Tribuna/Футбол/Блоги/FCDM1927/«Иваныч – топовый мужик». Игроки вспоминают Журавеля (победы над «Насьоналом», «Фиорентиной» и в финале Кубка)

«Иваныч – топовый мужик». Игроки вспоминают Журавеля (победы над «Насьоналом», «Фиорентиной» и в финале Кубка)

В составе минского «Динамо» на сегодняшний день выступают четыре футболиста, которые в разное время выступали под началом Владимира Ивановича. Каждый из них поделился своими воспоминаниями про этого великого человека.

Блог — FCDM1927
Автор — fcdm1927
18 ноября 2019, 15:50
2
«Иваныч – топовый мужик». Игроки вспоминают Журавеля (победы над «Насьоналом», «Фиорентиной» и в финале Кубка)

18 ноября 2018 года из жизни ушел Владимир Журавель – успешный тренер, многое сделавший для солигорского «Шахтера» и минского «Динамо», поучаствовавший в перерождении футбольного Бреста, а до того ставший одним из самых титулованных игроков в истории чемпионата Беларуси. В 47 лет его жизнь оборвало онкологическое заболевание.

Футболисты, знакомые с Журавелем, с теплотой вспоминают о совместной работе. Некоторые из них поделились своими историями с блогом минского «Динамо».

«Владимир Иванович ассоциируется с полным порядком»

Кирилл Вергейчик («Шахтер» – 2010, 2011, 2013 года).

– В 2010-м году, по сути, я еще был молодым дублером, но уже подтягивался в основной состав. Главным тренером в начале года был Эдуард Васильевич Малофеев, а уже позже команду доверили Владимиру Ивановичу, который был помощником главного. Каким помню его тогда? Очень интеллигентный, приятный человек, настоящий тренер. Да, для Журавеля это был первый опыт на должности главного тренера, но он буквально сразу же сумел завоевать доверие команды. Ко всем дублерам относился отлично, несмотря на то, что тогда у него реально кружилась голова от событий: все-таки впервые он работал главным и был максимально погружен в работу. Никогда в жизни язык не повернется что-то сказать плохое про него, а таких людей немного. Как с человеческой точки зрения, так и со спортивной – это был очень большой человек.

В том сезоне меня понемногу подпускали к основе, несколько раз лишь выходил на замену. Понятное дело, была основная обойма, и что-то менять не имело особого смысла, ведь работа, которую он проводил, была очень большой. Как к нему относились старшие футболисты? Конечно случалось всякое, бывали какие-то спорные моменты, но его действительно полюбили – это был тот тренер, за которого билась вся команда. Иваныч – просто топовый мужик.

В 2011 году в кубковом матче против «Волны» я впервые вышел в старте. Он вел себя спокойно, советовал не волноваться и просто выполнять свою работу. Было не просто, но мы победили, хоть и в дополнительное время. Кстати, в том матче я забил свой первый гол. Владимир Иванович нас не ругал, объяснял очень доходчиво, не орал никогда – все было очень интеллигентно и спокойно, ну а нам оставалось лишь это выполнять.

Потом была аренда, но это осознанный шаг. И он, и я это понимали тогда: в той команде шансов закрепиться было мало, а нужна была игровая практика. В 2013-м году я уже играл довольно стабильно в составе «Шахтера». Да, тогда мы опять стали вторыми. Как Журавель это переживал? Плохо, понятное дело. По ходу сезона мы дважды были в лидерах, имели приличный отрыв, но потом случались черные серии – и все. Разумеется, настроения были так себе, все всё понимали. Но тот БАТЭ действительно был в порядке. Тем не менее, весь этот негатив Иваныч старался держать в себе… Когда он переживал – по нему это было видно, но никогда эмоций он не выплескивал, команду берег от этого. Таким он был человеком.

После «Шахтера» не раз с ним пересекались, он всегда улыбался. Мы интересовались, как дела друг у друга, желали друг другу удачи. Владимир Иванович ассоциируется с полным порядком. У него никогда не было мелочей, все было по полочкам. Интеллигентный, спокойный человек. Победитель, да – он много чего выигрывал, будучи игроком. Очень жаль, что жизнь оборвалась так рано, ведь он был еще молодым тренером и все у него было впереди.

«Под конец сезона на тренировках у нас было упражнение под названием «Дикая дивизия»

Андрей Залеский («Динамо-Минск» – 2014 год)

– Начало работы с Владимиром Ивановичем, да и весь тот год, были интересными, запоминающимися и эмоциональными. Сезон, что провели под его руководством, остался в памяти у многих болельщиков и игроков. Сергей Васильевич Павлюкович представил нам его, тренерский штаб, и мы отправились на сборы. Чем они запомнились? Возможно, тем, что мы особо не бегали, все было в игровой форме, «через мяч», через игровые упражнения. Хватило ли нам «физухи»? Пожалуй, да, с этим проблем не было. Кстати, во время сборов произошел веселый случай. Я учился на шестом курсе в университете, и в январе нужно было сдавать экзамены, а у нас Турция, завершение сбора, заключительная игра, и я понимаю, что один экзамен пролетает мимо меня. Думаю про себя: «Да не, ну какое отпрашиваться? Потом сдам, через год. Новый тренер, нужно доказывать, нельзя выпадать и все такое...» Но меня родители «задушили», в итоге решился идти к Иванычу. Захожу в номер, он в очках, футбол смотрел. Ну объясняю, мол, так и так, такая ситуация. Он выслушал, говорит: «Ну давай что-нибудь придумаем». В итоге все разрешилось так: начальник команды взял мне билет на вечерний самолет, но я понимаю, что все очень впритык, могу не успеть... Что делает Иваныч? Мы проводим товарищеский матч, и он меня меняет на минуте 70-75-й, говорит, давай, езжай на свои экзамены. И я сразу с самолета в универ. Сдал.

До 2014-го два года провел в «Березе-2010», а затем с первого тура стал играть в основном составе минского «Динамо», Журавель доверял мне. В августе перестал играть, была серьезная конкуренция за место в составе, восстановился Молош, а я присел на лавку, но не заметил, что ко мне как-то изменилось отношение, оно осталось прежним, поэтому каких-то обид на Иваныча не было, только на себя.

Владимир Иванович всегда вел себя сдержанно, даже в трудные моменты, когда что-то не получалось, многое пропускал через себя. Не припомню, чтобы он переходил когда-либо на крик в адрес игроков, все происходило в корректной форме. Он построил хороший коллектив и атмосферу. У нас была одна из немногих команд, где дружили и хорошо общались все: футболисты, их жены. Между многими остались хорошие отношения, и семьи дружат до сих пор. Благодаря его тренерскому штабу и лидерам команды удалось создать такое.

Перед решающим матчем на Мадейре [против «Насьонала» в Лиге Европы-2014/15] Иваныч старался ограждать нас от лишнего нервоза. Что реально круто, так это то, что он никогда не подавал вида и старался держать все в себе, чтобы это не сказывалось на команде. В Португалии мы спокойно готовились, разбирали соперника. Да, важность момента осознавал каждый из нас, ведь на кону стояло историческое событие, но все равно Журавель сделал максимально спокойную атмосферу. Ну а после матча, конечно, была буря эмоций. Что говорил тогда, уже не вспомню, эмоции били через край. Такой заряд получили, что в следующей игре против «Нафтана» (а она состоялась через два дня) Николич аж 14 км пробежал – это очень прилично.

Под конец сезона на тренировках у нас было упражнение под названием «Дикая дивизия», когда команда делилась на две половины – старики и молодежь. Тогда и сам Иваныч выходил на поле. В порядке ли он был? Конечно, как говорится, опыт никуда не денется. В его действиях чувствовалось, насколько хорошо он видит игру, читает ее, что тут говорить – опыт.

Помню, уже по окончании того сезона, на командном ужине, он поблагодарил всех за работу, ведь на самом деле у нас был сложный и эмоциональный сезон, а его супруга, если я ничего не путаю, обронила такую фразу: «Спасибо, что живой»… Прошло 5 лет, а эти слова мне почему-то запомнились. В конце вечера, прощаясь с каждым, Иваныч, обращаясь ко мне, сказал: «Ну, я пошел. Зал, ты самый ответственный здесь, остаешься за старшего» …

Владимир Иванович – один из сильнейших тренеров Беларуси как по футбольным качествам, так и по человеческим. Это однозначно. Думаю, что нет ни одного человека, кто мог бы что-то плохое про него сказать. Замечательный человек, не верится до сих пор, что его уже с нами нет…

«Против «Фиорентины» мы играли за Иваныча. После финального свистка мы залетели в раздевалку и хором начали кричать: «ЖУ-РА-ВЕЛЬ!»

Сергей Игнатович («Динамо-Минск» – 2014 год)

– Первое впечатление о Владимире Ивановиче было такое: человечный, хороший, добрый и порядочный. Все знали, что он квалифицированный тренер, ведь до прихода в «Динамо» Журавель очень здорово поработал в «Шахтере», поэтому мы понимали, что вместе с ним сможем добиться хорошего результата, плюс тренерский штаб у него был сильный по всем позициям. Все это сразу же бросилось в глаза и стало понятно, что задачи у нас будут самые высокие.

С Иванычем мы очень много работали с мячом на сборах, он не любил простую беготню, много футбола у нас было, все через мяч. Тренер предпочитал умную, техничную игру, не любил, чтобы футболисты просто «бились» или «катились», особенно сзади – сразу это пресекал, а на тренировках даже запрещал бить сзади. Журавелю нравилась игра в одно-два касания, на это всегда и делался упор. Команда была довольна теми сборами. Да, где-то было трудно, но с большего все давалось довольно легко.

Разумеется, для вратарей главным человеком в команде был Саныч Приходько, а Иваныч никогда не вмешивался в нашу работу, все отдавал ему. А Саныч уже издевался над нами :). Сам же Владимир Иванович мог лишь подойти со стороны и с улыбкой посочувствовать нам. В игру же, в разборы, он никогда не вмешивался. Возможно, свое мнение он доносил до Приходько, но сам лично не позволял чего-то говорить нам.

Матч в Фуншале, пожалуй, один из самых памятных для нас, ведь случилось действительно историческое событие – выход команды в групповой этап Лиги Европы. После матча все выбежали на поле и первым делом полетели к Иванычу, подкидывать его. Он же был против, отнекивался, говорил, что это не его заслуга, но все равно Журавель полетел вверх. Но очень скромно он тогда себя вел после финального свистка, довольно спокойно поздравил и все. Он всегда умел здорово контролировать свои эмоции: держал все в себе, никогда не переходил на крик, общался очень умеренно. Как я сужу по себе – он относился ко всем с уважением: и к старикам, и к молодежи.

Перед заключительным матчем сезона во Флоренции, мы, пацаны, много общались между собой. Все понимали, что та встреча, по сути, ничего не решала в плане турнирной таблицы, но у нас был очень серьезный внутренний заряд – против «Фиорентины» мы играли за Иваныча. Все тогда сплотились и выиграли матч. Хорошо помню, как после финального свистка мы залетели в раздевалку и все вместе, хором, начали кричать: «ЖУ – РА – ВЕЛЬ!» Ох, тяжело, конечно, вспоминать это… Потом в раздевалку зашел Владимир Геннадьевич Япринцев, который поблагодарил нас за игру со словами: «Молодцы мужики, видно, что бились за своего тренера». Это было очень сильно, а Иваныч же как обычно вел себя очень скромно. Даже после той встречи мы надеялись, что его оставят, пацаны ходили к руководству, просили об этом… Но получилось по-другому.

Владимир Иванович дал мне шанс заиграть в «Динамо» тогда. Образно, при нем я начал играть. В серьезных играх он ставил меня в состав, несмотря на то что тогда за плечами практически не было опыта. Он не побоялся и доверился мне. За это хотелось бы еще раз сказать спасибо…

«Когда Журавель уходил зимой из «Динамо», он позвонил мне и рассказал о своем решении. Я просто не мог в это поверить»

Алексей Гаврилович («Динамо-Брест» – 2017 год).

– О Владимире Журавле всегда слышал очень хорошие отзывы, ничего негативного, поэтому мне реально было интересно поработать под его началом. Очень обрадовался после того, как узнал, что его назначили главным тренером брестского «Динамо», ждал встречи. Первое знакомство состоялось заочно: он только подписал контракт, у нас был отпуск, и Иваныч сам позвонил просто поговорить о команде. Очень легко прошла та беседа, и я сразу понял, что это невероятно положительный человек.

Хорошие сборы были у нас тогда, они пролетели незаметно, я даже не припомню похожих, ведь у него практически не было беговой работы, хотя были и серьезные нагрузочные дни. С капитанской повязкой я уже выходил на какие-то игры еще на сборах. На сборах не я один «капитанил», были разные люди, но на последнем сборе, по-моему, я уже стал полноправным капитаном. Насколько помню, это было именно решение Журавеля. Да, естественно, у нас довольно часто случались личные беседы по поводу команды, Иваныч советовался по каким-то моментам: тренировки, самочувствие. Помню, был случай, когда в день ответного полуфинального матча за Кубок Беларуси он подошел посоветоваться по поводу того, кого поставить мне в пару. Тогда у нас в центре обороны была связка Гаврилович-Аврамия, но он сказал, что хочет поставить мне в пару Лебедева, было у него какое-то свое предчувствие, и он интересовался моим мнением на этот счет.

Перед финалом Журавель вел себя спокойно. Это у нас были эмоции, в команде атмосфера была очень заряженной. Вообще же он не любил каких-то пламенных речей, всегда в этом плане был спокойным. Да, несколько раз случались серьезные разговоры, когда это действительно команде было необходимо, но даже в те моменты все было предельно корректно, без лишних эмоций. Он всегда говорил по делу. А что до финала, то, если помните, тогда вокруг команды и конкретно вокруг Владимира Ивановича ходило много слухов о его отставке, и они были частыми. Поэтому с мотивацией все было в порядке, вся команда стояла горой за Журавеля, мы не могли его подвести. И мы выиграли, но даже после этого он вел себя очень скромно, а когда его поздравляли, то старался уйти в сторону от этого, говорил, что это только заслуга игроков, просил не уделять ему внимания.

Не помню ни одного футболиста, к кому Иваныч не нашел бы подхода. Чего только не писали, что и с Торресом в команде конфликты, и с Милевским… Он со всеми находил общий язык, очень сильный психолог. Всегда знал, как и в какой ситуации себя повести с тем или иным футболистом: на кого-то можно было прикрикнуть, с кем-то повести себя спокойнее, кого-то лишний раз похвалить. Милевскому он очень доверял, а Артем, в свою очередь, чувствовал это и отвечал взаимностью. Даже в тех играх, где у него что-то не получалось, Журавель не трогал его сразу, ждал, пока остынет. Помню забавную историю, когда играли в Мозыре. После первого тайма мы «горели» 0:1, очень тяжелая игра была, ничего не получалось, жара. Он заходит в раздевалку:

 – Ну что, как самочувствие? Все ли готовы играть дальше? Миля, ты как?

Милевский, естественно, сразу же взорвался:

– В смысле Миля? Да чего сразу Милевский?! Я что, один в раздевалке???

– Понял.

И Иваныч уходит. Через пять минут возвращается:

– Успокоился?

– Да, успокоился.

Сразу нормально поговорили, обсудили игровые моменты и во втором тайме вышли, забили два и победили. Очень сильный психолог. Другой тренер на такую реакцию мог бы здорово завестись, а Журавель повел себя иначе. Милевский, к слову, его очень уважал.

Летом, пожалуй, случился пик всех этих слухов вокруг ухода Журавеля. Но даже в той ситуации он старался не подавать вида, что что-то происходит, хотя все читали СМИ, все видели, что там происходило. Но он пытался не придавать этому значения, да и мы не верили в эту ерунду, в команде не было чувства, что его могут скоро убрать. В этой ситуации он вел себя очень сильно, хотя Иваныч всегда все держал в себе.

Когда Журавель уходил зимой из «Динамо», он позвонил мне и рассказал о своем решении. Я просто не мог в это поверить, ведь мы выиграли Кубок, заняли четвертое место, вышли в четвертьфинал – лучший сезон на тот момент в истории клуба, хотя команда еще только строилась, не было того, что есть сейчас. Ему было очень тяжело, и я его понимаю, в Бресте было довольно непросто, ведь давление было со всех сторон: СМИ, руководство… А он все это настолько сглаживал, настолько держался спокойно, что я просто поражался. Он всегда был за команду, сумел сделать сплоченный коллектив, а все негативные моменты пропускал через себя, ограждая нас от этого.

Ужасный шок испытал, когда узнал ту страшную новость. Это просто невозможно описать словами. Я оцепенел, не мог поверить. Да, я знал о его болезни, но чтобы все настолько серьезно… Тяжело.

Весь тот год, что я провел вместе с ним – для меня это был лучший сезон. Во многих происходящих сейчас ситуациях я вспоминаю тот год, его поведение, как он реагировал на те или иные события. Время работы с Журавелем у меня стоит в особом ряду. Очень много разговоров помню, тренировок, каких-то личных моментов, я постоянно его вспоминаю. Людей с такими человеческими качествами я еще не встречал, Владимир Иванович был невероятным профессионалом. Невообразимо жаль, что он ушел так рано…

Теги: Сезон-2019

Другие посты блога

Пуйоль из Чижовки
5 декабря 2020, 23:51
Выбери гол года!
18 декабря 2019, 16:52
Все посты