Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/«Шахтер» сыграет против одного из лучших защитников Серии А. Он рос в наркорайоне и выбирал между футболом и мафией

«Шахтер» сыграет против одного из лучших защитников Серии А. Он рос в наркорайоне и выбирал между футболом и мафией

Армандо Иццо вернулся после дисквалификации за договорняки для каморры.

Автор — Tribuna.com
2 августа 2019, 16:03
8
«Шахтер» сыграет против одного из лучших защитников Серии А. Он рос в наркорайоне и выбирал между футболом и мафией

История Армандо Иццо, который вернулся после дисквалификации за договорняки для каморры.

«Шахтер» в третьем раунде отбора Лиги Европы сыграет с «Торино», который в двух матчах не оставил шансов венгерскому «Дебрецену» (3:0, 4:1). В команде Вальтер Мадзарри достаточно известных имен: Сальваторе Сиригу (экс-ПСЖ), Кристиан Ансальди (экс-«Зенит», «Атлетико», «Интер»), Николя Нкулу (экс-«Лион» и «Марсель»), Андреа Белотти (один из лучших снайперов Серии А) и Симоне Дзадза (бывший игрок «Ювентуса», «Валенсии» и автор легендарного пенальти).

27-летний Армандо Иццо – против «Дебрецена» провел оба матча и забил один гол – вряд ли известен тем, кто не интересуется чемпионатом Италии, но в «Торино» именно он является лидером и главным в защите. Расскажем историю парня, который прошел очень тернистый путь до дебюта в сборной Италии и статуса одно из лучших дэфов Серии А. 

***

В июле 2018-го Иццо прилетел из «Дженоа» в Турин, и его встретили как звезду: сотни болельщиков приняли загорелого итальянца за Криштиану.

Близнецы уже сыграли друг против друга в обоих дерби сезона. После первой игры Tuttosport назвала Иццо «стеной». После второй La Stampa пожаловалась на магнит в ногах защитника: Армандо сделал 9 перехватов и прервал около 20 атак. Роналду проиграл итальянцу все единоборства, избегал его и атаковал-забивал через зоны других защитников.

«Торино» повезло: Иццо стоил в десять раз меньше Криша и повлиял на команду намного позитивнее. Новичок сходу освоился в незнакомом клубе, управляет защитниками и вместе с Ринконом командует в раздевалке. Армандо стал несущей стеной команды, которая попала в еврокубки (правда, благодаря дисквалификации «Милана») и пропустила на 12 голов меньше, чем в прошлом году.

«В «Торино» много иностранцев и молодежи, поэтому нам нужен был Иццо, – объясняет главный тренер Вальтер Мадзарри. – Он понимает, чего я хочу, и воплощает идентичность клуба. Он лидер, человек с характером, поэтому нам не хватает Армандо, если он пропускает матч. Он ключевой игрок – именно тот, кто нужен команде».

Иццо рано потерял отца, бросил футбол и работал, но все равно связался с мафией

Лидерские качество в Иццо воспитало сложное детство, а на топ-уровень его вывел Вальтер Мадзарри. Когда 10 лет назад тренер возвращал величие «Наполи» и разыскивал мастера для игры в три защитника, центрбек играл в неаполитанской молодежке. Мадзарри первым разглядел в Иццо будущего топа и купил ему нормальные бутсы.

До этого Иццо играл в обуви на три размера больше. Сегодня эта история кажется идеальной метафорой его жизни: ему всегда приходилось быть больше, чем на самом деле.

«Отец работал по 18 часов в сутки, чтобы обеспечить нам почти нормальную жизнь, но лейкемия забрала его всего за два месяца. Ему было 29 лет, матери – 27, а мне – 10, – вспоминал Иццо. – Умирая, он держал на руках трех моих младших братьев, а я стоял у двери и сдерживал слезы. Папа издали кивнул мне: я стал главой семьи».

Армандо рос в Скампии, северном пригороде Неаполя и заодно главном наркорайоне Европы. Вечером во дворах открываются хорошо укрепленные точки, появляются очереди из наркоманов и охрана из крепких парней на мотоциклах – торговля летит и легко задвигает модельный Милан: каждая неделя приносит миллионы евро. В сердце страшного мира возвышаются семь дворцов и дома-паруса – огромные высотки с лабиринтами и потайными ходами, набитые каморристами.

В 2004-м в Скампии началась война между кланом Ди Лауро (семья, которая исторически держит район) и альянсом местных дилеров (договор нарушили они, поэтому их назвали Отступниками). По утрам под мостами находили новые трупы, но мафиозная жизнь оставалась привлекательной для подростков: на мертвых была брендовая одежда, дорогие украшения, а живые водили классные тачки и сохраняли хороший цвет лица. Примерно в это же время 12-летний Иццо бросил футбол и подрабатывал разносчиком воды, чтобы прокормить семью. Как и многие, мафии он завидовал.

Но у него, в отличие от большинства, был другой выход. В 13 лет Иццо попал на глаза Джузеппе Санторо, директору академии «Наполи». В этом возрасте неаполитанские мальчишки начинают карьеру в каморре стоянием на шухере, так что подростку предстоял сложный выбор, а «Наполи» – серьезная трансферная конкуренция. Клубу помогла настойчивость.

«Без зарплаты отца мы стали нищими. Многие месяцы я ужинал хлебом и молоком, – рассказывал Иццо в интервью Gazzetta dello Sport. – Нам никто не помогал, так что я бросил все и пошел на работу. В футбол я вернулся лишь потому, что «Наполи» постоянно звонил мне. Мой успех был чудом – не будь его, мы все оказались бы в каморре. Ей всегда нужны люди».

В Неаполе говорят, что двумя раями насладиться невозможно. В 2014-м Иццо играл в серии B за «Авеллино» («Наполи» продал его, хотя в академии он был лучшим) и уже сделал себе имя в итальянском футболе, но прошлую жизнь не отпустил. Пословица оказалась права: жизнь на два мира едва не сгубила карьеру защитника.

Сезон-2013/14 «Авеллино» заканчивал середняком, и главным активом скромной команды оставались матчи (точнее, счета в них). В конце мая «бьянковерди» играли с «Моденой» и «Реджиной» – первые боролись за выход в серию А, вторые досрочно вылетели и забили на все. Клан Ванелла Грасси решил, что обе игры идеальны для договорняков («Авеллино» в итоге проиграл «Модене» 0:1 и разгромил «Реджину» 3:0).

Ванелла Грасси – семья из Секондильяно, соседнего со Скампией района. Пока дон Ди Лауро и Отступники воевали друг с другом, парни с улицы Ванелла Грасси забирали власть – и с годами выросли во влиятельную третью силу, которая контролирует проституцию и наркобизнес в нескольких прибыльных кварталах Скампии и Секондильяно. Клан произвел революцию в криминальном Неаполе, разрушил вековые иерархические принципы и выстроил федеративную структуру, которую с трудом вычисляет полиция. На суде следователь охарактеризовал Ванелла Грасси как семью, которая «вывела на новый уровень жестокость и зло».

Впрочем, Иццо был настолько наивен, что не подумал о следователе. Его дядя был одним из основателей клана, а друзья – мафиози, так что футболист не отказал в помощи. С ним связался Умберто Аккурсо – босс Ванелла Грасси, сейчас приговоренный к пожизненному заключению (убийства, расстрел казарм карабинеров из калашниковых, рэкет, наркотики, клановые войны).

Иццо познакомил Аккурсо с защитником Фабио Пизакане, а когда тот отказался – с капитаном «Авеллино» Франческо Миллези и полузащитником Лукой Пини. О предмете разговора Армандо, по его словам, не знал – был только связным.

Все прошло как надо, но это Неаполь (Авеллино – в 60 км от него, там те же порядки и такое же влияние каморры), и на улицах здесь секретов нет. Через несколько дней Иццо поднял трубку – звонил Пизакане:

– Фанаты обо всем узнали. Тебя хотят убить.

Для человека, выросшего в Неаполе, такие угрозы никогда не остаются просто словами. Надо было решать проблему, но у 22-летнего парня не было идей – и он позвонил своему агенту Паоло Палермо. Армандо не знал, что с недавних пор командой озабочены не только фанаты – разрабатывая наркобизнес клана, полиция заинтересовалась и его футбольными делами. Разговор перехватили и позднее использовали как улику.

Агент рассердился, пригрозил устроить трансфер в клуб за тысячу километров от Неаполя (и сдержал слово – летом-2014 Иццо перешел в «Дженоа»), назвал футболиста парашей и мудаком, а потом начал действовать. Чтобы выиграть время, Палермо продлил выздоровление защитника (Иццо пропустил оба слитых матча), переговорил с влиятельными людьми и через три дня позвонил игроку с инструкциями:

– Ведешь себя достойно, ни с кем не разговариваешь, с этими знакомыми больше не встречаешься – и все будет в порядке. Но ты меня в могилу сведешь, Армандо! Жаль, что ты даже не представляешь, в какое дерьмо вляпался. Слушай меня, если хочешь сделать карьеру, не разговаривай с такими людьми, даже не думай об этом – иначе с тобой покончено. Ты уже понял, что случилось кое-что серьезное, но ты не знаешь, что именно случилось. А люди говорят, что ты знал обо всем с самого начала – и в этом проблема. Обдумай все, чтобы впредь избегать подобных ситуаций. Ты должен быть достойным человеком. Учись не идти на компромиссы.

Иццо перешел в «Дженоа», стал лидером и капитаном и в 24 года получил вызов в сборную Италии. Но поменять цвета гораздо проще, чем убежать от своих грехов. В мае 2016-го прокурор Маурицио де Марко включил футболиста в список подозреваемых в пособничестве мафии и организации договорных матчей. В 2017-м Федерация футбола Италии дисквалифицировала защитника на полгода: игрок признался, что знаком с мафиозными боссами, но отрицает участие в договорняках.

Иццо вернулся и стал одним из лучших защитников серии А

Переговоры с «Торино» заняли меньше минуты, и это неудивительно: в клубе работают Джузеппе Санторо, который открыл Иццо в Скампии, и Вальтер Мадзарри, поднявший его в основу «Наполи». Карьера Армандо началась со знакомства с ними, но свернула не туда – прошлым летом он ухватился за шанс начать все заново. И по полной использует его.

Иццо идеально подходит для схемы с тремя защитниками, которую применяет «Торино». Выносливый и мобильный, он совершенно не похож на статичных центрбеков итальянской школы: Армандо закрывает большую площадь и по пробегу (10,6 км за матч) входит в топ-3 серии А на своей позиции.

Защитник наматывает километры, разгоняя атаки: он второй бомбардир «Торино» и один из самых пасующих центрбеков лиги. Но лучше всего он раскрывается в обороне: подсказывает партнерам, куда сместиться, создает офсайды и выключает соперников один в один.

Иццо – лучший защитник серии А по среднему баллу Gazzetta dello Sport, выиграл 114 верховых единоборств (делит первое место с Пеццельей, а потом идут Фасио, Алвеш и Миленкович) и вернул 130 мячей (уступает в отборе только Кулибали). Они с Сиригу забетонировали оборону прошлогоднего середняка: меньше «Торино» пропустили только «Интер» и «Юве». В марте Армандо дебютировал в сборной.

Агент был прав: уехав за за тысячу километров от Неаполя, Иццо стал лучше. Но кровавая и воинственная Скампия всегда с ним: в татуировке, украшающей правую ногу, бесстрашии, с которым он бросается на звезд вроде Криша, и упрямстве, с которым побеждает.

Фото: Gettyimages.ru/Valerio Pennicino, Giuseppe Bellini; Instagram/armandoizzoreal; globallookpress.com/Maurizio Borsari

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты