Tribuna/Теннис/Блоги/О духе времени/Режим Лукашенко хочет превратить спортсменов в молчащее стадо (политику и Украину не обсуждать!), но получается ли? И что там с «капитанами» в сборных?

Режим Лукашенко хочет превратить спортсменов в молчащее стадо (политику и Украину не обсуждать!), но получается ли? И что там с «капитанами» в сборных?

Некоторых больше волнует международный бан.

Автор — Tribuna.com
22 июня 2022, 12:52
1
Режим Лукашенко хочет превратить спортсменов в молчащее стадо (политику и Украину не обсуждать!), но получается ли? И что там с «капитанами» в сборных?

Люди откровенны лишь с теми, кому доверяют, в плавании было собрание по доносчикам.

Беларусская лучница Карина Козловская в недавнем интервью телеграм-каналу «О, спорт! Ты – мир!» рассказала о том, как тренеры сборной во время учебно-тренировочных сборов запрещали спортсменам обсуждать войну в Украине, которая тогда только началась, а также в принципе касаться каких-либо острых социально-политических тем. Говорить разрешалось только о спорте. Конкретные последствия за непослушание не обозначались, однако атлеты понимали, что за любое неосмотрительное высказывание могут подвергнуться давлению.

«Трибуна» узнала, как обстоят дела со свободой слова в некоторых других видах спорта Беларуси – можно ли там обсуждать войну Украины и России,  а также касаться прочей политики. Наши собеседники на условиях анонимности – все они находятся в Беларуси и связаны контрактами с министерством спорта – раскрыли некоторые детали атмосферы в коллективах.

При этом представители многих видов спорта даже анонимно не хотят про такое говорить.

«Обсуждаем, что хотим, но расслабиться все равно не получается»

Представитель легкой атлетики

– В нашем виде спорта, насколько знаю, никакого прямого указания по поводу того, что можно обсуждать друг с другом, а какие темы поднимать нельзя, не было. К тому же в легкой атлетике немало (их, наверное, даже большинство) адекватных людей – таких, кто прекрасно понимает, что сейчас происходит в той же Украине. Естественно, это всё обсуждается.

– Со спортсменами и тренерами не проводится идеологических собраний?

– А вот как раз в мае было что-то подобное, там обсуждали последние события. Но, опять же, никто никому не указывал, что нельзя разговаривать друг с другом не на спортивные темы.

– У самих спортсменов нет боязни высказывать свое мнение?

– Нет. Друг с другом мы говорим и о войне, и о событиях в Беларуси. При этом обсуждаются темы только с теми, кого хорошо знаешь. Если ты уверен в человеке, то можно что-то обсудить. Но даже в такой ситуации лучше в подробности не вдаваться, скажем так, поверхностно поговорить.

Еще нужно отметить, что легкая атлетика – это такой вид спорта, где много сплетен, где все друг друга обсуждают. Вид спорта индивидуальный, потому часто разговоры идут за спиной. Расслабиться все равно не получается. И часто так получается, что если ты кому-то что-то сказал, то вскоре это станет известно и другим. Это сильно влияет на желание обсуждать какие-то моменты.

При этом, как я говорю, спортсмены друг другу могут высказывать свое мнение, даже если оно отлично от того, что пропагандирует власть. Да, на самом деле так и есть. В легкой атлетике хватает людей, которые против существующей власти, и эта позиция высказывается. Она обсуждается как между тренерами, так и спортсменами. У нас не такая диктатура, как во многих других видах спорта.

– Никто не боится за последствия?

– Как сказать… Если ты уверен, что этот разговор дальше легкоатлетического круга не пойдет, тогда можно не опасаться каких-то последствий. Полярность мнений у нас существует. Тем более все и так знают, кто каких позиций придерживается. Что они смогут сделать? Уволить? Ну, так над этим и так многие задумываются. Тем не менее даже в такой ситуации есть определенные опасения, что твои мысли и мнения узнает кто-то наверху, имею в виду в том же министерстве спорта. И вот оттуда пойдет пресс, могут быть какие-то серьезные последствия. Так что до конца довериться собеседнику и расслабиться не получается все равно.

– В апреле стало известно, что в командах по разным видам спорта планируется назначать так называемых капитанов, которые станут проводниками идей режима. В легкой атлетике капитаны появились?

– Нет, даже не слышно об этом ничего. Когда появилась информация, большинство представителей нашего вида спорта посмеялись над этим и забыли. Может, наверху еще думают, как реализовать идею, но в массы это еще не вышло. Капитаны не появились. Если честно, это вообще было бы как-то по-клоунски, просто смешно.

Возможно, когда просочилась информация, чиновники решили не спешить с этим шагом, чтобы не вызывать большого осуждения в обществе.

«В мае было собрание по поводу назначения «капитанов»

Представитель плавания

– Если говорить конкретно обо мне, то в мой адрес не было никаких указаний, что нельзя говорить о том и том, обсуждать те и те темы. Более того, нет информации, что вообще были какие-то указания сверху по поводу тем, которые можно или нельзя обсуждать. То есть все могут говорить о том, о чем хотят.

– А вообще обсуждаются ли в коллективе те же украинские события?

– Если говорить конкретно о национальной сборной, то нельзя сказать, что разговоры на эту тему звучат постоянно. Никто не обсуждает друг с другом, правильно это или нет, кто за, а кто против. Почему? А что изменится, если мы будем друг с другом, сидя на сборах, обсуждать?

Более того, у нас в коллективе, мне кажется, в принципе сейчас не обсуждается ничего, кроме спорта. Перед атлетами стоят конкретные задачи – показать необходимые результаты на тех или иных соревнованиях в Беларуси, а от этих результатов зависит будущее спортсменов в сборной. Пловцы обсуждают с тренерами технику, за счет чего можно добавить. Ведется разговор о результатах, о перспективах и так далее. Поэтому могу сказать, что в большинстве своем речь ведется в командах именно о плавании. Поэтому говорить о каких-то возможных последствиях за обсуждение тем, касающихся политики, войны в Украине, не приходится.

– В плавании появились «капитаны», которые призваны продвигать позицию режима?

– Недавно в федерации было собрание, на котором как раз обсуждался этот вопрос. Но пока в жизнь эти идеи не претворились. По крайней мере сейчас так называемых «капитанов» у нас нет.

«Спортсмены против войны, но и не понимают санкций»

Представитель велоспорта

– Честно говоря, о каких-то запретах и указаниях, в том числе негласных, на тему того, о чем можно говорить в клубах или сборной, а о чем нельзя, не слышал. К тому же нужно понимать, что когда началась война, почти весь беларусский велоспорт находился в Турции. И там атлеты тренировались до конца марта. Рядом было много украинских велогонщиков, беларусы с ними жили в одном отеле. Люди друг друга прекрасно знают, поэтому даже не представляю, как можно было не обсуждать то, что происходит в Украине. Да и, повторюсь, никаких запретов и указаний спортсменам по этому поводу не поступало.

Вообще не представляю, как можно контролировать человека в личном общении. Если, конечно, в коллективе нет какой-нибудь «крысы», то невозможно контролировать, о чем ты говоришь с товарищами. Возможно, тренеры в некоторых сборных запрещают говорить о чем-то помимо спорта, чтобы просто потом отчитаться наверх. Вот, мол, мы выполнили указание, запретили. Но, повторюсь, не представляю, как это все осуществить.

В велоспорте беларусы и сейчас общаются друг с другом о событиях в Украине и Беларуси. Если кто-то заводит разговор на эти темы, то никто не соскочит. Плюс беларусы сейчас поддерживают контакты с украинцами.

– Люди не боятся последствий, учитывая ситуацию со свободой слова в Беларуси?

– Так люди не высказываются публично. В первые дни войны были какие-то сторис в Instagram и не более того. Интервью никто не дает.

– А вообще ситуация, когда за неправильно сказанное слово могут наступить последствия, как-то влияет на спортсменов?

– Знаете, больше на атлетов влияет то, что они не могут нигде выступать. Условно говоря, Евгений Королек в 25 лет лишился возможности выступать на международном уровне, в самых серьезных гонках. Молодая Анна Терех не может соревноваться. Вот их больше волнует именно международный бан, а не свобода слова в Беларуси.

– В каком русле протекает обсуждение украинских событий среди спортсменов Беларуси?

– Когда общаешься с велосипедистами, видишь, что все против войны, насилия в Украине, но при этом люди не согласны с тем, что их отстранили от гонок. Они считают, что спортсмены ни при чем, спорт вне политики. Говорят, что не они же обстреливают Украину, поэтому не понимают, почему их наказали. И при всем при этом решительно осуждают войну.

– В апреле была информация, что в командах собираются вводить должности «капитанов», чтобы те продвигали идеологию режима. В велоспорте такие люди появились?

– Честно говоря, не слышал, чтобы такие «капитаны» появились в сборных или клубах. Другое дело, что в велоспорте Беларуси и так есть люди, которые активно и открыто поддерживают действующую власть. Та же Татьяна Шаракова, которая сейчас занимает должность главного тренера сборной. Шаракова полностью поддерживает власть, в 2020 году ходила на митинги, участвовала в велопробеге. Когда у тебя такой главный тренер сборной, то зачем дополнительно назначать «капитанов», ответственных за идеологию?

Фото: bfla.eu

Другие посты блога

Все посты