Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Лукашенко, конечно, хотел бы поехать в Пекин на Олимпиаду, но в итоге Беларусь поддерживает бойкот. Может ли эта ситуация измениться?

Лукашенко, конечно, хотел бы поехать в Пекин на Олимпиаду, но в итоге Беларусь поддерживает бойкот. Может ли эта ситуация измениться?

Но появление Лукашенко в Пекине не исключено.

Автор — Tribuna.com
17 декабря 2021, 07:38
Лукашенко, конечно, хотел бы поехать в Пекин на Олимпиаду, но в итоге Беларусь поддерживает бойкот. Может ли эта ситуация измениться?

И может ли Лукашенко все-таки полететь в Китай во время Игр?

Вокруг Олимпиады в Китае уже не первую неделю разворачивается большой дипломатический скандал. Игры, которые пройдут в Пекине с 4 по 20 февраля, намерены проигнорировать некоторые видные мировые чиновники. Все из-за притеснение уйгуров и других мусульманских меньшинств в Китае. О дипломатическом бойкоте уже объявили Великобритания, Австралия, Канада и США. Европейские государства пока думают.

Беларусский режим, конечно же, бойкот ни за что бы не поддержал с учетом экономических отношений, выстраиваемых с Китаем, однако тут есть другой момент. Национальный олимпийский комитет Беларуси находится под санкциями международного офиса. Виктор Лукашенко не признан легитимным руководителем НОК, так что участие в каких-либо мероприятиях под эгидой МОК ему запрещено. Аналогичная ситуация и у его отца, ставшего нерукопожатным для большинства мировых лидеров. Александра Лукашенко сейчас невозможно представить в ложе для руководителей государств на скором открытии Олимпиады в Пекине, но могут ли власти Китая пригласить его просто с политических визитом во время Игр? Об этом мы поговорили с бывшим генеральным секретарем НОК и сотрудником Администрации президента, а ныне членом Народного антикризисного управления Анатолием Котовым.

– Если мы говорим о бойкоте Олимпиады со стороны ряда стран, то тут, конечно, нужно сказать, что речь идет именно о дипломатическом бойкоте, а не о спортивном. То есть не поедут высокие представители, чиновники. Ну а так, по сути, каждое государство само решает, кто будет представлять страну на Олимпийских играх, будут ли вообще там чиновники. Обязательных правил по этому поводу нет, в протоколах это нигде не прописано. Просто считается, что чем больше чиновников и официальных представителей государств, тем выше престиж и статус у мероприятия. Но, повторюсь, каких-то негласных соревнований, основанных на том, сколько официальных лиц приехало от того или иного государства, нет.

Самое главное, чтобы прибыли спортсмены и не была допущена крайняя форма бойкота, как то случилось с Олимпиадами в Лос-Анджелесе и Москве, когда половина команд ни туда, ни туда не доехали. Но сейчас о таком варианте речи не идет. Мы говорим только о бойкоте со стороны чиновников.

– Вы исключаете, что какая-либо страна может не послать своих спортсменов?

– Да, ничто на это не указывает. Если, конечно, ничего чрезвычайного в Китае за оставшееся время не произойдет.

– Могут ли вообще страны, которые объявили дипломатический бойкот, как-то надавить на своих спортсменов или просто призвать не ехать в Пекин?

– Конечно, призвать могут. Надавить – тоже, просто негласно. Но мы же говорим о реакции на ситуацию [с нарушением прав человека] в Китае на дипломатическом уровне, а не спортивном. И я не слышал, чтобы кто-нибудь из атлетов собирался бойкотировать Игры.

– Но Китаю, наверное, все равно, сколько на ОИ приедет дипломатов?

– Думаю, властям хотелось бы, чтобы приехало побольше чиновников, чтобы это выглядело как дипломатическое признание со стороны всего мира, чтобы рос престиж Китая. Но даже если будет мало чиновников, вряд ли Китай обратит на это внимание.

– Беларусь до сих пор никак не обозначила свою позицию по поводу ситуации с бойкотом, но, кажется, тут и так все очевидно.

– Нынешняя Беларусь поддерживает Китай во всех начинаниях, какие бы они ни были. Но мы видим довольно интересную ситуацию. Формально Беларусь все равно участвует в этом бойкоте, потому что МОК запретил перечню лиц Беларуси посещать мероприятия олимпийского характера, и в этом санкционном списке находятся и бывший, и нынешний президенты Национального олимпийского комитета. Хотя никто не запрещает этим людям поехать в Китай в частном порядке, может, даже купить билеты на соревнования, но аккредитацию на Игры им все равно никто не выдаст. И присутствовать в ложе с другими руководителями государств они не смогут. Так что негласно Беларусь все равно оказалась в списке стран, которые бойкотируют ОИ. Скажем так, страну присоединили к бойкоту.

– А кто тогда от Беларуси поедет на Олимпиаду?

– Будет приблизительно та же самая история, что произошла на летней Олимпиаде в Японии. От Беларуси поехали генеральный секретарь НОК [Полина Головина] и вице-президент [Дмитрий Довгаленок]. Они не находятся в международном бане, поэтому присутствовали в Токио и могут поехать и в Пекин. И, по сути, эти люди будут представлять Беларусь на дипломатическом уровне.

– Для беларусской власти это существенный удар по имиджу?

– Существенным ударом являются сами по себе санкции, потому что данная история беспрецедентна со стороны Международного олимпийского комитета, который не признал ни выборы президента НОК, ни нового руководителя комитета.

То, что многим чиновникам не удастся посетить Олимпиаду, это болезненный удар по имиджу страны. Фото в ложе, где будут присутствовать многие главы государств, власти очень нужно. Это было бы каким-то доказательством того, что беларусская власть еще находится в клубе мировых лидеров, и, несмотря ни на что, ее признают. Но такое фото в этот раз сделать будет очень сложно. Хотя, уверен, Беларусь рассматривала Китай и Олимпиаду как отличную возможность провести двусторонние встречи, получить заветное фото с другими главами государств.

– Может ли НОК Китая прислать Лукашенко и других чиновников, находящихся под санкциями МОК?

– Конечно. Но, опять же, вряд ли будет выдана аккредитация. Эту процедуру очень серьезно контролирует МОК. Китай может Лукашенко пригласить к себе во время Игр, но лишь как частное лицо (если мы говорим в контексте Олимпиады). На соревнования он точно не попадет.

– Насколько предыдущему и действующему президенту НОК важны санкции со стороны МОК, волнуют ли эти ограничения?

– Естественно, волнуют. С одной стороны, санкции и можно считать какими-то символическими, но, с другой стороны, как я уже сказал, у Лукашенко забрали право посещать серьезное спортивное мероприятие, которое дает возможность провести какие-то встречи, даже в кулуарах. А массовый дипломатический бойкот [со стороны других государств] дал бы больше шансов встретиться, например, с лидером Китая. Но сейчас у беларусской власти сделать это не получится.

– Поедет ли Лукашенко в Пекин во время Олимпиады, если его позовут власти страны?

– Вряд ли. Полноценный визит провести не получится. Олимпиаду из «правильной» ложи не посмотришь, а это бьет по самолюбию. Вопросы протокола с учетом санкций МОК трудно решаемы. 

Последний пример того, как иностранные спортивные чиновники относятся к Беларуси, – празднование 30-летия НОК в Минске. Зарубежных гостей на мероприятии не было. На 25-летие многие из Европы приехали, а тут – никого. Хотя, уверен, НОК отсылал приглашения.

Фото: noc.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты