Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Гренландия влюблена в футбол: там мечтают о ЧМ, играют в 100 метрах от айсбергов и китов, а вместо трибун – скалы

Гренландия влюблена в футбол: там мечтают о ЧМ, играют в 100 метрах от айсбергов и китов, а вместо трибун – скалы

Автор — Алесь Коваль
7 июля 2021, 19:42
2
Гренландия влюблена в футбол: там мечтают о ЧМ, играют в 100 метрах от айсбергов и китов, а вместо трибун – скалы

Здесь будут болеть за Данию.

Гренландия – крупнейший остров на Земле с населением 56 тысяч человек. Место удивительной красоты с гигантскими айсбергами, извилистыми фьордами и величественными китами. 81% площади покрыт ледниковым щитом, из-за чего все поселения сконцентрированы на узкой полоске вдоль западного побережья. Приходится считаться с погодой: холод, туманы, а где климат помягче – слишком много осадков. 

Но даже здесь играют в футбол. 

Да, всего пять тысяч человек, но ведь это 10% жителей всей Гренландии. В симбиозе наслаждения игрой и преодоления уникальных трудностей выходит целый феномен.

Гренландия вдохновляется Исландией и хочет на ЧМ. Но пока не присоединилась к ФИФА

Гренландия входит в состав Дании, но у острова есть внутренняя автономия, собственный парламент и свобода в вопросах культуры и образования.

В футбольном плане Дания всячески поощряет попытки Гренландии выйти на международный уровень, следуя примеру Фарерских островов (тоже есть автономный статус и членство в ФИФА с 1988 года). Президент Датского футбольного союза Йеспер Меллер поддерживает соседей: «Мы знаем, как футбол важен для Гренландии. Должны помочь добиться большего».

С членством в ФИФА пытался помочь Зепп Пионтек – тот самый немецкий тренер эпохи «Датского динамита» (сильнейшая сборная Дании в истории). Пионтек даже три года проработал в Гренландии, но не добился желаемого. 

Главная проблема – в уставе УЕФА. Независимость территории, которую представляет сборная, должна быть признана ООН. Гренландии легче присоединиться к КОНКАКАФ (Северная Америка) – туда спокойно пускают автономные регионы. Кажется, островитяне хотят играть с европейцами, поэтому не спешат с решением.

Пока Гренландия входит в КНФА, где числятся непризнанные и частично признанные государства, автономии и этнические сборные. Вдобавок – постоянные выступления на Островных играх: 14 с 1989-го с двумя вторыми местами (в 2013-м и 2017-м). Любопытный факт: площадь Гренландии больше, чем площадь всех вместе взятых островов, когда-либо участвовавших в турнире.

Сейчас в Гренландии 12 искусственных полей, первое появилось в 2010-м – тогда президент ФИФА Йозеф Блаттер лично прилетел в южный город Кукорток на открытие площадки. С улучшением инфраструктуры и связан повышенный интерес к футболу.

Конечно, вдохновляет и Исландия – Гренландии особенно понравилась сказка о холодном, окруженном льдом острове, который дошел до 1/4 Евро и даже пробился на чемпионат мира. Но есть разница – исландские геотермальные источники обеспечивают круглогодичные тренировки на крытых полях. У Гренландии нет ни источников, ни денег на такие площадки.

Даже сборы национальной команды – целое приключение. Главная дорожная линия Гренландии – короткая 15-километровая линия в столице Нууке, по стране перемещаются на паромах, снегоходах и даже ездовых собаках, а билет на самолет стоит тысячу фунтов.

В таких условиях трудно выстроить боевую команду, но единичные гренландские выходцы даже попадают в большой футбол. Никлас Кройцманн и Йорси Скаде играли за сборную Гренландии, приезжая на матчи из второй датской лиги, а Йеспер Гронкьяер (экс-«Аякс» и «Челси») выступал за Данию, хотя родился в Нууке. 

Чемпионат Гренландии – выживание. Нужно сыграть пять матчей за семь дней, ночевать в школах, восстанавливаться от травм в ледяном море

Isikkamik Arsaalluni Pissartanngorniunneq – название чемпионата на гренландском языке. В официальном наименовании есть сразу два бренда – Coca Cola и General Motors. Звучит престижно, но никаких больших спонсорских выплат, конечно, нет.

Из-за особенной транспортной системы и сурового климата сезон в Гренландии длится всего неделю в первой половине августа. Формально турнир состоит из трех этапов: сначала играют команды из одного города, потом – лучшие в регионах. Именно победители второго этапа (восемь клубов) приезжают на финальный в заранее выбранный город.

Постоянный фаворит – «Б-67» из Нуука, победивший в 8 из 12 последних сезонов. Он же лидирует и по количеству чемпионств в истории (13). За топом следуют «Нагдлунгуак-48» (11 трофеев) и «Киссавярсук-33» (8).

Даже в Гренландии есть красивые футбольные сюжеты. Например, в 2017-м клуб «ИТ-79» выиграл первый трофей в истории, в финале обыграв по пенальти гегемона «Б-67». Капитан Каасангуак Зиб рассказывал, что футболисты плакали после победы – еще за три года до титула они тренировались с женской командой, потому что в мужской не набралось 11 человек.

Для чемпионов даже есть уникальная награда – кроме медалей они получают маленькие наконечники гарпуна. Но победители признавались, что им гораздо важнее признание на родине – из-за маленького населения все друг друга знают (особенно в конкретных городах), любые казусы вирусятся в фэйсбуке, будь то стычка на поле или слишком грубый фол. Отсюда – взаимоуважение и честная игра.

До 2010-го турнир проводился на обычных полянках с твердым песком. «Иногда попадались большие камни, поэтому играть бывало очень больно», – признавался в интервью The Red Bulletin капитан «Б-67» Йоханнес Грот. «Мешала пыль. Мы специально поливали песок, но не помогало – мяч непредсказуемо отскакивал от земли», – вспоминал партнер Грота Патрик Фредериксен. Вратари надевали несколько слоев одежды – острые камни даже разрезали плоть. 

Главной проблемой остается логистика. Зачастую все команды плывут на турнир на одном пароме, который останавливается в разных городах и забирает новых ребят. На месте – импровизированные раздевалки: ворота, покрытые брезентом. Хотя бы атмосферно.

Неделю живут в госучреждениях: школы, детские сады, даже пансионаты для престарелых. Тут тоже выделяется «Б-67» – арендует целое здание, где даже есть комната для тактических занятий. Этакий гренландский мешок с деньгами. 

«Мы медленно развиваемся в том числе и потому, что не зарабатываем на билетах, – говорил BBC один из организаторов чемпионата. – Не можем же мы сказать людям: «Сесть вот на этом камне – 50 долларов, а на этой удобной скале – в два раза дороже».

Это не метафора. Вот типичная трибуна у футбольного поля в Гренландии.

Отсюда можно увидеть монструозные айсберги и вспененное море от маневрирующего в поисках рыбы кита – вид, который запомнится на всю жизнь любому человеку с материка. Только рядовой гренландец видит подобное несколько раз в неделю.

Пока весь город стягивается на главный турнир года, остальной остров смотрит чемпионат по телевизору – национальная ТВ-сеть освещает все матчи сезона. Каждый год с командами приезжает Ханс Кристофер Ольсен – главный комментатор. Он рассказывал, что с детства мечтал работать на матчах, но едва справляется с нагрузкой – в течение недели комментирует три игры подряд с 15:00 до 21:00.

Медперсонал – отдельная история. Есть Каспер Расмуссен – датский физиотерапевт, который уже несколько лет живет в Гренландии. Но на турнирах он отвечает за судейство, а медпомощь – по ситуации. А она всегда требуется, ведь дошедшим до финала приходится сыграть пять матчей за семь дней. Есть два экспресс-помощника: обезболивающие и импровизированная ледяная ванна в море Баффина. В больницу звонят только при серьезных травмах. 

При всех трудностях сами гренландцы уважают местный уровень футбола. В августе заканчивается большая игра, но остается футзал, которым здесь развлекаются до следующего лета. Ограниченные пространства прокачивают технику и скорость мышления. Патрик Фредериксен из «Б-67» говорил: «Футзал учит нас быстрым передачам вместо неумелого дриблинга. Молодые игроки стараются всегда держать мяч в ногах».

А как же выглядят поля для большой игры? 

Уникальность футбольных полей в Гренландии: на фоне айсбергов, гор и скал

Редкое футбольное поле на востоке Гренландии в городе Иллоккортоормиут. Одна из самых удаленных точек острова – самолеты летают сюда только из Исландии (два раза в неделю), но это не весь путь: дальше либо на вертолете, либо на лодке. Постоянное население – 452 человека.

Песчаных полей гораздо больше. Ниже – стадион (да, в Гренландии это называется стадионом) в Тасиилаке – самый большой город на восточном побережье, здесь постоянно живет две тысячи человек. Здесь базировался клуб «АТА», который был расформирован в 2007 году.

Илулиссат, западная Гренландия. Снова песочное поле, на котором играют подростки. На фоне – классические гренландские дома разных цветов на небольшом расстоянии друг от друга. Насыщенные оттенки оживляют однообразный арктический пейзаж и даже приносят практические пользу – привлекают внимание рыбаков, ушедших в море.

Те самые турнирные матчи – болельщики сами выбирают, какой будет трибуна: стоячей или сидящей. И типичный городской пейзаж: короткая асфальтированная дорога, яркие здания небольшой высоты и рельефные холмы острова. 

Снимок всего со второго чемпионата Гренландии на искусственном поле. Да, прямо на краю острова. Совсем рядом айсберги и глубины, в которых царствуют киты. 

Более привычный для Гренландии климат. 

Футбол везде находит жизнь – даже за полярным кругом.

Фото: globallookpress.com/Karlheinz Irlmeier/http://imagebroker.com/#/search/; Winfried Schäfer/imageBROKER.com; Günter Lenz/http://imagebroker.com/#/search/; hd1/ZUMAPRESS.com, Stefan Auth/imageBROKER.com; edition.cnn.com/Chris Scott/CNN; redbull.com/Ben Read; unsplash.com/Annie Spratt; nytimes.com

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты