Tribuna/Бокс/Блоги/О духе времени/Бывшему партнеру Чижа светят санкции ЕС: владеет особым спорткомплексом, часть бизнеса уже переписал на сына, который любит футбол

Бывшему партнеру Чижа светят санкции ЕС: владеет особым спорткомплексом, часть бизнеса уже переписал на сына, который любит футбол

...

Автор — Алесь Коваль
1 февраля 2021, 05:16
1
Бывшему партнеру Чижа светят санкции ЕС: владеет особым спорткомплексом, часть бизнеса уже переписал на сына, который любит футбол

Похоже, Алексей Олексин хочет минимизировать последствия вероятных санкций.

Когда в декабре Евросоюз принял третий пакет санкций против лиц и компаний, поддерживающих белорусский репрессивный режим, в офисе Светланы Тихановской сетовали, что в него вошли не все «достойные» кандидаты. В частности, каким-то образом избежал попадания в список называемый независимыми медиа «кошельком Лукашенко» бизнесмен Алексей Олексин, наиболее известный в Беларуси по установленным в городах и весях чуть не на каждом шагу «Табакеркам». Однако есть у Олексина пересечения и со спортом – и речь не только об очень известных в белфутболе бизнес-партнерах, но и спортивном комплексе, получившем особый статус благодаря указу Александра Лукашенко, а также о сыне – спортсмене-любителе, совсем недавно ставшем одним из владельцев активов семьи. Вот что об этом известно.

Алексей Олексин – обладатель четвертого места в рейтинге самых влиятельных бизнесменов Беларуси за 2019 год (и таунхауса по соседству с главой ФХБ Дмитрием Басковым). Мужчина в свое время окончил военно-авиационное техническое училище в Ленинградской области по специальности борттехника вертолета, а потом стал экономистом в Новосибирской академии водного транспорта. Такой бэкграунд позволил получить место в структуре Управделами Лукашенко, где Олексин был специалистом по энергоресурсам и нефтепродуктам, а потом ушел в предпринимательство. Много лет он вел дела с экс-владельцем минского «Динамо» Юрием Чижом и долгое время руководил его компанией «Трайплэнерго». Когда у Чижа в 2010-х начались проблемы с теми самыми санкциями Евросоюза, «Трайплэнерго» и еще одна крупная фирма «Белнефтегаз» были переписаны на семью Олексина. А потом у Чижа начались проблемы и в Беларуси – Олексиным вроде бы тоже интересовались силовики, но до каких-либо наказаний не дошло, а вот активы у бизнесмена остались. «Трайплэнерго» был переименован в «Энерго-оил» – именно эта компания занимается «Табакерками», владея заодно эксклюзивным правом на производство и реализацию ряда марок сигарет в Беларуси. «Белнефтегаз» в середине 2018 года был назначен белорусским правительством национальным гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов при транзите грузов через ЕАЭС. Также две упомянутые компании совместно владеют МТБанком. А как выяснил tut.by, «Белнефтегаз» владеет еще и комплексом «Александрия 2» в родной деревне Лукашенко.

Еще один заметный бизнес с участием Олексина – «Бремино Групп». Директором этого логистического оператора в 2017-м стал бывший первый зампред КГБ и некогда один из главных людей белорусской таможни Василий Дементей. У компании два транспортно-логистических центра на границе с Польшей, но главное – особая экономическая зона «Бремино-Орша» на 230 гектаров в управлении со специальным правовым режимом на 50 лет и кучей налоговых льгот, которые были утверждены указами Лукашенко. В «Бремино» одним из партнеров Олексина является самый влиятельный человек брестского футбола (ранее «Динамо», а теперь, похоже, любимого «Руха») Александр Зайцев. В очень интересном расследовании «Белсата» обнаружилось, что это не все пересечения – кипрской фирмой Зайцева Litenburgo Investments управляет компания Tenolet, владевшая связанной с Олексиным компанией Paralama без единого сотрудника, через которую за несколько лет существования прошло 46 миллионов евро, а Tenolet, в свою очередь, принадлежит фирме Lewben, арендовавшей частный самолет, на котором на матч брестского «Динамо» прилетал Диего Марадона. А еще в совместной истории Зайцева и Олексина всплывают поставки «санкционки» и цветов в Россию – и попытка разобраться во всем этом становится той еще разминкой для мозга.

Если говорить о связи со спортом непосредственно Олексина, то она довольно слабая – его всего-то называли членом попечительского совета Местного благотворительного фонда развития тенниса, инициатором создания которого некогда выступил экс-глава Белорусской теннисной федерации Александр Шакутин, уже попавший под санкции ЕС.

Известное увлечение Олексина – не теннис, а байки, в смысле, мотоциклы. Бизнесмен вхож в клуб Iron Birds Chapter, который основали сын Лукашенко Виктор и Артем Чайка, сын многолетнего генпрокурора России. В кофте с нашивкой этого клуба был атаковавший Романа Бондаренко человек на Площади Перемен, а в аналогичной жилетке фотографировался подозреваемый в этом Дмитрий Шакута. Олексин же был замечен на съезде байкеров клуба в Воронеже в 2019-м, где присутствовал и Виктор Лукашенко – предприниматель попал на фото (справа) как раз с самим Артемом Чайкой.

Зато у «Энерго-оил» Олексиных есть актив, который прямо относится к спорту, а именно спортивно-стрелковый комплекс, открытый в конце 2018-го. Он находится под Минском, по соседству с Минским морем и деревней Лапоровичи, где имеют дома Дарья Домрачева, Александр Глеб и Виктор Гончаренко, в 300 метрах от тоже «энергооиловского» гостинично-ресторанного комплекса «Сябры» – и, собственно, так и называется «300 метров». В спорткомплексе есть возможность стрельбы из оружия на расстоянии 25-300 метров из положений стоя, сидя и лежа, там же находятся две площадки для стендовой стрельбой (тоже олимпийская дисциплина, к слову говоря.) Аналогов комплексу в Беларуси нет – это информация с сайта Александра Лукашенко, которая объясняла его же указ, изданный в июне 2019-го. Данный указ поставил «Энерго-оилу» в рамках комплекса – в казавшейся тогда абсолютно мирной Беларуси! – задачу по... развитию в обществе культуры обращения с оружием – вроде как чтобы патриотически воспитывать молодежь через напоминание о военной истории. Для этого компании дали право приобретать оружие и боеприпасы, а в случае решения Лукашенко – даже получать их бесплатно от МВД, Минобороны и других силовиков. После такого уникальность комплекса не признать было действительно сложно.

В октябре 2019-го о спорткомплексе вышел материал на «Белсате» – сделала его семейная пара журналистов Екатерина Андреева (ныне политзаключенная, задержана после освещения марша памяти Романа Бондаренко и обвиняется будто бы в его организации) и Игорь Ильяш (отсидел 15 суток за якобы участие в акции, на которой не был). С ними довольно подробно поговорил руководитель комплекса Андрей Нечай – рассказал, что с МВД согласуется отмена необходимости предоставления желающими пострелять на вверенной ему территории медицинских справок (что сделало бы комплекс еще уникальнее), но еще круче – планировалось получить разрешение давать спортивное оружие, пусть и в присутствии взрослых родственников, детям с 12 лет! «В спортивных школах можно стрелять с 12-14 лет. У нас не спортивная школа. МВД хочет нас ограничить, чтобы стрелять можно было только с 16 лет. А я хочу – чтобы с 12 или 14 лет. Ведь это как раз тот возраст, когда человек начинает сознательно стрелять. Детки должны стрелять, у них должна появляться любовь к оружию», – излагал свою точку зрения Нечай. Такую необходимость он объяснял уже упоминавшимся «патриотическим воспитанием»: «Представьте себе: 9 мая развернем здесь полевую кухню. Приедут ветераны с внуками и расскажут: вот, внучек, с этим я Родину защищал. Внучек спросит: можно я выстрелю? Да, пожалуйста. И если ребенок в следующий раз будет смотреть какие-то фильмы о войне, то будет понимать, о чем идет речь. Выстрел запоминается». Правда, информации о том, претворились ли такие планы в жизнь, мы не нашли.

А в январе 2021-го обнаружилось, что главные активы Олексина формально ему больше не принадлежат. Как заметили naviny.by, на сайте МТБанка обновились данные о схеме бенифициарных собственников – если раньше «Энерго-оилом» и «Белнефтегазом» владели сам Алексей Олексин (60%) и его жена, гражданка России Инна Олексина (40%), то теперь последней принадлежит лишь по 20% компаний, а еще по 40% находятся во владении Виталия и Дмитрия Олексиных – сыновей Алексея. И если старший из братьев, Дмитрий, в схемах владения компаниями фигурирует уже с 10 лет (например, по информации «Еврорадио», ему принадлежат производитель биотоплива и пивоварня в Латвии), то 23-летний Виталий – новичок в большом бизнесе. О нем почти ничего не известно – и знанию хотя бы о том, как он выглядит, мы обязаны любовью парня к футболу. В 2019-м команда «Энерго-оила» пришла в третий по силе дивизион крупнейшей минской любительской лиги АЛФ – тренером значился директор компании Дмитрий Павлович, ну а Виталий Олексин провел 22 из 30 игр в сезоне и даже дважды был признан лучшим в составе, хотя голами и ассистами при позиции полузащитника не отмечался. Правда, команде это не особо помогло – она заняла последнее, 16-е место в лиге и на следующий сезон уже не заявилась.

Интересно, что похожим образом поступил еще один партнер Олексина-старшего по «Бремино» Николай Воробей, который уже попал под санкции Евросоюза – в конце 2020-го переписал несколько совместных с женой владений компаниями на их менеджеров. А вот доли в «Бремино» пока что и Олексин, и Воробей, и Зайцев сохраняют – видимо, они чем-то особенно дороги предпринимателям.

Хотя, возможно, это только до следующего санкционного списка.

Другие посты блога

Все посты