Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Этому кадру предшествовали годы страданий: ЮАР победила апартеид и сразу же выиграла домашний турнир

Этому кадру предшествовали годы страданий: ЮАР победила апартеид и сразу же выиграла домашний турнир

Две победы Нельсона Манделы в одной.

Автор — Алесь Коваль
6 мая 2020, 11:04
4
Этому кадру предшествовали годы страданий: ЮАР победила апартеид и сразу же выиграла домашний турнир

Казалось бы, обычная фотография: капитан победившей команды получает кубок. Но почему я выбрал ее?

На фото капитан сборной ЮАР Нил Тови. Трофей Кубка африканских наций-1996 ему вручает Нельсон Мандела – тогда президент Южно-Африканской Республики. Это была не просто победа, а триумф справедливости после десятилетий расового неравенства в стране. Домашний турнир стал первым для сборной ЮАР после падения режима апартеида.

Из-за апартеида в стране было две сборных: для белых и цветных

Апартеид – это политика разделения людей по расовому признаку во всех сферах жизни, Национальная партия ЮАР следовала ей с 1948-го по 1994-й.

Сегрегацию проводили в угоду европейскому населению страны, а другие народы притесняли. Расовое разделение было везде: в политике, медицине, образовании. Белые получали все лучшее и старались жить отдельно от темнокожих и цветных, которым нельзя было селиться в кварталах, где проживали европейцы. Еще им приходилось посещать отдельные туалеты и ездить в специально отведенных вагонах поезда.

Сегрегация коснулась и спорта: правительство создало отдельные спортивные объединения и команды. Одни предназначались только для белого населения, другие – для черного, третьи – для цветных рас. Дошло до того, что местная федерация футбола стала создавать отдельные расовые лиги. В Национальной Футбольной Лиге, созданной в 1959-м, выступали исключительно европейцы, а в Южно-Африканской Футбольной Лиге – все остальные.

Футбольных сборных было тоже две: белая и черная. Естественно, ни о каких международных соревнованиях не могло идти и речи. Африканская конфедерация футбола отстранила ЮАР от участия в Кубке африканских наций в 1957-м, а из ФИФА ее исключили в 1976-м после восстания в Соуэто (по разным оценкам, местная полиция во время протестов застрелила от 176 до 700 человек).

Падение апартеида и поощрение от ФИФА

Одним из противников апартеида был Африканский национальный конгресс (АНК), который проводил вооруженные выступления и террористические акты по всей стране. Всех его лидеров арестовали и приговорили к пожизненным срокам. Особое внимание уделяли Нельсону Манделе, он возглавлял вооруженное крыло АНК.

Когда Манделу держали в тюрьме на острове Роббен, одной из самых жестких в ЮАР, по всему миру проходили митинги в его поддержку. Из-за цвета кожи ему полагалось всего по одному визиту и переданному письму за полгода. Даже в таких условиях Мандела заочно получил степень бакалавра в Лондонском университете.

В 1989-м к власти пришел Фредерик де Клерк: он снял запрет на деятельность АНК и объявил амнистию для всех политзаключенных, в том числе Манделы. 25 июля 1993-го в Кейптауне произошел теракт, который привел к тяжелым международным последствиям. Четверо темнокожих ворвались в Церковь Святого Иакова во время богослужения с автоматами и гранатами. Были убиты 12 человек, еще 47 – ранены. Среди них были и граждане других государств. Это привело к народным волнениям, и де Клерк был вынужден объявить досрочные выборы – их выиграл Мандела.

Первый темнокожий президент в истории ЮАР сразу же взялся за демократические реформы и искоренение социально-экономического неравенства. Черные и цветные получили такие же права, как и белые жители – режим апартеида был уничтожен.

В этом же году местная футбольная федерация вновь вошла в состав ФИФА. Африканская конфедерация футбола подарила местным жителям большой спортивный праздник, которого они не видели почти 50 лет. Ближайший Кубок африканских наций отдали ЮАР, когда Кения отозвала свою заявку.

Мандела понимал: удачное выступление сборной поднимет настроение местному населению, долгие годы жившему при угнетающем режиме.  Впервые за много лет в составе одной сборной ЮАР были игроки разного цвета кожи. Причем многие из них уже успели сделать себе неплохую карьеру и переехать в Европу. Например, голкипер Андре Арендсе играл за «Фулхэм», а Фил Масинга – за «Лидс».

Главным тренером позвали местного специалиста Клайва Баркера – рисковали, потому что на международном уровне он до этого не работал, но на местном уровне был хорош: две победы в чемпионате, две – в кубке. Напряжение только подскочило, когда сборная ЮАР по регби выиграла. чемпионат мира, от футболистов тоже ждали титула. Баркеру доверяли, в том числе сам Мандела: известно, что он не раз беседовал с тренером перед турниром.

Непобедимая «Бафана-бафана»

Именно тогда родилось прозвище «бафана-бафана»: само слово «бафана» значит «парни» или «ребята», а оно же дважды – что-то вроде «молодцы, парни».

Ребята действительно заслужили похвалу. В матче открытия при 80 тысячах зрителей разгромили крепкий Камерун – 3:0.

Во втором матче обыграли дебютанта Анголу (1:0) и гарантировали себе выход в плей-офф. И даже остались на первом месте в группе, несмотря на поражение от Египта (0:1) в экспериментальном составе.

В четвертьфинале сборная ЮАР обыграла Алжир, который до этого на турнире не проигрывал и пропустил всего однажды. Вышло нервно: южноафриканцы забили первыми, на 84-й пропустили, но вернули преимущество в следующей же атаке и удержали победу.

В полуфинале южноафриканцы убрали Гану (3:0), а вот перед финалом случилось необычное. Нападающий Марк Уильямс хорошо играл не только в футбол, но и в бильярд. Никто из партнеров по сборной не мог выиграть у него ни одной партии, но накануне финала его неожиданно обыграл тренер Баркер. Уильямс всю ночь не мог уснуть и потребовал партию-реванш.

«Поначалу он не хотел, но, когда мы добрались-таки до гостиной, я прошел весь стол за две минуты. Настроение было улетное. Мне хотелось петь, танцевать и гулять до утра», – вспоминал Марк.

Финал с Тунисом Уильямс начал на скамейке и пошел на хитрость. Во время разминки он подговорил нескольких болельщиков, чтобы те потребовали Баркера выпустить его на поле. И тренер решился – не пожалел. Уильямс вышел на 65-й, через восемь минут открыл счет и сразу же оформил дубль – ЮАР выиграла 2:0.

Первый же турнир после возвращения в большой футбол – и сразу победа. Нельсон Мандела лично вручил капитану своей сборной кубок – очень символично. После Баркера сборную ЮАР тренировали многие иностранцы, но успех своего тренера больше не повторил никто.

Взгляните на радость капитана и Нельсона Манделы. Теперь вы понимаете, как эта победа была важна для всей страны.

Фото: East News/Szwarc Henri, AP Photo; commons.wikimedia.org/German Federal Archives; globallookpress.com/Aftonbladet/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Mark Thompson/Allsport, Keystone, Ben Radford/Allsport, Alexander Hassenstein/Bongarts

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты