Tribuna/Гандбол/Блоги/О духе времени/Госы возносили Мазуренок за победы, но стоило чемпионке выступить против насилия – и приходится собирать деньги на Олимпиаду

Госы возносили Мазуренок за победы, но стоило чемпионке выступить против насилия – и приходится собирать деньги на Олимпиаду

...

Автор — Алесь Коваль
2 ноября 2020, 10:00
4
Госы возносили Мазуренок за победы, но стоило чемпионке выступить против насилия – и приходится собирать деньги на Олимпиаду

Как же легок путь от героя до изгоя в этой системе!

31 октября Белорусский фонд спортивной солидарности запустил сбор средств на подготовку к Олимпиаде в Токио Ольги Мазуренок. Прославленная легкоатлетка (и действующая чемпионка Европы) свою олимпийскую лицензию завоевала еще в феврале 2019-го – но в наше время выступила против несправедливости и насилия, подписав известное письмо спортсменов, после чего попала в число спортсменов, которых пытается «наказать» Минспорта. На наших глазах разворачивается очередная история о том, насколько в белорусской системе легок путь от героя госучреждений и СМИ до изгоя – расскажем о ней подробнее, а также вспомним предыдущие случаи краудфандинга в белспорте.

Ольга Мазуренок – уникальная спортсменка для Беларуси, сравнить которую можно разе что с Юлией Нестеренко, но у нее результаты были далеко не так стабильны. Ольге постоянно было мало дистанции – бегала на 5000 и 10000 метров, полумарафоны, но самых громких успехов достигла в марафоне. Как известно, в беговых дисциплинах в принципе доминируют выходцы из Африки – но в последние годы Мазуренок удается быть лучшей, по крайней мере, вслед за ними в своей дисциплине. Только африканкам белоруска уступала на престижнейшем Лондонском марафоне 2016-го (4-е итоговое место), Олимпиаде в Рио (5-е место), чемпионате мира-2019 (5 место), который приходилось бежать в тяжелейших условиях жары с высокой влажностью в Катаре. Но к преодолению трудностей Мазуренок не привыкать – достаточно вспомнить золото чемпионата Европы в 2018-м. Все еще действующая чемпионка тогда перенесла на бегу серьезное носовое кровотечение, а на финише чуть не пропустила нужный поворот – но вернулась и все равно вырвала титул. Это выступление вошло в историю, а кадры окровавленного лица и формы легкоатлетки облетели мировые СМИ в качестве примера несгибаемой воли к победе.

Неудивительно, что спортсменку наперебой нахваливали и в белорусской системе. В госСМИ ее подавали «звездой марафона», а то и «королевой» – даже на ТВ, где стала героиней совместного с НОК цикла программ «Женщины и спорт», где похвалы расточала Анна Эйсмонт, сестра нынешнего главы БТРК Ивана Эйсмонта. А уж после «виктории с кровью» в 2018-м комплиментов было хоть отбавляй – титул называли «блестящей победой» и «спортивным подвигом», который «заставил говорить о нашей стране, без преувеличения, весь мир», а на главном телеканале показали целый небольшой 15-минутный фильм о карьере спортсменки.

Но не медиа едиными – достижения спортсменки по достоинству оценивали и другие структуры. Например, заслуженный мастер спорта Беларуси была признана лучшей легкоатлеткой страны в 2016-м (напарником по признанию оказался нынешний глава БФЛА Иван Тихон) и 2018-м (а тогда – поддерживающий провластные митинги Максим Недосеков), стала лауреатом конкурса «Женщина года – 2018». Да и внимание с самого верха получала. В 2018-м поздравление чемпионке направил и Александр Лукашенко, заявивший: «Твоя победа – яркий пример самоотверженности и мужества, на который должны равняться будущие чемпионы. Страна гордится!», – по итогам того года Мазуренок получила специальную президентскую премию «Белорусский спортивный Олимп», а в 2019-м указом Лукашенко получила медаль «За отличие в воинской службе» (потому что много лет числится спортсменом-инструктором в белармии). Ну а когда в феврале 2019-го Мазуренок выиграла Гонконгский марафон, обогнав и сильных африканок, и тем самым завоевала лицензию на Олимпиаду в Токио, сайт Гродненского облисполкома не преминул отметить, что сделала это спортсменка «для области».

Но после президентских выборов 2020-го все изменилось. А Мазуренок всего-то не смогла закрыть глаза на то, что случилось во время и после электоральной кампании – как и многих белорусов, особенно спортсменку возмутило насилие силовиков. Письмо спортсменов за честные выборы и против насилия Ольга подписала одной из первых. «Даже после всех жестоких событий я не услышала от государства раскаяния, наоборот – людям премии выдали», – была возмущена легкоатлетка. Но еще больше шокировал Мазуренок момент на августовской встрече министра спорта Сергея Ковальчука с неравнодушными легкоатлетами – чиновник спросил, пострадал ли кто-то из близких конкретно у собравшихся. «Этот вопрос убивает больше всего. Для меня звучало дико. Это мой народ, а не какой-то чужой. Значит, пострадавшие – это мои близкие», – четко объяснила Ольга основы такого высокого чувства, как сострадание, всем тем, кому оно по сей день недоступно.

Реакция Минспорта настигла Мазуренок осенью. Во-первых, легкоатлетка лишилась основной статьи дохода любого белорусского спортсмена высокого класса – президентской стипендии. Формально закончился четырехлетний срок ее выплаты (назначили за высокое место на ОИ-2016), но спортсменка недоумевала: «Лишись ее после Игр-2016 – все равно должна была бы получать деньги как чемпионка Европы 2018 года». Во-вторых, по словам самой Ольги, министерство настойчиво попросило откомандировать ее в армию «с мотивировкой примерно такого толка: Мазуренок никакого отношения к спорту не имеет». Как упоминалось выше, формально Ольга давно работает на Вооруженные силы – но нынешнее министерское решение фактически закрывает ей доступ в национальную команду, соответственно, и качественную подготовку к будущей Олимпиаде.

Тренировалась спортсменка в последние годы довольно логичным методом: хочешь победить африканок – попробуй на себе их условия. Если конкретизировать, Мазуренок проходила сборы в высокогорьях Кении. «Чтобы бегать быстро, нужен высокий уровень гемоглобина, а в горах, при нехватке кислорода, он очень хорошо вырабатывается. В успехах кенийцев это обстоятельство играет не последнюю роль. Они рождены и живут в тех условиях, которые нам приходится для себя создавать искусственно. Мне, например, тренировки в Кении дались очень тяжело», – говорила Ольга и добавляла: «Специалисты поймут: без горных сборов мечтать о хорошем результате на олимпийском марафоне наивно». Но, как мы убедились уже не раз и не два, нынешним спортивным чиновникам, мягко говоря, на это плевать.

Для подготовки вне сборной Мазуренок обратилась к краудфандингу – сбору средств добровольными пожертвованиями, способу, не раз проверенному в Беларуси и при коронавирусных проблемах, и при несправедливых штрафах и других послевыборных карательных мерах. В белорусском спорте этот способ тоже не новый – за последние годы есть два громких примера, когда в похожих ситуациях известные атлеты просили о помощи у общественности.

В 2016-м боец Виталий Гурков за полтора месяца до чемпионата мира по муай-тай был убран со ставки Министерства спорта – как думал спортсмен, из-за капы с «Погоней» и участия в группе BRUTTO. Для самостоятельной поездки в Швецию нужно было около 3,5 тысячи долларов – сбор Гурков мотивировал фирменными футболками, билетами на концерты BRUTTO и другими приятными вещами в зависимости от суммы перевода. Кампания получилась мегауспешной, ведь необходимые средства удалось собрать всего за пять часов! Вскоре в министерстве передумали «чехлить» бойца и позволили ему отправиться на турнир в составе сборной – в итоге Гурков в очередной раз стал чемпионом мира, позволил всем желающим отозвать свои донаты, а оставшиеся две тысячи долларов перевел родному для себя залу.

В 2017-м примеру последовал лыжник Сергей Долидович, который захотел отправиться на свою седьмую Олимпиаду, а вот Белорусская федерация лыжных гонок стремления не разделила. 30 тысяч рублей легенда белспорта попросил у неравнодушных – в итоге 25% суммы собрали в Беларуси, а остававшиеся три четверти разом перевел фанат лыж из Канады. Хотя в процессе тренировки с Долидовичем, которую спортсмен предлагал в обмен на щедрые бонусы, выяснилось, что это тоже был белорус – что ж, сейчас такие истории уже никого не смогут удивить! А федерация после такого все-таки включила Сергея в официальный состав – это помогло ему сэкономить около 10 тысяч долларов, которые он перевел в детский дом.

Конечно, сейчас думать, что Минспорта изменит позицию по отношению к Мазуренок, наивно. Но и солидарность ныне на высшем уровне – за первые 14 часов собрано уже больше 5 тысяч долларов при заявленной цели в 25 тысяч. Так что у Ольги есть все шансы все-таки отправиться на Олимпиаду – а уж там мы за нее поболеем, какой бы флаг ни пришлось видеть рядом с фамилией.

Другие посты блога

Все посты