Tribuna/Бокс/Блоги/О духе времени/Хоккеисты – это чиновники, Недосеков лучше трусов, Путин не помешает беларусам убрать Лукашенко, если они этого очень захотят. Топ-волейболист – о ситуации в стране

Хоккеисты – это чиновники, Недосеков лучше трусов, Путин не помешает беларусам убрать Лукашенко, если они этого очень захотят. Топ-волейболист – о ситуации в стране

Мысли Артура Удриса, отказавшегося играть за сборную при Лукашенко.

Автор — Tribuna.com
4 сентября 2021, 00:01
12
Хоккеисты – это чиновники, Недосеков лучше трусов, Путин не помешает беларусам убрать Лукашенко, если они этого очень захотят. Топ-волейболист – о ситуации в стране

Мысли Артура Удриса, отказавшегося играть за сборную при режиме.

До августовских событий 2020 года волейболист Артур Удрис, по собственному же признаю, был аполитичен и не очень верил в то, что в Беларуси может что-то измениться. Но в свете беззакония, которое устроил режим, у спортсмена сформировалась четкая гражданская позиция, многое стало беспокоить и даже злить.

Удрис не забился от испуга в угол и вместе с коллегами по сборной Беларуси Вячеславом Шматом, Андреем Радюком и Сергеем Антановичем в августе написал письмо в федерацию о прекращении выступления за национальную команду, пока не будут выполнены их требования, в числе которых – отставка Лукашенко.

Лукашенко по-прежнему всеми силами держится за власть, но не поменялась позиция и 30-летнего Удриса. Совсем недавно волейболист подписал контракт с греческим клубом ПАОК. По словам беларуса, предложение от эллинов поступило ему еще в июне, условия контракта устроили, поэтому не было смысла отказываться от перемен в карьере.

Переехав в Салоники, Артур по-прежнему всем сердцем со своими соотечественниками, родными и друзьями, оставшимися на Родине. И, как и многие беларусы, надеется на перемены, хотя не верит, что они произойдут в ближайшее время и вообще рисует довольно брутальный сценарий разрешения конфликта.

Для телеграм-проекта «ЧестнОК» честный волейболист высказался о последних событиях в Беларуси: о провале на Олимпиаде, желании Минспорта запретить атлетам ездить на коммерческие старты и поздравлении хоккеистов. Ну и порассуждал на тему, как же политический кризис в стране закончится.

Когда приезжал в Беларусь, были опасения за собственную безопасность. И даже морально был готов, что на границе не пропустят, а скажут подождать, чтобы в итоге задержать. Поэтому в телефоне записан номер адвоката на всякий случай.

В Беларуси уже такая ситуация, что не важно – говоришь ли что-то против власти или нет, тебя все равно могут задержать. Режим стремится заткнуть всех несогласных, а ситуация с прессом независимых СМИ – это яркий тому показатель. Так что то, что дойдут до спортсменов, выступающих против действующей власти, это всего лишь дело времени.

Очевидно, что у властей курс только на репрессии. И он, к сожалению, до победы меняться не будет. У режима просто нет других ресурсов, кроме как действовать силовыми методами.

Когда был в Беларуси, я выходил на улицу и смотрел, не стоит ли во дворе бусик. У меня были небезосновательные опасения по поводу того, что меня могут забрать в любой день. Режим каждый день делает какие-то нелогичные шаги, но если бы меня задержали, то, наверное, это было бы логичным. Просто я не понимал, когда это может произойти.

После задержания Кости [Яковлева] меня немного отпустило, я понял: нет смысла ходить и оглядываться, потому что если будут задерживать, то сделают это быстро. Мы ехали из Барановичей в Минск, нас остановили, тут же выбежали из бусика люди в масках, и тогда я понял, что такие действия происходят стремительно. И будешь ты оглядываться или ждать чего-то такого, или не будешь, ничего не поменяется.

Когда мы только начинали борьбу с властью, высказывали мнения, слова – это было нашим единственным оружием. Но сейчас это оружие, к сожалению, не работает в должной степени. Все знают, где черное, а где белое. Хотя есть люди, которые упорно делают вид, что ничего в Беларуси не происходит. И для них не важно, говоришь ты что-то или молчишь – они будут придерживаться своей позиции.

Я не говорю, что нужно молчать. Просто пока не вижу, в каком случае режим скажет, что «мы посадили всех», и расслабится.

Недовольство в обществе такое сильное, что дальше может быть только эскалация.

Репрессии – это единственное, что умеет режим. И он сейчас идет по стандартному пути вымирания диктатуры.

Ситуации с посадкой самолета Ryanair и давление на Тимановскую меня вообще не удивили. Это логичные действия для режима. В Греции одноклубники меня спрашивали, что случилось с самолетом, почему так произошло. Для них это было что-то реально шокирующее. А я вообще не удивился. Режим пробил очередное дно. Не знаю уже какое по счету.

Функционеры в Беларуси, в том числе политики, это те люди, которые для того, чтобы усидеть на своем месте, будут делать абсолютно все. Они пойдут на любой шаг. Не понимаю, может, у людей низкая самооценка, и они думают, что если куда-то уйдут, то больше себя нигде не найдут. Но это данность. Есть люди, которые готовы совершать все, что угодно, только бы не потерять место. Раньше я этому удивлялся, а сейчас в свете того, что творит режим, это все вполне логично.

Думаю, единственно возможный вариант развития событий – это когда беларусы дойдут до точки кипения и начнут не просто говорить, а отвечать режиму. Потому что мы видим, как система и ее репрессии цепляют уже и тех, кто был где-то в стороне. Кейс с Кристиной Тимановской – прекрасный тому пример. Она не лезла в политику, но политика нашла ее сама. Те, кто молчал, кто не высказывался, да даже те, кто голосовал за Лукашенко, все равно подпадают под сокращения, какие-то обработки идеологов.

Идеология работает только на сытый желудок, а народ в Беларуси стремительно беднеет. Однозначно, настроения граждан будут только ухудшаться, будет расти недовольство властью. И на этом фоне, когда соберется много людей, которых режим зацепил, наступит точка кипения и произойдет жесткое противостояние.

В Беларуси гражданская война пока невозможна, потому что нет раскола в силовых структурах. По крайней мере тем, кто не знает всю ситуацию изнутри, этого не видно.

Силовики сейчас зависят от режима точно так же, как режим зависит от силовиков. Плюс идеологическая обработка в этой сфере гораздо более высокая, чем в любых других местах.

Идеологи пугают силовиков тем, что после августа 2020 года они, силовики, замазаны кровью. И если пойдут ко дну, то все вместе. 

По сути, силовые структуры сейчас построены по принципу организованных преступных группировок, что видно невооруженным глазом. Туда проще войти, чем выйти оттуда. А это как раз характеристика ОПГ. Как и во всех подобных структурах, чтобы никто первым не побежал с тонущего корабля, всех замазывают кровью. Тогда тонут все вместе.

***

После поздравления Лукашенко хоккеисты для меня – не спортсмены, а, скорее, чиновники. Люди, которые занимают свое место и доказывают право сидеть на своем стуле не какими-то профессиональными навыками, делами, а просто демонстрируя свою лояльность. Поэтому о хоккеистах я бы точно не стал говорить как о спортсменах. Это вообще ни к чему.

Не думаю, что в сборной по хоккею что-то поменяется, потому что игроки постарались вымолить прощение у Лукашенко за провальное выступление. Как правильно написала Надя Остапчук: «Странно, что не поздравляли, стоя на коленях». Ну, позлятся на игроков тренеры, функционеры, чиновники, но все останется на своих местах. Они же показали свою лояльность режиму. А это же главное.

Уверен, когда хоккеистов попросят принять участие в мероприятиях ябатек, то они точно пойдут туда. По сути, игроки будут стараться почаще демонстрировать свою лояльность, чтобы оставаться на своих местах, чтобы играть. Да и, по сути, у них уже не будет выбора. И, объективно, кто бы согласился добровольно участвовать в записи такого видео? Так что хоккеисты вновь и вновь будут принимать участие в мероприятиях в поддержку режима. Я в этом уверен.

Если бы спортсменам, которые провалились на Олимпиаде, сказали, что свою лояльность режиму можно продемонстрировать так, как это сделали хоккеисты, то они бы тоже записали видео. Хотя, думаю, хоккеисты не сами это придумали. Нашелся функционер, может быть, [председатель ФХБ Дмитрий] Басков, может, еще кто-то, сказавший, что так надо сделать. А хоккеисты стали рабами и сказали: «Ну, раз надо, значит, сделаем».

В Беларуси сейчас отчетлива прослеживается тенденция к запугиваю: если не сделаешь то и то, тогда уволим. И люди делают то, что им скажут, боясь потерять работу. Когда только появилось письмо свободных спортсменов, чиновники атлетам говорили: «Не подписывайте его, а то будете уволены из команды». Когда появилось провластное письмо, те же чиновники начали повторять: «Подписывайте его, а то уволим». Потом, если уже отходить от спорта, появились письма профсоюзов против санкций. И людям говорили, что если не подпишутся, то будут уволены. Начали снимать видео, где граждане должны высказать свое осуждение санкциям. Снова же – под угрозой увольнения. И эта цепочка кажется бесконечной.

Пока не будет солидарности в коллективах, пока кто-то не скажет, что не будет делать что-то в угоду режима и его не поддержат коллеги, победить будет сложно. Думаю, в той же хоккейной сборной мало кто хотел записывать это видео, но они побоялись выступить против. Не знаю почему. Возможно, думают, что к ним будут применены какие-то санкции и потом будет тяжело зарабатывать такие деньги, какие они получают сейчас. Меня сняли со ставки в Минспорта – ничего страшного, за границей поиграю. А для хоккеистов, видимо, это проблема. Они либо идеологически обработаны, либо все намного проще – понимают, что никому нигде, кроме как в Беларуси, не нужны.

Когда начиналась Олимпиада, я рассчитывал, что беларусы возьмут максимум пять медалей. Они превзошли мои ожидания.

Все идеологические чистки в спорте, репрессии просто не могли не отразиться на результатах. Да и общее настроение в коллективах не самое лучшее. Поэтому на какой-то успех в Токио даже не надеялся. Был уверен в антирекорде. И, если откровенно, даже хотел, чтобы так было.

Провал спортсменов, которые поддерживают режим, уверен, связан с психологическим давлением на них. Чиновники постоянно им повторяли, что они должны выступить максимально хорошо, чтобы показать, что за Лукашенко – лучшие из лучших. И все это, конечно, не могло не сказаться на выступлении. Возможно, имеют место и другие моменты, но для меня самая очевидная причина провала – давление со стороны властей.

В чистки в сфере спорта Беларуси я верю мало. Сейчас, скорее, мы будем наблюдать за «перестановкой кроватей». Режим не может быть полностью уверен в лояльности тех, кто работает в системе, поэтому людей будут только переставлять с места на место, чтобы тех, кто уже проявил свою любовь, не потерять. И того же министра спорта, например, если уволят, то просто поставят в какое-нибудь другое ведомство. А спортом будет руководить другой чиновник. В общем, всё как всегда.

Режим уже не знает, кому точно можно доверять. Это то, через что проходит любая диктатура, особенно на закате. Власти не знают, сколько на самом деле людей за нее. Везде мерещатся продажные граждане. Поэтому режим предпочтет лишний раз не разбрасываться ценными с точки зрения лояльности активами. Неважно, как и кто выполняет свою работу, но главное, что лояльный. И такой человек точно должен быть в системе. Поэтому в плане чиновничьих перемен я ничего глобального не жду.

Люди из системы подозревают друг друга, это однозначно. И боятся сделать или сказать то, что не понравится режиму. Иначе сразу же запишут в предатели. Сейчас в системе царит атмосфера недоверия друг к другу. Это приведет к тому, что Беларусь превратится в какой-нибудь Туркменистан или Северную Корею. Того же спорта в странах нет, люди работают за три копейки. Потому что когда лояльность ставится выше профессиональных качеств, это всегда приводит к заметному падению уровня жизни и развития всех сфер.

***

В Беларуси спортсменам всегда говорили и говорят, что они ничего не значат как атлеты, а всё за них и для них делает государство. И чтобы понять, что чувствуют при этом действующие атлеты, нужно спросить у них самих. Потому что я, если честно, понять этого вообще не могу. Чтобы им было комфортно в таком режиме, спортсмены просто стараются не думать и не слышать ничего, что происходит вокруг. Живут в своем мире.

Решение Минспорта запретить спортсменам участвовать в коммерческих стартах – это, по-моему, какая-то показательная порка за провал на Олимпиаде.

В спорте, как и в других сферах жизни в Беларуси, режим придерживается политики, что если беларусское не может конкурировать с чем-то качественным зарубежным, то это зарубежное нужно запретить. Вот поэтому, мне кажется, чиновники решили запретить спортсменам ездить на коммерческие старты, где можно заработать хорошие деньги, посоревноваться с классными спортсменами. В Беларуси же что-то подобное организовать невозможно, поэтому проще – запретить.

Я не думаю, что лояльные спортсмены, которым запретят выезжать на коммерческие старты, встанут против режима и скажут, что не будут подчиняться приказам властей. По крайней мере массовых недовольство точно не случится. И дело даже не в возможности быть у кормушки. Дело в раболепии. Приведу пример из волейбола. Там министерская ставка – 500-1000 рублей. И я вот думал, сколько человек за такие деньги готовы продать совесть. Честно, был уверен, что это не станет стимулом для спортсменов, у которых есть машины, квартиры, записывать видео в поддержку Лукашенко, подписывать провластное письмо и вообще закрывать глаза на все, что происходит в стране. Но, оказалось, я ошибался.

Многие спортсмены подчиняются режиму не ради денег и возможности сохранить работу. Они просто привыкли так жить. С такими людьми я давно оборвал все контакты, общаться с ними не хочется.

Ябатек уважаю больше, чем людей, которые внутри осуждают режим, но действуют совершенно иначе. Для меня это прямой указатель на то, что с такими людьми иметь дело не стоит. Они же, по сути, поступают в соответствии с ситуацией, подстраиваются под нее, чтобы сохранить для себя привычный комфорт. Ябатьки хоть и идеологически обработанные, опираются на искаженную логику и информацию, но они хотя бы поступают в соответствии со своими убеждениями. В отличие от тех, кто говорит, что против режима, а когда им приказывают поддерживать режим, они поддерживают. Такие люди опасны, потому что они крайне неискренни.

Когда в Беларуси наступит новая власть, люди, которые сейчас приспосабливаются к обстоятельствам, будут поступать точно так же. Вот только я бы таким людям уже не доверял. Ведь когда будет конфликт интересов, они примут ту сторону, которая, по их мнению, поможет оставаться в комфорте.

До сих пор не могу понять, почему многие спортсмены так открыто поддерживают власть. Либо настолько двуличные и лицемерные и делают все, чтобы оставаться в тепле, либо просто зомбированы. Пока сложно понять.

Мне кажется, что [Максим] Недосеков искренне верит в то, что говорит. Не могу сказать так о других лояльных режиму спортсменах, но Недосеков реально уверен в своих словах. Пусть многие из его поступков, из его высказываний абсолютно нелогичны, но они носят искренний характер.

Раз Недосеков говорит, что он главный спортсмен режима, то наверняка даже гордится этим. И, повторюсь, возможно, он даже не понимает, что вообще происходит в Беларуси, но все равно уверен, что его слова, его видение ситуации – это всё правильно.

Почти уверен, что все, что говорит Недосеков, ему внушили. Он транслирует чьи-то слова. И, скорее всего, слова приближенного к нему авторитета. Человека, который имеет огромное на него влияние. Личного тренера, кого-то другого – можно только предполагать.

***

Лукашенко зависит от Путина в первую очередь, но не стоит упрощать всё до того, что Россия хочет сохранить Лукашенко, и поэтому тот у власти. Нет. Я уверен, что когда беларусское общество действительно захочет убрать Лукашенко, он не сможет удержаться на своем посту независимо от того, захочет этого Путин или нет. Но, к сожалению, не все в стране готовы действовать ради изменений.

Лукашенко будет торговать страной, независимостью. И сейчас зависимость Беларуси от России только усиливается. Думаю, так будет продолжаться и дальше. Может, Беларусь не станет частью России, но будет полностью зависима от нее.

Считаю, перемены в Беларуси наступят тогда, когда в стране произойдет настоящий экономический крах, к которому мы идем. Только вряд ли он произойдет быстро. Вот почему заводы не встали осенью 2020 года? Потому что немногие заводчане готовы были бастовать. Но экономическая ситуация, то, куда мы движемся, может все поменять кардинальным образом. Из-за тяжелого положения даже те, кто не готов был бастовать раньше, присоединятся к тем, кто изначально был за перемены. В обществе возникнет очень большое напряжение: не платят зарплаты, прессуют на работе, силовики творят, что хотят. И все дойдет до точки кипения, когда даже лояльные люди скажут: «Нет, это уже перебор. Так нельзя жить дальше». Это наступит не сразу, а через какое-то время.

Все равно останутся те, кто поддерживает власть. Но это либо совсем зомбированные, либо те, кто имеет от сохранения режима определенную выгоду.

Санкции – это единственный вариант для Европы и США как-то отреагировать на то, что делает Лукашенко. Он сейчас пользуется своей безнаказанностью. И если бы Европа спустила с рук посадку самолета, подбрасывание к границе мигрантов, то сами бы европейцы не поняли свое правительство. Поэтому сейчас и вводятся санкции, все идет своим чередом.

Когда кто-то говорит, что санкции делают плохо не только Лукашенко, но и простым гражданам, я вспоминаю фразу мамы одного замечательного человека: «Я готова сидеть на корочке хлеба и воде, чтобы только мой сын скорее вернулся домой».

Фото: fakelvolley.ru

Другие посты блога

Все посты