Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Стамбул-2005. «Милан» Анчелотти – великий. Карло переоткрыл старые схемы и создал самую непредсказуемую атаку 2000-х

Стамбул-2005. «Милан» Анчелотти – великий. Карло переоткрыл старые схемы и создал самую непредсказуемую атаку 2000-х

Но он не побеждал целый месяц.

Автор — Алесь Коваль
8 апреля 2020, 11:25
5
Стамбул-2005. «Милан» Анчелотти – великий. Карло переоткрыл старые схемы и создал самую непредсказуемую атаку 2000-х

Но он не побеждал целый месяц.

Считать этот «Милан» итальянским – большой комплимент географии.

Если игнорировать название, адрес и несколько говорящих фамилий в составе, ориентироваться только на внешний эффект, «Милан» никогда не определишь в Италию. В нем нет ничего от традиционной идентичности Серии А. Анчелотти показал главной лиге мира, что можно побеждать по-другому – не закрываясь, как Капелло, и не кодифицируя действия до истощающего автоматизма, как Сакки; его система максимизирует индивидуальное творчество и раскрывает лучшее в каждом.

Практическое выражение концепции – схемы 4-3-1-2 и 4-2-3-1, которые Анчи варьирует по ситуации и которые отличаются не так сильно, как кажется (сегодняшний ромб легко превращается в елочку прямо по ходу атаки – для этого достаточно движения любого форварда вниз).

4-3-2-1 – находка молодого тренера. В «Парме» и в первый год в «Милане» он использовал стандартное наследие Сакки – линейную 4-4-2 с фланговыми полузащитниками, – но отказался от нее в 2002-м.

Великие свершения приходят с большими проблемами – примерно так можно перефразировать общую теорию эволюции. К 2002-му Анчи надежно застрял в образе неудачника – за шесть лет карьеры в топ-клубах не поднял ни одного трофея. Вероятно, так бы и шло по накатанной, с не до конца работающей и устаревшей схемой Сакки, но проблемы спровоцировали прогресс. Летом 2002-го Берлускони купил Зеедорфа и Ривалдо, а еще раньше в команде появился Руй Кошта. Анчи получил трех игроков топ-уровня – на позицию, которой у него не было.

Первым ответом был ромб – модуль, знакомый Анчи по работе с Зиданом в «Юве». Места все равно не хватало. В сентябре 2002-го он переоткрыл 4-3-2-1.

«Больше всего я горжусь изобретением «рождественской елочки» (на самом деле ее придумал Ко Адриансе в конце 80-х – Sports.ru), – описывал Анчелотти. – Готовясь к «Депортиво», я понял, что опорники Мауро Силва и Серхио – ключевые игроки в схеме Ируреты. Оба играли статично, но начинали все атаки. Чтобы закрыть «Депор», нужно было лишить их свободы. Так я пришел к «елочке». Один нападающий и два инсайда за ним сделали нас сильнее в защите и нестандартнее в атаке; у команды появился уникальный баланс. Соперник не знал, что делать с новой схемой. К тому же у меня было много шикарных полузащитников, и в этом модуле хватало места на всех. Так я выиграл Лигу чемпионов в 2003-м – мой самый важный трофей, ведь с тех пор меня не называют лузером».

«Россонери» контролировали мяч, разбивали защиту на разных этажах и запутывали опеку динамикой действия. Инновационный футбол принес «Милану» 5 трофеев за два сезона. Но сегодняшний почерк Анчи мало напоминает финал 2003-го. «Милан» агрессивнее, острее и вертикальнее. Большинство тактических приемов остались прежними, но изменилось главное – центральная фигура.

1. Три года назад Анчи изящно разобрался с перегруженностью трекварти. Он вместил Ривалдо и Руя Кошту в 4-3-2-1, а третьего – Зеедорфа – превратил в бокс-ту-бокса. Решение подошло всем. К 2002-му Кларенс уперся в потолок околотопа. От него отказывались «Интер» и «Реал», он не всегда проходил в основу сборной. Под нападающими и на фланге всегда находился кто-то лучше. Центр поля скрывает недостаток скорости и максимизирует удивительную сбалансированность Зеедорфа: исключительная физическая сила, выносливость и динамика сочетаются с техникой и классным чтением игры. Теперь он – один из лучших в мире на своей позиции.

2. Главная фишка Анчелотти – несколько скрытых реджист. У Анчи есть распасовщик в каждой трети поля. В позиционных атаках игру ведут Неста, Пирло и Зеедорф – Кларенс поднимается выше и становится плеймейкером под нападающими. В начале владения это Пирло, Зеедорф и Руй Кошта, когда он играет, а когда нет – распасовщиков двое: Андреа между защитниками и Зеедорф в центре. Они выводят команду из обороны и завязывают атаку. Вариативность решает вопрос с прессингом реджисты: под давлением Пирло уходит шире и уводит за собой соперника, освобождая зону Кака или Зеедорфу.

3. Движение нападающих зависит от ситуации. В этом сезоне «Милан» обычно играет в 4-3-1-2. Анчи предпочитает классическую дифференциацию действий: один форвард атакует пространство за спинами защитников, а второй опускается в трекварти под пас. Так создается многоэтажность владения, разрывается линия защиты и появляются свободные зоны. Но из четырех нападающих «Милана» только двое способны играть ниже и в пас – Шевченко и Томассон. Шеву такая роль ограничивает, а датчанин – игрок замены. Креспо и Шева обычно двигаются иначе. Один из них открывается на фланге, вытягивая защиту, второй смещается на позицию напарника, а в появившееся пространство врывается Кака (реже – Зеедорф).

4. Кака – революционер на позиции треквартисты. Роль плеймейкера всегда подразумевала управление атакой. Кака – лучший в мире созидатель контратак. Его головокружительная скорость опрокидывает тактику и сводит футбол к основам: к олимпийскому быстрее, выше, сильнее и просто лучше – а лучше почти всегда Кака. Он превратил смесь дриблинга и легкой атлетики в искусство. Рикки сформировал новый командный почерк: вместо размеренного интеллектуального перепаса Кошты – дерзкие стометровки в темпе гоночного болида с такими же резкими проникающими передачами. Именно он, а не Шева – главный в этом «Милане».

«Кака – феномен, – говорит Анчелотти. – Зидан творил невероятные вещи на тренировках, но ему редко удавалось повторить их в матчах. Кака одинаково прекрасен на тренировках и в матчах».

5. Высокий прессинг. Триггер – перевод мяча на фланг: команда сразу включается в активный прессинг. «Если соперник играет в три защитника, треквартиста атакует центрального, а нападающие – двух других. Если у соперника четыре защитника, нападающие атакуют центрбеков и провоцируют пас на фланг. На фулбэка набрасывается Гаттузо или Зеедорф, а Кака закрывает полузащитника, который ближе всех к защитнику с мячом», – объясняет Анчи.

6. Система Анчелотти – максимально свободная. Для Анчи важны позиционная структура и четкие роли. Игроки занимают определенные позиции в зависимости от зоны и движения партнеров. В остальном – полная свобода. Игроки сами решают, в какие зоны бежать, куда пасовать и когда взрывать темп.

Свободный подход создал уникальную систему максимального индивидуального роста. В «Милане» нет нераскрывшихся игроков и неподходящих позиций. Модель Анчелотти выжимает максимум из каждого, и дело не только в тактике – Карло работает так на всех уровнях.

«В мае 2002-го мы арендовали Дарио Убнера для американского турне, – рассказывал Анчелотти, – Играли с Эквадором. Первый тайм закончился, я вернулся в раздевалку и нашел всех, кроме Убнера. Аббьяти сказал, что он в душевой. Открываю дверь – Дарио курит Marlboro и потягивает пиво из банки. Спрашиваю: «Дарио, какого черта? Ты пришел в «Милан», чтобы курить и пить в перерыве?» Он ответил абсолютно спокойно: «Мистер, я делаю это всю жизнь, и если я не пью и не курю, то и на поле не выкладываюсь на максимум. Что до «Милана», то я арендован для рекламы. И в-третьих: угостить сигаретой?» На этой фразе раздевалка взорвалась от смеха. И я вместе с ними. Что тут поделаешь. Дарио всегда оставался собой. Для него главное – максимальный комфорт».

Минус этого подхода проявляется на дистанции. У «Милана» нет запрограммированной системы, которая позволяет выключиться и набирать очки по накатанной. Все – на личном классе. Футбол Анчи требует от игроков постоянного творческого напряжения десять месяцев в году. Без перерывов и перезагрузок. Вот почему новаторский «Милан» выиграл всего одно скудетто за четыре года. Эта модель не подразумевает стабильности.

Последний кризис стоил «Милану» скудетто. К концу апреля «россонери» шли вровень с «Ювентусом» – у них было по 76 очков и четыре тура в запасе. А потом Анчи проиграл «Ювентусу», сыграл вничью с «Лечче» и «Пармой» и слился из чемпионской гонки. Спад едва не стоил миланцам финала ЛЧ: в ответке с «Эйндховеном» они пропустили трижды и прошли дальше только благодаря гостевому голу.

«Милан» не побеждал почти месяц. Но «Ливерпулю» это вряд ли поможет. Анчелотти всегда умел мотивировать команду на решающие матчи.

Возвращаемся в 2020-й. Что стало с тем «Миланом»?

В 2007-м «Милан» и «Ливерпуль» выпустили сиквел стамбульского финала – тоже динамичный и остросюжетный триллер, но уже без итальянской трагедии. «Милан» победил. Через несколько лет великие «дьяволы» Анчелотти скончались.

Крепкая привязанность всегда вредит бизнесу, который подразумевает большую текучку. Берлускони слишком сильно полюбил этот «Милан». Сильвио упустил момент для обновления, и команда дряхлела вместе с игроками. Миланисты бегали в основе до 40 лет, а в компанию им приходили такие же сдавшие парни – Бекс, Роналдиньо, Шева после «Челси». К концу нулевых величие осталось только в фамилиях на футболках. Люди, которые их носили, были еще очень хороши, но уже не бесподобны – и система Анчелотти, привязанная к личному классу, перестала работать. В 2009-м Карло ушел. Так умер последний великий «Милан» – наследник команд Капелло и Сакки.

Фото: ASSOCIATED PRESS/East News; Gettyimages.ru/New Press

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты