Tribuna/Теннис/Блоги/О духе времени/Лукашенко говорит, что свободные спортсмены ползают за границей на коленях, выпрашивая копейки. Сам он чем-то похожим занимается вот уже 26 лет

Лукашенко говорит, что свободные спортсмены ползают за границей на коленях, выпрашивая копейки. Сам он чем-то похожим занимается вот уже 26 лет

Впереди новые долги.

Автор — Алесь Коваль
1 марта 2021, 09:19
6
Лукашенко говорит, что свободные спортсмены ползают за границей на коленях, выпрашивая копейки. Сам он чем-то похожим занимается вот уже 26 лет

Просто посмотрите на эти долги.

Удерживающие в Беларуси власть любят говорить, что протестующие получают деньги из-за рубежа. На пике массовых протестов об этом трубили все государственные СМИ, правда, не предоставляя никаких доказательств, кроме показаний избитых и запуганных людей на камеру. На неделе после 9 августа тогдашний министр внутренних дел Юрий Караев назвал суммы, которые, по его информации, выплачивают тем, кто отстаивает право на честные выборы: парни получали по 30 рублей, девушки – вдвое больше.

«Эти девушки, которым платят по 60 рублей, уже не пускают в свои ряды других. Видимо, не хотят делиться ресурсами. Подлецы это все делают», – уверял Караев.

Вместе с обычными белорусами солидарность проявили и спортсмены, создавшие сразу две независимые от государства структуры – Белорусский фонд спортивной солидарности и Свободное объединение спортсменов. И это явление власть имущие все объяснили в привычном ключе – несогласным в спорте тоже платят. На Олимпийском собрании, передавая президентские полномочия в НОК старшему сыну Виктору, Александр Лукашенко заявил:

«Тренерам и спортсменам хочу посоветовать и попросить. Будьте патриотами, чтобы потом не было стыдно. Это не ваша функция бегать по зарубежью и на коленях ползать, копейки эти просить. А сейчас драка идет среди них, беглых. Денег не хватает. Это же позорище», – сказал Лукашенко, видимо, не зная, что, к примеру, большинство основы Свободного объединения спортсменов находится не за границей, а как раз в Беларуси.

Но давайте разберемся с тезисом про «копейки». Кто в Беларуси на самом деле любит их выпрашивать?

Кто действительно просит деньги

Лукашенко и его подчиненные до 9 августа любили говорить о многовекторности белорусской внешней политики, которая по факту очень похожа на дружбу по расчету: кто готов давать в долг – тому на высшем уровне признаемся в вечной любви. Когда отношения с Россией ухудшались, белорусский истеблишмент демонстративно поворачивался на Запад. Если европейские партнеры не были готовы закрыть глаза на нарушение прав человека в Беларуси, то Лукашенко объявлял о третьем пути. Политик вспоминал, что наше государство – член Движения неприсоединения, куда входит подавляющее большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Поэтому поиск друзей начинался уже там. Достаточно вспомнить о любви к Венесуэле эпохи Уго Чавеса, Кубе братьев Кастро или Ливии Муаммара Каддафи.

С кем бы ни пытался подружиться Лукашенко – будь то Россия, Евросоюз или Китай – политика по большому счету интересовали внешние заимствования для жизнеобеспечения своего режима. Фактически человек, правящий в Беларуси последние 26 лет, является первым из тех, кто бегает по зарубежью в поисках все новых денег в долг (правда, далеко не везде принимают). Если подчиненным не удавалось найти валюту за границей, то договариваться о кредите отправлялся уже сам патрон. Когда у Лукашенко получалось выбивать кредит за рубежом, чиновники рангом ниже объясняли это дипломатическим гением политика. Вспомните хотя бы историю полуторалетней давности, когда АГЛ в Китае договорился о пятилетнем кредите на сумму 3,5 миллиарда юаней (более 500 миллионов долларов). При этом никто не скрывал, что указанные деньги пойдут не на реализацию конкретных проектов, а на обслуживание и погашение старых заимствований, накопленных за годы правления Лукашенко. Очередной долг из Поднебесной, добытый Лукашенко, Министерство финансов назвало «беспрецедентным», а провласные СМИ начали наперебой рапортовать о «новом уровне отношений» между Беларусью и Китаем.

Более показательным примером была сентябрьская встреча Лукашенко с Владимиром Путиным. Белорусский политик полетел на встречу в Сочи, чтобы получить политическую поддержку в сложнейший для себя момент, а заодно в который раз попросить у российского коллеги денег. Дело в том, что до конца 2020-го Лукашенко необходимо было выплатить еще 1,6 миллиарда долларов по внешним долгам. Однако тратить таящие золото-валютные резервы особо не хотелось, поэтому перед рандеву на берегу Черного моря премьер-министры обеих стран обсудили рефинансирование части белорусского госдолга. Лукашенко же оставалось договориться с Путиным об окончательной сумме нового кредита и сроках его погашения.

Конечно, говоря с коллегой о «копейках», Лукашенко не становился на колени, но порой казалось, что может пойти и на это.

Кому и сколько Беларусь должна

В 1994 году, когда Лукашенко пришел к власти, внешний госдолг Беларуси составлял 1,2 миллиарда долларов. По самым свежим рапортам Минфина на 1 февраля 2021-го эта цифра составляет уже 18,3 миллиарда (исторический рекорд), что чуть меньше трети от общего ВВП. Фактически долговые обязательства государства за последние 26 лет увеличились больше чем в 15 раз. Только за прошлый год госдолг Беларуси вырос сразу на 29 процентов. Около 60 процентов всех действующих займов приходится на Россию.

Общий госдолг Беларуси (это внешний долг плюс внутренние обязательства) на 1 февраля составил 59,7 миллиардов белорусских рублей – почти 23 миллиарда долларов. Если всю эту сумму поделить на население Беларуси, включая младенцев и пенсионеров, то получился, что каждый будет должен по 2415 долларов. Если говорить исключительно о внешнем долге, то получится 1930 долларов на человека.

В прошлом году Беларусь по внешним долгам выплатила 1,6 миллиарда долларов. Самые крупные платежи пошли по привычным направлениям: 700 миллионов уехали правительству и банкам России, 430 миллионов отправились обратно в банки Китая, 376 миллионов – в Евразийский фонд стабилизации и развития. Были тут и суммы, ушедшие на Запад. Так, Беларусь выплатила 3,6 миллионов долларов Товарно-кредитной корпорации США, еще 2,8 миллионов перевела на счет Европейского банка реконструкции и развития и Северного инвестиционного банка.

Эксперты убеждены, что в 2021-м Беларусь еще не раз побьет историческую планку по максимуму внешнего долга. При этом в Минфине спокойны и уверены, что в текущем году никаких проблем по выплатам и привлечению новых заимствований не возникнет. Пока планируется, что до конца 2021-го Беларусь возьмет в долг у внешних источников еще минимум миллиард долларов. Второй транш российского госкредита добавит к госдолгу еще 500 миллионов «зеленых» в эквиваленте. Также Минфин планирует размещение валютных облигаций на внешних рынках примерно на такую же сумму.

Фото: Reuters, ТАСС

Другие посты блога

Все посты