Tribuna/Футзал/Блоги/Столичный мини-футбол/Захожу в перерыве в раздевалку, а там вся команда курит 😱

Захожу в перерыве в раздевалку, а там вся команда курит 😱

Большое интервью тренера вратарей «Столицы» Сергея Соколова про китайский и не только футзал, разъезды на полицейской машине, прощание с женской командой и лучшую в мире работу

Автор — Столица
11 ноября 2019, 13:46
Захожу в перерыве в раздевалку, а там вся команда курит 😱

Сергей Соколов – первый тренер вратарей в «Столице». Приехал из российской Суперлиги, но в Беларуси это его не первое появление. Раньше он работал в могилевском «Форте», а уехал из команды из-за ее распада. Сергей работал в китайском чемпионате, женской команде, в его биографии много крутых поворотов. Было бы странно не взять у него интервью и не задать много-много вопросов.

– Давай начнем сначала. Как ты оказался в футзале?

– Как и все дети, начал заниматься футболом во дворе. Я вырос в Глазове – это в Удмуртии. В начале нулевых у нас в городе был популярен мини-футбол, с 98-го года в городе появилась профессиональная команда, город живет футзалом и сейчас. А большого футбола не было вообще. Все дети шли в секцию футзала «Прогресс». Тогда команда еще играла в высшей лиге чемпионата России. Я пришел записаться на занятия, когда мне было девять лет.

– Почему встал в ворота?

– Начинал в поле, потом постепенно оказался в воротах. На тот момент из действующих вратарей мне нравился Сергей Овчинников. У меня до сих пор есть его майка, в ней играл года два. С четырнадцати лет меня уже начали подпускать к тренировкам основной команды. В то время я капитанил в дубле. А когда пошел в 11-й класс, надо было принимать решение – учеба или спорт.

– Что было дальше?

– Я выбрал московский ВУЗ физической культуры, где одним из направлений был мини-футбол. Почему такой выбор? Примерно с 13-ти лет у меня был свой блокнот, в который я записывал интересные упражнения. Мне всегда нравилась тренерская деятельность. У меня не было сомнений, какую профессию я хотел бы получить. Со второго курса в «Прогрессе» мне предложили летнюю стажировку и возможность поработать с детскими командами. А после я остался на целый сезон, учился дистанционно. С сезона-11/12 началась моя профессиональная деятельность: работал с ребятами 97-го года рождения плюс со всеми вратарями школы. Команда стала серебряным призером первенства России, а U-16 выиграли золото – там я работал с вратарями. Тот сезон был успешным для школы.

– Вспомни крутую историю из детства.

– В одном из сезонов меня привлекли к команде U-17. С ними у меня было четыре года разницы. Команда играла в первенстве России в высшей лиге – это главное соревнование среди юношей. До этого я провел игр пятнадцать по своему возрасту. Мой дебют за старших состоялся в Нижневартовске. Меня трясло, но я пытался настроиться. Там сильно слов для меня никто не подбирал. Буквально на первых минутах пропустил два гола, в итоге проиграли 1:5. Но для выхода в финальную часть нам нужно было выиграть две игры из трех, с чем мы и справились. В финале первенства мы стали вторыми.

– Расскажи про начало тренерской деятельности.

– Я был полон энтузиазма приступить к практической деятельности, получилось быстро и легко найти общий язык, подход к детям. Из той команды впоследствии двое мальчишек играли в командах Суперлиги. С Ваней Симоновым мы работали даже в двух командах: в «Прогрессе» и «БЛиКе».

– Не думал продолжить играть в футзал?

– На протяжении учебы в МГАФКе (Московская государственная академия физической культуры) я играл за сборную ВУЗа. Но начав обучение, я настолько проникся дисциплинами, которые нам преподавали. Понимал, что анатомия, физиология, теория и методика мини-футбола мне помогут овладеть профессией. Мне было интересно. Я погрузился в учебу, тренерскую деятельность и не видел себя я в другом.

– Какое любимое место в родном городе?

– Спортивный зал. Будучи ребенком, для меня всегда было магией зайти в тренерскую, посмотреть на медали и кубки. И по сей день, когда я приезжаю домой, первое место, которое посещаю – спортивный комплекс «Прогресс».

– Потом был опыт работы с «Прогрессом» в суперлиге.

– Когда в сезоне-12/13 «Прогресс» завоевал путевку в Суперлигу, я учился на четвертом курсе. Летом я также работал с вратарями мини-футбольной школы. В главную команду пришел новый главный тренер – Валерий Валерьевич Чугайнов. До Глазова он работал в «Газпром-ЮГРЕ», «ЦСКА». Он увидел, как я работал с детьми и предложил попробовать провести тренировку вратарей в команде мастеров. Мы согласовали конспект. После первой тренировки Валерий Валерьевич остался мной доволен. С командой я отработал подготовительный период сезона-13/14. В команде был только один вратарь моложе меня, все остальные лет на десять старше. Это был важный опыт. После мне нужно было доучиться последний пятый курс. Когда я окончил университет, мне предложили отработать полноценный сезон. Одним из вратарей той команды был Кирилл Цыпун, который сейчас выступает за херсонский «Продэксим» и национальную сборную Украины и приедет играть в Минск в Лиге чемпионов.

– Получается, что чаще ты моложе вратарей, с кем работаешь. Не давит?

– Понятно, что путь к сердцу футболиста сложнее, если я не стал известным вратарем. Я не играл в Суперлиге, но с течением времени, когда вратари видят в тебе профессионала, то возрастные рамки стираются.

– После «Прогресса» ты работал два сезона с женской командой. В чем отличия женского футзала от мужского?

– Ну, во-первых, здорово, что мировое футзальное сообщество уделяет повышенное внимание развитию женского футзала, уже проводятся континентальные первенства среди женщин в Европе, Азии, в Южной Америке, надеюсь, этот факт, в том числе, также будет способствовать включению футзала в Олимпийские игры.

Если говорить об отличиях, то с точки зрения техники и тактики наверно больших отличий нет, отличия в большей степени кроются, наверное, в психологический и физической подготовках.

– У тебя точно есть интересная история из женского футзала.

– Я работал в команде первой лиги «Сокол» из Москвы. В команде была футболистка Светлана Ковалева, сейчас ее больше знают как Свету Думич. Однажды она не попала в заявку на игру и очень расстроилась. Но я, конечно, объяснил свое решение. Она меня услышала, поняла, а к концу сезона Света уже выходила на поле с капитанской повязкой. Это правильная реакция на тренерские решения и рекомендации. К слову, по итогам сезона мы выиграли первенство России в своей зоне. Сейчас она занимается уличным фристайлом и активно ведет инстаграм.

– Когда поступило первое предложение из Беларуси, тяжело переживал расставание с целой командой девушек?

– Объяснил, что это часть футбольной жизни. Девчонки плакали, когда мы расставались. Я пришел на стадион, а там было человек 40-50 – все, с кем я работал, также были их родители и близкие. Это был очень трепетный момент.

А в Могилеве ждал новый вызов – нужно было с нуля создать детскую академию футзала, а также я стал помощником Сергея Сергеевича Задорожного в основной команде «Форте».

– Как создавал академию?

– В школу «Forte-Junior» мы начали набор юношей в команды U-8 и U-10, а также объявили отбор в молодежную команду клуба. Вместе с директором команды Асташко Дмитрием Евгеньевичем ходили по школам, раздавали визитки и приглашали на тренировки. В итоге, в конце сезона у нас школе занимались больше 70 детей. Отдельно благодарен Дмитрию Валерьевичу Шевчуку – президенту клуба. Он вкладывал свои средства, дети занимались полностью бесплатно, получали экипировку и ездили на соревнования. Сначала родители не верили, переспрашивали, почему все бесплатно. В конце сезона мы устроили большой турнир, на котором победила команда школы. Молодежная команда со второго круга играла в первенстве города, за что спасибо могилевской федерации футбола. Артем Бычков из молодежки подключался к играм в высшей лиге. Для школы и молодежной команды сезон был сверхуспешный.

– А что скажешь про выступление «Форте» в высшей лиге?

– Раньше команда не поднималась выше 11-го места, а в сезоне-17/18 закончили регулярку на пятой строчке. В четвертьфинале уступили в серии 1:2 оршанскому «Витэну». После сезона мы еще были все в Могилеве. У меня была предварительная договоренность с испанской «Барсой». Я отправил письмо с просьбой принять участие в стажировке в летнем кэмпе (лагере), куда привозят детей со всего мира. Я хотел посмотреть, как в Испании работают в детском футзале. С этой новостью я звонил генеральному директору «Форте», он не поднял телефон. А через два часа уже состоялось собрание, на котором объявили, что команда не примет участие в следующем сезоне.

Особые воспоминания – это могилевские болельщики, атмосфера на матчах. В октябре во дворце спорта «Уручье» на матчах Лиги чемпионов я испытал похожие эмоции. Когда уезжал из «Форте», было непросто…

– … и нужно было срочно искать новую работу.

– Мне позвонил нынешний главный тренер «Столицы» Евгений Николаевич Осинцев. Он искал в «БЛиК» тренера вратарей, и я долго не раздумывал.

– Сезон для «БЛиКа» был непростой?

– Команда до выхода в Суперлигу не имела профессионального статуса. Приехав с Евгением Николаевичем Осинцевым в Нефтеюганск (город, где играл «БЛиК»), мы обнаружили, что многое не соответствует статусу команды-участницы Суперлиги, и нужно было многое менять.

Мы с энтузиазмом включились в работу. У нас была достаточно молодая команда, которая в перспективе могла бы решать серьезные задачи. Для многих ребят сезон был дебютным в Суперлиге. Президент клуба озвучил задачу быть в тройке по итогам сезона.

Мы неплохо стартовали в сезоне, к октябрю мы были на шестой строчке. Потом проблемы с финансированием дали о себе знать. Постоянные задержки зарплаты, бытовые проблемы, уход в трансферное окно лидеров, и как итог команда спускалась все ниже и ниже в турнирной таблице, что не соответствовало амбициям президента клуба. В марте после игр с «Динамо-Самарой» нам объявили, что команду закрывают и она не доиграет сезон, на тот момент мы были девятыми и боролись за место в плей-офф.

– Смешная история из Нефтеюганска.

– Однажды говорил с одним из руководителей клуба. Он рассказывал, что был в Азии и знает, как тренируют настоящих ниндзя. В комнате нет окон, света тоже нет. В центре стоит ниндзя. Ему кидают платок, а он бьет по нему так, что платок наматывается на ногу. И говорит мне: «Вот так и ты, Сергей, свет в зале выключай, когда вратарей тренируешь, и бей им по воротам».

– После распада «БЛиКа» у тебя появилось крутое предложение из Китая.

– Не думал, что так бывает, но однажды в директ моего инстаграма пришло сообщение, человек представился президентом футзального клуба Суперлиги Китая – Snow Wolf – и предложил работать в команде. Но в январе у меня был действующий контракт с командой. После того, как «БЛиК» снялся с чемпионата, я собрал чемодан и полетел в Китай.

– Что за лига в Китае?

– Футзал в Китае, как и в целом в Азии, достаточно стремительно развивается, причем на всех уровнях – детский, женский, мужской.

На тот момент в лиге играли такие известные футболисты, как Сержиньо Паулиста, который выступал в испанском «Интер Мовистар», Хасан Заде – лучший иранский футзалист последних 5-6 лет. В одном из клубов работал Маркус Сорато – привел Бразилию к победе на чемпионате мира-2012.

В чемпионате 12 команд. Когда я приехал, Snow Wolf шли на восьмом месте. Команды играют в три круга: дома, в гостях, а еще параллельно шли игровые туры. В один город приезжают все команды и играют пару дней. Думаю, эту практику можно применить во многих чемпионатах. Интерес к футзалу точно будет расти.

Футзал своеобразный – практически нет быстрых атак. Команды атакуют позиционно, завершив атаку, спускаются на свою половину поля, такую же атаку проводит соперник. И так весь матч.

– Как тебя встретили в Китае?

– Сюрприз меня ждал уже в первый день. Мне сказали, что будет товарищеский матч. Есть немного времени, чтобы заехать в отель, а через час надо ехать на игру. Мы приезжаем в зал, и я вижу болельщиков с барабанами, народу полно. Увидел того самого Сорато, который тренировал команду соперников. Оказалось, игра официальная, а не товарищеская. Переводчик все напутал. Стал разминать вратаря, мы не выполнили и половины от стандартной разминки, а парень уже еле дышал. Когда я зашел в перерыве в раздевалку, вся команда сидела и курила. Президент команды, он же тренер, он же игрок, курил со всеми. Я кое как через переводчика донес информацию голкиперу. В итоге проиграли 2:7.

Если уже говорить про сигареты, то в Китае курят везде. Для них это норма. Даже во время матча в зале болельщики на трибунах курят.

У переводчика был слабый русский, как я понимал по внешней реакции вратарей, многие вещи он доносил некорректно. В итоге я записал и выучил около 30 китайских слов, которые были нужны для тренировок. И в основном работал с вратарями через сочетание китайского, простейших английских конструкций и самостоятельную демонстрацию упражнений.

– Думаю, на этом сюрпризы не закончились.

– Уже на следующий день меня повезли в зал на тренировку. На ней я увидел только двух вратарей и одного иранца. Он работал индивидуально на другой половине. Так мы работали несколько дней, потом я спросил у президента, что с остальными игроками. Оказалось, что он изучил таблицу, рассчитал, что одиннадцатая команда (вылетает в низшую лигу 11-я и 12-я команды) может приблизиться к нам на одно очко максимум и не обойдет в таблице. А значит, Snow Wolf сохранят прописку в лиге. И получается, что в целях экономии президент распустил команду, ребята приезжали только на игры.

– Иранцу было не скучно?

– В Китае он, как и другие иранцы, мог двигаться только с полицейскими. С нами в гостинице в соседнем номере жил полицейский, который возил игрока на тренировку и обратно на своей машине, иногда с мигалками. Пару раз на тренировку я ездил с ними.

– Что еще интересного случилось в Китае?

– Президент клуба говорил, что несколько раз нужно будет провести мастер-классы. На третий день меня повезли на такое мероприятие. Зал оказался в полтора раза больше стандартного, только построен, но внутри нет ничего: скамеек, ворот, инвентаря – ничего нет. На занятие привели десять детей пяти лет. Наверное, они никогда не видели русских. Родители снимали меня на телефон, а мы с переводчиком начали ругаться, что нет никаких условий для проведения тренировки. В итоге бутылки были фишками, а родители вместо штанг. Все двадцать минут обратной дороги я пихал переводчику, что приехал работать, а не развлекать китайцев.

– С чем никогда не смиришься в жизни китайца?

– Мое главное впечатление о китайцах, что их планы на день – поменять планы.

Наверное, еда. Даже со временем не все будешь есть. Китайцы почти не пьют кофе. На весь город населением примерно в 400 тысяч кофе я мог выпить в двух местах: KFC и одна кофейня.

Плюс сложно было привыкнуть к тренировочному процессу: одно тренировочное занятие длилось около часа, что, наверное, не очень продуктивно. С другой стороны, это дало мне много свободного времени, которое можно было посвятить на изучение новой для себя страны и культуры.

– После Китая ты уехал в Киргизию. Чем занимался там?

– В период работы в «БЛиКе», со мной связался Амиржан Абзалович Муканов – сейчас главный тренер национальной сборной Киргизии, а также главный человек, отвечающий за развитие футзала в стране. Мы общались с Амиржаном Абзаловичем относительно работы в «Форте», в частности, о детской академии. За время работы в «Forte-Junior» была разработана учебная программа подготовки юных мини-футболистов. По итогам диалога было решено на базе этой программы создать методическое пособие – поурочную программу тренировок юных мини-футболистов 6-10 лет, которая будет использоваться в качестве базовой методики подготовки детей, мини-футболистов, в республике Кыргызстан.

В июне в Кыргызстане проходили тренерские курсы, по итогам которых присваивали международную тренерскую лицензию, я был один из слушателей курса.

– Ты еще и методолог?

– Ну, это, наверное, очень громко сказано. Работая над Магистерской диссертацией, мой научный руководитель, профессор Левин Владимир Сергеевич, предложил в соавторстве сделать учебное пособие по тактике мини-футбола. Пособие включало в себя базовые аспекты индивидуальных, групповых и командных тактических действий как в атаке, так и в обороне. Тираж был около двухсот экземпляров, книг почти не осталось.

– Перед «Столицей» ты еще две недели провел в Таджикистане.

– Да, я принимал участие в подготовке команды чемпионов Таджикистана «Соро Компании» к играм Лиги чемпионов Азии. Вратарь команды Фируз Бекмуродов был у нас в «БЛиКе», но из-за проблем с заявкой он не остался в команде. Тренерский штаб команды (Пайрав Вохидов и Нодир Дусматов) вышел с предложением принять участие в подготовительном периоде команды к играм. Благодарен руководству клуба и тренерскому штабу за возможность работать с лучшими вратарями Таджикистана.

– С какими чувствами летел в Беларусь?

– За год в Беларуси я проникся страной и людьми. Было предчувствие, что вернусь сюда. Мама мне рассказала, что моя прабабушка родом из Барановичей. В 1918 году она уехала в Россию к моему прадеду. Из Могилева я ездил на родину прабабушки. Было символично, что правнук спустя 100 лет ступил на барановичскую землю. В этом точно есть что-то магическое. Поэтому для меня Беларусь не просто страна.

Рад возможности работать в «Столице». Клуб с серьезными задачами. Это известная в Европе и мире команда.

– А что скажешь про вратарей столичников?

– Все ребята очень высокого уровня. Моя задача, как тренера вратарей, чтобы ребята провели сезон на стабильно высоком уровне, и помогали команде решать поставленные перед ней задачи.

– Топ-3 голкиперов в мире?

– Поляков, Змысля и Лукша.

– Как любишь отдыхать от футзала?

– Мне не нужен отдых от футзала. Это то дело, которым я хотел бы заниматься всю жизнь. Когда бывает свободное время, думаю, я ничего необычного не скажу, люблю посидеть в кофейне, могу посмотреть кино, люблю читать, в основном это методическая литература или биографии известных личностей.

– Для русского парня ты очень скромный.

– Я бы так не сказал. Скорее профессия обязывает, влияет на поведение. Тренер несет определенную социальную ответственность. Я уважаю свою профессию.

– Что, если не футзал?

– Только футзал. Понятно, что это жизнь, и бывают различные ситуации, у меня был опыт работы преподавателем в ВУЗе физической культуры, мне это нравилось, поэтому я не исключаю возможности однажды снова прикоснуться к академической деятельности.

– Впереди элитный раунд Лиги чемпионов. Какие твои ожидания?

Лига чемпионов – это, наверное, два слова из детства, всегда было трепетно слушать гимн перед матчами. Мечта любого игрока и тренера – участие в таком турнире. Я благодарен судьбе, что могу прикоснуться к этому. Мы прошли основной раунд. Сейчас, наверное, представлять никого не надо: все соперники очень сильные. Нужно работать и трудиться, получать удовольствие.

Матчи элитного раунда Лиги чемпионов УЕФА с участием минской «Столицы» состоятся с 20 по 23 ноября. Игры пройдут во Дворце спорта «Уручье». Купить билеты на матчи «Столицы» против испанской «Барсы», украинского «Херсона» и чешской «Спарты Прага» можно здесь.

Фото: из личного архива, Столица, Алексей Северин

Автор: Алексей Северин

Другие посты блога

Все посты