Tribuna/Гандбол/Блоги/О духе времени/Племянник управделами Лукашенко устроил чистки в олимпийском центре «Стайки»: начинал физруком, кум замминистра спорта, готов защищаться

Племянник управделами Лукашенко устроил чистки в олимпийском центре «Стайки»: начинал физруком, кум замминистра спорта, готов защищаться

Увольняются даже сторонники действующей власти.

Автор — Tribuna.com
17 сентября 2021, 15:06
4
Племянник управделами Лукашенко устроил чистки в олимпийском центре «Стайки»: начинал физруком, кум замминистра спорта, готов защищаться

Фантастически преданный человек.

Назначение или увольнение людей не по профессиональным качествам, а по степени лояльности режиму Лукашенко – практика на беларусских предприятиях уже привычная и, можно сказать, обкатанная. Начальники, которые всецело стараются доказать свою преданность системе, в надежде сохранить теплые места убирают из коллективов тех, кто, по их мнению, способен навредить действующей власти.

Сотни примеров о том, как увольняли работников за «неправильную» позицию, описаны в СМИ. Своими историями делились не только простые заводчане, но и известные спортсмены Беларуси. За гражданскую позицию и нежелание принимать жестокость режима из национальной команды в свое время была уволена бегунья Светлана Куделич, позже в РЦОП по легкой атлетике не продлили контракт с ее мужем и тренером Игорем Жаворонком. Работы в силовых структурах (беларусские спортсмены обычно числятся или в Департаменте охраны МВД, или в КГБ) лишились дзюдоисты Дмитрий Шершань и Александр Ваховяк, а также олимпийский призер, многоборец Андрей Кравченко. И таких примеров очень много.

Ну а совсем недавно в редакцию «Трибуны» обратились люди, которые на соревнования не ездят, тренировки не проводят, но все равно имеют непосредственное отношение к отечественному спорту. Несколько уже экс-работников Республиканского центра олимпийской подготовки «Стайки» рассказали, что в последнее время Центр активно чистится от «неблагонадежных». Директор РЦОП Сергей Хмельков различными способами старается выяснить, как работники «Стаек» относятся к действующей власти и были ли они замечены когда-либо и где-либо с протестной символикой. Если человек не поддерживает режим или демонстрировал свое желание перемен – с таким работником расстаются.

«Трибуна» пообщалась с одним из тех, кто попал под пресс Хмелькова, и узнала множество подробностей того, что сейчас творится в РЦОП.

Кто такой Хмельков? Бывший учитель физкультуры, кум замминистра спорта и племянник управляющего делами Лукашенко

Сергей Хмельков родился 16 августа 1976 года в небольшом городе Могилевской области – Круглое. Доподлинно известно, что профессиональным спортсменом он никогда не был и даже не имел намерений пойти по этой стезе. Однако так уж получилось, что со спортом карьера и жизнь нынешнего директора «Стаек» все равно неразрывно связана.

Окончив Круглянскую среднюю школу № 1, в 1993 году Хмельков поступил в БГУФК. После окончания университета в 1997-м вернулся в родной город, где начал работать в СШ № 2. Будущий директор «Стаек» карьеру начинал с должности учителя физкультуры, по собственным словам, получая зарплату в 30 долларов. Параллельно Хмельков занимался тренерским ремеслом. Причем обучал детей довольно необычному виду спорта – туристско-прикладному многоборью (мастерство владения разнообразной туристской техникой и тактикой во время пеших, лыжных, водных и велосипедных походов). Воспитанники Хмелькова не раз становились призерами и победителями соревнований областного и республиканского уровня.

Проработав некоторое время в средней школе, специалист пошел на стремительное повышение – стал начальником отдела физической культуры, спорта и туризма Шкловского райисполкома. За счет чего случился такой скачок? Чем так впечатлил молодой человек вертикаль соседнего района?

Известно, что Хмельков является племянником 66-летнего Валерия Иванова – чиновника, входящего в близкий круг Лукашенко. В 2000-х Иванов работал председателем Кировского райисполкома, после возглавлял Шкловский райисполком (как раз туда он и пригласил своего племянника). После в разные годы был депутатом Палаты представителей Национального собрания, исполнял обязанности заместителя председателя Палаты представителей, вице-спикера. После неполного года в роли первого зампреда председателя Миноблоисполкома, в конце 2010-го Иванов стал вице-премьером Беларуси. В начале 2012-го был освобожден от этой должности и назначен на пост генерального директора Беларусской калийной компании, где проработал совсем немного. В июле 2013-го Иванов стал первым замом главы Администрации Лукашенко, но уже в конце того же года возглавил «Белкоопсоюз». Там Иванов проработал до лета 2021 года, а 8 июля стал начальником управления делами Лукашенко.

Что касается Хмелькова, то за свою работу в райисполкоме в апреле 2009 года он получил специальную премию Могилевского областного комитета в социальной сфере – в номинации «Физическая культура, спорта и туризм». Премия предполагала традиционный диплом и денежное вознаграждение в размере 50 базовых величин (1 млн 750 тысяч неденоминированных рублей).

В начале 2011-го в карьере Хмелькова случилось очередное повышение. 31 января он был назначен одним из специалистов в министерстве спорта и туризма, но проработал там совсем недолго – до 15 мая того же года. Изменения в жизни функционера были связаны с назначением на новую должность – с 16 мая 2011 года Хмельков стал директором РЦОП по гребным видам спорта, где проработал 10 лет. В октябре 2020-го он стал заместителем председателя Беларусской федерации гребля, которую с ноября 2012-го возглавляет один из самых богатых бизнесменов Беларуси, вхожий в окружение Лукашенко – Александр Мошенский.

Интересно, что работа Хмелькова в РЦОП была не такая уж и безоблачная. Как рассказали источники «Трибуны», после своего назначения директор около шести лет жестко конфликтовал с главным тренером сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ Владимиром Шантаровичем. Причина недопонимания между специалистами неизвестна, но общий язык они не могли найти долго, однако со временем «притерлись» друг к другу, хотя и близкими товарищами не стали.

Зато известно, что Хмельков давно имеет тесные связи с нынешним заместителем министра спорта и туризма Александром Бараулей. По нашей информации, Хмельков не просто близкий друг чиновника, но и его кум.

15 февраля 2021 года Хмельков отработал свой последний день на должности директора РЦОП по гребным видам спорта (на память от сотрудников получил фильм-благодарность под названием «Как закалялась сталь»), а уже 16 числа возглавил Республиканский центр олимпийской подготовки «Стайки». Сменил на этом посту он Николая Палазника, который возглавлял Центр с середины 2010-х, а после того, как ему не продлили контракт в конце 2020 года, устроился на должность директора горнолыжного комплекса «Логойск».

Один из работников «Стаек» рассказывал «Трибуне», что послужило причиной расставания с экс-директором Центра.

– 16 августа был большой марш в Минске, в тот же день проходил провластный митинг, куда приезжал Лукашенко. Так вот, на этот митинг привлекали людей из государственных организаций. Но что касается «Стаек», то никто от нас не пошел, да и вообще сообщений о том, что нужно быть на площади Независимости, никто из работников РЦОП не получал, хотя мы были в курсе, что работников других учреждений активно собирают. Как оказалось, в субботу вечером министр спорта Сергей Ковальчук позвонил Палазнику, и тот сказал, что никто из «Стаек» не пойдет на провластный митинг, мол, желающих нет. После этого директора начали прессовать и в итоге не продлили с ним контракт.

А вот Хмельков уже не раз доказал преданность режиму. Осенью прошлого года он подписал провластное письмо, плюс подписались практически все сотрудники тогда еще подконтрольного ему РЦОП по гребным видам спорта, а в марте 2021-го Хмельков исполнил приказ министра спорта по недопущению участия работников «Стаек» в акциях на День Воли. Тогда, напомним, сотрудники и атлеты РЦОП были фактически закрыты на территории центра под предлогом, что нужно «рыхлить снег, чтобы он быстрее таял», а также убирать территорию.

Ну а совсем недавно Хмельков стал одним из тех, кто оказался в беларусской делегации на Олимпийских играх-2020. Он отвечал за получение багажа, оплату провоза спортивного инвентаря, приобретение в Японии сим-карт для членов делегации.

«Даже ябатьки уже не могут с ним работать и уходят»

Сейчас Хмельков, как говорят нынешние и бывшие работники РЦОП «Стайки», вышел на новый уровень приверженности режиму. В центре проходят массовые увольнения тех, кто хоть как-то, даже поставив лайк под записью в соцсетях, проявил свое недовольство действующей властью.

«Трибуна» на условиях анонимности пообщалась с уже бывшим работником «Стаек», который совсем недавно ушел по соглашению сторон, и узнала подробности того, что сейчас творится в центре.

– Когда я приходил в РЦОП, его директором был еще Александр Барауля. После его назначения на должность заместителя министра спорта центр возглавил Николай Палазник. Ни он, ни Барауля никогда не предъявляли претензий работникам по поводу проявления гражданской позиции. Когда появилось письмо за честные выборы и против насилия, многие работники «Стаек» его подписали, и после этого к нам приехал Барауля. Он лишь спросил, осознанный ли это выбор людей, было ли какое-то давление. И все на этом, больше он к теме письма не возвращался. А Палазник так вообще говорил, что бояться какого-то пресса не стоит.

– Но уже осенью стало известно, что с Палазником контракт не продлят.

– Да, после того августовского эпизода с отсутствием желающих ехать на митинг в поддержку Лукашенко стало понятно, что с директором вряд ли продлят контракт. Плюс наверху посчитали, что он неправильно поступает, раз не наказывает тех, кто подписал письмо свободных спортсменов. Поэтому мы понимали, к чему все придет.

– Когда узнали, что РЦОП возглавит Хмельков?

– В январе, за месяц до его официального назначения. Мы даже слышали, что он не очень хотел идти в «Стайки», даже отказывался. Он же был в РЦОП по гребле, где своя команда, зона ответственности не такая большая, как в «Стайках». Имею в виду количество видов спорта.

– Как работники РЦОП «Стайки» отреагировали на назначение Хмелькова?

– Никакой активности по этому поводу не было. Обсудили между собой, поговорили и продолжили работать. Никто особо не возникал и не возмущался.

– Как прошлом знакомство Хмелькова с коллективом?

– Лично мне он показался каким-то наглым, позером. На первом собрании общался со всеми хорошо, доброжелательно, а потом вдруг, ни с того ни с сего, заявил: «Я охотник, у меня есть ружье. И если кто-то вздумает пойти против меня, буду защищаться». Плюс козырял своими связями наверху.

– В начале своей деятельности директор не прессовал подписантов письма свободных спортсменов?

– В первые месяцы такого действительно не было. Он даже сам сказал, что ему не важна гражданская позиция людей. Главное – профессиональные качества. Но потом был март, когда, как все знают, сотрудников загнали на какой-то субботник, лишь бы никто не пошел на День Воли. И после этого началась работа по зачистке. Хмельков лично шерстил социальные сети работников «Стаек», смотрел не только посты, которые писали люди, а даже те посты, под которыми они ставили лайки. Буквально на каждом совещании, не называя имен, он нам намекал, что с некоторыми людьми сотрудничество будет прекращено. Скажу честно, на этих собраниях я понимал, что говорят и обо мне.

Плюс Хмелькову докладывали о том, какие разговоры ходят в коллективах. Знаю точно, что есть такие люди в РЦОП, которые в буквальном смысле «стучат» директору.

– Увольнения людей начались весной?

– По сути, да. При этом все обставлялось так, что причина увольнения – это не проявление гражданской позиции. Директор придирался по каким-то рабочим моментам, прессовал. И люди просто сами не выдерживали, писали заявления на увольнение. По сути, Хмельков начал выживать людей. Некоторым просто не продлевались контракты. Я задавался вопросом, почему директор так себя ведет. Некоторые говорили, что это его обычная манера поведения, а кто-то предполагал, что он чувствует свою силу, так как у него влиятельные родственники.

– Были идеологические беседы с работниками?

– Как таковых их не было, но каждый вторник проходили собрания с сотрудниками «Стаек». И в речах Хмелькова постоянно проскакивали идеологические моменты. Он не говорил, что нужно любить власть и так далее, просто прямым текстом предупреждал, что те, кто «не утихомирится», в РЦОП больше работать не будет. После этого люди подчистили свои соцсеты. По крайней мере аватарки поменяли, если там были бело-красно-белые цвета.

– Насколько знаю, в последние несколько недель идет активное увольнение работников.

– Да, именно так. Причем многие сами увольняются, они не могут работать в таких условиях, которые создал Хмельков. Что имею в виду? Все должны придерживаться только его позиции, слушать только его мнение. Вы понимаете, дошло до того, что даже те, кто давно работает в РЦОП, кто не хочет никаких перемен в стране и является сторонником нынешней власти, как говорится, ябатьки, писали заявления на увольнение. Не могут просто работать с директором.

– Увольняют не только сторонников перемен, но и тех, кто никак не проявлял свою гражданскую позицию?

– Такие люди сами уходят, потому что не могут работать с Хмельковым.

Да, есть еще один интересный момент. Если у людей заканчивается контракт, но человека хотят оставить в РЦОП, то почему-то соглашение продлевается не на год, а только на три месяца. Никто не понимает, почему так. Может, он хочет привести своих людей в РЦОП. Например, я знаю, что из РЦОП по гребле перешли в «Стайки» несколько человек.

– Как люди на это реагируют?

– Они в шоке, но при этом молчат, ничего не говорят и не возмущаются. Между собой обсуждают. Как по мне, это еще хуже, чем поддерживать режим.

– Много человек уже уволились из РЦОП за последнее время?

– Точно не знаю, но дошло до того, что заместитель директора Евгений Станкевич сам ездит на газонокосилке и занимается вопросами, связанными с покрытием полей. Да вы просто зайдите на сайт РЦОП и посмотрите раздел «Вакансии», сколько людей требуется (в настоящий момент на сайте «Стаек» – 15 вакансий, в основном, технические, но на других площадках ищут секретаря, специалиста по закупкам, тренера-врача, юрисконсульта и многих – Tribuna.com). И это далеко не все вакансии обозначены. Но самое интересное, что на место уволенных людей сейчас очень тяжело взять квалифицированных работников. Информация о том, что творится в РЦОП, разлетелась, поэтому люди просто не хотят туда идти. А пока Хмельков вешает непрофильные обязанности на тех, кто остался.

– А что говорят те, кто пока работает в РЦОП?

– Молчат. Боятся потерять работу. Честно скажу, не понимаю их. Я не смог терпеть то, что творится в «Стайках», и написал заявление по собственному желанию.

– После того, как РЦОП возглавил Хмельков, зарплаты у сотрудников как-то поменялись?

– Это еще один интересный момент. Изначально все было хорошо, но потом те, кто подписал письмо за честные выборы, стали получать меньше. В контракте прописано так, что на усмотрение руководства могут начисляться какие-то бонусы, надбавки. Директор их урезал именно подписантам.

– Работники пробовали куда-нибудь пожаловаться, к кому-нибудь обратиться?

– А куда, к кому? В министерство спорта, где Барауля и Ковальчук? Это бесполезно.

– Как думаете, к чему эта ситуация может привести?

– Дойдет до того, что уберут всех, по их мнению, неблагонадежных, а потом начнут «жрать» друг друга. И «сожрут». Впрочем, я все равно уверен, что ситуация рано или поздно поменяется в лучшую сторону.

Фото: Фэйсбук Сергея Хмелькова, mgazeta.by

Другие посты блога

Все посты