Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/В Беларуси любят хвалиться, что не остановили футбол в пандемию – при этом в стране ужасающая статистика по смертности за ковидный год

В Беларуси любят хвалиться, что не остановили футбол в пандемию – при этом в стране ужасающая статистика по смертности за ковидный год

Автор — Tribuna.com
17 августа 2021, 20:13
3
В Беларуси любят хвалиться, что не остановили футбол в пандемию – при этом в стране ужасающая статистика по смертности за ковидный год

В первой половине прошлого года беларусский футбол остался единственным в Европе – потому что не стал на паузу во время первой волны бушевавшей по всему миру пандемии коронавируса. Причем на количество зрителей не было никаких ограничений, да и масочный режим не вводили – посещаемость, конечно, и так просела из-за здравых опасений болельщиков, но некоторые матчи выглядели потенциальными рассадниками заразы. Однако же в АБФФ гордились своим решением – например, глава федерации Владимир Базанов на церемонии закрытия прошлого сезона «Звездный мяч-2020» говорил: «Показали всему миру, что такое Республика Беларусь. Нас стали узнавать. Мы не много на этом заработали, но имидж Беларуси важнее» (будто бы имидж что-то могло спасти после насильственных действий режима Лукашенко, продолжающихся с лета 2020-го).

И сегодня находятся те, кто прошлогодний ход руководителей АБФФ ставит в пример. Если в марте 2020-го главный тренер «Энергетика-БГУ» Владимир Белявский сомневался в правильности такого решения, но говорил о подневольности клубов, то его нынешний помощник Петр Качуро на днях поддержал действия АБФФ.

«Главный плюс – когда в других странах футбол приостановился, на нас сразу же обратили внимание, начали покупать права на трансляцию. Чемпионат Беларуси смотрели в России, Украине, Польше, Великобритании и других странах. С точки зрения популяризации беларусского футбола все сложилось как нельзя более удачно. Знаю об этом из первых уст – от знакомых, которые мне звонили из-за границы и делились впечатлениями», – бодро отрапортовал экс-игрок сборной страны. Правда, в его словах был не только позитив – но даже в неприглядные факты Качуро вложил мировой размах: «Есть и минус: весь мир увидел наши стадионы, нашу действительность. Наконец, наш уровень футбола, который хромает. К сожалению, пока футбольная культура у нас слабо развивается».

Почему не верится в слова Качуро

В первую очередь, стоит обратить внимание на слова о появившемся интересе к беларусскому футболу. Здесь понятно, что он возник искусственно – из-за приостановки почти всех мировых чемпионатов спортивным каналам было элементарно нечего показывать, поэтому не оставалось ничего другого, как покупать права на трансляцию высшей лиги.

На первых порах в Доме футбола потирали руки от потенциальных доходов за продажу картинки, однако реальность оказалась куда прозаичнее. Например, сначала говорили о том, что российский канал «Матч ТВ» выложил за высшую лигу 210 тысяч долларов, однако это опроверг Базанов – сказал, что сумма была меньше, а оплата производилась вообще по каждой игре в отдельности. «Просто кто-то придумал и назвал такую большую сумму, и все думают, что мы сейчас продвигаем и ахово зарабатываем. Нет», – рассказывал глава АБФФ. Да и качество показа «вышки» при этом было далеко от топового – и даже в 2021-м, несмотря на обещания Базанова, коренных изменений не случилось.

Популяризация также под вопросом

Качуро упомянул показ в России, когда говорил о популяризации белфутбола, однако эксперты из соседней страны в большинстве своем просто разнесли уровень «вышки»: журналист Василий Уткин сравнил лигу с зубочистками, комментатор Константин Генич больше впечатлился баянистом из фанатов «Ислочи», чем увиденным на поле, Андрей Аршавин отлично засыпал под трансляции с беларусских стадионов, а Александр Мостовой вообще выключал телевизор уже на пятой минуте матча.

«Смотрю чемпионат Беларуси. Очень слабо, конечно, кошмар какой-то. Техническое оснащение очень слабое. Борются, бегают, желание огромное, но в целом очень слабо», – говорил тренер Александр Тарханов. Ну кто из зрителей после таких слов побежит включать трансляции из нашей страны?

Интерес к белфутболу растаял как прошлогодний снег сразу же после возобновления других чемпионатов. Уже к лету 2020-го о высшей лиге в мире не вспоминали.

По смертности от коронавируса есть большие вопросы к Минздраву

Весной 2020-го руководители Минздрава каждый день уверяли, что эпидемиологическая ситуация в стране под контролем, первую смерть от коронавируса зафиксировали только 31 марта (и то Лукашенко переложил вину на умершего) и далее докладывали о считанном количестве летальных исходов в сутки (семи как максимум). 26 марта 2020-го, вскоре после начала сезона ЧБ, на тот момент рулевой «Ислочи» Виталий Жуковский именно официальной статистикой пояснял для ESPN спокойное отношение к решению играть «вышку»: «С одной стороны, конечно, мы все насторожены. С другой стороны, в нашей стране, где проживает 10 миллионов человек, зафиксировано только 86 инфицированных и ни одного смертельного исхода. Согласитесь, что эти цифры впечатляют, и их нельзя сравнивать с другими странами».

При этом в других европейских странах, где активно вводили локдаун, люди по официальной статистике умирали от коронавируса куда чаще. Например, в Польше с момента начала пандемии от COVID-19 жизни лишились в 21 раз больше человек, чем в Беларуси, при этом населения у соседей больше всего в четыре раза. А летом были опубликованы данные, которые беларусские власти передали ООН, но почему-то не стали выкладывать на сайте Белстата. Статистические показатели говорили о всплеске смертности в нашей стране: в мае 2020-го в Беларуси умерли на 1309 человек больше, чем в 2019-м, а в июне – на 3753 человека больше, чем годом ранее. Причина такого расклада официально не называлась, при этом по состоянию на 30 июня 2020 года беларусская система признала умершими от коронавируса 398 человек.

К лету-2020 коронавирус прилично затронул и белфутбол: сразу в нескольких беларусских клубах были вспышки, но на карантин отправили далеко не всех – причем сказать вслух слово «коронавирус» почти никто не решался. В июне у все того же Жуковского после матча «Ислочи» с «Торпедо-БелАЗ» вырвался крик души: «Что с Хаткевичем? Болезнь. И не только у Хаткевича – и у Вергейчика, и у Некрашевича. У нас больше двух месяцев такая ситуация. Нас накрыло, мы бьемся, нас еще здесь прибивают (Жуковский был недоволен судейством матча – Tribuna.com). После шести туров, после «Витебска», когда мы высоко шли, пошла эта гадость. И она продолжает нас выбивать. Но мы держимся. Так хоть не трогайте нас на футбольном поле! Нам игры никто не переносит!».

В 2021-м дошло до того, что беларусский режим засекретил цифры по смертности в стране. 1 апреля текущего года Белстат должен был выложить годовую статистику смертности в Беларуси за 2020-й, однако информацию не опубликовали. Интересно, что еще 28 марта публикация значилась в плане на 1 апреля на сайте комитета, но уже 29 марта тема “смертность в Беларуси” просто пропала.

В августе 2021-го группе хакеров удалось получить доступ к государственной информационной системе, где хранились все персональные данные белорусов. Массив информации неизвестные отправили в медиа «Новое время», где проанализировали полученные цифры – и среди прочего пришли к выводу, что избыточная смертность в 2020-м составила 25 тысяч случаев. При этом, по официальным данным Минздрава, от COVID-19 в Беларуси за прошлый год умерли лишь 1424 пациента – то есть в 17 раз меньше. Откуда могли взяться еще два с лишним десятка тысяч летальных исходов, если не из-за коронавируса, режим Лукашенко комментировать отказался.

Сам политик еще в середине 2020-го заявил, что в Беларуси якобы победили коронавирус. В стране до осени не вводили даже масочный режим, который особо не соблюдается и сейчас. Также слаб контроль за беларусами, находящимися на карантине. В июне 2021-го еще и сократили срок самоизоляции при положительном тесте – вместо десяти суток сделали семь.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты