Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/«Мы не должны позволять обливать себя грязью за то, что дурачок сидит у власти». Беларус-футболист – о том, чем американцы отличаются от нас

«Мы не должны позволять обливать себя грязью за то, что дурачок сидит у власти». Беларус-футболист – о том, чем американцы отличаются от нас

Про законы, желание заработать и чувство свободы.

Автор — Tribuna.com
20 сентября 2022, 05:23
2
«Мы не должны позволять обливать себя грязью за то, что дурачок сидит у власти». Беларус-футболист – о том, чем американцы отличаются от нас

Про законы, желание заработать и чувство свободы.

36-летний уроженец Лиды Игорь Мальцев большую часть жизни провел в Беларуси, где успел поиграть за МТЗ-РИПО, «Гомель», «Белшину», «Городею» и «Славию», становился бронзовым призером ЧБ и трижды брал Кубок. Но в конце 2016-го футболист завершил карьеру и перебрался в США.

С тех пор Мальцев ни разу не приезжал на Родину, однако не перестает следить за событиями в стране и, по собственному признанию, ментально остается беларусом, хотя уже влился в американскую жизнь. В интервью телеграм-каналу «О, спорт! Ты – мир!» экс-футболист рассказал о том, с какими проблемами столкнулся после переезда и как долго привыкал к новой жизни, подметил различия между американцами и беларусами и объяснил, почему в ближайшие годы вряд ли вернется на Родину, хотя и имеет желание приносить ей пользу.

– В декабре будет уже шесть лет, как я переехал в США. Когда оказался тут, первые две недели абсолютно ничего не понимал – по сути, оказался в новом мире. Но постепенно начал как-то втягиваться, искать работу, вливаться в жизнь и быт американцев. И сразу бросилось в глаза, что тут люди работают, чтобы обеспечить себе будущее. И не будут отказываться от работы, если трудиться нужно чуть больше, но за это и заплатят соответствующе. Это отличие от беларусов. В РБ водитель, условно, будет получать 300 долларов и выполнять свои обязанности. Когда ему предложат 700 долларов, но при этом работать нужно будет чуть больше, очень многие подумают и скажут: «Ой, нет, лучше я буду делать то, что делаю, и получать то, что получаю. Зачем мне лишняя работа?» И это одна из отличительных черт от американцев. Тут люди готовы работать, чтобы больше зарабатывать и жить более качественно.

Да и, объективно, в США не получится жить так, как хочется, если ты тупо сидишь на месте. Ну и нужно ценить время. Даже я после переезда начал ценить время – это самое дорогое, что есть. Стараюсь не распыляться на мелочи, лучше что-то полезное сделаю. Когда выпадают свободные часы, я не буду лежать на диване, а предпочту сделать что-то нужное.

– Изначально тебе не хватало на все времени?

– Да, пришлось как-то перестраиваться, что-то думать. Да и сказывалось не слишком хорошее знание английского языка. Работал с утра до вечера, приходил домой и занимался английским. Плюс еще семья, ребенок, которым тоже нужно уделять внимание.

– Сколько тебе понадобилось времени, чтобы почувствовать себя более-менее комфортно в США?

– Я бы сказал, что года три, но я совершил небольшую ошибку. Так получилось, что работал на одного американца, а потом перешел в строительную сферу и два с половиной года работал с русскими ребятами. Соответственно, на английском общался, по сути, только с клиентами. Естественно, о быстром изучении языка речи не шло. По крайней мере не было того прогресса, какого хотелось бы. Так что тем, кто переезжает в Америку, я рекомендую общаться с американцами, потому что язык здесь – самое важное.

Года через три после переезда стал лучше понимать менталитет американцев. У меня соседи – замечательные люди, они постоянно меня пытаются научить чему-то.

– Например?

– Что-то конкретное не скажу, но есть некоторые вещи, которые в США делают по-своему, это касается и быта, и питания, и американцы просто не представляют, как можно это делать иначе. Плюс в процессе общения я вижу, насколько американцы открытые и не боящиеся перемен. То есть тут человек может жить в одном штате несколько лет, а когда ему предложат работу в другом штате, он спокойно возьмет семью и переедет. Для США это абсолютно нормально. Я не могу представить такое в Беларуси. В стране много прекрасных городов, но беларусы живут по принципу «где родился – там и пригодился». Мне кажется, это боязнь, что если ты уедешь из того же Минска, то жизнь ухудшится. Не должно быть такого страха. Как это сделать? Создать хорошие условия во всей стране. А для этого правительство должно работать нормально и думать о людях.

Возвращаясь к США, нужно понимать, что многие тут живут в аренду, то есть не покупают дома или квартиры, а снимают их. При этом многие реально обладают средствами, которые позволили бы приобрести жилье. Но нет – лучше арендовать. Первое время я вообще не понимал, зачем так делать. Оказывается, так даже выгоднее. Например, если ты живешь в своем доме три года, а потом тебе нужно уезжать, то не факт, что ты продашь дом за ту сумму, которую выставишь. И можно потерять больше, чем если арендовать все это время.

Я, кстати, сам арендую дом. Во-первых, цена адекватная, а во-вторых, то, что мне бы хотелось купить, стоит дорого.

– Сколько платишь за дом?

– У меня довольно просторный одноэтажный дом, со своим бильярдом :). И плачу за него две тысячи долларов в месяц. При этом дом находится на огороженной территории, где располагаются еще дома соседей. Большая парковка, бассейн, которым могут пользоваться абсолютно все. Газон подстригают, мусор убирают. Можно сказать, что это типа частного товарищества.

– В каком городе ты конкретно живешь?

– Бока-Ратон, штат Флорида. В переводе с испанского «Мышиный рот» :). Находится на юго-восточном побережье. Кстати, я даже рад, что лето закончилось – хоть установится нормальная, не такая жаркая, погода.

– Для твоего города две тысячи долларов за дом – нормальная цена?

– Да. Более того, в США такой уровень инфляции, что тысячи американцев переезжают во Флориду, потому что у нас классное руководство штата, которое в том числе в плане цен многое делает для народа. Губернатора Флориды Рона Десантиса любят практически все жители Флориды. Я даже скажу, что, наверное, это будущий президент США. Первый раз вижу, чтобы человек из правительства так любил народ.

Местные, кстати, не хотят, чтобы он стал президентом – потому что в таком случае губернатор сменится. А жители Флориды слишком любят и уважают Десантиса. Он, например, не закрывал штат на карантин, а просто ввел легкие ограничения, что пришлось по душе людям. Плюс если руководство Америки придумывает какой-то закон, который, по мнению Десантиса, противоречит его политике и может как-то навредить жизни народа, губернатор этот закон просто не будет применять в штате. То есть президент здесь не все решает.

У нас нет налога штата. В других местах люди, помимо основных налогов, отдают в казну определенный процент со своей зарплаты в виде «налога штата». Во Флориде такого нет.

– Ты по-прежнему работаешь в сфере строительства?

– Да, занимаюсь отделкой домов. У меня небольшая компания, на меня работает пару человек. Моя зарплата позволяет жить комфортно. Я должен в первую очередь заработать деньги, чтобы оплатить жилье, коммуналку, кредит за машину. Как-то посчитал – на это все уходит около семи тысяч долларов в месяц. Работает еще жена, она деньги тратит на себя и на семью. Если не лениться, прилично заработать можно. Можно, например, сразу в двух местах трудиться – полдня на одной работе, полдня на другой. И мест тут хватает.

Что касается зарплат, то, например, в заведениях фаст-фуда (а это низкооплачиваемые места) можно получать по 2,5 тысячи долларов. Хочешь больше – возможность всегда найдешь. Главное – желание и мотивация. Можно устроиться дальнобойщиком и сходу зарабатывать по тысяч шесть в месяц. Потом – больше. Работая не самая сложная, но нужно понимать, что семью будешь видеть редко.

***

– Какие еще ты заметил отличия беларусов от американцев?

– В отношении к еде. У меня дочка обожает куриные сердечки. Как-то готовил для нее, пришла дочка соседей, попросила попробовать – ей понравилось. Она отнесла своей маме.  Та тоже попробовала – вроде, вкусно. Но когда она узнала, что это такое, сразу же отдала тарелку и сказала, чтобы больше такое не давал. Американцы – такие люди, которые не будут париться, что едят, пока не узнают, что это на самом деле. И если это что-то непонятное, то перестанут есть. Ну и в США местные предпочитают фаст-фуд – то, что побыстрее можно употребить.

Плюс американцы более свободны в плане отношения к окружающим. Имею в виду, что жители США особо не переживают, как они одеваются, как выглядят, и не думают, какое впечатление произведут на окружающих. Если тебе самому нравится так выглядеть – ок. Американцы живут для себя, не обращают внимания на чужое мнение. Не могу утверждать, что все американцы такие, но многие точно. А вот в Беларуси, мне кажется, люди хотят показать картинку больше, чем сущность, или даже выпендриться, надев самое лучшее.

– Ты уже не переживаешь по поводу того, что о тебе подумают окружающие?

– Первое время немного переживал, но сейчас избавляюсь от этого. Кстати, помню, как с ребятами как-то ехали с работы в Бостоне, а одежда, учитывая сферу строительства, была не самая чистая. Американец говорит: «Мне нужно в банк заехать». Спрашиваю, реально ли он пойдет в такой одежде в банк. Отвечает: «Конечно. А почему я должен из-за этого переживать, если там лежат мои деньги? Я их клиент, меня должны обслужить». И он спокойно зашел, решил свои вопросы. Ты можешь в любой одежде зайти в магазин и никто тебе слова не скажет. Конечно, есть определенные торговые точки, где могут предъявить, но с большего всем наплевать, как ты выглядишь.

– То есть в той же Америке, в отличие от Беларуси, можно зайти в ресторан и встретить человека в шлепанцах?

– Легко. Так даже когда я еду куда-нибудь с ребенком, дочка может надеть пижаму и поехать в таком виде. Ничего страшного. Иногда, конечно, просим одеться поприличнее, но так дочка носит то, что удобно. И я уже к этому привык. Иногда, кстати, на улицах можно встретить людей, которые, кажется, только душ приняли, надели пижаму или что-то в таком роде и с мокрой головой пошли на улицу.

– По-твоему, так легче жить?

– Не могу сказать, легче или даже правильнее. Просто дело в том, что тут люди имеют право выбора. Жизнь слишком коротка, и делать какие-то ограничения, ущемлять человека и указывать ему, что он должен следовать какой-то моде или тенденциям, – это неправильно. Люди должны получать удовольствие от жизни. В США с этим все в порядке.

– Отличаются ли беларусы и американцы в плане соблюдения законов?

– Мне кажется, 70 процентов американцев все-таки стараются соблюдать законы. Например, кто-то из Беларуси скажет: «О, вот тут можно обойти, сократить путь». Но американец в подобной ситуации скажет: «Нет, это не по закону, поэтому не будем так делать». Вроде, мелочь, не преступление, но американцы, в отличие от беларусов, не будут нарушать правила.

Или, грубо говоря, мне нужно что-то купить, но у меня нет на это разрешения. Если я подойду к человеку и попрошу купить это для меня, он ответит: «Нет, не буду делать этого, потому что у тебя нет разрешения».

– В Беларуси, например, школьник может подойти к взрослому человеку и попросить купить сигареты – тот купит. В США такое представить можно?

– Тут подобное просто нереально. Никто тебе не купит, то, что ты попросишь, если у тебя нет разрешения на это. На каждой кассе написано, что если ты выглядишь моложе 30 лет, то обязан предъявить документ.

Был один показательный момент. Мы как-то с женой и ребенком стояли в очереди, я выложил все продукты, и среди прочего была бутылка вина. У меня были с собой права – я их показал. А у жены не было – продавщица заставила пойти в машину, взять права и показать документ. Хотя при этом алкоголь продают тут с 21 года, но документы спросили.

– То есть даже заверения, что вино ты покупаешь себе, не помогли?

– Да, и человек, который находится рядом, должен предъявить документ.

Или еще интересный момент. Стоял в очереди, продавщица пробила мне покупки, а я попросил дочку вставить карточку и набрать пин-код. Продавщица отругала меня, потому что это незаконно – чтобы ребенок оплачивал.

– Вроде, столько правил, законов, но все равно попроще, чем в Беларуси?

– Понимаешь, тут же нет каких-то законов, которые направлены против народа, общества. Не могу сказать, что вся Америка идеальная, но большинство американцев будет действовать по правилам. Даже в самой мелочной ситуации будут соблюдать закон.

– Если откровенно, тебе комфортнее в США или хотелось бы снова оказаться в Беларуси?

– Я люблю Беларусь, и если бы там президентом был человек, которого реально выбрал народ, я бы вернулся и с радостью помогал бы стране. Но, скажу честно, в течение шести лет я не возвращался на Родину, и за это время у меня даже поменялось мышление. Чувствую себя свободным, ни за что не переживаю. Если хочу что-то сделать – заняться бизнесом, как-то выразить свою позицию, мнение, – никто мне ничего не предъявит. Грубо говоря, ты можешь критиковать президента, если ты категорически против того, что он у власти, никто тебя не посадит за это, в отличие от Беларуси.

***

– Спустя шесть лет жизни в США беларусом себя ощущаешь?

– Конечно. Например, это проявляется в том, что мы с семьей до сих пор чаще готовим дома. Американцы же предпочитают поесть в кафе, чем тратить время на кухне. Я по-прежнему люблю готовить драники, отвожу душу. По менталитету все равно беларус, хоть и живу в США и соблюдаю местные законы.

– На каком языке вы общаетесь в семье?

– На русском. Единственное, дочке легче говорить на английском. Но бабушки у нас в Беларуси, поэтому русский стараемся поддерживать.

– Беларусский язык хоть иногда звучит?

– Нет. Мы на нем не говорили и в Беларуси, не делаем этого и здесь. Но если услышу, процентов 60 пойму.

– Ты замечаешь, что сейчас беларуская мова в жизни беларусов присутствует более активно? С чем связываешь такую тенденцию?

– Культуру Беларуси сейчас активно убивает Лукашенко, а люди, стремящиеся к переменам, хотят быть более независимыми, говорить на родном языке, иметь свою культуру. Происходит такая самоидентификация нации, людям хочется показать, что мы – уникальная страна, со своей историей, культурой и языком. Наверное, мы на нем должны говорить. И я не буду против, если Беларусь заговорит на мове.

– В мае ты рассказывал: «Не с такой гордостью, как год назад, говорю, где родился». Это было связано с тем, что в войне в Украине принимает участие и Беларусь. Спустя несколько месяцев ситуация не поменялась?

– Не сказал бы, потому что мне до сих пор стыдно, что наша страна позволяет делать ужасные вещи в отношении Украины. Тем более я сам считаю Украину братским государством, и мы должны быть едины, помогать друг другу. Но, к сожалению, творится что-то катастрофическое. И людей, которые поддерживают войну, я категорически не понимаю и не хочу с ними общаться.

– Отношение к тебе как к беларусу поменялось?

– Дело в том, что со временем круг моего общения сузился до тех, кто прекрасно все понимает, поэтому ко мне отношение нормальное. А еще я как-то общался с женщиной, сделал что-то для нее, в чем-то помог, и она сказала: «Сразу видно по приезжим, кто откуда. Русские – хамы, украинцы – хитрые, а беларусы – добрые и отзывчивые». Я с ней соглашусь, так и есть.

Еще интересный момент. Многие ребята, которые родились и жили в России, переехав сюда, на вопрос, где родились, говорят, что, например, в Казахстане. Люди не хотят говорить, откуда они, потому что полетит много претензий и вопросов. И даже если ты не поддерживаешь то, что сейчас творит Россия, все равно тебе могут предъявить. Поэтому люди стесняются своей Родины.

– А ты не стесняешься говорить, что из Беларуси?

– Нет. И всегда объясняю, где находится страна, показываю на карте. И добавляю, что в мире осталось два дурака, которых нужно поменять. Один из них – в Беларуси.

– Что тебе в США напоминает о Родине?

– У нас тут есть русские магазины, когда захожу туда, окунаюсь в «совок». Там еще такая еда, которую употреблял в Беларуси. Так иногда ностальгия накатывает.

По чему беларусскому скучаешь?

– Не могу сказать, что по чему-то конкретному скучаю. Наверное, не хватает мне больше не страны, а людей, с которыми рос, общался. Со многими хотелось бы провести время. Но по стране тоски нет. Шесть лет не был в Беларуси и в ближайшее время, наверное, не побываю. Прекрасно понимаю, что это может быть надолго. И даже грустные мысли посещают, когда осознаю, что не могу увидеть родных, друзей. У меня в Беларуси родились племянники, а я их еще даже не видел. Но что ж поделать. Вернуться домой и сесть в тюрьму я не хочу.

– В Беларуси есть люди, которые готовы издеваться над своими соотечественниками. Мы говорим в первую очередь о силовиках, которые по приказу могут задержать даже соседа. Как к ним относиться?

– Сложный вопрос… Считаю, каждый должен понимать: если даже тебе поступил приказ, ты должен оставаться человеком и исполнять то, что написано в Конституции. Вы служите не одному человеку, а народу. Президент – это всего лишь выборная должность. Возможно ли такое в Беларуси… В качестве ответа скажу, что моего бывшего соседа, который в комментарии как-то раскритиковал власть, приехали задерживать пятеро. И потом этот сосед убежал из страны.

– Если бы американцы попросили тебя назвать три фигуры, которые ассоциируются с Беларусью, что бы ты ответил?

– Меня сейчас очень сильно вдохновляет позиция Екатерины Снытиной, нравится все, что она делает. Выделил бы ее, потому что она говорит и делает реально правильные вещи. Кого бы еще назвал? Политиков не выделю, говорить о футболистах не хочу, вникать в историю и искать там личностей – тоже. Не стал бы в США говорить о писателях, потому что немногие американцы их знают. Так что остановимся на Снытиной :).

– Назовешь книги, которые могли бы раскрыть историю и культуру Беларуси?

– Если честно, не скажу. Тем более в США беларусской литературы нет, максимум можно найти что-то в интернете. Но я бы посоветовал почитать книги по истории Беларуси, чтобы понимать истоки возникновения нашей страны.

– Если американцы спросят, что в первую очередь нужно посетить в Беларуси, что ответишь?

– Я обожаю Минск. Посоветовал бы поехать туда. Еще бы отправил в Брест или Гродно – тоже мои любимые города. А еще – в какой-нибудь санаторий на озерах.

– Когда ты вернешься в Беларусь, куда сразу поедешь?

– Конечно, поехал бы в Минск, прошелся бы по всем улицам, которые связаны с моим детством – в районе Маяковской. И, конечно, встретился бы с людьми, с которыми много времени проводил в Беларуси.

– Беларус – это сейчас звучит гордо?

– Мы должны гордиться тем, что беларусы. Лукашенко – это не лицо страны или народа. И мы не должны позволять кому-то обливать себя грязью за то, что какой-то дурачок сидит у власти. Мне очень приятно, когда о беларусах в США отзываются хорошими словами.

Фото: Instagram Игоря Мальцева

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты