Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Из провала на ОИ чиновники вывели, что белспорт мотивируют лишь призовые – и теперь запрещают коммерческие турниры. Атлеты в шоке и ждут исключений для лояльных

Из провала на ОИ чиновники вывели, что белспорт мотивируют лишь призовые – и теперь запрещают коммерческие турниры. Атлеты в шоке и ждут исключений для лояльных

Но пока очень много непонятного.

Автор — Tribuna.com
20 августа 2021, 00:01
7
Из провала на ОИ чиновники вывели, что белспорт мотивируют лишь призовые – и теперь запрещают коммерческие турниры. Атлеты в шоке и ждут исключений для лояльных

Пока очень много непонятного.

18 августа министр спорта Беларуси Сергей Ковальчук подписал приказ, согласно которому отныне исключается финансирование участия спортсменов в коммерческих стартах, а также проведение учебно-тренировочных сборов перед ними за счет бюджетных средств. При этом призер ОИ-2008 в десятиборье Андрей Кравченко опубликовал скриншот переписки, где утверждалось, что запрет распространяется даже на выезды за счет спортсменов во всех видах спорта, а тех, кто ослушается, уволят.

Но тут возникает ряд вопросов. Что такое, по мнению Минспорта, «коммерческие старты»? А если спортсмена пригласили с гарантией возмещения расходов? А что с адептами режима, некоторые из которых периодически зарабатывали на призовых престижных международных турниров? «Трибуна» попыталась разобраться, поговорив с представителями разных видов спорта Беларуси. Правда, если коротко, все от решения чиновников настолько в шоке, что многого не могут объяснить и сами.

Решение в Минспорта приняли, связав провал на ОИ с отсутствием там призовых

Как рассказали «Трибуне» отечественные атлеты, в Беларуси и раньше действовали особые правила для тех, кто собирался участвовать в различных турнирах, совсем не обязательно коммерческих. Минимум за 10 дней до старта нужно было подать соответствующие заявления в министерство, где требовалось разъяснить, куда едешь и зачем. Там чиновники рассматривали документ и давали добро или же запрещали выезжать. Под итоговым документом должны были расписаться аж пять человек вплоть до министра. Впрочем, случаев, когда Минспорта отказывало, наши собеседники не припомнили – заявления удовлетворяли, спортсмены спокойно уезжали.

Почему сейчас участие в коммерческих стартах решили запретить? «Трибуне» удалось узнать, что к такому решению чиновники пришли не только из стремления к экономии средств, когда бюджет и так в дырах. Повлияли на руководителей министерства и провальные результаты беларусских атлетов на Олимпиаде в Токио (всего семь медалей – худший результат в независимой истории). В кабинетах созрело блестящее объяснение удручающему результату – корень зла нашли не в каких-либо ошибках подготовки и не в давлении на нелояльных спортсменов, а в мотивации: мол, так плохо на ОИ выступили потому, что борьба за честь страны недостаточно вдохновила спортсменов, которые якобы готовы показывать достойные результаты только там, где на кону большие призовые. Придя к такому потрясающему выводу, чиновники нашли еще более гениальное решение – запретить повально меркантильным атлетам выезды на коммерческие турниры.

Однако, по мнению наших собеседников из белспорта, главный итог приказа Минспорта – лишение атлетов возможности соревноваться с сильнейшими спортсменами мира и, соответственно, улучшать свои показатели.

– Нас лишают в первую очередь не денег, а шанса соревноваться с лучшими из лучших, – солидарны друг с другом представители нескольких видов спорта, с которыми удалось пообщаться «Трибуне».

Какие соревнования считаются коммерческими?

Главным непонятным моментом остается то, какие именно турниры подпадут под запрет. Спортсмены пока этого не понимают – и сами как один задаются вопросом, что вообще считать коммерческим соревнованием.

– Пока можно лишь предполагать, какие турниры чиновники имеют в виду. Вот, например, в разных видах спорта существует Кубок мира, и там дают деньги за победы, за призовые места. Или взять велоспорт, где каждый старт подразумевает призовые. И что, считать это коммерческими соревнованиями и запрещать выезжать на них даже за свой счет? По сути, организаторы не выплачивают призовые только на Олимпийских играх. Получается, у спортсменов один некоммерческий старт? Думаю, должны последовать какие-то уточнения. Потому что если чиновники, допустим, Кубок мира по лыжным гонкам посчитают коммерческим стартом, на который ехать нельзя, то беларусские спортсмены не наберут там очков в рейтинг и автоматически лишатся шансов попасть на чемпионат мира и ОИ. Минспорта, кажется, само не знает, как сформулировать свое решение, поэтому выдало то, что выдало, а сейчас не желает давать комментарии, – высказал свои мысли один из беларусских тренеров, пожелавший остаться анонимным.

При этом некоторые специалисты, с которыми удалось поговорить, утверждают, что решение Минспорта касается даже тех турниров, где финансовые расходы берут на себя организаторы. Как, например, «Бриллиантовая лига» в легкой атлетике. Соревнование включает в себя 14 этапов, и выступают там сильнейшие атлеты мира. Соревнование дает возможность проверить свои силы в условиях жесткой конкуренции. И, конечно, заработать – денежные награды предусмотрены за восемь первых мест, от 10 тысяч до пяти сотен долларов. На турнир, который проходит с мая по сентябрь, стараются приехать все топы. А призовые периодически доставались в том числе главным адептам режима в белспорте: так, в 2019-м Максим Недосеков напрыгал на 12 тысяч долларов, а Анастасия Мирончик-Иванова – на 1,5 тысячи.

Однако специалисты из беларусской легкой атлетики склонны считать, что «Бриллиантовую лигу» все-таки не включат в список «запрещенных соревнований», так как она проходит под эгидой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Athletics). Решение чиновников, скорее, затронет более мелкие старты, как, например, мемориал Веcлава Маняка в Польше, где на этой неделе на 200-метровке второе место заняла Кристина Тимановская, а прыгунья в высоту Мария Жодик, не попавшая на Олимпиаду из-за халатности ответственных за допинг-тесты, взяла золото.

– Но нельзя исключать и то, что «Бриллиантовая лига» тоже теперь будет проходить без беларусских спортсменов. Опять же, потому что там можно заработать, что, видимо, не очень нравится чиновникам. И не важно, что туда приезжают очень классные спортсмены, – добавляют наши собеседники.

Заметные проблемы грядут и в плавании. В этом виде спорта есть мощный коммерческий старт, Международная лига плавания (ISL), который как раз и будет, скорее всего, исключен из календаря беларусских атлетов. А ведь Илья Шиманович и Анастасия Шкурдай – заметные герои ISL. В составе команды Energy Standard они стали первыми победителями соревнования, а в 2020-м заняли второе место. Удалось беларусским пловцам и прилично заработать: по подсчетам журналистов, за личные результаты Шкурдай получила более 36 тысяч долларов, Шиманович – более 74 тысяч. При этом удавалось и ставить рекорды на «короткой воде»: в 2020-м Шкурдай установила два мировых достижения среди юниоров на дистанции 100 м баттерфляем и 100 м комплексным плаванием, а Шиманович побил рекорд Европы на дистанции 100 м брассом. Теперь и деньги, и новые достижения под угрозой исчезновения.

Что касается других видов спорта, то, например, представители велоспорта пока не могут понять, как именно их коснется запрет.

– У нас, по сути, все соревнования можно считать коммерческими, потому что там есть призовые. И все гонки внесены в международный календарь. Если чиновники хотят, чтобы наши велосипедисты отбирались на Кубки мира по трековым гонкам, по шоссейным, на чемпионаты мира, тогда мы просто обязаны гоняться в течение года на различных Гран-при, еще каких-то соревнованиях. Но как по итогу будет, пока сказать сложно, – рассказал один из отечественных спортсменов.

«Видимо, решили, что спортсмены слишком хорошо живут»

Что же теряют спортсмены от решения беларусских чиновников, как это может отразиться на их уровне мастерства, да и куда в итоге такие шаги министерства ведут наш спорт, «Трибуна» на условиях анонимности спросила у представителя легкой атлетики, который сам не раз был участником коммерческих стартов.

– Раньше нужно было лишь написать заявление в Минспорта, и даже если ты не успевал подать документы за положенные 10 дней до турнира, на это закрывали глаза и разрешали выезд [на зарубежные турниры]. Сейчас, думаю, возможность выехать будет только у лояльных. А остальным – сидеть в Беларуси.

– То есть вы считаете, что этот запрет не коснется тех спортсменов, которые подписывали провластное письмо?

– Эта подпись, по сути, ничего не дает. С другой стороны, сейчас у власти есть любимчики – атлеты, которые в почете, приближенные. Вот для них, вполне возможно, могут быть какие-то поблажки. Только не надо забывать, что в Беларуси сегодня ты можешь быть любимчиком, а завтра уже изгоем.

– Спортсмены, потеряв право на выезд, осознают, что значат для режима?

– Кто хотел, тот уже давно понял, а кого всё устраивает, будут продолжать молчать и подстраиваться. К сожалению, многие люди в Беларуси, и не только спортсмены, воспитаны по-рабски, и они достойны того, что имеют сейчас.

– Чего добиваются чиновники такими методами?

– Послушания со стороны спортсменов, молчания. А то какие-то все стали самостоятельные, по мнению чиновников, много и в неправильном направлении мыслят, а это же в Беларуси запрещено. Что ж, теперь спортсмены будут сидеть в стране, готовиться в тех же «Стайках», в «Раубичах», работать за паек. Там и общаги есть. Прикольная жизнь начнется.

– Коммерческие старты для спортсменов – это же, по сути, основной источник дохода?

– Туда едут не только ради денег. Это возможность проверить свои силы с сильнейшими атлетами мира, на таких соревнованиях реально большая конкуренция. А еще в основном все оплачивается организаторами: ты просто едешь, живешь, соревнуешься. Если все удачно складывается, то вдобавок заработаешь какие-то деньги. Все зависит от уровня спортсмена и турнира. Но даже такой возможности чиновники лишают. Видимо, решили, что спортсмены слишком хорошо живут, поэтому нужно закрутить гайки потуже.

– Сколько может заработать легкоатлет на коммерческом соревновании?

– Все зависит от уровня соревнований. Есть, условно говоря, уровня областных турниров, а есть такие, которые похожи чуть ли не на Олимпийские игры. Например, на те же этапы «Бриллиантовой лиги» попасть могут не все. Это самое престижное коммерческое соревнование у легкоатлетов. Туда едут благодаря высокому мировому рейтингу, или если у атлета есть пробивной менеджер, который знает, что сделать, чтобы его клиент попал на турнир такого уровня.

Есть еще и ряд других, более мелких, коммерческих турниров. Там можно заработать до нескольких сотен евро за победу. И, скорее всего, как раз такие соревнования и подпадут под решение чиновников.

– Эти деньги в полном объеме идут спортсмену?

– Если у тебя есть менеджер, с которым ты работаешь, то, в зависимости от прописанных условий контракта, платишь ему процент призовых – обычно от 10 до 20 процентов. Есть тренеры, которым также нужно платить. В некоторых странах из призовых высчитывают налог. Пока всем раздашь, то останутся не такие уж и большие деньги.

– Беларусские спортсмены после участия в коммерческих стартах должны были отдавать часть выигрыша в бюджет?

– В Беларуси есть правила налогообложения, которые касаются в том числе заработка на коммерческих соревнованиях. Не могу отвечать за каждого, но, думаю, есть те, кто честно подавал в декларациях суммы призовых и платил с них налог.

– Давайте посчитаем, сколько в итоге спортсмен, победивший на этапе «Бриллиантовой лиги», может получить в итоге.

– Возьмем этап, который проходит не в стране, где с призовых еще нужно будет заплатить налог. Например, не в США или Великобритании. Так вот, победил ты на этапе, тебе положены 10 тысяч долларов. Менеджер возьмет оттуда, допустим, 20 процентов. Это минус две тысячи долларов. Также 20 процентов от всех призовых, то есть еще две тысячи, отдашь тренеру. У тебя в кошельке потенциально остается 6 тысяч евро. А вот если соревнования проходили в США или Великобритании, то из первоначальной суммы вычти еще 30 процентов налогов. И вот получается, что ты должен получить 10 тысяч долларов, но по итогу 70 процентов от этой суммы раздаешь.

И при этом не забывайте, что этапы «Бриллиантовой лиги» не проходят каждый день или каждый месяц. Это раз. Во-вторых, туда еще нужно как-то просунуться или дождаться, чтобы тебя пригласили. И в-третьих, попробуй в такой конкуренции взять призовое место, а уж тем более победить.

– По сути, сейчас спортсмены будут жить на министерскую ставку?

– Скоро будет аттестация, и так как ставок не так уж и много, то и в этом плане будет сокращение, зарплаты будут минимизироваться. Посмотрим, как запоют спортсмены. Мы видим, как продолжается ущемление прав спортсменов. И новые меры коснутся даже тех, кого ничего не касается и у кого всё прекрасно.

– Министерство ограничивает выезды на соревнования даже за свой счет.

– Знаете, мне кажется, что такие меры коснутся не всех. Все-таки будут разрешать некоторым спортсменам выезжать за границу, и их фамилии мы все прекрасно знаем. А остальные – в «Раубичи», в «Стайки». И будут довольны, потому что «хорошо, что хоть это оставили».

– Светлана Куделич в комментарии под постом Андрея Кравченко написала, что самое страшное в этой ситуации, что 90 процентов спортсменов будут молчать и терпеть.

– Вот именно. Люди, насколько знаю, против, но при этом почему-то молчат. Получается, их всё устраивает?

– Андрей высказал такое мнение, что данное решение, возможно, направлено на то, чтобы спортсмены не ездили за границу и не налаживали мосты для переезда.

– Может, у чиновников такая боязнь и есть, особенно с учетом последних событий. Но кто хотел, тот уже уехал. Что касается остальных… Многих, к сожалению, устраивает то, что творится в Беларуси, устраивает работа в «Раубичах» и в «Стайках». И они не парятся о том, что будет завтра.

– Беларусский спорт стремительно скатывается на дно?

– Да не только спорт. А подниматься потом будет очень нелегко. Могли бы сохранить и приумножить то, что сделано за годы, но чиновникам легче разрушить все до основания.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты