Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Роналдиньо и Ривалдо поддерживают ультраправого на выборах. Напряглась даже «Барса»

Роналдиньо и Ривалдо поддерживают ультраправого на выборах. Напряглась даже «Барса»

Утверждение «Спорт вне политики» всегда было скорее мечтой, чем правдой.

Автор — Алесь Коваль
27 октября 2018, 18:46
8
Роналдиньо и Ривалдо поддерживают ультраправого на выборах. Напряглась даже «Барса»

Половина Бразилии ненавидит будущего президента.

Утверждение «Спорт вне политики» всегда было скорее мечтой, чем правдой. Сейчас это доказывает Бразилия: выборы президента раскололи страну, конфликт стремительно затягивает даже спортсменов и футбольные клубы. Виноват главный претендент на победу Жаир Болсонару.

Он мог стать президентом еще в первом туре 7 октября, но так и не преодолел рубеж в 50% голосов, набрав 46%. В это воскресенье пройдет второй тур: ультраправый Болсонару («Социал-либеральная партия») потолкается с Фернандо Аддадом («Партия трудящихся»), который называет себя наследником Лулы, руководившего страной с 2003-го по 2011-й (в 2018-м его приговорили к 12 годам тюрьмы за коррупцию).

Судя по опросам социологического центра Datafolha, Болсонару все-таки дожмет: его поддержат 58% избирателей. Проблема в том, что остальная часть населения буквально ненавидит кандидата и называет его местным Дональдом Трампом, а его сторонников – сумасшедшими.

Что не так с этим Болсонару?

Его обвиняют в сексизме, гомофобии и любви к диктатуре

Лозунг Болсонару: «Бразилия превыше всего, Господь превыше всех». Он выступает за традиционные семейные ценности, ужесточение иммиграционной политики, более свободный оборот оружия и возвращение смертной казни. Противники считают его дремучим политиком, который застрял в прошлом и не намерен меняться.

К нему четыре основные претензии.

1. Болсонару – сексист.  

В 2014-м он поспорил в конгрессе с депутатом Марией до Росарио. Она назвала его насильником, а Болсонару ответил: «Вас я бы никогда не изнасиловал, вы этого просто недостойны». А затем дополнил: «Просто она слишком уродлива». За несдержанность пришлось заплатить штраф в 2,5 тысячи долларов, но это никак на него не повлияло. Ранее он произнес: «У меня пятеро сыновей: четверо родились мужчинами, в последнем случае я дал слабину – и получилась женщина». По мнению Болсонару, поскольку мужчины не рожают и не берут декретный отпуск, они должны зарабатывать больше женщин.

Перед выборами в нескольких городах Бразилии прошли митинги под лозунгом «Только не он» («Ele Nao»), на которые, по данным организаторов, вышли не менее 200 тысяч человек (цифр от властей нет).

Инициатором акции стала группа в фейсбуке «Женщины, объединившиеся против Болсонару» («Mulheres Unidas Contra Bolsonaro»). Медиа O Estadão писало, что на пике страница собрала 3,8 миллиона участников. На движение обратили внимание селебрити: в инстаграме историю со словами поддержки запостила Мадонна. Правда, сын Болсонару Эдуарду посмеялся над группой и рассказал, что она возникла на месте другой – и якобы там уже был миллион подписчиков. Сейчас за «Женщинами, объединившимися против Болсонару» следят менее полутора миллионов человек.

2. Болсонару – расист.

В апреле 2018-го прокуратура обвинила его в разжигании ненависти. Болсонару смял законы, которые защищают исторические поселения, созданные беглыми рабами африканского происхождения: «Их жители не должны иметь даже прав на размножение». Позже Болсонару назвал темнокожих активистов «животными, которым необходимо вернуться в зоопарк».

В 2011-м он осуждал бразильскую певицу и актрису Прету Гил за бисексуальность. Когда они встретились на шоу CQC (Caiga Quien Caiga – «Любой может упасть»), получился такой диалог:

– И что вы будете делать, если ваш сын пригласит домой парня или темнокожую девушку?

– Не думаю, что такое случится, ведь у моих детей хорошее образование.

3. Болсонару – гомофоб.

Политик и не пытается этого скрыть: «Обойдемся без лицемерия. Я бы не смог полюбить ребенка-гомосексуалиста. Предпочту, чтобы мой сын погиб после несчастного случая, нежели стал геем».

В 2013-м британский актер, комик и открытый гей Стивен Фрай записал интервью с Болсонару. «Ваша культура отличается от нашей, – настаивал политик. – Ни один отец не будет гордиться тем, что его сын – гомосексуалист. Гордость? Счастье? Никогда. Послушай, должен быть какой-то нравственный ориентир в твоей жизни. Гей-активисты хотят дойти до наших детей, чтобы превратить их в гомосексуалистов для удовлетворения сексуальных потребностей в будущем. <...> Вы же не любите талибан (радикальное исламистское движение, действующее в Афганистане и Пакистане – Sports.ru)? Вот и мы в Бразилии не любим геев».

4. Болсонару – за диктатуру.

Болсонару служил в армии, когда Бразилией с 1964-го по 1985-й правили военные. В 1988-м он вышел в отставку в звании капитана, через два года стал депутатом парламента и сразу подчеркнул: «Я за диктатуру. Мы никогда не решим серьезных национальных проблем с этой безответственной демократией». Единственный недостаток диктатуры, по мнению Болсонару, – в том, что «людей пытали, но не убивали».

Так почему за него так активно голосуют?

В Бразилии в первую очередь называют две причины: Болсонару решительно обещает задушить коррупцию и начать жесткую борьбу с преступностью. «Они оправдывают свои ошибки, они навешивают ярлыки, они фиксируются на слове «диктатура», а тем временем более 14 миллионов человек – без работы, каждый год – 60 тысяч убийств и 50 тысяч изнасилований. Вот что волнует людей!» – написал он в твиттере перед первым туром выборов.

«Речь Болсонару содержательно очень недемократична, – говорит социолог Эстер Солано, автор книги «Ненависть как политика». – Но его стилистика – фольклорна и легка. Поэтому люди заходят в соцсети, делятся его выступлениями и пишут: вот кандидат, который говорит честно, без сценария, просто как думает. Кажется, что у Болсонару нет четкого плана, и в этом его преимущество».

«Болсонару в каждой речи подчеркивает религиозность, – отмечает кандидат политических наук из университета Сан-Паулу Анибаль Хаим. – Ни один кандидат не защищает христианские ценности в духе Болсонару, и эта резкость многим нравится». Доктор социологии Оксфордского университета Селсу Де Баррос считает, что популярность Болсонару держится на стремлении мужчин приблизиться к политику, который позиционирует себя настоящим мачо: «Он, как и многие другие правые кандидаты, имеет большую поддержку от мужчин. Такой разницы в истории Бразилии не было никогда (центр статистики Ibope показал, что в первом туре Болсонару поддержали 36% голосовавших мужчин и только 18% женщин – Sports.ru»).

Сейчас Болсонару не участвует в дебатах и телешоу, потому что 6 сентября на него было совершено покушение: на встрече с избирателями в городе Жуиз-ди-Фора (юго-восток страны) мужчина ранил его ножом в живот. Полиция задержала 40-летнего Аделиу Биспу ди Оливейру, который сказал, что нападение вызвано личными мотивами, которые полиция просто не поймет.

Болсонару сделали две операции, он уверенно поправляется.  

В Бразилии за Болсонару агитируют футболисты. Против него – фанаты

Когда страна разделилась на поклонников и врагов Болсонару, спорт молчать не мог. Главный конфликт связан с «Палмейрасом» – одним из крупнейших клубов страны, за который болеет сам Болсонару. Полузащитник команды Фелипе Мело (вы его помните по огромной коллекции красных карточек в «Ювентусе») посвятил политику гол и назвал его «будущим президентом», а часть фанатов распевала в его честь гомофобные песни. В Бразилии Мело ездит на машине с бронированным корпусом и стеклами; он говорит, что после 12-летней командировки в Европу не чувствует себя в родной стране в безопасности и опасается за семью.

Крупнейший таблоид Аргентины Clarín опубликовал текст, где обвинил «Палмейрас» в исторических связях с фашистами и открытой поддержке Болсонару на выборах. Клуб мгновенно возразил: «<...> Фелипе высказал свою точку зрения, к нам она не имеет отношения. Группа фанатов, которая распевала гомофобные песни, – это не все наши болельщики. Их намного больше, и у них разные взгляды».

Болсонару безгранично популярен среди бразильских футболистов. «В нашем мире есть насилие и много других кошмарных вещей, – рассуждал лучший бомбардир «Гояса» и серии Б Лукао. – Внезапно появляется сильный человек с четкой позицией. Он настоящий патриот, вырос в хорошей семье. Политик с таким мышлением, истинный консерватор, подойдет нам сейчас».

Полузащитник «Атлетико Паранаэнсе» Карлос Альберто написал в сторис инстаграма:«Я Болсонару!». Бывший игрок «Фламенго» Эдерсон написал, что Болсонару «станет еще сильнее, чтобы спасти Бразилию от коррупции».

Самую шумную акцию поддержки выдумал «Атлетико Паранаэнсе»: в матче против «Америка Минейро» за день до первого тура выборов 9 игроков стартового состава вышли на поле в желтых футболках с фразой из кампании Болсонару: «Давайте все вместе – ради Бразилии». Один из тех, кто отказался надевать футболку с лозунгом и натянул клубную олимпийку, – 35-летний защитник Пауло Андре. На партнеров он не обиделся: «Это ничего не меняет. Я люблю демократию и точно могу назвать себя свободным парнем. Когда у кого-то есть лучший аргумент, я легко с человеком соглашусь». Клуб не согласовал перфоманс с федерацией футбола и получил штраф на 70 тысяч долларов.

16 сентября произошел другой шумный эпизод: в матче «Крузейро» – «Атлетико» Минейро фанаты гостей кричали хозяевам: «Приготовьтесь, Болсонару собирается убить всех педиков».

Против Болсонару открыто выступили левые группировки крупнейших фанатских движений. Они подписали «Манифест приверженцев демократии», с которым в общей сложности согласились 69 различных фанатских организаций и объединений. В документе говорится, что «Болсонару – угроза для наследия Бразилии». Манифест уже передали главному сопернику политика Фернандо Аддаду. «Мы хотим, чтобы вы вырвались вперед и стали президентом, – сказал на встрече легендарный игрок «Коринтианс» 1970-х и начала 80-х Владимир. – Одно дело – иметь правителя, с которым вы можете поговорить, другое – человека, который хочет вас убить».

Несколько фрагментов заявлений фанатов.

«Палмейрас»:

«Наш клуб был основан 26 августа 1914 года рабочими-иммигрантами и быстро стал одним из популярнейших в Сан-Паулу. В 1942-м, под давлением правительства во время Второй мировой войны, клуб изменил название на Sociedade Esportiva Palmeiras. Несмотря на ксенофобские нападения, которые преследовали команду из-за иммигрантского происхождения, «Палмейрас» уже отлично знали и уважали. Исторические причины мотивируют нас выступить против нарастающей фашистской волны и ее гнусных правил. Да, мы поддерживаем демократию и плюрализм мнений, но не намерены мириться с угрозами демократическим институтам, проявлениями расизма, ксенофобии, сексизма и гомофобии».

«Фламенго»:

«За наш клуб болеют самые разные люди: мужчины и женщины, белые и черные, молодые и взрослые, бедные и богатые. Мы представляем бразильский народ и считаем, что любое предвзятое заявление, сделанное Болсонару и его заместителем, – абсолютно неприемлемо. Нас оскорбляют их неуважительные и шутливые реплики про огромную часть населения, ведь они касаются и фанатов «Фламенго» – самой большой группы болельщиков в Рио де Жанейро и во всей Бразилии».

«Интернасьонал»:

«На этих выборах есть кандидаты самых разных политических взглядов и происхождений: левые и правые, либералы и консерваторы, представители рабочих и буржуазии. Мы убеждены, что Бразилия должна двигаться в сторону демократии. Однако лидер голосования, господин Болсонару, повторяется в предвзятых заявлениях и демонстрирует полное неприятие демократических принципов. Исторически за «Интернасьонал» болеют и играют разные люди – среди них много темнокожих. Кроме того, наш клуб несколько лет после основания играл в районе черного большинства и вблизи общин киломболо (их создавали потомки афро-бразильских рабов, которые сбегали с рабских плантаций – существовали в Бразилии до 1888 года – Sports.ru). Поэтому, оглядываясь на свою историю, мы заявляем: ни одного голоса Болсонару!».

«Гремио»:

«Мы гордимся, что наш гимн писал один из величайших поэтов бразильской народной музыки, он был темнокожим (речь о Лупицинио Родригесе, культовом бразильском композиторе – Sports.ru). Мы гордимся звездами на нашей эмблеме, одна из них посвящена трехкратному чемпиону мира, который преждевременно покинул нас – и он тоже темнокожий (в 1970-х легенда клуба, 30-летний Эвералдо, разбился в автокатастрофе – Sports.ru). Мы также гордимся борьбой народов против дискриминации и фашизма. Мы враги фашизма и нацизма. Мы никогда не забудем Матч смерти между киевским «Динамо» и командой фашистской армии.

Чтобы Бразилия не нырнула в море отсталости:

Мы не признаем кандидата-фашиста!

Мы не признаем кандидата-расиста!

Мы не признаем кандидата-женоненавистника!

Мы не признаем кандидата-мачо!

Мы не допускаем кандидата-гомофоба!

Мы не признаем кандидата-ксенофоба!»

Болсонару поддерживают Ривалдо и Кафу. Роналдиньо из-за политика поругался с «Барсой»

Имя Болсонару быстро узнали в Европе. Сначала за него вступился Лукас Моура, который 10 сентября устроил баттл с подписчиками в твиттере. Вот пара реплик полузащитника «Тоттенхэма»:

• «Вы ошибаетесь, потому что Болсонару никогда не говорил, что собирается убить всех. Если бы он был расистом, его бы арестовали. Не вижу ваших аргументов, честно говоря».

• «Он попадет в ад? Лучше побеспокойтесь о себе и впредь будьте осторожны с такими высказываниями».

• «Мне не кажется, что Болсонару все время говорит одно и то же – никакой схожести. И почему это мне нельзя высказываться? Я бразилец, и я переживаю за свою страну».

Моура вполне мог продолжить схватку, но, как пишут английские медиа, его остудил «Тоттенхэм»: боссов напрягала политическая активность игрока.

Позже о теплом отношении к политику рассказали иконы бразильского футбола – Ривалдо и Кафу. «Капитан пентакампеонов проголосует за Болсонару», – нескромно сказал Кафу на бразильском ТВ. Ривалдо подошел к делу серьезнее и за день до выборов объяснил позицию в инстаграме: «Реальные проблемы в Бразилии: экономический кризис, безработица, насилие, пробелы в здравоохранении, образовании, а еще коррупция. Но что мы обсуждаем? Гендерную идеологию, женоненавистничество и расизм. Поймите одно: ваш голос выберет президента, а не отца». Запись собрала 126 тысяч лайков и более 6 тысяч комментариев – в десятки раз больше, чем было в соседних постах.

Вскоре бразильские выборы рассорили «Барселону» и легенду клуба Роналдиньо. Он тоже воспользовался инстаграмом: «Для лучшей Бразилии я желаю мира, безопасности и того, кто дарит нам радость. Я живу в Бразилии и хочу пожелать лучшую Бразилию для всех».

Пост набрал почти 107 тысяч комментариев и больше 2 миллионов лайков. На фотографии волшебник неслучайно стоит в футболке с номером 17: напротив этого числа в бюллетене находилась фамилия Болсонару.

Роналдиньо и Ривалдо получают деньги от «Барселоны» как глобальные послы клуба: оба ходят на важные и не очень мероприятия и участвуют в благотворительных акциях. Клуб пропустил заявление Ривалдо, но схватился за слова Роналдиньо. «Понятно, что наши демократические идеалы не совпадают с тем, что мы слышали от этого кандидата [Болсонару], – сказал представитель «Барселоны» Хосеп Вивас. – Однако мы уважаем мнение каждого, и позиция игрока нам также важна. Роналдиньо имеет право на свободу выражения. Это наша позиция по вопросу. При этом мы будем внимательно следить за тем, как эта история развивается. Сейчас мы не приняли решение, но обеспокоены возможными последствиями для клуба».

По данным каталонского медиа Sport, «Барса» решила притормозить сотрудничество с бразильцем, но официальных заявлений клуб так и не сделал. Marca писала, что пост Роналдиньо оценили Неймар и Габи Жесус, но, видимо, игроки перестраховались: их лайков под записью сейчас нет. Позиция Роналдиньо и Ривалдо огорчила министра штрафных ударов Жуниньо Пернамбукано: «Я сильно расстраиваюсь, когда вижу, что бывшие или действующие игроки поддерживают этого человека», – сказал он El Pais.

«Игроки всегда были отрезаны от общества, как будто социальные и экономические проблемы не затрагивают их напрямую, – рассуждал социолог и историк университета Сан-Паулу Марсель Тонини. – Если исходить из этого, любую политическую позицию можно рассматривать как позитивное явление».

В последний раз бразильские футболисты так массово погружались в политику в 1980-х, когда во времена военной диктатуры Сократес возглавил движение коринтианской демократии – уникального маленького демократического общества, где голос уборщицы или массажиста был равен голосу главной звезды. Сократес мечтал, что вся Бразилия эволюционирует через футбол, но ничего не получилось – о его философии вы можете узнать больше из нашего недавнего материала.

Продолжения истории с Болсонару ждем уже в воскресенье и понедельник. Второй тур бразильских выборов обязательно напомнит: спорт и политика сильно взаимосвязаны.

Фото: globallookpress.com/Cris Faga, Agencia Estado, Marcelo Chello, Paulo Lopes, Omar de Oliveira; atleticoparanaense.com; Twitter/_felipemelo_; internacional.com.br; Instagram/lucasmoura7

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты