Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Что случилось с королем Ла Масии, который играл как Месси и затмевал Хави

Что случилось с королем Ла Масии, который играл как Месси и затмевал Хави

История Марио Росаса.

Автор — Алесь Коваль
7 мая 2019, 12:46
1
Что случилось с королем Ла Масии, который играл как Месси и затмевал Хави

История Марио Росаса.

«Те, кто постоянно ходил на «Барсу B» в 1998 году, привыкли следить за 10-м номером. В той команде играли Пуйоль и Хави, но самым узнаваемым был Марио Росас. В его азартной игре сохранилось очарование уличного футбола», – описывал редактор Sport.es Дидак Пейрет.

Росас был гениален. Техничный, ловкий, он тонко чувствовал игру и разрезал любую оборону. У него был дриблинг, удар и даже скорость, которой часто не хватает дирижерам из Ла Масии.

Марио шикарно вписывался в каталонский стиль, легко двигался по полю и классно держал мяч в коротком перепасе. Он был создан для «Барсы», а она для него. Росас дебютировал в основе раньше Хави и должен был стать звездой. Легко представляется, как он поднимает Кубок чемпионов после тонкого ассиста на Лео Месси.

Не верите, что неизвестный андалузский парень уделывал великих ровесников, на которых держалась пугающе красивая «Барселона» Хосепа? Послушайте Хави:

«В «Барсе» был еще один Иньеста – Марио Росас. Если бы вы увидели его игру в 15, 16 или 17 лет, то сказали бы: «Когда этот парень сыграет за первую команду, «Камп Ноу» будет загипнотизирован». Честное слово, он был смесью Лаудрупа и Месси.

Росас владел обеими ногами, дриблингом… У него было все, и он все потерял. Это шокировало меня. Возможно, ему не хватило профессионализма или характера – мы никогда не узнаем этого».

Но мы все-таки разберемся.

Хави играл опорника, Пуйоль был справа в полузащите, а Росас божил под нападающими

В то время в «Барсе» ставили 3-4-3, и Марио играл под нападающими. Его тренировал Жоан Вила – соратник Кройффа, один из тех, кто заложил теоретические основы каталонского стиля.

Правда, стиль и сам Вила поначалу стали для талантливого подростка кошмаром. В Ла Масии играли в быстрый короткий пас, много двигались и не давали мячу застояться в зоне, но особенно мешала фирменная горизонтальность: Росас болел за «Реал» и тянулся к резкой вертикальной игре.

«Я играл впереди, отвечал за голы и ассисты, а Хави больше думал о том, как сохранить мяч, и часто пасовал назад, – рассказал Росас. – Я злился на него, потому что не всегда получал передачи».

Марио бунтовал, ругался, бесился от постоянных поправок тренера. Но все-таки сломал себя. Через пару лет на его игре можно было ставить каталонское клеймо: он уходил от прессинга до приема мяча и легко набивал топовую статистику передач.

Но в Марио Росасе скрывалось больше, чем в рядовом солдате каталонского стиля. В командах Ла Масии и потом в «Барселоне В» он был тем, кем Месси стал для Гвардиолы. Дриблинг, скорость, удар с обеих ног и не до конца убитая тяга к обострению сделали из него грозную голевую машину. Когда перепас упирался в надежный автобус, Марио в одиночку взрывал игру и делал результат.

При этом он одинаково хорошо угрожал с обоих флангов, играл в центре и глубже Месси. Иногда Марио просто забывал про пас: на скорости пролетал середину поля, обыгрывал двух-трех соперников и дриблингом выводил команду сразу к штрафной. Этим он напоминал Микаэля Лаудрупа, который задолго до Иньесты разбрасывал всех перекладываниями с ноги на ногу.

В 97-м Марио Росас заиграл в «Барселоне В», которая тоже использовала 3-4-3. Слева в ромбе бегал Габри, справа неожиданно Карлес Пуйоль (защитником он стал позднее), а в опорной зоне блистал Хави. Одноклубники тоже притягивали внимание мощным потенциалом, но Росас был настоящим магнитом для болельщиков. В первом сезоне он забил 19 голов и стал лучшим бомбардиром III группы сегунды В.

Луи ван Гал сразу отметил мелких 17-летних брюнетов, которые держали центр поля в страхе. Росас попал в первую команду и заиграл в конце сезона-1997/98, когда «Барса» Фигу и Клюйверта уже обеспечила чемпионство. Дебют Росаса испортила «Саламанка»: вышла вперед еще в первом тайме, и ван Гал заменил новичка в перерыве.

167-сантиметровый Марио Росас был прообразом будущих испанских звезд: худой и невысокий, но очень техничный, мобильный и умный. Они с Хави стали первыми успешными опытами блестящей школы, которая подарила футболу Давида Сильву, Иньесту и Санти Касорлу.

Через 16 лет Марио закончил карьеру в терсере – четвертой по силе испанской лиги.

Росас должен был стать звездой, но наделал кучу ошибок и не тянул в защите

После «Саламанки» Росас ни разу не сыграл за главную команду – ван Гал доверял ему, но подвинуть Клюйверта, Ривалдо и Фигу было нереально. Марио совсем потерялся, когда «Барса» перешла на 4-3-3 без классических плеймейкеров. В то время считали, что центральные полузащитники в такой схеме должны быть носорогами, поэтому художника отправили в атаку.

«Мне встречались тренеры, которые говорили, что без физики я бесполезен. Нельзя отказываться от небольших игроков – Хави доказал это. Благодаря ему все хотят Касорлу, Иньесту и Давида Сильву, а раньше креативные слабаки вроде меня ничего не стоили», – вспоминал Марио в 2015-м.

Ван Гал повторял об обучении, но юноша не слушал: «Я был звездой Ла Масии и «Барселоны B», мне не хватило терпения подождать». Росас ушел в «Алавес» и скоро понял – зря. Тепличный гений Ла Масии выпустился в реальный мир. В нем существовала защита, игра в отборе и прочие вещи, о которых Росас вообще не слышал. От Марио не было толку в обороне середняка, он почти не выходил на поле. Планы блеснуть в провинции и триумфально вернуться в Каталонию разбились о жесткую реальность: место в запасе и ноль звонков из «Барсы».

«Воспитанникам Ла Масии сложно в других командах. Уходя из «Барсы», я мечтал о классном футболе, игре в пас, работе с мячом. Но скоро понял, что в других клубах защищаются намного больше, постоянно борются и прессингуют, и если вы этого не умеете, то не заиграете на высоком уровне. Я сам виноват, что не был готов к такой игре», – объяснял Марио в конце карьеры.

Росас первый слева в нижнем ряду

Марио бесила скамейка, раздражало, что на поле выходят игроки хуже, но окончательно вынесло нежелание продавать его. У воспитанника «Барсы» все было схвачено в «Рекреативо»: Росас договорился о хорошем контракте, видел реальные перспективы в старте, но боссы «Алавеса» предсказуемо холодно восприняли переговоры за спиной. Марио отлучили от тренировок с основой, и это чуть не сломало его: «Я хотел закончить карьеру, почти потерял желание играть».

Дальше было не лучше. Росас попробовал в «Саламанке», но в сегунде пахали еще больше, чем в планктоне Ла Лиги. Потом уехал за океан и не вписался в американскую рабочую этику: Росас привык к семейной атмосфере с вечными шутками Хави, а в «Метростарз» (нынешний «Нью-Йорк Ред Буллз») игроки мало общались даже на тренировках. После предсезонки вернулся в Испанию и через несколько лет заиграл в сегунде за «Кастельон».

В скромном клубе к Росасу, однажды сыгравшему за «Барсу», относились как к предпенсионной звезде, хотя ему еще не было тридцати. Марио исполнял штрафные и редко отрабатывал в обороне, в сезоне-2008/09 забил 10 голов и еще верил, что взорвет Ла Лигу. Он избавился от лишней дерзости и вписался в ритм слабаков: «В молодости я всегда старался сыграть острее, отдать идеальный пас, но теперь понял, что на определенных участках поля такие вещи запрещены – рискуешь нарваться на контратаку».

Не получилось. Марио винил только себя:

«У меня не было нынешнего опыта и мудрости, в то время мои решения казались правильными. Теперь я все сделал бы по-другому, но ни о чем не жалею».

На самом деле ему ничего не мешало. Марио не мучился от регулярных серьезных травм, как Куэнка. Не тусил и не злил тренеров непрофессионализмом. Редко конфликтовал.

Да, столкнулся с проблемами вне Барсы: в то время даже в Испании слабые клубы редко ставили на умный пас и контроль и вместо этого требовали физику в центре поля. Каталонская школа действительно не вписывалась в формат, но таланты масштаба Марио не пропадали настолько бесполезно. Даже Де Ла Пенья пробился, хотя не превосходил Росаса силой и уступал в скорости и таланте (уровень одаренности оценивал Хави).

Марио просто не хватило характера. Он несколько раз обжегся на неудачных трансферах, нервно дернулся в США и нигде не принял главного: чтобы заиграть в Ла Лиге, надо меняться.

***

Марио Росас завершил карьеру в 2014-м. Он сменил 13 клубов за 16 лет, поиграл в Азербайджане и потренировался в США. Один тайм за «Барсу» стал высшей точкой карьеры игрока, который шокировал скиллами самого Хави. В 2015-м он стал детским тренером, а сейчас возглавляет «Новельду» из терсеры.

Талант поставил Росаса в поул-позишн, но на всю дистанцию его не хватило – а ничего другого у Марио не было.

 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты