Tribuna/Прочие/Блоги/О духе времени/Эти страны особо активно давят на «клочок земли» в спорте: единым фронтом забрали у режима ЧМ по хоккею, в биатлоне также случился облом

Эти страны особо активно давят на «клочок земли» в спорте: единым фронтом забрали у режима ЧМ по хоккею, в биатлоне также случился облом

...

Автор — Алесь Коваль
16 декабря 2021, 14:44
1
Эти страны особо активно давят на «клочок земли» в спорте: единым фронтом забрали у режима ЧМ по хоккею, в биатлоне также случился облом

12 декабря минское «Динамо» в домашнем матче КХЛ победило «Йокерит» 5:3. Достаточно рядовое событие – ну да, финны на момент матча были лидерами Запада, но, как выяснилось, в команде произошла вспышка ковида (и это не первый случай, когда после игры в Минске соперники «Динамо» обнаруживают заразу).

Однако же с победой в игре «регулярки» «зубров» посчитал нужным поздравить Александр Лукашенко. А имеющий к нему прямой доступ Telegram-канал прозрачно намекнул, почему случилась такая реакция. Дело в том, что болельщики клуба до игры выступили против ее проведения, назвав причиной плохую ситуацию с правами человека в Беларуси. Они также призвали клуб КХЛ из ЕС «действовать в соответствии с западными ценностями и вносить свой вклад в защиту прав человека».

«Йокерит» в этом случае к болельщикам не прислушался. Однако это не первый случай, когда на белспорт пытаются повлиять из стран Северной Европы – помимо Финляндии, это Швеция, Норвегия и Дания. И ранее такие пробы не раз оказывались действенными. А началось все с того же «Йокерита» – прошлый матч в Минске ему выпал на 3 сентября 2020-го, когда Беларусь была еще полна мирными акциями протеста. Поначалу клуб хотел прибыть в Минск, но подвергся на Родине жесткой критике в СМИ, а фанаты пригрозили бойкотировать весь сезон – тогда «Йокерит» все-таки передумал (была версия, что все решилось на командном собрании с игроками), сославшись на опасения по безопасности, и принял техническое поражение.

Когда на стыке 2020 и 2021 годов особенно остро встал вопрос о переносе хоккейного ЧМ из Минска, против его проведения в Беларуси выступили главы федераций всех северных стран:

  • датчанин Хенрих Бах Нильсен: «Совершенно очевидно, что история [присутствия] Баскова [на площади Перемен в момент атаки на Романа Бондаренко], если она правдива, несовместима с проведением чемпионата мира в Беларуси»;
  • норвежец Таге Петтерсен: «Объятия Лукашенко и Фазеля должны сыграть в пользу отмены ЧМ. Мы работаем в этом направлении»;
  • швед Андерс Ларссон: «Мы уже заявили, что в нынешней ситуации сыграть чемпионат мира в Беларуси невозможно»;
  • финн Харри Нуммела: «Никакие матчи ЧМ-2021 не должны проходить в Беларуси. Верю, что четыре страны северной Европы будут действовать единым фронтом».

Активным противником проведения турнира в Минске был и финский заместитель Фазеля Калерво Куммола – перед поездкой босса к Лукашенко он рассчитывал, что Фазель сообщит о переносе, возмутился их совместными фото, назвал итоговый перенос единственным возможным решением. А в Швеции высказывались люди из сборной – главный тренер Юхан Гарпенлов посчитал, что в Беларуси играть не следует, а защитник Эрик Густафссон прямо заявил, что в Минск не поедет. Легенда шведского хоккея Петер Форсберг также расценил это неуместным. Вполне возможно, что их голоса (а еще северных депутатов и журналистов) среди прочего повлияли на финальное решение, которое Фазель так колебался принять.

Весной Беларусский фонд спортивной солидарности пытался повлиять на проведение в Минске чемпионата Европы по велотреку, но ничего не получалось – европейский велосоюз (UEC) закрывал глаза на политическую ситуацию. В начале мая начала предпринимать определенный действия Дания – местная авторитетная газета Berlingske подняла тему и выяснила, что НОК Дании предложил не только велодром на замену «Минск-Арены», но и компенсацию расходов на перенос турнира. Представитель Датского олимпийского комитета Пол Броберг объяснил это так: «Это самое решительное действие, которое мы можем предпринять. Мы не просто показываем недовольство планом проведения турнира в Минске, мы предлагаем решение». Ни предложение датчан, ни огласка Berlingske не смогли сломить UEC – но вскоре в Минске принудительно посадили борт с Романом Протасевичем, и сразу несколько сборных заявили ЧЕ отвод по безопасности. В итоге UEC перенес турнир (он состоялся в октябре в Швейцарии), связав решение с логистикой, которая усложнилась после оперативно введенных ЕС авиасанкций.

В конце весны произошло еще несколько событий, связавших белспорт со Швецией. 16 мая было объявлено о переносе этапа биатлонного Кубка мира-2021/22 из Раубичей «в свете текущей ситуации в Беларуси». Международный союз биатлонистов (IBU) при этом возглавляет швед Олле Далин, а замдиректора профильного беларусского РЦОП прямо уличил в переносе «шведов в руководстве». А 19 мая после жеребьевки хоккейной Лиги чемпионов возмутился шведский «Лександ», которому в соперники выпала минская «Юность». В «Лександе» заявили, что шведские клубы до того обсуждали возможность проведения матчей в Минске в условиях «напряженной политической ситуации» и высказали свои опасения организаторам турнира. Вскоре шведы отказались лететь в Беларусь, а 8 июня победителя Экстралиги-2020/21 с 19 подписантами за режим исключили из Лиги чемпионов ввиду того, что «безопасное перемещение и пребывание не гарантировано в отношении поездок в Беларусь».

Задевают высказывания с Севера белспорт иногда весьма неожиданным образом. Летом в Норвегии разгорелся с новой силой спор об этичности участия в зимних ОИ, на которых сборная страны всегда представляет грозную силу. Ведь в 2022-м Игры запланированы в Китае, который создал настоящие концлагеря для тех, кто идеологически с ним не совпадает (из-за этого на сегодня ОИ-2022 уже объявлен масштабный дипломатический бойкот).

Особый резонанс именно в Норвегии ситуация вызвала из-за подписанного в апреле 2017-го страной с Китаем Меморандума о взаимопонимании в спортивной сфере, по которому норвежцы обязались поделиться методами подготовки в зимних видах. При этом соглашение было подписано в обход НОК Норвегии – там о деталях узнали постфактум и просто приняли их. Зато между Норвегией и Китаем подтаял лед дипломатических отношений, а среди пары десятков норвежских тренеров, отправившихся работать в Китай, оказался и знаменитый Уле Эйнар Бьорндален. Он возглавил сборную Китая по биатлону, а тренером женской команды стала его жена – выступавшая за Беларусь четырехкратная чемпионка ОИ Дарья Домрачева.

В Норвегии заявили, что работу мировых звезд в Китае там будут использовать для прикрытия нарушений прав человека. Однако Бьорндален заявил, что «не чувствует никакой политической игры» в своей работе, а ведущие действующие спортсмены из Норвегии на вопросы о бойкоте в большинстве своем ответили или прямо, что не пойдут на такое, или обтекаемо, что «не обязаны иметь мнения» по этому поводу.

Еще дальше пошли в норвежском футболе – там ряд клубов еще весной начал призывы к бойкоту ЧМ в Катаре, где в неделю умирает в среднем 12 рабочих-мигрантов – заняты они в основном на стройках стадионов к мундиалю-2022, где часто работают на кабальных условиях. В Норвегии права рабочих – святая святых (там регулярно бастуют для защиты своих интересов даже нефтяники с зарплатой около 200 тысяч долларов в год), так что тема нашла широкий отклик в публичном пространстве. Однако в футболе Норвегия не так сильна, как в зимних видах, и вопрос бойкота решился естественным путем – сборная просто не прошла отбор на ЧМ. Однако это не мешает продолжать говорить о ситуации в Катаре – уже в декабре клуб Д1 «Тромсе» сделал футболку со специальным QR-кодом, который ведет на страницу, где собрана информация о нарушениях прав человека в ближневосточной стране.

Однако на деле норвежское стремление к защите прав рабочих и в других странах меркнут перед бизнес-интересами. Яркий пример – норвежская компания Yara, крупный поставщик и производитель минеральных удобрений. Несмотря на ситуацию в Беларуси, эта фирма продолжает закупать интересные ей продукты производства «Беларуськалия» – делает это даже после вступления в силу американских санкций, то есть не боится попасть в бан-лист США. Притом руководство Yara в августе встречалось со Светланой Тихановской и обещало пересмотреть свое присутствие в Беларуси к декабрю. Ранее свою непрекращающееся сотрудничество с Солигорском в Норвегии как раз и прикрывали правами рабочих – якобы выбивали из «Беларуськалия» уступки по условиям труда и даже возврату уволенных за протесты. Однако же, по информации БОР, на деле все инспекции Yara ограничивались претензиями к непокрашенным трубам, а тем временем несчастные случаи в рудниках продолжают происходить чуть не ежемесячно – но норвежцы об этом почему-то не говорят.

Другие посты блога

Все посты