Tribuna/Футбол/Блоги/Ваўка ногі кормяць/«Больше 20 месяцев не получаем деньги!» Закарпатский футбол изнутри

«Больше 20 месяцев не получаем деньги!» Закарпатский футбол изнутри

Почти полное отсутствие болельщиков, двухлетние долги, дети-ультрас и сложности с выходом на замену: закарпатский футбол как он есть.

Автор — Скай Волк
10 мая 2016, 15:51
2
«Больше 20 месяцев не получаем деньги!» Закарпатский футбол изнутри

Почти полное отсутствие болельщиков, двухлетние долги, дети-ультрас и сложности с выходом на замену: закарпатский футбол как он есть.

Стадион «Авангард» находится чуть поодаль от исторической части города. Дойти к стадиону можно по карте, но не обязательно. Мачты «Авангарда» виднеются издали, так что ничто не мешает просто прогуляться по длиннейшей в Европе липовой аллее вдоль речки Уж.

Фасад стадиона явно недавно ремонтировался. Свежая краска, новенькая эмблема «Говерлы». Словом, всё располагало к прекрасному просмотру футбола. Я подхожу к кассам и интересуюсь ценником. В отличие от луцкого «Авангарда», ужгородский «Авангард» предлагает билеты различной ценовой категории – от 15 до 45 гривен.

Правда, купить билеты можно только в день матча. В другие дни – милости просим в два магазина или на 2 ряд, 26 место на рынке Краснодонцев.

Очередей нет, только рядом трутся какие-то мелкие цыганята, которые искренне верят в то, что я сейчас расплачусь от умиления и куплю каждому из них билет. Ага, ща-аз!

Мы проходим мимо стюардов и попадаем во внутреннюю территорию комплекса. Попадаем и понимаем, что дальше фасада реконструкция не пошла.

Вполне вероятно, что эта краска - ровесник закарпатского футбола.

Тем удивительнее, что внутри все помещения в полнейшем порядке. А vip-ложа и вовсе оборудована мягкими и очень удобными креслами.

Зато здесь очень много зелени. Травка зеленеет, солнышко блестит. Грибы растут.

Зелень немного вытаскивает мрачное впечатление от внешнего состояния стадиона.

Зимой здесь, честно говоря, немного страшновато.

Мы проходим вдоль чашеобразной трибуны, минуем клубный автобус «Говерлы» и выходим к административному зданию. Роман, пресс-атташе «Говерлы», вручает нам с Димой аккредитации и проводит небольшую экскурсию по внутренней части арены.

Здесь, кажется, до сих пор пахнет ремонтом. Повсюду стоят стенды с историей ужгородского футбола – «Русь» (ещё чехословацкая!), «Спартак», «Закарпатье» и, наконец, «Говерла». Ужгородский клуб отпраздновал 90-летие в прошлом году – он старше «Шахтёра» и «Динамо».

Мы выходим на беговую дорожку и оглядываемся.

- А на пресс-конференцию вам надо будет идти во-он туда, - показывает Роман и покидает нас.

Рядом стоят мужчины.

- Узнал, кто это? – пихает меня локтем в бок напарник.

- А? Что? Где? – озираюсь я.

- Это Вернидуб, - с укором говорит Дима.

Действительно. Стыдно. Ладно, спишем на то, что я не смотрел в ту сторону.

Мы поднимаемся на места для прессы. Вид здесь, откровенно говоря, не очень.

Неужели так не любят в Ужгороде прессу?

Роман машет нам рукой – поднимайтесь, мол, выше! В vip-сектор.

А, нет, любят.

В vip-сектор садиться нужно не ниже третьего ряда, потому что на первом ряду сидят представители ФФУ, а на втором – гости.

- Смотри, это Рафаилов! – снова пихает меня в бок Дима, показывая на генерального директора «Зари», сидящего на ряд ниже, и проводя ликбез по украинскому футболу.

А вот главного тренера «Говерлы» Вячеслава Грозного мы не наблюдаем. Ни на тренерской скамейке, ни на трибунах. Позже выяснится, что Грозный уехал в Киев – добиваться получения аттестата для команды на следующий сезон.

- Грозный будет во вторник, - скажет на пресс-конференции Алексей Величко, тренер «Говерлы». - Он занимается аттестатом по указанию Нестора Ивановича Шуфрича. В чём дело, чтоб вы понимали: Грозный уважаемый тренер, имеет определённый статус у нас в федерации. Он член тренерского совета и член федерации. Поэтому он с Шуфричем и юристами занимаются аттестатом. Есть на сегодняшний день большие подвижки в этом плане.

На какой стадии - я не могу сказать, я не юрист. Во вторник (3 мая) истекает срок. Конечно, годами не платились деньги - есть определённые вопросы.

Но тут другая сторона медали. Знаете, как получится. Вот мы здесь уже три года будем. Больше 20 месяцев не получаем деньги и верим в Нестора Ивановича. Сегодня у него открыли банковские счета, замороженные на 24 месяца. Он хочет сохранить команду, не хочет бросать нас - и вдруг федерация не даёт аттестат!

Это для закарпатского футбола будет... ну, я не знаю. Здесь очень футбольный край, очень много одарённых футболистов. Просто жаль, что в своё время не занимались молодёжью. Очень жаль, что у нас нет такой структуры, как в некоторых других регионах.

Вот сейчас пришёл человек, который U-19 взял - мы очень довольны, честь ему и хвала, и здоровья много-много лет! Я с ним несколько раз встречался, он футбольный человек и футбол понимает так, как надо понимать, с нашей, с тренерской точки зрения видит это всё. Это же очень хорошо!

Футболисты выходят на поле. Зрители поудобнее рассаживаются на трибунах и достают семечки. Порой мне кажется, что семечки – это не просто непременный атрибут украинских стадионов. Это такой опознавательный знак «свой-чужой». Их как будто вручают вместе с билетом – в нагрузку или в подарок, не знаю. Но щёлканье семечек раздавалось над стадионом всю игру.

- Го-вер-ла! Го-вер-ла! – заводит детский голосок. Единичный. Фан-сектора «Говерлы» пока что не видать.

Зато приехали болельщики «Зари». Их немного – всего восемь. Но этого достаточно, чтобы периодически проорать на весь «Авангард». Благо, зрителей мало и никто не мешает.

Солнышко начинает пригревать. Ультрас гостей лениво заводят «За-ря! За-ря!», но не натыкаясь на сопротивление, довольно скоро прекращают скандировать. Их любимая «Заря» тоже начинает немного лениво. Не натыкаясь на сопротивление, она прекращает лениться.

- Пасха Пасхой, а футбол надо смотреть, - слышу я от соседей.

Фан-сектор «Говерлы» подтянется чуть позже. Девять человек, из которых семь – дети. «Ультрас» иногда что-то кричали – порой даже «акаб, акаб» (зачем?). В остальном же фан-сектор «Говерлы» показался довольно неактивным. Впрочем, это неудивительно - реальный фан-сектор ещё год назад поругался с владельцами команды и отказался от поддержки, переключившись на любительский ФК "Ужгород".

Зато остальные зрители были активнее.

Вот, например, мужчина с украинским флагом и, конечно же, семечками.

- Зовут меня Василь. Я живу в двадцати километрах от Ужгорода, в Перечинском районе. Езжу сюда на каждый матч. Я вообще за «Барселону» болею - вот, - показывает Василь барсетку с эмблемой каталонского клуба. - Народу тут немного. Когда с клубом всё стало ясно, люди совсем ходить перестали. В первом круге ещё народ приходил, потому что команда играла, а сейчас «Говерла» ничего не показывает, так что... Как Кварцяный недавно сказал: какая страна, такой и футбол.

Но на гранды стадион заполняли, на «Шахтёр» и «Динамо». Я сам с 2004 года за команду болею, и на первую лигу ездил. А вот во Львов на «Шахтер» не езжу. Изредка на еврокубки, но только если с друзьями. Один не поеду, я больше за «Динамо».

Василь весь матч был одним из самых эмоциональных болельщиков.

- Переведи! Переведи! – кричит он футболисту «Говерлы». А когда тот делает неудачный перевод на другой фланг и мяч катится к главному тренеру «Зари», Василь недовольно спрашивает:

- Шо, уже на Вернидуба играем?

Один из главных атрибутов Василя – дудка. Он дудел в неё весь матч, чем вызывал распространение флюидов ненависти всех, кто сидел рядом. Дима периодически кричал:

- Не-е-ет! – и я понимал, что сейчас раздастся этот самый протяжный слоновий вой.

- Ууу! – дудит Василь.

Примерно через полчаса мы пообвыклись и перестали шарахаться от каждого звука.

- Да куда ты даешь? Куда ты даешь?! – кричит другой болельщик. – Ты шо робишь, чиловиче?!

А Василь приговаривает:

- Ай, Кузя, молодца, Кузя, умничка! Хорошо! Хорошо!! Ай, нехорошо… - потому что у Кузи отобрали мяч.

Вокруг сидит детвора, которая смотрит на Василя как на образец для подражания.

- А вы всех игроков знаете? – спрашивает один из ребятишек.

- Конечно, - уверенно отвечает фанат.

Детишки уважительно переглядываются: силён!

Тем временем «Заря» включилась на полную катушку. Александр Караваев проходит по флангу и простреливает. Евгений Опанасенко подставляет ногу – гол. Сыграли так, как в семьдесят втором.

Ультрас «Зари» празднуют гол, а фан-сектор «Говерлы» словно проснулся от летаргического сна.

- Вперёд, «Говерла»!

Василь лишь молча плюнул. А ведь его реплики отлично слышны на поле! Мы это осознали, когда до нас донёсся зычный голос Юрия Вернидуба:

- Филипп, ближе! Ближе! Вышел и решил – что ещё надо?! – негодует главный тренер «Зари». Это Будковский вылетел один на один с вратарём и не реализовал момент.

Дмитрий Бабенко, защищающий ворота «Говерлы», проводит прекрасный матч. Правда, этого всё равно не хватило.

- Совершенно верно, Юрий Николаевич! – поддакнул Василь. На трибунах смех.

А Вернидуб продолжает командовать.

- Ну, дай паузу! – недоволен главный тренер пасом Паулиньо.

Этого несчастного Паулиньо Василь как только не называл. Бразилец успел побывать и Ининьо, и Робиньо, и Роналдиньо, и даже Эль Ниньо. Звездопад на ужгородском «Авангарде», не иначе.

- Шот он э таргет! – громко объявляет Василь после первого удара «Говерлы» в створ. Народ на трибунах тихо смеётся.

Дети развлекаются, разучивая кричалку:

- Надо… гол! Надо… гол! Надо, надо, надо! Гол, гол, гол! – скандирует один из них. А потом повторяют всё выученное стройным хором. Жаль только, что «Говерле» это не очень придало сил.

«Заря» придавила «Говерлу» к воротам. Гавриш сбивает Паулиньо и получает жёлтую карточку, а с трибун орут:

- Эй, заберите у этого клоуна карты!

- Бондарь [главный арбитр – прим.] в среднем выдаёт шесть жёлтых за матч и пенальти раз в три игры. Жаль, не смотрел, когда последний пенальти он давал, - смеясь, поясняет нам с Димой сосед по VIP-сектору.  

Тем временем футболисты «Зари» сотрясают штангу ворот «Говерлы». На добивание в пустые поспевает Филипп Будковский, но не дотягивается до мяча.

- Юрий Николаевич,  а Будковский снова не забил! – тоном прожжённого ябеды кричит Василь. Вернидуб смеётся. Будковский действительно не забивает уже давно. Не идёт мяч в ворота и хоть ты хны.

- Отдайте нам его в аренду! – доносится до ушей главного тренера «Зари» ещё одно предложение с трибун. Арендованным больше, арендованным меньше – какая разница? «Говерлу» и без того уже называют дублем киевского «Динамо» - так много в составе ужгородского клуба молодёжи из столицы.

Александр Караваев вырывается один на один, но упускает мяч слишком далеко. Вернидуб лишь горестно машет руками.

Но «Заря» забьёт уже в следующей атаке – Паулиньо отдаст отличную передачу и выведет Филиппа Будковского один на один. Тот обведёт Дмитрия Бабенко и не промажет в пустые.

 

Алексей Величко, тренирующий сегодня «Говерлу», огорчённо взмахнёт рукой. Юрий Вернидуб не покажет эмоций. Но ненадолго! Когда в следующей атаке игрок его команды пожадничает и пробьёт сам (кажется, это был Любенович), запоров выход три в два, Юрий Николаевич начнёт его отчитывать:

- Тебе пас отдали, и ты отдай! Караваю отдай!

- Юрий Николаевич, не огорчайтесь! И так выиграете! – донесётся до главного тренера с трибун.

Уже на самой последней секунде первого тайма «Каравай» всё-таки забьёт – с углового. Команды отправятся в раздевалку. Никита Шевченко, вратарь «Зари», приобнимет коллегу по амплуа и скажет Дмитрию что-то ободряющее. 

- Один Бабенко сегодня играет, а вам – позор! – будут кричать зрители. Дети радостно подхватят и начнут гудеть в адрес «Говерлы».

- Некрасиво, - скажет один из болельщиков.

В перерыве на «Авангарде» занять себя особо нечем. Можно посмотреть, как играют в футбол детишки (рядом тренировочная поляна), можно полюбоваться сиренью. Ещё можно купить водички или покурить. В принципе, это всё. Живое общение – вот главное развлечение.

Так что все или курят, или уткнулись в телефоны.

А второй тайм начался с того же, чем закончился первый. То есть, с гола. Филипп Будковский забивает второй мяч и бьёт клубный рекорд по голам в чемпионате за сезон. Счёт становится 0:4, а за «Говерлу» становится натурально страшно. Ещё страшнее – за самооценку Дмитрия Бабенко, который не заслужил этого разгрома.

Гол был настолько неожиданным, что на мгновение даже исчез хруст семечек. Через пару секунд Василь дунул в свою трубу и словно разбудил всех – снова щёлк-щёлк, хрум-хрум-хрум.

Следующие десять минут «Заря» контролирует ситуацию и возит ужгородцев по полю. Лишь разок издали по воротам «Зари» пробили, но и то не слишком успешно.

А на замену готовится выйти молодой Виктор Гей. Это не кличка, это действительно такая фамилия. Кажется, парень недолюбливает фамилию, потому заявлен как Гейчик.

Вот только резервный арбитр не даёт ему выйти на поле. В паспорте футболиста написано Гей, на футболке – Гейчик. Непорядок. Совсем недавно «Говерле» уже дали два технических поражения за выход на поле дисквалифицированных игроков. Скорее всего, сейчас судьи просто перестраховываются. Уж лучше не выпустить «правильного» игрока, чем пустить на поле «неправильного» - такая вырисовывается логика.

Алексей Величко яростно спорит с судьёй.

- Да он так уже две игры выходил! Две! С «Динамо» выходил! Я вам сейчас заявку покажу!

Но судья не поддаётся. Молодой футболист стоит у бровки и не знает, что делать. Возвращается обратно на скамейку.

- Как на футболке написано, так и в протоколе должно быть, - замечает Сергей Рафаилов, генеральный директор «Зари».

- Да пускай его без футболки! – кричат с трибун.

- Сейчас ему заклеят на спине лишние буквы и всё, - флегматично говорит один из зрителей, который знает, чем всё должно закончиться.

- Нет! Ему лишнее обрежут. Чик! – говорит другой.

- Это что ему там такое лишнее обрежут? – на трибунах раздаётся смех.

Величко носится по технической зоне. Наконец, ему дают телефон.

- Да! Да! Так я то же и говорю, а его не пускают!

Ещё несколько минут препираний. Гейчик вновь подходит к линии. Алексей Величко с видом победителя выпускает его на поле.

Это ж если каждый раз столько нервов терять, то может, ну их, эти замены?

Позже Алексей Величко расскажет, в чём была проблема:

- Есть протокол на игру, а есть заявка на сезон. В протоколе мы не можем писать то, что не написано футболке А есть ещё паспорт футболиста, карточка. В карточке выписывают с паспорта данные. Вот, например, Худобяк. Вы знаете, у него на спине написано Халк. В карточке не могут написать «Халк», обязаны написать «Худобяк Игорь». Но есть заявка на футбольный клуб «Говерла», где стоит напротив футболиста - Гей. А в скобках псевдоним - Гейчик. Вот так же и у Халка. В паспорте футболиста у него написано Худобяк, а в заявке - Халк.

Иванов [судья - прим.] запнулся. Пришлось ему показать заявку. Но Гейчик уже выходит третий раз на замену! Он так уже выходил с «Динамо». Согласно регламенту мы не можем написать в протоколе на игру «Гейчик», потому что в карточке у него написано «Гей Виктор». И поэтому вышла заминка.

Я был в шоке. Хорошо, что быстро помог генеральный директор, который принёс заявку. Мы были в бешенстве, там человек уже не мог играть, надо было замену проводить!

«Говерла» пытается что-то сделать на поле, но не очень-то успешно.

- 24 удара у «Зари», 1 – у «Говерлы», - кто-то прочитает со смартфона неутешительную статистику.

- Давай, «Говерла», хотя бы гол престижа!

Алексей Величко тоже не сдаётся без боя.

- Давай, Кузя, давай! Отдай, Кузя! У тебя же здесь игрок, отдай ему! – кричит он Оресту Кузику. «Говерла» старательно, как прилежный ученик, пытается атаковать. «Заря» отошла чуть назад и лениво доигрывает матч.

Судья добавляет пару минут, а чуть позже – свистит.

- Решил прекратить эти страдания, - комментирует наш с Димой сосед и поднимается со своего места.

Один из «ультрас» ужгородского клуба кричит что-то нелицеприятное в адрес полиции. Непонятно только, для чего и почему, ведь полиция никак себя в этот день не проявила – ни с плохой, ни с хорошей стороны.

Футболисты идут в подтрибунное помещение. Дети быстро спускаются как можно ниже.

- Дай майку! Майку дай!

- Пстричку тебе дам! – замахивается один из стюардов.

«Зарю» тоже провожают:

- Ну, ребят, в Европе вам не опозориться!

На флеш-интервью отправляется Будковский. К нему сзади подходит Никита Шевченко и радостно говорит в камеру:

- Наконец-то Филиппа прорвало!

Нападающий улыбается. Из раздевалки «Зари», прервавшей четырёхматчевую серию без побед, доносится счастливый многоголосый рёв:

- За-ря! За-ря! За-ря!

На пресс-конференции Юрий Вернидуб пожелает удачи «Говерле», прекрасно понимая нынешнее положение команды, и порадуется за Филиппа Будковского. Алексей Величко посетует на опытных игроков, допускающих «детские ошибки», и погрустит по поводу будущего закарпатского футбола. Человек искренне переживает за своё дело. 

Всё это оставляет парадоксальное впечатление: клуб как будто никому не нужен, но за него сражаются из последних сил. На футбол пришли (примерно) 300 человек, но те, кто ходят (и приезжают), болеют им по-настоящему.

Ужгород – красивый город. Хотелось бы когда-нибудь сюда вернуться и вновь заглянуть на стадион. 

Ты уж только выздоравливай, закарпатский футбол. 

Фото: автора; фейсбук Александра Терембец (грибы).

Другие посты блога

Все посты