Tribuna/Лыжные виды/Блоги/О духе времени/Как украинцы Цупер и Кушнир стали беларусами – олимпийскими чемпионами (а теперь молчат о войне в Украине, где живет родня и бомбят знаковые места)

Как украинцы Цупер и Кушнир стали беларусами – олимпийскими чемпионами (а теперь молчат о войне в Украине, где живет родня и бомбят знаковые места)

Вспоминаем начало беларусской карьеры атлетов.

Автор — Tribuna.com
20 мая 2022, 06:30
3
Как украинцы Цупер и Кушнир стали беларусами – олимпийскими чемпионами (а теперь молчат о войне в Украине, где живет родня и бомбят знаковые места)

Вспоминает Николай Козеко.

Алла Цупер и Антон Кушнир – топовые украинцы, ставшие для беларусского спорта своими. Начинав осваивать фристайл у себя на Родине, золотые олимпийские медали они принесли Беларуси. У нас спортсмены-легионеры обзавелись жильем и создали семьи. А что же Родина? О войне (для которой используется и территория Беларуси) в Украине, где живет много родственников и у Цупер, и у Кушнира, оба отказываются от каких-либо комментариев.

А как Беларуси удалось в свое время заполучить фристайлистов? Почему они пошли на смену гражданства и быстро ли стали беларусами? Телеграм-канал «О, спорт! Ты – мир!» раскрывает детали перехода Цупер и Кушнира. «Трибуна» с разрешения канала публикует этот материал.

«Если Цупер говорила, что устала, значит, так оно и было»

Цупер родилась на северо-западе Украинской СССР в городе Ровно, население которого сейчас составляет чуть более 200 тысяч человек, и с самого детства связала жизнь со спортом. До 13 занималась спортивной гимнастикой, правда, без особых успехов. В 1992 году заприметившие спортивную девушку тренеры по фристайлу из города Николаева (сейчас южный областной центр регулярно бомбят российские войска, а глава тамошней администрации Виталий Ким с фразой «Доброго вечора, ми з України» стал настоящей звездой соцсетей) предложили попробовать себя в новом виде. Цупер согласилась на переезд на другой конец республики, где поступила в училище олимпийского резерва. Уже через несколько лет пошли первые результаты: в 1995-м Алла стала серебряным и бронзовым призером чемпионата Европы, который проходил в «Раубичах», а в 1996-м, за месяц до 17-летия, выиграла чемпионат мира среди юниоров, в следующем году повторив успех.

В сборной Украины небезосновательно надеялись, что девушка сможет успешно выступить на Олимпийских играх-1998, но там помешало полученное на тренировке повреждение. Итогом стало пятое место. Как позже признавалась Цупер, если бы она в 18 лет взяла олимпийскую медаль, то, наверное, не имела бы стремления идти вперед. Но карьера продолжилась, и уже не на Родине, а в Беларуси, куда спортсменка переехала практически сразу же после Олимпиады.

– В то время у личного тренера Аллы Виталия Шведова были проблемы с главным тренером сборной Украины по фристайлу Константином Даниловым. Насколько помню, они не сходились во взглядах по дальнейшему развитию спорта, постоянно ругались. Шведов не видел перспектив во фристайле Украины, понимал, что не будет нормальной тренировочной работы у спортсменов, – рассказывает Николай Козеко. – А у нас в то время не было боеспособного состава женской национальной команды. И мы как-то переговорили со Шведовым и решили, что Алле нужно перейти в беларусский коллектив.

Цупер на предложение согласилась довольно легко. По словам Козеко, спортсменке просто хотелось выступать, а за какую страну – это принципиальным вопросом не было. Плюс фристайлистка полностью доверяла своему личному тренеру. Козеко к тому времени не раз наблюдал ее выступления вживую, в том числе на Олимпиаде-1998. Тогда Дмитрий Дащинский взял для Беларуси бронзу, а вот в женской части соревнований наша страна представлена не была.

– Когда видел прыжки Цупер, было понимание, что с ее структурой тела, физической формой можно готовиться и к тройным сальто. Девушка небольшого роста, с хорошей координацией, четкими движениями. Уже в 1998-м я видел, что Цупер способна в перспективе выполнять тройные сальто. С Виталием Леонидовичем [Шведовым] они такие прыжки даже не пробовали, – продолжает Козеко.

По словам тренера, по Цупер было заметно, что долгое время она занималась спортивной гимнастикой – об этом говорила техника выполнения прыжков.

– Самое интересное, что этим видом спорта Алла занималась в Ровно у Галины Досовой, которая родилась в Беларуси (в село Купели Могилевской области – прим.). Потом Досова стала тренером по фристайлу и уже много лет возглавляет женскую команду Украины.

После переезда в Беларусь Цупер не сразу попала под руководство Козеко, даже после того как отбыла положенный годичный карантин. Несколько лет девушка и несколько других украинских спортсменов, также решивших сменить гражданство, занимались в школе фристайла в Гомеле.

– Тренеры, которые занимались с Аллой и другими спортсменами в Николаеве, переехали в Гомель и там с нуля основали свою школу фристайла. Какое-то время в ней занималась и Алла, но часто ездила в Минск. Стоит сказать, что эта школа функционирует в Гомеле до сих пор, – говорит Козеко. – На ее базе сейчас проходит юниорский турнир имени Аллы Цупер. В ближайшие дни наши спортсмены поедут на соревнования.

В 2001 году Цупер окончательно перебралась в Минск, где уже на постоянной основе занималась с Козеко и Шведовым. Этот тандем сохранялся до Олимпиады-2006, после чего Шведов уехал на Родину.

Николай Иванович вспоминает, что при близком знакомстве Цупер показалась скромной и замкнутой, особо не распространялась о своих делах и жизни.

– Наша жизнь была в вечных сборах. Там Алла жила в гостиницах. А когда бывала в Минске, жила в общежитиях. Когда в 2000-х на Радужной был построен «олимпийский комплекс», те самые дома, где живут многие спортсмены Беларуси, Алла приобрела себе в нем квартиру.

Козеко также отмечает, что Цупер отличалась фантастической работоспособностью.

– У нее не было каких-то моментов, которые необходимо было менять кардинальным образом. Да, какие-то корректировки требовалось внесли, но Алла прекрасно поддавалась обучению. Ее тогдашний максимум – двойное сальто с тремя пируэтами. Но я хотел большего, хотел выйти на тройные сальто, чтобы рассчитывать на высокие места на топ-турнирах, – продолжает тренер.

График тренировок у Цупер поначалу был очень жесткий. Выходной давался лишь в воскресенье, в остальные дни были тренировки: в среду и субботу – по одной, в понедельник, вторник, четверг и пятницу – по две.

– Работа была довольно большой. Но Алла выдерживала, работала на пределе. Несмотря на молодость, была сконцентрирована исключительно на спорте – никаких нарушений режима, еще чего-то подобного не наблюдалось. Исключительно работа. И если Цупер говорила, что устала, значит, она действительно устала, и нужно сделать перерыв, – улыбается Козеко.

Как вспоминает специалист, адаптация Цупер в коллективе прошла не совсем гладко.

– Тогда в женской команде были Ассоль Сливец, которая только начинала серьезную карьеру, молодые девчонки, которые были значительно ниже уровнем. И тут добавилась Алла. Она сразу стала лидером коллектива, но Сливец к этому довольно ревностно относилась. Можно сказать, у девушек была борьба за звание лидера, но недолго, – говорит Козеко.

Как отмечает тренер, уже на первых этапах совместной работы было понятно, что Алла может добиться многого: за счет характера, работоспособности, упорства. Правда, главный успех к Цупер пришел, когда она уже не считалась фаворитом – в 2014 году она стала олимпийской чемпионкой с большой помощью соперниц по финалу. Всего же украинка приняла участие в шести Играх, при этом успев дважды сходить в декрет и вернуться в большой спорт.

«Я запомнил, что Антон всегда боролся до конца»

Другой натурализованный украинец, Кушнир, появился на свет 13 октября 1984 года в Радивилове (в советское время называвшийся Червоноармейск), что в 100 километрах к юго-западу от Ровно, там же провел детство и юность. Как рассказывал фристайлист, любовь к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни ему и сестре Надежде привил отец. Кушнир практически сразу попал во фристайл – но первым тренером будущего олимпийского чемпиона стала все та же Галина Досова, которая занималась с Цупер гимнастикой.

Кушнир пять раз становился чемпионом Украины, в основном среди юниоров. В 2002-м Досова приняла решение переехать в Беларусь, а за собой перетянула и перспективного 18-летнего спортсмена.

– В то время, как я уже говорил, в украинской команде было много неурядиц, которые мешали развитию спортсменов, ставили под вопрос их перспективы. Нужно было что-то решать с будущим атлетов. Досова мне сказала, что у нее есть хороший парень, предложила его посмотреть, – говорит Козеко. – Я видел его на некоторых соревнованиях до этого и запомнил, что Антон всегда боролся до конца. Даже если шансов на победу было немного, он мог заказать самый тяжелый прыжок. Да, могло не получиться выполнить его, но факт в том, что Кушнир не хотел сдаваться. Такой упертый и заводной парень.

Как вспоминает специалист, в глаза бросалась самобытная техника исполнения прыжков – над некоторыми моментами стоило поработать.

– Кушнир делал прыжок, и он получался вроде бы красиво, но при этом выходило неправильно. Некоторые элементы нужно было исправлять. С ним нужно было выходить на тройные сальто, и мы очень долго над этим работали.

По словам Козеко, спортсмену очень нравилось в Беларуси, в Минске. Юрий Бородич, на момент переезда председатель физкультурно-спортивного общества «Динамо», поспособствовал тому, чтобы у перспективного новичка были комфортные условия для жизни. Кушниру даже выделили квартиру в одном из домов на улице Макаенка.

– Антон, конечно, как и Алла, очень много работал на тренировках, был сконцентрирован на фристайле. Но все равно иногда в голове гулял ветер – в силу возраста. Случались моменты, после которых приходилось с ним беседовать, – говорит Козеко. – Что касается коллектива, то влился Антон в него просто прекрасно. Тогда в нашей команде были Дмитрий Дащинский и Алексей Гришин. Кушнир, несмотря на то, что был помладше товарищей, все равно спокойно общался, в стороне не держался.

Первый год после переезда Кушнира в Беларусь Козеко работал со спортсменом в паре с Досовой, а потом уже стал тренировать его сам. Как вспоминает специалист, Кушнир был коренастым и крепким парнем, но иногда проскакивали проблемы с коленями – периодически спортсмен ощущал дискомфорт. Тем не менее, это не мешало работать по тому же графику, что и Цупер – 10 тренировок в недельном цикле с выходным только по воскресеньям.

– Тогда можно было предположить, что Антон добьется многого. Он часто сам проявлял инициативу, сам предлагал попробовать отработать более тяжелый прыжок. И очень легко осваивал новые элементы. То есть если что-то ему предлагаешь, что-то вводишь в работу – схватывал мгновенно.

В 2010-м Кушнир был главным фаворитом ОИ, но при приземлении прыжка в квалификации у него отстегнулась лыжа – и спортсмен не попал в финал. Но своего все равно добился позже: в 2011 году взял бронзу чемпионата мира, а спустя три года стал чемпионом Олимпиады в Сочи. И это уже не говоря о медалях, в том числе золотых, на этапах Кубка мира.

Сейчас Кушнир тренирует сборную Казахстана по фристайлу, а в ноябре 2020-го подписал письмо в поддержку режима Лукашенко, репрессировавшего много давшего ему Козеко. И, как и Цупер, которая по-прежнему восстанавливается после лишившей ее ОИ-2022 травмы, продолжает молчать о войне в родной Украине.

Фото: noc.by

Другие посты блога

Все посты