Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Китай думает забанить АПЛ из-за санкций. Лига уже исчезла с главного канала страны

Китай думает забанить АПЛ из-за санкций. Лига уже исчезла с главного канала страны

Конфликт начался с Гонконга, в центре споров 5G-вышки.

Автор — Алесь Коваль
24 июля 2020, 22:00
2
Китай думает забанить АПЛ из-за санкций. Лига уже исчезла с главного канала страны

Конфликт начался с Гонконга, в центре споров 5G-вышки.

Что случилось?

23 июля весь мир наслаждался суперматчем «Ливерпуль» – «Челси». Весь, кроме Китая – возможно, главной маркетинговой точки АПЛ.

Игра стояла в сетке CCTV – первого государственного китайского канала (целиком подчиняется властям), который с 2015-го владеет правами на АПЛ в Китае и показывает в общем доступе по четыре матча за тур. 

Внезапно и без предупреждения матч не показали. По информации Bloomberg, игру перенесли на CCTV-5 Plus – специальный спортивный канал, доступный значительно меньшей аудитории.

Профессор Университета Ковентри и специалист по Азии и Ближнему Востоку Саймон Чедвик в твиттере дал несколько деталей.

• Вместо АПЛ по CCTV крутили повтор матча Евро-2016 Франция – Исландия.

• Ближайший тур тоже под угрозой. В расписании (его нашел Чейдвик) стоит только «МЮ» – «Лестер» на все том же CCTV-5 Plus (но не факт, что его покажут). На общедоступном канале футбола не будет вообще.

CCTV не комментирует отмену трансляций, а нескольких китайских газет объяснили все техническими проблемами. Но, кажется, дело в другом: АПЛ попала в политический замес Китая и Британии. И последствия могут быть очень серьезными. 

Великобритания и Китай конфликтуют из-за закона, который позволяет пожизненно сажать протестующих в Гонконге

Сначала ультракороткая историческая справка.

Гонконг – особая территория. В 1842-м он был подчинен Великобританией и назывался Британский Гонконг, при этом его большая часть была официально передана в аренду Британии в 1898 году на 99 лет. В 1997-м Гонконг вернули Китаю, но с условиями. 

Cтраны договорились, что минимум до 2047-го регион будет жить по принципу «одна страна – две системы», то есть сохранит экономическую и политическую автономность от материкового Китая. Гонконгу дали даже статус специального административного центра, который подразумевает бóльшую самостоятельность.

Но на деле Китай постоянно стремился установить в регионе свою власть. В прошлом году это привело к миллионным протестам, но из-за коронавируса они ослабли, а Китай продолжил действовать, и 30 июня парламент страны принял «Закон о национальный безопасности»: в Гонконге создается Комитет госбезопасности (который подчиняется напрямую Китаю), а любые протестные движения приравниваются к сепаратизму и терроризму и предусматривают пожизненные тюремные сроки. Формулировки в законе максимально расплывчатые, террористом можно назвать даже человека с плакатом.

Закон уже формирует в Гонконге новую реальность: жители срывают с магазинов и домов антикитайские плакаты и удаляются из соцсетей.

Жесткий закон осуждают многие страны, но в первую очередь Великобритания, для которой Гонконг все еще не чужой.

• Премьер-министр Борис Джонсон пообещал выдать вид на жительство в Британии всем жителям Гонконга, имеющим британский заморский паспорт (статус гражданина заморских территорий Великобритании) и их ближайшим родственникам. По этому виду можно приехать в Великобританию на пять лет: жить, работать или учиться (по базовой визе максимальный срок пребывания – шесть месяцев).

• Глава МИД Великобритании Доминик Рааб осудил Китай за нарушение прав человека. Затем временно отменил соглашение об экстрадиции с Китаем и ввел запрет на продажу оружия в азиатскую страну, который распространяется и на Гонконг.

• Самый чувствительный удар пришелся по бизнесу – Китай лишили миллиардов. Великобритания уже несколько лет развертывает сверхбыструю мобильную 5G. Весной 2020-го заключили контракт на поставку оборудования с китайской Huawei, но 14 июля свернули договор и запретили компании участвовать в проекте до 2027-го.

Формальная причина отказа – ненадежность чипов. В мае США ввела санкции против Китая, в том числе запретила Huawei использовать микросхемы на основе американских технологий. Параллельно Трамп атаковал китайцев и заявил, что через поставки своего оборудования они хотят шпионить за американскими клиентами.

Британия элегантно докрутила эту историю: местный Национальный центр кибербезопасности решил, что новые чипы Huawei недостаточно надежны. С одной стороны, Британии невыгоден отказ от Huawei (Борис Джонсон объяснил, что запуск 5G придется отложить на 2-3 года, а цена увеличится на 2-3 миллиарда), с другой – от китайцев отказались ровно через две недели после принятия гонконгского закона.

Кажется, в Китае тоже расценили это как прямую атаку. Шанхайская газета «Хуаньцю шибао» призывала «наказать западных врагов», китайский министр иностранных дел Ван Вэньбинь обвинил Великобританию работе на Трампа.

«В последнее время британская сторона неоднократно выступала с заявлениями по поводу Гонконга, вмешиваясь во внутренние дела Китая, – говорится в заявлении посольства Китая в Лондоне. – КНР обязательно примет решительные контрмеры в ответ на подобные действия».

А через два дня АПЛ исчезла с китайского телевидения. «Учитывая проблемы с Huawei, скорее всего, футбол попал под перекрестный огонь», – уверен Саймон Чедвик.

Угроза очень серьезная: у четырех клубов китайские владельцы, у «Тоттенхэма» – спонсор из Китая

Теперь самое интересное – последствия. События развиваются весьма медленно и пока непонятно, как далеко все зайдет. Но АПЛ явно в слабой позиции – лига сильно зависит от китайского рынка и местных инвесторов.

1) Может пострадать контракт между АПЛ и CCTV. Соглашение действует с сезона-2019/20, рассчитано на три года. По нему АПЛ получает 700 миллионов евро. Это самый крупный покупатель АПЛ за пределами Британии. Детали контракта неизвестны, но Китай может просто отказаться от обязательств и прекратить транши.

2) Потеря аудитории. По оценке Bloomberg, на декабрь 2019-го в полуторамиллиардном Китае 27 миллионов жителей интересовались английским футболом. К 2024-му цифра должна достигнуть 45 миллионов, потому что Азия – главная маркетинговая цель АПЛ

Все английские топ-клубы давно завели страницы в Weibo (у «МЮ» и «Арсенала» по пять миллионов подписчиков), ездят в азиатские турне, где боятся обидеть местных фанатов, не выпустив главную звезду в выставочном матче – ведь за китайский рынок воюют все. 

Бан английского футбола на бесплатном телевидении явно погасит интерес фанатов. Останутся трансляции через приложение PPTV (популярный китайский стриминговый сервис), но его аудитория значительно ниже, чем у CCTV. Этому точно обрадуется Бундеслига, которая по темпу роста аудитории в Китае и так впереди АПЛ, хотя по абсолютным цифрам Англия пока лидер.

Если конфликт между странами продолжится (а пока это очень вероятно), Китай может пойти дальше. Тогда английскому футболу грозит то же, что случилось с американским мультфильмом South Park. Там откровенно издевались над китайскими властями (подробный разбор здесь) и местной цензурой, в ответ Китай стер мультик из местного интернета: ни одного упоминания, ни одной ссылки.

ОК, тру-фаны АПЛ начнут пиратить, но большинство выберет немецкие клубы – и английские надолго потеряют рынок.

3) И самое тревожное: китайские владельцы могут просто унести деньги из АПЛ.

Мы уже знаем, что богатые ближневосточные и азиатские страны очень любят интегрироваться в западный мир. Обычно это происходит через бизнес, очень часто – через спорт. «Интер», «Милан», турне по Азии – последние пять лет Китай постоянно в спортивной ленте.

Проблема в том, что на 2020-й в Английской премьер-лиге ОЧЕНЬ много китайских денег. «Вулверхэмптон» принадлежит китайской компании Fosun (также владеет 51% акций высокоскоростной железной дороги Ханчжоу-Шаосин-Нинбо), «Саутгемптоном» в руках бизнесмена Джишенга Гао, в «Вест Бром» вкладывает Лай Гуочуан, а «Астон Виллой» владеет китайский холдинг Recon Group.

Даже Сity Football Group в 2015-м продал 15% акций «Сити» консорциуму китайских инвесторов China Media Capital Holdings.

У других клубов есть спонсоры из Китая. С 2013-го «Тоттенхэм» спонсирует шанхайская страховая компания AIA: за восемь лет клуб получит 320 миллионов фунтов.

И есть риск, что Китай выведет все эти миллиарды из английского футбола. Как? Просто: британский Sky предполагает, что в случае настоящей политической войны Китай может ввести санкции для своих граждан, которые инвестируют в британский бизнес. 

Рискует не только АПЛ, но и Франция

И здесь тоже все началось с 5G. Французские операторы стоят перед выбором – закупить оборудование Huawei или европейские Nokia и Ericsson.

В июне французское агентство по кибербезопасности ANSSI заявило, что позволит операторам использовать оборудование Huawei, а лицензию будет выдавать на срок от трех до восьми лет.

Но потом появились детали. По информации гонконгской газеты South China Morning Post, лицензию на оборудование Huawei выдадут на три-пять лет без продления, а на оборудование конкурентов – на восемь лет.

Это очень важный нюанс – чтобы окупить инвестиции в оборудование, требуется как раз минимум восемь лет. Закупать Huawei станет просто невыгодно, хоть формально этого делать и не запретят.

В некоторых случаях (каких – не уточняется) операторам все же дадут восьмилетнее разрешение на Huawei, но только в виде исключения. Фактически французские власти тоже выдавливают китайскую компанию с рынка, только делают это тише и аккуратнее. Но вряд ли Китай не разгадает этот план. Следим за анонсами Лиги 1 на CCTV.

Спорт не первый раз теряет деньги из-за политической войны с Китаем: матчи «Арсенала» блокировали из-за Озила, НБА потеряла минимум 700 млн

Как известно, власти Китая очень чувствительны к любой критике. Схема уже отработана: кто-то из западного мира намекает, что в Китае не все в порядке – Китай оскорбляется – намекающего стирают из информационного поля Китая.

В декабре 2019-го запасной «Арсенала» Месут Озил мощно высказался на тему репрессий уйгуров в Китае (кажется, небезосновательно). «Арсенал» оценил бизнес-риски и выпустил пост в Weibo (одной из самых популярных соцсетей в Китае, насчитывающей 500 миллионов пользователей) и публично отстранился от позиции Месута. Посыл понятен: денежный риск слишком большой, чтобы впрягаться в эти войны.

Не помогло: CCTV отменил трансляцию матча «Арсенал» – «Манчестер Сити». Но на первый раз китайцы простили партнеров, других последствий для клуба не было. А Озилу досталось сильнее: его убрали из китайских поисковиков, заблокировали его фан-страницы в соцсетях и удалили из китайских версий PES и FIFA.

А вот НБА пострадала серьезнее. В начале октября 2019-го генменеджер «Хьюстон Рокетс» Дэрил Мори в твиттере поддержал гонконгские протесты и, разумеется, этим взбесил китайских политиков. НБА, в отличие от «Арсенала», пошла до конца, вступилась за Мори (точнее – за свободу слова) и потеряла как минимум 700 млн долларов за ТВ-трансляции.

С тех пор прошел почти год, и отношения не потеплели. В мае ходили слухи о возвращении лиги в эфир, но китайцы уже все опровергли.

«CCTV опровергает слухи о восстановлении трансляций НБА и подтверждает неизменность позиций по поводу национального суверенитета Китая», – опубликовала в твиттере газета Global Times.

Теперь АПЛ рискует отправиться в компанию к НБА.

Фото: Gettyimages.ru/Billy H.C. Kwok, Leon Neal, Yifan Ding, Lintao Zhang, Kevin Frayer

Другие посты блога

Все посты