Назначение Артеты – самая интригующая история сезона. У него шикарная репутация, но совсем нет опыта

Вадим Лукомский – о новом тренере «Арсенала».

«Арсенал» почти назначил Артету в 2018-м – это ожидаемый выбор

После ухода Арсена Венгера в конце сезона-2017/18 Микель Артета вырвался в фавориты на пост нового тренера. Медиа преподносили назначение как свершившийся факт. Сотрудники клуба рассказывали, что на базе команды об этом говорили в схожих тонах, но в последний момент возник вариант с Унаи Эмери.

Изначально шансы бывшего тренера «ПСЖ» оценивали ниже Артеты и других претендентов, но он поразил всех максимально детальной и подробной презентацией о проблемах команды. Это поставило «Арсенал» перед трудным выбором – боссы решились на вариант с опытным тренером. 

Финальное решение между Эмери и Артетой олицетворяло два потенциальных пути «Арсенала». Первый – назначение неопытного тренера, который знает английский футбол и клуб. Второй – ставка на околотопового тренера, который в удобных условиях может проявить себя настоящим топом.

Теория назначения Эмери выглядела так: прекрасно работал в «Севилье» в модели с хорошей селекцией и большим оборотом игроков, «Арсенал», тоже не самый богатый клуб в лиге, хотел построить модель, сочетающую умную покупку-продажу и относительные успехи (например, победы в Лиге Европы). На практике это разбилось о побочные факторы, которые никто не учел: стиль Эмери против стиля, который нужен составу, плохой английский баска и полное отсутствие опыта в АПЛ. 

«Арсенал» снова рассматривал только два пути (есть третий – выйти на самого топового из реалистичных кандидатов и заплатить ему, сколько попросит, но «Арсенал» даже не пытался). После ошибки с Эмери более вероятным был вариант с человеком, который знает клуб. Это сделало Артету и Патрика Виейра главными кандидатами.

Виейра в отличие от Микеля имеет опыт самостоятельной работы («Нью-Йорк Сити» и «Ницца»), пускай не добился ничего выдающегося. У Артеты обратная ситуация: ноль самостоятельного опыта, но действительно мощные достижения в ролях второго плана (его важность для рекордов «Сити» признают и игроки, и Гвардиола; к этому прибавляются мощные рекомендации от Маурисио Почеттино и Арсена Венгера, с которыми у испанца до сих пор теплые отношения).

В такой картине мира (она неидеальная, но «Арсенал» здесь обитает) назначение Артеты – ожидаемый и, пожалуй, лучший вариант.

Микель готовил себя к тренерской карьере, когда был игроком

Гвардиола и Артета давно знают друг друга. В первом матче за «Барсу Б» 16-летний Артета заменил именно Пепа Гвардиолу, который тогда набирал форму после травмы во второй команде. Гвардиола говорит, что запомнил его уже тогда, но из-за 11-летней разницы в возрасте они, разумеется, почти не общались. 

Товарищеские отношения зародились в 2012-м, когда тренер «Барсы» Гвардиола обратился к полузащитнику «Арсенала» Артете за помощью при подготовке к полуфиналу ЛЧ против «Челси». Лондонский дом Микеля находился в одном квартале от дома брата Пепа, агента Пере – так возникла идея позвонить Артете. Гвардиолу сильно впечатлил уровень анализа Микеля – Пеп решил при случае обратиться к нему снова. 

На самом деле истории об интересе Артеты к тактике и желании анализировать игру тянутся еще со времен «Эвертона». «У Микеля всегда было мнение о том, как команда должна играть в каждом конкретном матче. Он не стеснялся высказывать его. В перерыве он говорил, что не получается и что нужно улучшить», – вспоминал игравший с ним в команде Дэвида Мойеса Алан Стаббс.

В «Арсенале» способности Артеты выглядели еще более явными. Партнеры в шутку начали называть его «тренером». Венгер еще в 2015-м отмечал у Микеля менеджерские таланты:

«Микель оказывает огромное влияние на команду, даже когда не играет. Он невероятно внимателен к каждой мелочи. Каждое утро он приезжает на базу за два часа до тренировки и готовится. Одним только поведением и примером он делает команду лучше – оказывает огромное влияние на всех. Вся команда его уважает.

Очень надеюсь, что Микель рассмотрит вариант с тренерской карьерой. Каждый тренер хочет передавать игрокам опыт и знания о том, как нужно играть в футбол и вести себя на поле. Было бы здорово, если бы кто-то вроде Микеля стал тренером – это означало бы, что дух нашей игры выжил и где-то обитает через игроков, которые играли здесь».

Значимость Артеты не ограничивалась ролью примера для одноклубников. The Athletic выяснил, что на правах капитана он постоянно произносил речь перед командой перед матчем и в перерыве. Иногда в них проскальзывали тактические детали. По информации Daily Mail, в последние сезон (Микель почти всегда был травмирован) испанец садился поближе к Венгеру и говорил о потенциальных тактических изменениях

При подготовке к матчам Артета тоже брал на себя важную роль. Он общался со штабом намного больше других игроков, активнее всех интересовался видео-анализом, не только слушал и принимал, но и активно спорил о сильных и слабых сторонах соперников. Говорят, такой подход даже бесил некоторых в тренерском штабе (несколько медиа пишут о напряженных отношениях со Стивом Боулдом), но Венгер исключительно поощрял такое поведение.

Сам Артета, оглядываясь назад, признавался, что такой перфекционизм не позволял ему в полной мере насладиться карьерой, но он был категорически полезен его командам. Возможно, лучший пример: Микель говорит на 6 языках – и некоторые из них (например, итальянский и португальский) выучил, не потому что играл в этих странах, а чтобы помогать партнерам.

Еще одна важная встреча с Гвардиолой состоялась в 2015-м. После матча «Арсенала» с «Баварией» в ЛЧ Пеп поговорил с Артетой и сказал, что пригласит его в штаб, если когда-то возглавит английский клуб. Позже выяснилось, что на тот момент каталонец уже начал тайные переговоры с «Ман Сити».

Приход Артеты в штаб «Сити» совпал с переездом его жены – телеведущей Лорене Берналь предложили работу в Лос-Анджелесе. Им пришлось жить с 8-часовой разницей во времени. Микелю было особенно трудно – график стал безумным, но это лишь помогало футболу. Друзья рассказывали, что в манчестерской квартире Артеты повсюду на стенах висели тактические заметки и диаграммы, а по телевизору всегда шел футбол: когда не было прямой трансляции, он включал ретро-матчи. 

Артета сам называл такой образ жизни нездоровым. Его жена уже вернулась в Англию – все слегка нормализовалось, но этот отрезок отлично показывает степень одержимости Микеля футболом.

В «Сити» Артета индивидуально работал с игроками. Стерлинг – его главный успех

В конце прошлого сезона The Times разобрал победы «Сити» большим материалом с инсайдами. Там описывалась типичная тренировка клуба, которая делилась на три этапа. Сначала игроки разминаются и играют в рондо. Потом футболисты работают на стандартами (в обороне и в атаке) – этим процессом полностью руководил Артета. Финальная часть – отработка тактики на ближайший матч под управлением Гвардиолы. После тренировки Артета всегда с разрешения Пепа забирал 5-6 футболистов для индивидуальной работы. 

На дистанции всех трех сезонов «Сити» был неплох при стандартах, но в прошлом году случился спад (11 забито, 9 пропущено – вся АПЛ узнала про уязвимую зону на ближней штанге). Летом клуб пригласил отдельного тренера по стандартам из «Брентфорда». Эта часть работы Микеля вызывает вопросы, но вклад в другие аспекты перевешивала.

По словам самого Артеты и Пепа, ключевую пользу Микель приносил, именно совершенствуя футболистов. «С Гвардиолой каждый день – вызов. Нужно был суперэффективным. Он такой и хочет сделать всех вокруг такими же. Я преимущественно занимаюсь индивидуальным прогрессом футболистов. Пеп – в первую очередь тактик и изобретатель», – рассказывал Микель в интервью Marca.

Именно про индивидуальную работу Артеты с футболистами известно больше всего – его эффективность в этом отношении не подвергается сомнениям. По традиции, все началось еще в «Арсенале». «Несмотря на то, что я крайний защитник, а он полузащитник, он всегда находит очень точные слова, чтобы дать мне полезный совет, поэтому мне кажется, что из него получится отличный тренер», – вспоминал Эктор Бельерин.

Его хвалил не только Бельерин. Сам Артета еще в бытность игроком уточнял, о каких советах идет речь: «Мелочи. Например, важность того, чтобы знать сильную ногу партнера и отдавать ему мяч в безопасную сторону – можно под сильную ногу, можно в зону, если есть возможность развернуться».

В штабе «Сити» Артета не просто советовал, а работал с игроками, пока все мелочи не были доведены до совершенства. Больше всего внимания Артета уделяет трем категориям игроков: тем, которые только что сменили позицию; опорникам (эту роль в системе Гвардиолы он знает лучше всего); атакующим игрокам, которых учит движению на чужой трети поля – внезапно, но выяснилось, что Микель хорош и в этом.

Именно с трансформацией атакующих игроков связаны самые громкие успехи Артеты. В конце сезона-2017/18 Гвардиола пришел в эфир MNF и переадресовал Артете все комплименты за прогресс Рахима Стерлинга и Лероя Сане Артете. А сам прогресс подкрепил такой таблицей:

«Артета здорово помог обоим в игре перед штрафной. Оба прибавили в ситуациях 1-в-1. Мы никогда не запрещаем вингерам идти в обводку, если они удачно обработали мяч. Пусть идут – нестрашно, если даже потеряют мяч. Ребята оставались после тренировок для специальных упражнений по игре около штрафной. Эти ситуации имитировали эпизоды, которые часто возникают в матчах», – разъяснил менеджер «Сити».

Артета отдельно рассказывал о работе с Рахимом: «У него сформировалось несколько плохих привычек. В начале карьеры он часто играл слева, откуда смещался в центр. Когда играешь на правом фланге, направление движения и момент открываний должны быть совсем другими. Часто когда он получал мяч, он фокусировался на нем вместо того, чтобы обрабатывать полукасанием и оценивать ситуацию с поднятой головой».

Микель работал со Стерлингом над этим техническим аспектом. Отдельное внимание, по словам тренера, уделялось конкретном приему – оттянуться чуть поглубже, находясь в полоборота к мячу, а потом резко ускориться за спину защитнику, который часто выдвигался за ним. 

Прием уже стал фишкой Рахима – такой же, как голы после открываний на дальнем углу вратарской на пустые ворота. И тут тоже важную роль сыграла работа с Артетой. Гвардиола рассказывал, как Рахим работал с Микелем над «последним действием – тем самым моментом, когда нужно сделать правильное открывание в последних 3-4 метрах поля». 

Эффективность работы Артеты со Стерлингом можно измерить и в цифрах. Средняя острота удара Рахима с игры в первый сезон Артеты составляла 0,28 xG. Сейчас – 0,59 (рекорд в карьере и один из лучших показателей в мире).

Помимо индивидуальных тренировок, Артета использует простой, но эффективный прием поиска ориентира для игрока среди легенд. Он сам пользовался этим, осваивая новую позицию, смотрел за Серджи Бускетсом и Андреа Пирло. Стерлингу и Сане достались Ромарио и Христо Стоичков из легендарной дрим-тим Йохана Кройффа. 

Сане в последнее время мучают травмы, но это не значит, что его прогресс остановился (хотя он, конечно, не такой стремительный, как у Стерлинга): когда Лерой играет, он стабилен и очень полезен. Артета не только помогал ему советами, но и продуктивно разрешил потенциальный конфликт. В начале сезона-2017/18 Гвардиола придумал схему с 3 центральными защитниками – Сане приготовили роль латераля. 

«Микель подошел ко мне и сказал: «Лерой, я понимаю, что ты ненавидишь эту позицию, но будь умнее. Ты молод. Используй этот опыт, чтобы прибавить». Мне очень легко с Микелем. Он всегда прав. Очень хороший человек и отличный тренер. Он дал мне кучу полезных советов. Мы всегда говорим про движение, про открывания за спину защитников, про мои действия с мячом и про конкретные моменты, когда мне нужно менять скорость. Он всегда мне помогает», – делился Сане.

Из атакующих футболистов вклад Артеты отдельно отмечал и Габи Жезус (еще один мастер движения в штрафной). 

Фернандиньо и Родри получали особое внимание Артеты из-за позиции. Бразилец считает, что именно благодаря Микелю продолжал прогрессировать даже в 33. «Мне особенно помогает Артета, потому что он знает эту позицию. Он часто указывает мне на позиционные ошибки и исправляет другие детали. Советы Микеля сильно помогли мне прибавить». 

Ферна раньше не играл в роли единственного опорника в 4-3-3 в стиле, который требует Гвардиола. С каждым годом он все лучше осваивал роль, особенно мощно проявляя себя в прессинге (кстати, Ферна – мастер тактического фола, а легендарную установку про тактические фолы из сериала Amazon давал именно Артета).  

Еще два игрока, для которых Артета особенно важен – Фабиан Делф и Александр Зинченко. На старте сезона-2017/18 команда потерял левого защитника Бенжамена Менди. Пришлось искать резерв внутри клуба. Делф и Зинченко успешно адаптировались на этой позиции, пускай и исполняли ее по-своему. 

«Артета сыграл ключевую роль в моей трансформации. Мы изучили с ними массу разных сценариев и ситуаций. Он не успокаивался, пока они не становились частью моих естественных реакций – я должен принимать мяч с правильным разворотом, даже не думая об этом. То же самое касается движения и игры в линии офсайда. Мелкие, но важные детали».

Зинченко тоже отдельной строкой выделял роль Артеты: «Есть шесть тренеров, каждый может добавить что-то свое. Кто-то был защитником – он дает советы по обороне. Тот же Микель Артета для меня крайне важен: хорошо, когда с тобой после тренировок работает такой мастер». 

Однажды Гвардиола полностью доверил команду Артете на один матч – Микель обыграл «Арсенал»

Помимо индивидуальной работы с игроками (мощнейшей) и стандартов (тут неоднозначно), Артета активно помогал Гвардиоле в тактических ходах на стадии видеоанализа. Они вместе разбирали соперников, а тактикой на самих тренировках, как описано выше, руководил Пеп лично. В 2018-м The Times писал, что Микель значительно помог Гвардиоле в улучшении позиционных атак. 

Гвардиола так верил в Артету, что на один матч полностью передал ему управление. «На этой неделе главным тренером будет Микель. Он знает соперника лучше, чем кто-либо другой», – сказал Пеп футболистам перед матчем с «Арсеналом» в конце 2016-го. 

«Для меня это было потрясающим опытом – Гвардиола показал, что верит в меня. Особенно учитывая, что он доверил мне трудный матч. Я был готов к этому, потому что в любом случае детально готовлюсь, ожидая, что Пеп спросит мое мнение. Не знаю, как игроки приняли эту новость. Думаю, сначала они были удивлены, но, учитывая мою связь с «Арсеналом», можно было понять логику», – вспоминал Микель.

В том матче (победа «Сити» 2:1) Артета внес значимые преобразования, а не просто выпустил типичный состав Гвардиолы. Стерлинг начал в роли ложной девятки, Сане – на правом фланге, а КДБ – слева. При Пепе такой вариант не использовался вообще. Возможно, модель с инвертированными вингерами должна была оголить шаткую опорную зону «Арсенала».

Альтернативное объяснение – Артета просто не любит чистых вингеров, о чем рассказывал на презентации во время обучения на тренерскую лицензию. По мнению испанца, широкие позиции фланговых полузащитников провоцируют передачи между ними и крайними защитниками, что вредит позиционным атакам. Эту проблему можно обходить (например, через ложных фулбеков), но на базовых настройках Артета хочет играть без вингеров.

К концу первого тайма «Сити» уступал 0:1. В перерыве Артета вмешался (но все равно не вернулся к классике Пепа): он сделал Де Брюйне нападающим – на практике ложной девяткой. Изменения не просто перевернули игру, но и напрямую привели к одному из мячей. «Микель полностью подготовил этот матч. Мы выиграли. Выиграли благодаря голу, который придумали Стерлинг и Микель», – восторгался Гвардиола. 

После того самого гола, в котором проявились перестановки Артеты, можно было заметить реакцию тренерского штаба – коллеги подходили и поздравляли Микеля:

Еще был матч с «Лионом» с дисквалифицированным Пепом, но там использовалась тактика Гвардиолы – Артета просто сидел на скамейке. В других матчах он вмешивался, но только советами. Вот два самых известных примера.

Другой матч с «Арсеналом» (начало прошлого сезона): именно Микель попросил Менди перестать играть верхом и всегда делать прострелы низом (это сработало в одном из мячей). После гола Пеп первым делом обнял Артету. Второй эпизод был в матче с «Брайтоном»: на 24-й минуте Артета посоветовал Гвардиоле поменять фланг Стерлинга (перевести с правого на левый). Это попало в трансляцию, а «Сити» резко прибавил после убедительного начала матча. 

Успешная работа в штабе Гвардиолы сделала Артету самым востребованным тренером мира из неработавших самостоятельно. Помимо первого собеседования в «Арсенале», на него выходили «Ньюкасл», «Эвертон» и «Лион». В этот раз на переговорах с «Арсеналом» он не столько пробовался на роль, сколько проверял, подходит ли ему клуб (его позиции стали явно сильнее).

Это крайне нетипичная, но, кажется, вполне логичная ситуация, учитывая, как высоко его оценивали внутри «Сити». По сведениям The Times, игроки видели в Артете человека, который идеально понимает футбол Пепа и имеет четкое представление о том, как развивать команду – даже в случае ухода Гвардиолы.

Венсан Компани публично высказал эту позицию: «Думаю, за спиной у Пепа есть Артета, который обладает потрясающими знаниями. Пожалуй, при поиске преемника нужно смотреть на него, а не на меня. Я просто буду постепенно строить карьеру».

А вот вердикт Доменека Торрента, экс-помощника Пепа: «Микель очень умен. Может ли он тренировать «Сити» после Пепа? Почему нет? Он может тренировать «Ман Сити», «Арсенал» или «Ман Юнайтед» – у него потенциал топ-тренера».

Несмотря на комплименты, как и любой тренер без опыта, Артета – кот в мешке, но он точно самый топовый из таких котов. 

С Артетой у «Арсенала» точно появится узнаваемый стиль. Результаты? Не факт

На первой пресс-конференции Артета откровенно высказался про потерю клубом лица: «Со стороны кажется, что стиль утерян. Я хочу понять почему и предпринять шаги к улучшению ситуации. Уверен, тут есть объективные причины. Мне нужно быстро их понять и изменить все».

В идеале на смену отсутствию стиля придет стиль Артеты. Основу философии он сформулировал еще в 2014-м, когда играл за «Арсенал»: «Моя философия предельно четкая. Каждый должен выкладываться на 120%. Если этого нет, игрок не будет играть. Есть время для работы, есть время для веселья, но полностью выкладываться жизненно важно. 

Футбол моей команды должен быть экспрессивным и развлекающим зрителей. Я не приму концепцию футбола, в которой соперник диктует условия. Мы должны диктовать ход матча, мы должны забирать инициативу и развлекать болельщиков. Я глубоко убежден во всех этих вещах».

Нужная степень доминирования достигается через умное владение: «Если долго удерживать мяч, соперник постепенно начнет напрягаться и даже злиться. Это выманит их из оборонительных позиций. Дальше нужно использовать появившееся пространство. Терпение – это разница между хорошим игроком и топовым».

Изменения под игроков возможны: «У команды должна быть общая идея, но также нужно уметь трансформироваться в зависимости от игроков на поле – насколько быстрая у нас атака, насколько технична команда в центре поля, насколько нужно рисковать и насколько игроки готовы рисковать. Важно проанализировать игроков. Нельзя всегда играть одинаково. Есть и другие мелочи, которые влияют на матчи – например, способы навредить конкретному сопернику. Если соперник не любит делать что-то, давайте заставим их делать это максимально часто».

Доминирование, умное владение, атакующие подстроения под соперников – какой тренер наиболее близок описанию? Сюрприз-сюрприз, но это Пеп Гвардиола. 

Сам Гвардиола прямо говорил о схожести философии: «Как и я, он тоже играл опорного полузащитника. Лучшие опорники играют, думая о том, в чем нуждается команда в каждом эпизоде. Артета был мастером в этом. Опорник, который играет на себя – плохой опорник. У Артеты был дар видеть все это на поле. Сейчас с бровки ему даже проще. Конечно, мы смотрим на футбол очень-очень похожим образом».

Потенциальная философия Артеты сильно отличается от подхода Эмери, который никогда не был склонен к доминантному футболу. После приход в «Арсенал» он тоже сказал о желании доминировать (вероятно, просто потому что от него ждали таких слов), потом отрекся от этих слов и уточнил, что строит команду-хамелеона, которая адаптируется под соперника. На практике просто сделал «Арсенал» безликим и трусливым.

Способен ли этот состав играть в нужном стиле? Он разбалансирован в сторону атаки (недавно это публично признал даже Фредди Юнгберг), но, если получится, распределять время между атакующими звездами и построить систему удобную остальным, то все не так плохо. Состав вполне тянет на борьбу за топ-4. 

The Athletic пишет, что Артета считает, что состав при сравнении каждого игрока с каждым почти не уступает «Ман Сити». В тексте специально уточняется, что это не шутка и Микель говорил «абсолютно серьезно». Этот ресурс с огромным отрывом самый надежный в англоязычной среде, но такая оценка сильно удивляет.

Даже если это искреннее мнение Артеты, тактически настроить этот состав быстро будет трудно. Ведь есть еще проблема с атмосферой. Брат Обамеянга публично критиковал интерес к Артете. Согласно инсайду The Independent, Юнгберг в частных беседах признавал, что слишком многих игроков недостаточно сильно заботят проблемы клуба – это, по мнению шведа, решается только назначением постоянного тренера. 

Справится ли Артета с этой ситуацией? У нас слишком мало информации для ответа, но та, которая дошла до нас, прямо захватывает (и ее можно подтвердить и фактами, и свидетельствами игроков). 

Цель текста не перехвалить Артету, а именно собрать всю доступную информацию. Учитывая нехватку самостоятельной работы, каждое высказывание (особенно с конкретикой) важно. Думаю, даже на основании собранных данных можно говорить, что в некоторых вещах он топ (прежде всего, индивидуальная работа с игроками). 

Потенциальные недостатки стоит искать в информации, которой нет (ему либо не доверяли в этих аспектах, либо он проявил себя не очень здорово). Например, нам совсем ничего неизвестно про оборонительные принципы Артеты (если и тут его ориентир Пеп, ждем высокого прессинга, но никакой конкретики нет) – для нынешнего «Арсенала» это особенно важно. 

Точно так же неясно, как Артета будет работать с командой, а не с отдельными футболистами. В «Сити» его роль была слишком заточена на индивидуальные тренировки. Нехватка такого опыта – еще один возможный недостаток. 

Это не значит, что Артета провалится в таких отношениях – лишь то, что нам не хватает кусочков, чтобы сложить пазл. Те части, которые уже на месте, делают его безумно интересным. Эти ответы нужны и самому Микелю – тем более Эмери создал ему идеальные условиях для самых смелых экспериментов (опустил качество игры так низко, что хуже точно уже не будет).

Артета классно и образно рассуждает о футболе. Объясняет философию на примере со стаканами в шкафчике

Артета как самый недооцененный капитан в истории «Арсенала»

Фото: instagram.com/arsenal; globallookpress.com/Simon Bellis via www.imago-image, Wang Lili/Xinhua, David Horn/imago sportfotodienst, Andy Rowland; Gettyimages.ru/Dan Mullan, Julian Finney, Gareth Copley

+10
Написать комментарий
Реклама 18+