Tribuna/Баскетбол/Блоги/О духе времени/Авторы «Прессбола» злы на директора Орлова (прозвали главным цензором), но Бережков защищает бывшего коллегу

Авторы «Прессбола» злы на директора Орлова (прозвали главным цензором), но Бережков защищает бывшего коллегу

Что руководит директором газеты?

Автор — Алесь Коваль
21 декабря 2020, 15:49
4
Авторы «Прессбола» злы на директора Орлова (прозвали главным цензором), но Бережков защищает бывшего коллегу

Говорит, его взяли в заложники.

В последние дни тема будущего «Прессбола» – одна из главных в белорусском спорте. Газета обзавелась новым главным редактором в лице экс-журналиста ОНТ Сергея Лисичкина. Коллектив принял руководителя без восторга, некоторые сотрудники забрали трудовые книжки.

С тех пор на сайте «Прессбола» происходят странные вещи. Новости, если они касаются Ольги Хижинковой или высказываний собственного автора Сергея Щурко, в хаотичном порядке то появляются, то исчезают. Говорят, прямое отношение к удалению постов имеет директор «Прессбола» и владелец 30 процентов акций издания Юрий Орлов.

Что говорят об Орлове в «Прессболе»

Решения по удалению новостей с сайта нравятся далеко не всем сотрудникам газеты. Некоторые журналисты взяли паузу в работе до нового года, чтобы понаблюдать за ситуацией со стороны, а кому-то, наоборот, негласно запретили появляться на страницах издания. В такой ситуации Сергей Щурко назвал Орлова главным цензором «Прессбола».

«Страна должна знать своих героев!» – написал Щурко в Facebook.

Более многословным оказался журналист «Прессбола» Сергей Южик. Именно он возвращал в ленту новостей информацию об освобождении Хижинковой. При последней правке Южик назвал девушку Героем Беларуси.

По словам журналиста, Орлов объявил подчиненным, что если они хотят сохранить «Прессбол», то не стоит касаться общественно-политической тематики в своих материалах. И, кажется, это не инициатива Орлова.

«При этом было озвучено, что до Нового года мы сможем работать в прежнем формате. Но я вижу, что цензура началась уже сейчас. [...]  Куда больше меня расстраивает, что это сказывается на сайте «Прессбола». Одним этим снятием новости [об освобождении Хижинковой] мы угробили его репутацию за несколько лет», – негодовал Южик.

 

Бережков заступился за Орлова

Когда «Прессбол» стал акционерным обществом, пятая часть ценных бумаг находилась в руках у Владимира Бережкова – главного редактора газеты с 1995-го по 2014-й годы. «Трибуна» спросила у экс-руководителя самого яркого спортивного СМИ Беларуси 1990-2000-х, как 30 процентов акций оказались у Орлова и что, по его мнению, ждет «Прессбол» дальше.

– Почему вы передали акции именно Орлову?

– Изначально, когда в 2013 году АБФФ инвестировала в «Прессбол», 50% ее доли распределились поровну между пятью физлицами. Сергей Новиков тут же передал свою долю мне – безвозмездно, по принципиальным соображениям. Насколько я помню, Сергей Юрьевич, с его слов, не только полностью доверял мне, но и сам не хотел быть агентом влияния. Теперь я его очень хорошо понимаю. Стартовали так: АБФФ – 50%, Бережков – 20%, Орлов, Беленький, Добриян – по 10%. При это в уставе ООО четко прописано, что никто из дольщиков не вправе вмешиваться в политику главного редактора, а тот в свою очередь назначается 75% голосов учредителей. Об этом мы формально и неформально, во всех юридических и понятийных нюансах, договорились с Сергеем Румасом [председателем АБФФ в 2013 году – Tribuna.com]. Сергей Николаевич хорошо понимал, какого характера актив приобретает АБФФ и что может случится с его или моим уходом, поэтому оба действовали с чистыми совестью и помыслами, исключительно в интересах развития футбола и «Прессбола».

Как известно, в 2014 году я оставил пост главного редактора «Прессбола», но уже в 2017-м на общественных началах, в качестве председателя наблюдательного совета издания, пришлось заняться антикризисным управлением – принт отмирал, тираж падал, деньги кончились, новые идеи не появились. Это был один из ключевых эпизодов в истории редакции, ее покинул Новиков, «Прессбол» лишился иконы стиля, позиции, профессионализма… Огромная потеря, но предотвратить ее я оказался не в состоянии – выбор стоял между главным редактором и его заместителем. Не думаю, что у меня есть моральное право описывать тот эпизод, этот скелет из шкафа могут доставать только Кайко и Новиков.

Чуть позже ушел Борис Рафаилович Тасман, еще одна пробоина в корабле Сережи Кайко, великолепнейшего журналиста, с которым «Прессбол», безусловно, продолжал бы расти, если бы не эта редакторская история, если бы не чужие сани…

Тем не менее антикризисные меры в экономическом плане оказались успешны, да и АБФФ в лице Румаса плечо подставляло, хотя к тому времени я уже успел поработать в федерации футбола и напрочь испортить личные отношения с ближайшим соратником Сергея Николаевича. Чтобы никого не подставлять, не являться тормозом развития и в свете ухода Новикова, решил для себя, что больше не вправе распоряжаться долей Сергея Юрьевича, а заодно и своей. Так мои и Новикова 20% опять же безвозмездно перешли к директору «Прессбола» Юрию Орлову – человеку бескорыстному и честному, преданному «Прессболу». Не многие знают, но «Прессбол» не раз стоял на грани закрытия в том числе и по экономическим соображениям. Один из таких эпизодов случился в 1995 году, когда издание с треском проиграло суд тогдашнему министру спорта и главе НОКа Владимиру Рыженкову. Иск порядка 30 тысяч долларов за Борисевича и Бережкова тогда погасил бизнесмен Орлов…

– Вы имеете право отзыва своей доли?

– У меня нет такого права, да я бы и не хотел отзывать долю. Сегодня это огромный и взрывоопасный груз ответственности. Если есть желающие и способные потянуть такой воз, думаю, Юрий Иванович с удовольствием поделится ношей. Спросите хотя бы у Беленького и Добрияна…

– Как охарактеризуете поведение Орлова в последнее время?

– Что вы понимаете под поведением? Если его консолидацию с решением АБФФ назначить Лисичкина (30% Орлова + 50% федерации), мы с вами не знаем всех причин и обстоятельств. Я уже комментировал это в ФБ. Могу предположить, что Юрий Иванович стал заложником, врагу не пожелаешь оказаться на его месте в такое жуткое время.

Вообще же, должен заметить, газету, СМИ, делает не директор, не учредители – главный редактор и журналисты. И еще время. Бренд тоже имеет значение, но не настолько, чтобы вот так легко и в одночасье назначить крайних. На протяжении новой истории мы хорошо увидели, чего стоит, скажем, НТВ без Киселева, Сорокиной и Митковой, «Комсомолка» без Щекочихина, Голованова и Пескова, «Спорт-Экспресс» без Вайцеховской, Кучмия и Микулика, «Прессбол» без Борисевича, Навоши и Новикова… Учредители приходят и уходят, бренд и репутацию СМИ делают журналисты.

Другие посты блога

Все посты