Tribuna/Футбол/Блоги/Ваўка ногі кормяць/Как минское «Торпедо» вернулось домой

Как минское «Торпедо» вернулось домой

Минское «Торпедо» половину сезона играло в Смолевичском районе, но в субботу наконец-то вернулось домой. О том, как это было - в блоге «Волка ноги кормят».

Автор — Скай Волк
25 августа 2015, 11:31
26
Как минское «Торпедо» вернулось домой

Тот кусочек Партизанского проспекта, что находится возле ст.м. «Автозаводская» - пожалуй, один из моих самых любимых уголков Минска. От красивых жилых домов, построенных в начале 1950-х, ещё до ужасного и ненавистного мной постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», веет чем-то очень тёплым и добрым.

 

Хотя, сейчас они, конечно, выглядят чуть иначе.

 

В любом случае, на «Автозаводскую» я езжу как на праздник. То в театр, то на хоккей, а то и на футбол. Вот, например, минское «Торпедо» возвращается домой и сыграет первый домашний матч в Минске – чем не повод сходить на футбол, пусть даже и Вторую лигу? Весь нынешний сезон «Торпедо» играло не в Минске, а на стадионе в Смолевичском районе. Правда, этим летом «Торпедо» уже появлялось в Минске на матче против «Луча», но на ту игру я не попал. Не попасть на эту я просто не мог.

Стыдливо признаюсь: о «Торпедо» я знаю очень мало. Выкладки из Википедии да пару лет наблюдений за мытарством команды в самых неожиданных лигах Беларуси и Минска – вот, пожалуй, и всё. В целях просвещения я просмотрел сайт команды и канал на YouTube и пришёл к выводу, что в высшей лиги по-прежнему не хватает энтузиастов. Ролик, слепленный своими же болельщиками за чашечкой кофе, куда красивее и изящнее, чем аналогичное видео с канала практически любого клуба высшей лиги, созданное за деньги.

Ребята к матчу готовились. Это можно было заметить по расклеенным чёрно-белым афишам на остановках и домах вблизи стадиона «Торпедо». А что, хорошо иметь чёрно-белые цвета, в условиях небольшого бюджета это отличная экономия!

Вот, например, афиша «Торпедо» на остановке. Кстати, рядом же висит и афиша ФК «Минск». Горожане съехали с «Торпедо» и играют теперь на «Камвольщике», но, кажется, продолжают по привычке клеить афиши возле старого стадиона.

 

Вокруг стадиона тоже хватает афиш. И стикерами тоже заклеена добрая часть стен. Я вообще сначала думал умыкнуть одну афишу на память, но потом передумал. Я ведь и умыкнуть-то её хотел лишь потому, что думал про свободный вход на матч.

Не-а! Перед входом стоял парень, продававший билеты. Разбаловали, ох, разбаловали меня «Крумкачы»! Но этому обстоятельству я был даже рад – останется билет на память. И всего 15 тысяч белочью. Если верить протоколу, на трибунах было 250 человек. А это значит, что в сумме за матч «Торпедо» заработало 210 долларов (правда, завтра будет уже меньше). Мелочь, но на бензин хватит.

И снова вернусь к энтузиастам. Билет выглядит гораздо лучше, чем, например, билеты на солигорский «Шахтёр» ещё в прошлом сезоне. С унылым огрызком «Нафтана» и вовсе сравнивать не хочется.

 

Но каково же было моё удивление, когда оказалось, что этот же парень продавал ещё и программки! Правда, расходились они, судя по всему, не так активно, как билеты. По крайней мере, на руках у активиста «Торпедо» было куда больше программок, чем билетов.

Но я, конечно, купил и программку. И любопытство удовлетворил, и «Торпедо» финансово чуть-чуть поддержал. Заодно выяснил, что в «Торпедо» играет Маз Никита. Интересно, случайно ли в команде «автозаводцев» играет человек по фамилии Маз?

На матче хватало людей с чёрно-белой символикой. Но больше всего меня удивил парень в футболке гробарей. Серб или не серб? В итоге, я пришёл к выводу, что это всё-таки белорус. А футболка, видимо, «трофейная» - точнее, обменялись. Но это так, домыслы.

 

Без ОМОНа, конечно же, не обошлось. Эти ребята способны испортить что угодно, даже лапшу быстрого приготовления, которую испортить невозможно. А уж испортить локальный футбольный праздник – тьфу, проще простого!

Вот, например, пока я стоял и ждал Дашкулю, попутно изучая программку, одного мужчину не стали пропускать из-за принесённого им пакета берёзового сока. Целый литр! Глаза омоновцев кровожадно загорелись.

- С этим – нельзя! – был категоричен Первый омоновец.

- Почему?

- Нельзя! – повторил за Первым Второй. Может, они играют в «кто больше скажет «нельзя»?

- Почему я не могу пройти с соком? – не унимался мужчина.

- Потому что у вас литр, а можно только пол-литра, - пришла на помощь женщина с погонами. У ОМОНа даже женщины шарят в пол-литрах.

- Ну, давайте я при вас половину выпью, - предложил мужчина. Но его рацпредложение не было оценено по достоинству.

- Нет, с соком нельзя, - сказал Первый. – Всё, мы вас не пропускаем.

 

Мужчина пожал плечами, поставил злосчастный тетрапак на землю и двинулся к рамке металлоискателя.

- Мужчина, у нас тут не свалка! Уберите! – взвилась женщина.

Тот хмыкнул, сделал два шага назад, демонстративно аккуратно поставил тетрапак на землю, и снова вернулся к рамке.

- Всё, вы сегодня на футбол не пройдёте, - сказал Первый.

- Почему?

- Не пройдёте.

- Почему?!

Молчание было ответом, и тогда болельщик продолжил докапываться до правды.

- Так, позовите главного.

- Его нет.

- Вон, я вижу, стоит милиционер. Позовите его!

Чем закончилась эта увлекательная история, я так и не выяснил. Дашкуля прошла секцию массажа, попутно отвлекая женщину от истории с запрещённым берёзовым соком, так что мы двинулись к трибунам. Тем более, что на меня, так ненавязчиво стоявшего возле ОМОНа, начинали уже коситься стражи правопорядка.

Первое, на что я обратил внимание – чёрно-белые растяжки и баннеры. Батюшки, да такое и на высшей лиге не встретить, а тут! Хотя, справедливости ради, я всегда себя одёргивал – это не вторая лига, это «Торпедо». Не пугайтесь, фото сделано в перерыве, когда болельщики покинули сектор.

 

Конечно, сам стадион доисторический. Он наверняка помнит диплодоков, трицератопсов и Ермаковича в качестве игрока. Наверное, именно поэтому на трибуну с надписью «Торпедо» людей не пускали. Подозреваю, что трибуна эта не совсем в порядке. Впрочем, и здесь, напротив солнышка, места хватает всем.

Легендарное табло стадиона тоже в полном порядке. Над ним принято смеяться, мол, XXI век уже, но без этого табло терялась бы частичка шарма древнего стадиона и играющей здесь команды. Я серьёзно.

 

Команды вышли на поле, а я в это время занимался крайне важным занятием – искал чистые сиденья. Как-то подзабылось про такой белорусский футбольный аспект. В итоге, сиденья мы вытерли влажными салфетками. Наверное, зря – люди охотно делились лишними листами газетки. Но мы как-то постеснялись выпрашивать. 

Как я уже говорил, на трибунах набралось 250 человек, если верить протоколу. Я, конечно, людей не считал, но по своим ощущениям это число подтвержу. И, наверное, даже назову чуть заниженным. Точное число назовут разве что ребята из «Торпедо», продававшие билеты (надеюсь, они успели перевести вырученные деньги в валюту).

Зато я точно могу сказать, что на «Торпедо» приходили с семьями. И никто не матерился, никто не мешал людям смотреть футбол (разве только массажисты на входе). Идеальное сосуществование фанатов и «кузьмичей». Фанаты поют и заводят, устраивают перекличку и скандируют в поддержку «Торпедо», а простые болельщики изредка поддерживают перекличку или скандирования. Хватало и эмоций:

- Иди на завод работать! – кричит мужчина в возрасте в адрес валяющегося на газоне игрока «Колоса-Мелиоратора-Дружбы».

- Эй, что за волейбол?! – недовольно гудят зрители. Футболисты внимают замечанию и «опускают» мяч на газон, прекращая навешивать. Разве это не прекрасно?

Даже детям на матче интересно. Причём, многие одевали детей в чёрно-белые цвета. Неслучайно, я думаю. Правда, футбол занимает детей в последнюю очередь. Больше, конечно, их интересуют свои очень важные дела.

 

Один мальчуган сосредоточенно вырывал куски асфальта, разбивал их на более мелкие и строил из этого свою Эйфелеву башню. Строил долго, упорно и сосредоточенно. Другой долго не мог решить: помогать или мешать? В итоге, не получалось ни того, ни другого.

 Отец первого мальчишки регулярно окликал его, но не слишком настырно. Так, раз в пару минут, чтобы дитё не забывало, где находится.

- Дима, успокойся! – говорил отец.

Шмяк! Дима настойчиво выковыривал очередной осколок асфальта, тащил тяжеленный кусок к своей башне и разбивал его, не слишком-то обращая внимание на то, что говорит отец.

- Дима, прекрати!

Шмяк! Ребёнок занимался очень важным делом, и ему не в силах помешать был даже Господь Бог, что уж говорить про отца с его нотациями.

Когда «Торпедо» забило гол, трибуны взорвались овациями. Даже дети отвлеклись, чтобы посмотреть, что там такое произошло. На табло тем временем меняли счёт. После матча я видел, как в помещения уносят «двойку» и «тройку» - не пригодились.

Зрители на балконах не особо радовались, но тоже наблюдали за футболом.

 

А когда сюда БАТЭ приезжал, все окрестные балконы были забиты зеваками! На весь стадион был слышен скрип зубов омоновцев, которым очень хотелось проверить во-о-о-он тех ребят на балконе и отобрать все ёмкости объёмом больше чем пол-литра.

«Колос-Мелиоратор-Дружба» такого ажиотажа не вызвал, но вот на «Торпедо» (ну не на «Колос» же!), я думаю, люди вылезли. Вообще, построить здесь многоэтажки было довольно гениальной идеей – они как могли спасали нас от солнца и подарили зрителям примерно час просмотра футбола без козырька из собственной ладони или программки.

В перерыве был объявлен конкурс для зрителей. Болельщики били пенальти и получали за это атрибутику «Торпедо». Наверное, это был отличный способ пополнить мою коллекцию шарфов, но я решил оставить атрибутику для настоящих болельщиков. А сам двинулся в сторону опустевшего фан-сектора.

 

Там же встретил знакомого по болению за другую команду. Артём подтвердил несколько моих теорий. Например, возвращение «Торпедо» в Минск я связал с появлением спонсора у команды. Арендовать (а стадион «Торпедо», если не ошибаюсь, принадлежит Мингорисполкому) такую махину стоит немалых денег – я слышал про стоимость аренды СОК «Олимпийский», что уж про этот стадион говорить! – а денег в минской команде вряд ли очень много.

Моя теория с блеском подтвердилась. Возвращение «Торпедо» в Минск действительно связано с появлением нового спонсора. Так мы поболтали пару минут и разошлись – вот-вот должен был начаться второй тайм. С футбольного поля поспешно ретировались болельщики, пинавшие мяч прямо на газоне. Их попросил судья:

- Ребят, давайте, уходите, сейчас второй тайм будет.

Боковой судья вообще оказался интересным персонажем. Вот, например, во втором тайме игрок «Колоса» остался недоволен поведением минчанина:

- Судья, дайте ему предупреждение! – потребовал он.

Боковой глянул на футболиста и коротко спросил:

- Ты дурак?

Вопросов и претензий больше не было.

Небольшое оживление внесли дети. Они спорили, на какой половине поля будет играть «Торпедо». Потом решили перенести игроков «Барселоны» на «Торпедо»:

- Вон тот, шестой, это Месси!

- Ты что? Месси десятый!

- А, точно…

Два мальчугана, строившие башню, тоже вернулись к своим очень важным делам. Башня постепенно росла в размерах, обещая накрыть весь стадион тенью. Ну, рано или поздно.

Солнце давно зашло за дома, позволив зрителям без проблем наслаждаться футболом. Стоял такой тёплый августовский вечер, который окунул меня в какие-то ностальгически-детские воспоминания. Даже Дашкуля признала: что-то есть в этой атмосфере, что-то такое… необычное. Вот эта тишина, и вот этот близящийся закат, этот древний, но очень уютный стадиончик, и эта непосредственность, с которой мальчишка строит свою башню (шмяк!), не обращая внимания на окрики отца. И эта близость к футбольному полю. Ближе, наверное, только на «Динамо-Юни» и в Англии.

…и даже мяч, приземлившийся в метре от нас с Дашкулей и выведший меня из задумчивости, не нарушил этого умиротворения!

Я поумилялся даже с замен и добавленного времени – судья показывал две бумажки с пропечатанными цифрами. Последний раз я такое видел на матче БАТЭ – «Динамо» Киев, когда из-за двадцатиградусного мороза отказало электронное табло.

Дашкуля сфотографировала панораму стадиона «Торпедо». Ей вообще везёт с этими панорамами: она фотографирует трибуну на «Тракторе», абсолютно пустую из-за бойкота; фотографирует закрытую для посещения, а значит, пустую трибуну на СОК «Олимпийский»; вот и с «Торпедо» тоже «повезло».

На последних минутах матча в чужую штрафную убежал вратарь «Колоса», где умудрился столкнуться с вратарём «Торпедо». Судья терпеливо ждал, когда оба вратаря поднимутся, но в итоге не выдержал и дал свисток об окончании матча.

Болельщики потихоньку поднялись со своих мест. Кто-то поплёлся к выходу, а кто-то – на поле. Дети сразу схватили мяч и полетели на газон. Я вышел к газону, чтобы пару раз издалека сфотографировать фанатов.

- Ну что, удовлетворил своё журналистское любопытство? – ехидно спросила Дашкуля, которая чуть ли не весь матч отговаривала меня от фотографий фанатов «Торпедо». Ну а вдруг поймут неправильно? А у меня мушка не спилена!

Я только улыбнулся и продолжил фотографировать. Болельщики и футболисты братались, аплодировали друг другу, да и вообще, были довольны. Я тоже был доволен. И даже попросил Дашкулю сфотографировать меня с футболистом «Торпедо» - кажется, это был Александр Станкевич, 21-й номер. Моя просьба стала для него приятной неожиданностью. Ну а кому было бы неприятно хоть на долю секунды ощутить себя звездой?

Уже после матча, когда Дашкуля уехала, я встретил детей, которых видел на стадионе. И, конечно же, не удержался от пары вопросов.

- Ребят, а вы за «Торпедо» болеете?

- Ну, да. Вот сейчас за «Торпедо». А тут ещё «Минск» играл, мы тоже ходили, - отвечал Максим, самый бойкий.

- И какая команда больше нравится, «Торпедо» или «Минск»? – задал я очень провокационный вопрос. Мнения детей разделились.

- «Торпедо»! «Торпедо» лучше! – утверждал Дима.

- Не, - улыбался Максим, - «Минск» лучше. «Минск» сильнее.

- А на «Динамо» не ходите? – продолжал я самоутверждаться посредством провокационных вопросов.

- Они сюда не приезжают!

- Но тут стадион «Трактор» недалеко. Неужели не ходите?

- Нет, не ходим.

- Не ходим! «Торпедо» лучше! – намекали дети на то, что идти бы мне со своими провокациями да прямо на «Трактор».

- Вы местные, я правильно понял? – уточнил я. Так сказать, провёл исследование по охвату аудитории минским «Торпедо».

- Да, местные! – ответили детишки и умчались по своим важным делам. В их возрасте все дела важные.

Конечно, после такого я не мог не вернуться к стадиону ради ещё пары вопросов. И наткнулся на двух болельщиков, Павла и Алексея. И не просто болельщиков, но и «функционеров» минской команды – Алексей, например, выступал в роли диктора на матче, объявляя составы и замены. К слову, на мои вопросы Алексей отвечал на белорусском языке, но я их перевёл на русский язык.

Правда, я хотел просто поговорить, но вышло небольшое интервью.

Волк: «Торпедо» сегодня  проводило первый матч дома? Именно на этом стадионе.

Павел: Да, первый матч.

В.:А до этого вы ведь играли в Смолевичском районе?

П.: Да. Посёлок Октябрьский.

В.:И как там было с поддержкой?

П.: Активные болельщики всегда поддерживают команду. Неважно, в Минске, не в Минске, всегда приезжают. Достаточно много людей. Плюс местные приходили. Не болели, но присутствовали на матче, скажем так.

В.:Вопрос наверняка глупый, но всё же: почему именно «Торпедо»?

П.: Мы все местные. Все здесь выросли, ходили когда-то на матчи высшей лиги. С детства любовь прививалась.

Алексей: Хотя у «Торпедо» болельщики по всему Минску есть. Очень много на востоке Минска, но в основном, конечно, Автаз. Шабаны, Чижовка, Серебрянка, Ангарская ещё.

В.:С «Динамо» отношения сложные?

П.: С «Динамо» у нас отношений нет.

А.: С фан-движением «Динамо» у нас никаких отношений. Нейтралитет, скажем так.

П.: Дружба у нас только с Жодино и с московским «Торпедо» отдельные ребята общаются.

В.:Я сегодня видел на матче человека в футболке гробарей. С «Партизаном» белградским тоже дружите? Или это был не серб?

П.: Нет, это не серб.

А.: Просто некоторые болельщики «Торпедо» сопереживают «Партизану». В основном, многие симпатизируют чёрно-белым клубам, от «Ньюкасла» до «Партизана» и луганской «Зари». Но болеем только за «Торпедо».К движению белградского «Партизана» мы никакого отношения не имеем. Да и не стремимся, у нас есть друзья в Жодино.

В.:А ещё в Беларуси есть друзья?

А.: Хорошие отношения с «Барановичами». Но это так, на уровне личных контактов. Они приезжали к нам на матчи, им нравится фанатское движение «Торпедо». Парни создают своё движение в Барановичах и «Торпедо» для них как своеобразный пример. Тем более, что «Торпедо» в своё время хорошо пошумело, и сейчас хотелось бы это всё вернуть.

В.:А как оцениваете шансы вернуться в первую лигу в этом году?

П.: Сейчас очень сложные отношения в таблице, потому что борьба идёт за каждое очко. Что-то предсказать невозможно. Конечно, хочется, чтобы команда вышла в первую лигу, но много факторов влияет на попадание. Другое лицензирование, другие взносы, опять же, со стадионом у нас тоже ещё не всё определено.

А.: На данный момент клуб возрождается. Была проблема в том, что мы не могли играть на «Торпедо». Но мы вернулись, слава Богу, и это счастье для всех фанатов, потому что ждали этого момента очень долго. Задача сейчас – построить сильный клуб со своей структурой и своей школой. Мы хотим вернуть Минску и Автазу легенду. Это у нас в приоритете.

П.: У нас не стоит задача играть в высшей лиге или лиге чемпионов. Главное, чтобы наш клуб собирал большое количество зрителей и им это нравилось. Чтобы всё было на высоком уровне, пусть даже и во второй лиге.

А.: Это не временный проект, это дело всей жизни. Мы хотим построить клуб.

В.:Сегодня было много зрителей относительно того, что было в чемпионате Минска, например?

П.: С появлением во второй лиге о нас стали больше писать, появилось больше информации в СМИ. Поэтому больше людей начали интересоваться. Плюс с таким же интересом подтянулись ребята, которые помогают организовывать матчи, собирать людей, заводских рабочих оповещать о том, что будет матч. Естественно, больше людей начало появляться.

А.: Просто другой формат. Паша уже отметил, что для нас важно играть на «Торпедо» и чтобы люди ходили на стадион.

П.: Мы хотим сделать футбол интересным. Это не коммерческий проект. Это именно проект, который идёт от сердца.

А.: Тут целое поколение автозаводцев болели за «Торпедо», водили детей на стадион и в детско-юношескую спортивную школу. И для них это очень важно. Мы нередко встречали рабочих с МАЗа, которые говорили: «О, «Торпедо» вернулось!». Для меня это было шоком. Но именно это и есть наша задача – вернуть футбол его болельщикам и возродить традиции.

 

На этом моменте к Павлу и Алексею подошёл товарищ. Задерживать людей после матча не хотелось, поэтому спонтанное интервью я завершил.

- Ну, если плохо напишете!.. – донеслась до меня шутливая угроза.

- Хорошо напишу, - улыбнулся я.

Переживали они зря. Про «Торпедо» действительно хотелось написать хорошо.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты