Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольный менеджер/«99 из 100 легионеров рано или поздно захотят покинуть чемпионат России»

«99 из 100 легионеров рано или поздно захотят покинуть чемпионат России»

Антон Евменов продолжает объяснять, почему и когда клубы должны продавать своих лучших футболистов.

31 января 2015, 18:11
5
«99 из 100 легионеров рано или поздно захотят покинуть чемпионат России»

Антон Евменов продолжает объяснять, почему и когда клубы должны продавать своих лучших футболистов.

В речь шла об общих системных моментах, касающихся продажи футболистов, а также я предложил первый обобщенный сценарий развития карьеры игрока после перехода в новый клуб с несколькими конкретными примерами. Во второй части про продажу футболистов я приведу еще три варианта развития событий.

Сценарий 2. Иностранный футболист смог адаптироваться на новом месте и начал получать игровое время, однако клуб рассчитывал на большее. То есть игрок обладает неплохим уровнем, но скорее всего не способен будет прогрессировать дальше и не сделает команду принципиально сильнее.

Клубу в результате не удается усилить позицию и получить больше возможностей, чтобы побороться за титул или призовое место. При таком раскладе не нужно много времени, чтобы понять, что ситуация будет развиваться по такому сценарию. Чаще всего для этого нужно 5-6 матчей и относительно короткий тренировочный цикл не больше месяца, когда нового игрока можно очень наглядно «протестировать» на фоне партнеров по команде и соперников по чемпионату. От такого развития событий не застрахован ни один клуб. Алекс Фергюсон дал этой ситуации очень точную образную характеристику: «Чтобы убедиться, что арбуз зрелый и вкусный, необходимо сначала его разрезать и попробовать».

Этот сценарий не является катастрофой. Футболист в любом случае будет прибавлять за счет опыта и более качественных партнеров, однако необходимо понимать, что он вряд ли станет проводником для спортивным успехам. Оптимальным выходом из ситуации будет давать такому футболисту максимальное возможное игровое время и параллельно очень аккуратно следить за рынком и быть готовым продать игрока примерно за те же деньги, за которые он был куплен, а если повезет, то и за сумму чуть больше.

При хорошем стечении обстоятельств даже средний футболист (средний применительно к общему уровню команды и тем ожиданиям, которые на него возлагались изначально) может выдать очень качественный отрезок, после которого им могут предметно заинтересоваться. Нужно лишь понимать, что игрок находится именно в этом, скажем так, качественном диапазоне и при первой же экономически выгодной возможности надо его продавать, потому что другого шанса может и не предоставиться. Я полагаю, что сумма, превышающая изначально заплаченную на 20%, является для описанных выше обстоятельств, очень даже адекватной.

Из последних трансферных активностей в России можно привести пример со Стивеном Цубером. Практически сразу стало ясно, что это игрок на условные 7 из 10 по меркам ЦСКА и чемпионата России. Как только появилась возможность его продать, клуб гроссмейстерски ей воспользовался, причем, насколько я понимаю, продал игрока даже с небольшой выгодой. Стоит добавить, что и сам Стивен очень хотел уйти, а также у него очень хороший агент, поэтому, думаю, стоит объяснить его успешную продажу еще и этими двумя обстоятельствами.

Также можно привести пример Абдула Уориса, которого «Спартак» продал значительно выгоднее, чем купил. Поняв, что этот игрок не будет являться системообразущим футболистом в атаке, клуб принял решение его продать. Хотя «Спартаку» сильно повезло с арендным вариантом, где Уорис назабивал кучу мячей. Однако уже после этого клуб не стал вновь пробовать игрока в чемпионате России, разумно решив, что если есть выгодное предложение, то стоит закрывать сделку. Еще стоит заметить, что судьбу футболистов, которые подпадают под описываемый сценарий, очень часто решают приходящие в команду новые главные тренеры.

Крайне важно определить, какие футболисты в команде могут подпадать под описывааемое развитие событий. Даже если они играют в клубе не первый год, нужно быть морально готовым к их продаже примерно за те деньги, которые были заплачены за них изначально.

Можно и пустить этот процесс на самотек: всегда есть вероятность, что какой-нибудь шальной клуб предложит за игрока сумму, от которой вы не сможете отказаться. Но скорее всего футболист будет честно отрабатывать свой контракт ровно столько, сколько вы будете держать его у себя в команде, только потом не спрашивайте себя, как так получилось что команде не удалось ничего выиграть.

В идеальном мире, если есть четкое понимание, что иностранец не усилил команду, то в эту позицию, пока не будет куплен более качественный игрок, должен как можно чаще привлекаться свой воспитанник. Легионеру от этого только лучше – есть какая-никакая конкуренция, да и то, что он будет периодически заменяться на 70-й минуте, кардинально на его трансферной стоимости не скажется. А вот для молодого россиянина полученные игровые минуты могут быть на вес золота, и в итоге клуб вполне может прийти к тому, что легионер продан, а на его место никого покупать уже не нужно.

Сценарий 3. В команду покупается иностранный футболист, который в итоге становится одним из лидеров команды. Клуб получает боевую единицу, которая не только делает его сильнее, но и будет развиваться дальше, тем самым привлекая более платежеспособных покупателей.

Такой трансфер уже является успехом. Чаще всего две-три удачные покупки такого рода позволяют клубу перейти на более высокую ступеньку общекомандого мастерства и приводят к титулам. Вишенкой на торте может стать продажа футболиста в самый оптимальный момент, когда несколько титулов уже завоевано, однако с каждым днем все более осязаемой становится вероятность того, что легионер захочет сменить обстановку. Или же он пройдет свой пик и начнется спад. Именно при таком сценарии нужно быть максимально циничным и готовым к тому, чтобы продать игрока. Чаще всего именно здесь клубы совершают ошибки – пусть и из самых добрых побуждений, рассчитывая, что футболист еще может быть полезен или просто боясь потерять одного из лидеров.

При данном сценарии есть две ключевые доминанты, которые будут кардинальным образом влиять на развитие событий.

Первым фактором является контракт футболиста. Я полагаю, что рубеж в 3 года после покупки является ключевым в плане определения дальнейшей удельной полезности каждого иностранного футболиста. И это если контракт с игроком заключен на 5 лет. Если же контракт заключен на 4 года, то уже по прошествии двух лет необходимо четко определить, что делать дальше.

Вторым фактором является возраст игрока и примерное понимание, на какой стадии развития находится его карьера. Если пропустить пик и футболист начнет быстро сбавлять (при этом он может сбавлять не потому, что прошел пик, а потому что потерял мотивацию, получил несколько серьезных травм или еще по какой-нибудь менее важной, но осязаемой причине), то момент для наиболее выгодной с экономической точки зрения продажи будет упущен.

Итак, футболист быстро адаптировался, сделал команду сильнее, и при его непосредственном участии команда добилась осязаемых успехов на поле. Если игрок действительно хороший, то он чаще всего играет за свою сборную и тоже там выделяется. И когда предложения начнут поступать, необходимо мысленно вернуться к аксиоме, что в 99 из 100 случаев иностранный футболист рано или поздно захочет уйти, и быть готовым к этому как в футбольном (то есть иметь готовые варианты замены), так и в психологическом плане, то есть допускать потерю одного из лидеров команды.

Я полагаю, что первым серьезным рубежом для принятия решения о продаже одного из своих лидеров является период, когда футболист провел в команде 3 года, при этом у него еще остается 2 года по контракту. С точки зрения контракта клуб еще в неплохой переговорной позиции и если предложение поступает, то по нему можно работать. При этом совершенно не обязательно футболиста продавать. Нужно лишь за счет этой ситуации понять, как видит свое будущее сам игрок. И, например, предложить ему новый контракт. Если тот его охотно переподписывает, то по какой-то причине не видит себя в другом месте (кстати, по какой?) и в таком случае отсчет начинается снова.

Если же игрок дает понять, что контракт он переподписывать не будет, то у клуба есть еще максимум год, чтобы совершить сделку. В противном случае чем ближе окончание контракта, тем менее крепкими будут позиции клуба-продавца. Здесь необходимо спокойно принять неизбежность расставания и подойти к этому вопросу с холодной головой, то есть постараться получить в такой ситуации максимально возможную сумму за футболиста, а если включать эмоции и пытаться уговорить игрока остаться, это чаще всего ничем хорошим не заканчивается.

Впрочем, подписание нового контракта совершенно не обязательно привязывать к поступающим предложениям. Если речь идет о системообразущем молодом футболисте, клуб доволен, как игрок развивается и связывает с ним свое будущее, в таком случае переподписывать контракт с игроком стоит тогда, как станет ясно, что он заслуживает большего как в финансовом плане, так и в плане стабильности и определенности насчет своего будущего. Наиболее наглядными примерами ситуации, когда клуб пропустил момент продажи футболиста и в итоге остался в финансовом плане практически ни с чем, являются ситуации с Даниэлем Карвальо и Кейсуке Хондой.

Я никого не хочу этой фразой задеть, я лишь констатирую факт. Хотя, справедливости ради, стоить сказать, что я не знаю, были ли хоть какие-то предложения по бразильцу в то время, когда он был ведущим футболистом ЦСКА (2005 год). Знаю, что было конкретное предложение по Хонде от «Лацио» в 2012 году, однако клуб еще не вернул себе после длительного перерыва чемпионское звание и у руководства команды были определенные и довольно веские причины повременить с его продажей. За Хонду итальянский клуб предлагал 12 миллионов евро, ЦСКА его продавать отказался. Были ли конкретные предложения по Карвальо, когда он был на пике, мне неизвестно. О наших приключениях с трудоустройством бразильца, когда за него уже не предлагали ничего, я расскажу в одной из ближайших записей.

Сейчас в ЦСКА основным активом для продажи является Сейду Думбия. Он уже больше пяти лет в команде, здорово проявил себя в Лиге чемпионов и, возможно, его сегодняшняя цена уже вряд ли будет принципиально выше. Очень интересно, как клуб сработает в этой ситуации, и если все-таки произойдет продажа, то крайне сложно будет этого футболиста заменить, особенно зимой, когда клубы крайне неохотно расстаются со свомии лидерами, предпочитая совершать сделки в межсезонье. Там появляется гораздо больше времени для маневра (более длительное трансферное окно и возможность вписать новичка в игровые схемы во время предсезонных сборов).

Безусловно, если игрок еще молод, то высока вероятность, что в будущем он будет стоить дороже, чем предлагают сейчас. Но вы сможете заработать эти деньги только если сам футболист захочет остаться и будет мотивирован прогрессировать дальше.

Помимо уже обозначенных циклов, привязанных к контракту футболиста и стадии игрового развития, на которой футболист находится, также очень важно держать в голове и его медицинские показатели. Как бы ни был талантлив и полезен игрок, если он подвержен травмам, то каждая новая травма может стать для него последней.

Если говорить конкретно по цифрам, то я полагаю, что продажа футболиста, карьера которого в клубе развивалась по третьему сценарию, может считаться исключительно успешной, если игрок в итоге продан за сумму, больше чем в два раза превышающую его изначальную стоимость. Но все это крайне условно. Вполне успешным может считаться и трансфер футболиста, который был куплен за большие деньги и, несмотря на огромное количество предложений, провел в команде всю свою карьеру. Важно лишь быть готовым к любому развитию событий и понимать, что любой футболист в любой момент по той или иной причине захочет уйти.

Три выше перечисленных сценария описывают ситуацию, когда команда в покупке иностранца ищет долгосрочное усиление. Однако возможны и другого рода приобретения, которые направлены на решение совсем краткосрочных задач – например, подмена травмированного футболиста. Или когда команда берет опытного игрока в аренду, чтобы добиться определенного результата. Такого рода трансферы крайне редко позволяют потом на них заработать. И если клуб приобретает 33-летнего футболиста под конкретную задачу и добивается ее, то этого уже достаточно, чтобы трансфер считался успешным. Переход Лимы в «Локомотив» в 2004 году можно привести в качестве наглядного примера.

В следующих записях я расскажу о конкретных переговорах о продаже футболистов, в которых участвовал за время своей работы в ЦСКА, а также возьму на себя смелость проанализировать всех значимых иностранных игроков, которые перешли в ЦСКА за последние 10 лет. И порассуждаю, насколько выгодными они были для клуба с точки зрения выигранных титулов и заработанных на их продаже денег.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Виталий Тимкив, Илья Питалев, Алексей Филиппов

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты