопечную Александру Романовскую отчисляют за «прогул», вызванный инсультом отца, а потом Козеко узнает, что ему ищут замену. Замену человеку, подопечные которого взяли половину золотых медалей от всех белорусских на зимних ОИ (вторую половину забрала Дарья Домрачева).

Пошла на Козеко и другая атака – информационная, через Telegram-каналы, которые называют провластными. Один из крупнейших, распространивших призванные пошатнуть репутацию Козеко некие бумаги (о которых ниже), каналов регулярно удостаивается репостов в канал Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании, например. По информации блогера Антона Мотолько, этот канал наполняют под руководством экс-пресс-секретаря МВД Григория Евчара, который после увольнения из органов в 2018-м стал работником БГТРК.

А ведь до августа в госСМИ не находили для Козеко других слов, кроме как хвалебных. «В своем деле Николай Козеко – гений», – простой заголовок из «СБ. Беларусь сегодня» после ОИ-2018, который повторял себя же из 2014-го. На БТ его называли «легендарным», на ОНТ говорили то же самое. А уж сколько теплых слов тренер услышал в свой адрес в минувшем апреле в честь 70-летия! «Наставник с мировым именем», «признанный во всем мире мэтр лыжной акробатики», «гениальный творец»... Поздравлял и лично Лукашенко: «С вашим именем связаны самые яркие олимпийские достижения Беларуси. Вы добились выдающихся успехов». Особенно иронично сейчас звучит: «Убежден, что ваши знания, талант педагога и богатейший опыт еще много лет будут приносить пользу белорусскому спорту».

Что же сейчас пишут провластные каналы? Там появились фотографии некоторых бумаг – ответа министра спорта Сергея Ковальчука на просьбу Козеко объяснить требование возврата денег и якобы прошение тренера на имя Лукашенко. Не оставляют эти бумаги без длинного пояснительного текста. Передадим кратко главное: утверждается, что 12 июля 2019-го Козеко совершил ДТП в нетрезвом виде, за что был лишен прав, но 2 июня 2020-го административное взыскание сняли, а права вернули, хотя не должны были. В дело якобы вмешался Лукашенко, которому Козеко адресовал прошение-раскаяние, и «пошел навстречу». Как долго «шел», непонятно – ведь на фото прошения почему-то нет даты, принятой к указанию на всех возможных документах, что изначально дает повод усомниться в его подлинности.

А вот ответ министра можно принять на веру: оформлено все как надо, да и все-таки провластный канал. Ковальчук отвечает Козеко не только формально (считает, что строго руководствуется указом № 130, который и регулирует все правила выплаты именных стипендий), но и с лирическим отступлением в концовке – требование вернуть средства заявляет «в том числе по моральным основаниям» и добавляет: «Если вы раскаялись в своем проступке, то недопонимание по поводу принятого решения о прекращении выплаты представляется необоснованным и неискренним».

Добивает картину пояснительный текст самого канала – тут уж «верхние ноты» слышатся невооруженным ухом: «Вероятно, следуя простой житейской логике, Козеко в свое время не поспешил информировать о своем проступке чиновников из министерства, при этом зная, что к нему могут быть применены санкции. <...> Самое время поговорить о благодарности. Не только об умении говорить «спасибо» в нужный момент, но и такой характеристике – быть действительно признательным за сделанное в твой адрес одолжение. Что сделал тренер, когда получил в руки заветные корочки [имеются в виду права]? Он отправился развозить воду и другие продукты протестующим на минских улицах. То есть после того, как ему сделали беспрецедентный шаг навстречу, выступил резко против действующей власти. Есть такая пословица: посади свинью за стол, а она забросит ноги на стол. Кажется, она именно про Козеко». Далековато от гениального тренера и заслуженного творца, не находите?

Да, теперь мы знаем, что благодарность за один акт помощи должна простираться на месяцы вперед. Хотя в случае Козеко не является ли этот «акт» (если он действительно был) ответным на годы беспрерывных достижений? Мы напомним, что с лета 2019-го достижения воспитанников Козеко не остановились: на скоротечном Кубке мира-2019/20 Павел Дик дважды стал третьим, Анна Гуськова однажды выиграла этап, на счету Александры Романовской два вторых места и победа и итоговая третья строчка общего зачета. Но остается пара вопросов, на которые канал предпочел не давать ответов. А они были бы весьма интересными – даже если принять все указанное на веру.

По какому праву у Козеко требуют вернуть деньги? Ковальчук ссылается на пункт указа, в котором написано, что лишить стипендии можно по длинному перечню пунктов, в число которых входит «привлечение к уголовной ответственности и установление иных фактов, свидетельствующих о противоправном поведении». Потерял стипендию приказом от 10 сентября Козеко именно по причине «противоправности» – министр упирает на то, что сроков в указе не прописано, остановить выплаты можно и через день, и через годы. Но нет в указе и ни слова о том, что можно каким-либо образом отзывать уже выплаченные деньги. Похоже на то, что принудительного механизма затребования средств с Козеко просто не существует (во всяком случае, пока). Не поэтому ли Ковальчук так усердно напоминал о морали?

Как Минспорта могло не знать о «проступке» Козеко? Во-первых, сам Козеко заявил: «Министр знал о том административном правонарушении, которое я совершил. Год назад мы вместе с Антоном Кушниром были у него на приеме». Во-вторых, вроде бы все госструктуры постоянно отчитываются о том, что контроль за исполнительской дисциплиной у них налажен на высшем уровне, а тут чиновники проморгали происшествие с заслуженным тренером? По предоставленным выкладкам получается ситуация: человек, который постоянно садился за руль, имея в этом рабочую необходимость, вдруг перестает это делать. И даже если допустить, что тренер промолчал – никого ничего не насторожило, серьезно?

Почему Козеко наказали не в июне, а в сентябре? Хорошо, допустим, от Ковальчука каким-то образом скрылся вопиющий для него факт правонарушения Козеко (ну прослушал, ну вдруг). Но поверить в то, что информация дошла до Лукашенко, но минула министра, сложно максимально. Так почему никаких мер не было предпринято в июне, если уж это так возмутило министерство, а срока давности, как утверждает сам Ковальчук, не существует?

В общем, факт остается фактом: до того, как Козеко осудил насилие, финансовых и других вопросов по нему ни у кого не возникало, а юбилей в апреле, через месяцы после якобы «прегрешения», тренер встретил героем, а не изгоем. Впрочем, «жареные» публикации нынешнего времени Козеко трогают мало. В «Нашей Ниве» 9 октября даже появился комментарий тренера – лаконичный и броский: «Пускай бы они еще написали, как я в детстве мимо горшка мочился. Срать я на них хотел». Правда, вскоре материал был удален – по нашей информации, Козеко поделился с журналистом своим мнением не под запись, так как уже подписал то самое дополнительное соглашение Минспорта, предусматривающее согласование любых интервью, однако с журналистом возникло недопонимание, которое потом пришлось исправлять удалением (но интернет – он все помнит).

Фото: noc.byyoutube.com, tut.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты