Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Шевченко в сборной Украины помогают четыре итальянца. Среди них – легенда «Милана», ученик Сарри и помощник Раньери в «Лестере»

Шевченко в сборной Украины помогают четыре итальянца. Среди них – легенда «Милана», ученик Сарри и помощник Раньери в «Лестере»

Автор — Tribuna.com
30 июня 2021, 13:46
5
Шевченко в сборной Украины помогают четыре итальянца. Среди них – легенда «Милана», ученик Сарри и помощник Раньери в «Лестере»

Все о штабе, который вывел Украину в 1/4 финала Евро.

«Накануне матча с Испанией я не мог уснуть, – рассказывал видеоаналитик сборной Украины Андреа Мальдера в интервью ютуб-проекту PASS. – Мы не были уверены в плане на игру на 100%. В три часа ночи пересмотрел матч Испании с Португалией. В пять утра я отправил Шевченко сообщение – нужно поговорить перед завтраком, есть интересная идея. Думал, он спит. Но он тут же перезвонил, и мы час обсуждали план на игру».

Украина победила Испанию 1:0 в Лиге наций. «После игры мы почти плакали от радости – все получилось», – вспоминает Мальдера.

На чемпионат Европы-2020 Украина поехала с четырьмя итальянцами в штабе. Шевченко принял сборную в 2016-м и сразу же пригласил двух тренеров из «Милана»: Мальдеру и Мауро Тассотти. В 2020-м к национальной команде присоединился Андреа Адзалин, экс-помощник Клаудио Раньери, в 2021-м – Луиджи Ночентини, работавший с Маурицио Сарри в «Наполи». Давайте знакомиться.

Тассотти – легенда «Милана». Он подружился с Шевченко еще в нулевых и ради него ушел из клуба, в котором провел 36 лет

Мауро Тассотти сыграл за «Милан» 583 матча – это пятый результат в истории клуба после Паоло Мальдини, Франко Барези, Алессандро Костакурты и Джанни Риверы. Играя справа в защите в командах Арриго Сакки и Фабио Капелло, Тассотти взял пять скудетто и трижды побеждал в Кубке чемпионов. «Когда я начинал играть, моим кумиром был Тассотти», – рассказывал Паоло Мальдини.

Мауро отыграл за «Милан» 17 cезонов и после окончания карьеры остался еще на 19 лет. Побеждал с примаверой на молодежном турнире Вьяреджо, вместе с Чезаре Мальдини руководил первой командой после увольнения Альберто Дзаккерони в сезоне-2000/01 (как раз тогда «Милан» разбил «Интер» 6:0), был помощником Карло Анчелотти, Леонардо, Массимилиано Аллегри. Провел один матч в роли главного тренера – подменил ушедшего Аллегри накануне прихода Зеедорфа, «Милан» победил «Специю» в Кубке. Помогал Кларенсу и Филиппо Индзаги, но оказался не нужен Синише Михайловичу. В 2015-м Тассотти получил должность наблюдателя за игроками «Милана», выступающими в аренде. Через год Шевченко позвал его в сборную Украины.

Они познакомились в 1999-м, когда Андрей перешел в «Милан». «Мауро был очень важен для меня. Мы проводили много времени вместе после тренировок, работали над техникой. Он всегда помогал», – рассказывал украинец в автобиографии. Знакомство переросло в дружбу. Тассотти был первым, кого Шевченко пригласил в свой тренерский штаб.

«Это было очень сложное решение», – говорил Тассотти об уходе из «Милана». Он много раз называл клуб своей семьей, своей жизнью и вряд ли преувеличивал. Привязанность и благодарность к «Милану» были выше личных амбиций. «Если бы мне хотели доверить должность главного тренера, то сделали бы это. Я бы без колебаний согласился. Но мне никто никогда ничего не предлагал – видимо, были довольны тем, как я справляюсь в роли помощника, – говорил Мауро в интервью ТВ-шоу «Профутбол». – Могу сказать, что я если и жалею, то совсем немного – с Анчелотти мы добились великих вещей».

У Тассотти были предложения стать главным в «Парме» и «Кьево», но он держался за место в «Милане», потому что этот клуб и этот город стали для уроженца Рима родными. В Милане он встретил Антонеллу, в Милане родились его двое детей, в Милане Антонелла умерла от рака. Через девять дней после похорон жены Тассотти был на поле. Потому что должен был, не мог подвести команду.

«Мне было трудно отказаться от красно-черных цветов, – рассказывал Мауро. – Но больше всего я хотел вернуться к любимому занятию — тренировать и работать в поле. Тем более с моим другом и человеком, которого я хорошо знаю. Для меня предложение Шевченко – это честь и своего рода признание. Признание моих заслуг. Я хочу передавать свой опыт футболистам, поэтому я очень скучал».

61-летний Тассотти так описывает свои функции в сборной:  «Я в первую очередь ассистент Шевченко. Стараюсь заниматься защитниками и игрой в обороне, ведь сам играл в защите — это моя основная задача».

«Мауро отвечает за действия в обороне, но также – и при владении мячом, и за структуру», – добавляет Андреа Мальдера. 

«Тассотти делится опытом в конкретных ситуациях. Он объясняет, где находится мяч, какую позицию следует занять, кого должен страховать в той или иной ситуации, куда бежать и тому подобное», – рассказывал центральный защитник сборной Илья Забарный «Фактам ICTV».

«Мауро очень много работает с защитниками. В оборонительных действиях очень важно быть все время сконцентрированным, правильно выбирать позицию, – говорит Александр Караваев, правый защитник сборной, в интервью Zbirna.com – Играть так, чтобы тебе было удобно действовать против атакующего игрока. Ну и, естественно, акцент делается на тактических перестроениях, когда команда атакует и когда обороняется. Тассотти, когда идет тактика, прямо до мелочей разбирает движения на поле. Когда играешь в обороне, нужно правильно  развернуть корпус по отношению к мячу, игрокам, ты должен быть сконцентрирован».

Мальдера – один из первых видеоаналитиков в итальянском футболе. Но сейчас он занимается не только видео, а полностью погружен в тренировочный процесс

«Я много лет работал в первой команде «Милана» вместе с Тассотти. Помогал Леонардо, Аллегри, Зеедорфу, Индзаги. Я был знаком с Шевченко: когда он играл за «Милан», я работал с командой U-21. Мы вместе тренировались в Миланелло, – рассказывал 50-летний Андреа Мальдера в интервью Sportarena.com. ­­­– Когда Шевченко предложили стать тренером сборной, он советовался с Тассотти по поводу своего штаба. Шевченко обсуждал с Мауро этот проект, сказал, что ему хотелось бы иметь в сборной видеоаналитика. Он немного помнил обо мне и через Мауро сделал мне предложение. Мне сразу понравилась эта идея».

За пять лет в сборной Тассотти дал одно большое интервью – вскоре после назначения. Мальдера намного чаще общается с медиа – он готов в деталях рассказывать о своей работе и том, что происходит внутри команды. После победы над Испанией из начала текста итальянец дотошно объяснил, что именно придумал ночью накануне матча: «Мы сыграли 4-4-1-1 без мяча – мы так не играли никогда. Развернули треугольник в центре поля, чтобы Шапаренко играл против Родри и закрыли зоны перед нашей защитой» .

Отец Андреа Луиджи Мальдера брал с «Миланом» Кубок чемпионов и Межконтинентальный кубок. Дядя Альдо выигрывал чемпионат с «Миланом» и «Ромой». «У меня, конечно, тоже была страсть к футболу. Я выступал за молодежную команду «Милана», а моим потолком стала Серия С, – рассказывал Андреа Sportarena.com – Параллельно я учился, получил диплом преподавателя физкультуры в университете. Начал тренировать детей. Даже не думал, что это станет моей профессией. Мне повезло, тогда «Милан» был грандом, топ-клубом в мире. И я мог учиться, набираться опыта. Работал с Филиппо Галли, Эвани, Анчелотти, Тассотти. Так что я очень вырос, и этим обязан «Милану». Постепенно я начал тренировать молодежь, а затем стал специализироваться на видеоанализе. У меня диплом тренера УЕФА, я – тренер, но появился видеоанализ, и мне понравилось. Люблю работать с компьютером, с данными, я нашел свое место».

Мальдера начинал с просмотра целых матчей на DVD, но сфера видеоанализа развивается очень быстро – сейчас в сборной Украины есть целый отдел, который курирует итальянец. «Не нужно путать видеоаналитика с тактическим аналитиком команды. Видеоанализ – это количественная работа для команды, очень важная. У видеоаналитика должно быть понимание футбола, информатики, статистики, чтобы анализировать цифры. Но он работает только с данными, – говорит Мальдера. – Тактический аналитик имеет такие же тактические знания, как и главный тренер. Иначе как я могу предложить что-то моему главному тренеру? Тогда я не смогу быть с ним на поле во время тренировок, не буду знать, что он требует от игроков. Я должен все это знать».

По словам Андреа, его задача – изучать, смотреть, анализировать и предлагать тренеру идеи. Мальдера готовит детальные отчеты о тактике соперников, обсуждает их с Шевченко, но также активно участвует в тренировочном процессе.

«Первым делом я должен понять, чего хочет тренер, – рассказывает Андреа. – Когда я делаю анализ, то даю ему информацию, основываясь на его идеях. Конечно, я могу поделиться своим мнением, Шевченко – очень открытый к разговору. Решение всегда принимает он, но советуется с нами. К примеру, в матче с Косово мы видели, что команда начинает играть слишком широко. Шевченко подошел к скамейке, мы быстро обсудили ситуацию, посоветовались, стоит ли делать замены. Он – тренер, он принимает решения. Однако очень важно взаимодействие со штабом. Мы ничего ему не навязываем. Он подошел, сказал: «Мауро, мы играем слишком широко. Что думаешь? Мы мало держим мяч». Мы с Мауро посоветовались, подумали, что можно выпустить Ротаня, он обладает нужными характеристиками, у него есть опыт. Сказали об этом Андрею, он все обдумал и решил, как поступить. Это наша работа во время матчей. Главный тренер смотрит на мяч. А мы должны смотреть туда, где мяча нет».

С начала 2021 года в сборной вышли на новый уровень – стали использовать видеоанализ прямо во время матчей. На трибунах работает бывший вратарь киевского «Динамо» Александр Шовковский. Он получает видео в режиме реального времени, вырезает нужные фрагменты и отправляет Мальдере. В перерыве Андреа показывает команде короткие фрагменты – 15-20 секунд, с ключевыми моментами. «Это помогает решать проблемы в перерыве или прямо по ходу матча», – говорит итальянец.

Адзалин помог «Лестеру» стать чемпионом Англии, а Ночентини учился у Сарри и работал в «Реале»

«Я был плохим футболистом, – рассказывал Андреа Адзалин в интервью Scienze Motorie Talk Show. – Не то чтобы совсем плохим, но не дошел до уровня, когда можно оценить точно. Играл за молодежку «Варезе», за любительские команды, а потом понял, что нужно зарабатывать на учебу, а футбол не приносит деньги. Работал на трех-четырех работах. Я твердо поставил себе цель – быть в футболе, быть в спорте».

Адзалин пошел учиться на факультет физического воспитания в университете Милана, параллельно работал в молодежном секторе «Варезе», а в 2012-м случилось событие, которое полностью изменило его жизнь, – Андреа встретил Клаудио Раньери.

«Я тогда работал над докторской, не думал о серьезной работе. Помню, ехал на мотоцикле, мне позвонил знакомый, сказал, что Раньери ищет тренера по физподготовке, и он посоветовал меня, – рассказывал Адзалин. – Моя первая реакция: «Да ладно, не прикалывайся». Но через несколько дней я уже общался с Раньери по скайпу. Он – невероятный, сразу мне доверился. От таких предложений не отказываются. Я переехал в Монако. Не мог поверить, что провожу тренировки с видом на море. Не мог поверить, что попал в клуб, который совсем недавно играл в финале Лиги чемпионов».

Дальше была сборная Греции и «Лестер». «Я даже не знал, где это – Лестер, – признается 35-летний Адзалин. – По телевизору услышал, что они уволили тренера. Мы пообщались с Клаудио, обсудили, что, возможно, появился шанс поработать в Премьер-лиге, нужно попробовать. Вскоре он сказал, что едет на переговоры».

«По ходу сезона я не совсем понимал, к чему мы движемся. Даже после победы в Премьер-лиге не было осознания, – говорит Андреа. – Оно пришло во время чемпионского парада. В Англии нас встречали тысячи людей, причем они приехали и из других стран. В Таиланде творилось какое-то безумие. И вот тут до меня дошло – мы объединили людей, сделали что-то значимое. Это самое главное».

Адзалин работал с Раньери в «Нанте» и «Фулхэме», но не вернулся с Клаудио в Италию, когда тот принял «Рому», а затем «Сампдорию». Андреа обижен на родную страну: «Меня поразило, как в Европе относятся к тренерам по физподготовке. Во Франции и Англии это важный человек в команде, их может быть даже несколько. В Италии это первый, кого увольняют, если нужно разгрузить зарплатную ведомость».

С февраля 2020-го он работает в сборной Украины. «Честно говоря, я не думаю, что тренер по физподготовке глобально влияет на команду и результаты. На весь тренерский штаб в целом. Мы можем что-то советовать, предлагать, но все ключевые решения принимает главный тренер. А я и тренер, и психолог, и нутриционист, и друг футболистам. Иногда разговор важнее любой статистики», – считает он.

32-летний Луиджи Ночентини присоединился к коллегам в декабре 2020-го, но в Украину переехал почти за год до этого. Мальдера порекомендовал его спортивному директору «СК Днепр-1» – клуб искал специалиста, работающего с видео и данными. Но в «СК-Днепр 1» Ночентини стал больше чем видеоаналитиком – занял должность помощника главного тренера Дмитрия Михайленко.

«Лично я старался организовать все так, чтобы каждый игрок знал, что конкретно от него требуется. Мы вместе с тренером выбрали модель игры – последнее решение, конечно, за главным тренером, я только делился с ним своими идеями. Мне приятно, что по прошествии семи-восьми месяцев, игроки действительно усвоили наши идеи. Многие сильно прибавили. У команды появился стиль. Мы очень много изучали соперников, анализировали с помощью видео свои ошибки – в общем, постоянно работали в течение недели. Моя идея – атакующий красивый футбол, очень высокий прессинг и контроль мяча. Важно, чтобы команда не зависела от соперника», – рассказывал Ночетини о работе в Днепре в интервью Sportarena.com.

С 2016 по 2018 год Луиджи работал в «Наполи». Он стажировался в «Эмполи», работал с помощником Маурицио Сарри Франческо Кальцоне, и тот посоветовал его главному тренеру после назначения в «Наполи». В Неаполе Маурицио Сарри было девять ассистентов, для Ночентини нашлось место в большом штабе.

«Мы играли в Лиге чемпионов – матчи каждые три дня. У нас были специфические методы работы. Например, три тренера по физподготовке: один работал индивидуально, один с командой в целом, третий анализировал данные, – рассказывал Луиджи. – Один помощник главного тренера, а у него – еще три помощника. Это позволяло работать и с отдельными игроками, и с группой, уделять очень много внимания деталям. Это очень важно, когда у тебя в команде 25-27 футболистов.

Сарри не смог взять Ночентини в «Челси». Летом 2019-го он работал в детской школе «Реала» в Италии, а в феврале 2020-го попал в «СК-Днепр 1». Доработал до конца августа – ушел, по информации медиа, из-за разногласий с главным тренером. Настаивал, что команде нужно избавиться от ветеранов и играть 4-3-3. Самого Михайленко уволили через три недели. Ночентини отрицал конфликт.

«Чем я занимаюсь в сборной? Мы с Андреа Мальдерой изучаем соперников, анализируем наши матчи. На поле я с Мальдерой и Тассотти помогаю мистеру в тактической работе и во время разминок», – говорит Луиджи.

«Между нами в сборной должно быть доверие, – говорит Мальдера. – Шевченко находится под огромным давлением, он должен выбрать план на игру. В его руках – управление игрой. Также он отвечает за мотивацию. Это компетенция главного тренера, но над технико-тактическими задачами мы работаем вместе».

«У Шевы огромный авторитет в сборной. У нас очень хорошо распределены роли, – рассказывает Андреа. – Я – тактик-аналитик, изучаю детали. Тассотти поддерживает равновесие, он – хороший советчик с огромным опытом. Шовковский много общается с игроками, он очень близок с ними. Шевченко это все координирует. Мне кажется, такая система хорошо работает. Если игроки хотят поговорить о тактике, то придут ко мне, если о физподготовке – то к Андреа, если о личном – то к Шовковскому. Если о серьезных вещах – то к нашему лидеру, Шевченко».

Фото: Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos, Ross Kinnaird; globallookpress.com/STUDIO FOTOGRAFICO BUZZI SRL/imago sportfotodienst; twitter.com/FCNantes

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты