Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/«Сотню людей обменяли на крокодилов и посадили в клетку». Откуда у Франции Пайет и Карамбе

«Сотню людей обменяли на крокодилов и посадили в клетку». Откуда у Франции Пайет и Карамбе

Французский мир дает неожиданно много крутых игроков.

Автор — Алесь Коваль
19 июня 2016, 14:02
2
«Сотню людей обменяли на крокодилов и посадили в клетку». Откуда у Франции Пайет и Карамбе

Французский мир, который дает неожиданно много крутых игроков.

Африка — главный источник мощи нынешней сборной Франции. Еще к победам на чемпионате мира 1998 года, а затем и Евро-2000 они шли под объединяющей идеей «Black-blanc-beur» — черно-бело-арабская. Так называли команду, чтобы объединить болельщиков и подчеркнуть новую и столь яркую многонациональность сборной, к которой многие еще не особо привыкли. С тех пор не только французы, но и все остальные от Англии до России, смотря на лица игроков, исполняющих гимн перед матчем, воспринимают как обыденность наличие крутейших парней, которые могли бы играть за африканские команды, но выбрали Францию. Или Франция выбрала их.

После Второй мировой французы сопротивлялись, но все же дали почти половине континента колоний в Африке независимость. Однако, свое влияние там они никогда не теряли и спустя полвека владеют теми же территориями без особых тягот обладания — обучают будущих политиков, имеют военные базы, даже валютой там расходится французский франк. Империя теперь теневая, но все еще отдает былым величием, а еще больше оно чувствуется в 13 заморских территориях на 560 тысяч квадратных километров и 2,6 млн человек населения, что раскиданы по всему миру от Южной Америки до Тихого океана.

Все, что вы видите — это самая настоящая Франция. Бывшие колонии, которые так и не получили независимость, а теперь скрываются под заморскими департаментами, сообществами и административно-территориальными образованиями с особым статусом. Там пекут багеты, говорят на французском и даже расплачиваются евро, ведь все эти территории входят в Евросоюз. Живут беднее, чем в Париже, но обладают теми же правами, что и весь остальной 65-миллионный народ, и все попытки вывести эти территории из-под своей власти французы пресекают очень жестко, ведь они обеспечивают им глобальное присутствие во всем мире: в Гвиане построили космодром, чтобы запускать ракеты прямо с экватора, на Сен-Пьере и Микелоне расположили станции радиоэлектронной разведки и базу для подводных лодок, на Клиппертоне и Вилль-де-Тулузе, совсем рядом с США, поставили радиоэлектронные станции слежения. И конечно, они берут оттуда то, что раньше привычно и прилично было брать от колоний — от рыбы до золота, никеля и других ресурсы. Футбол тоже получает немало, а столичный «ПСЖ» с каким-нибудь «Сен-Марьен» с Реюньона или «Иангеном» из Новой Каледонии связывает куда больше, чем можно подумать.

Кубок

Вы маленький футбольный клуб из одного из низших дивизионов Франции. У вас не так много денег, но из-за жребия вы тратите до трети годового бюджета и летите больше 30 часов через 16 тысяч километров с пересадками в Токио, чтобы сыграть один единственный матч посреди Тихого океана на маленьком старом стадионе для нескольких сотен зрителей. Какая «Балтика» — «Луч-Энергия»? Во Франции летают так, как лететь из Калининграда во Владивосток через Европу, Атлантический океан, Северную Америку и Тихий океан. 

«Босс. Это Бернард. Не смогу прийти в пятницу, у меня матч в Новой Каледонии», – не такой уж и невозможный разговор для Франции.

И так каждый сезон французские клубы играют в русскую рулетку, где определяется с десяток из них, что будет играть в Кубке Франции против команд из заморских территорий. Первый половине дальнейший жребий дарит возможность выступить дома, а вторая отправляется прямо в бывшие колонии от Гваделупы до Таити биться против команд, прошедших местные стадии кубка.

И если раньше клубы заморских территорий вылетали практически сразу, то в последнее время они все чаще пробираются через восьмой и седьмой раунды, а потом играют уже и в стадии 1/32 кубка против команд Лиги 1 и Лиги 2. Так в прошлом году «Нант» дернул «Франсискэ» из Мартиники 4:0, а в этом «Газелек Аяччо» чуть скромнее 2:0 прошел «Сен-Марьен» из Реюньона.

Команды заморских территорий принесли бы невероятный колорит в чемпионат Франции, но это безумие. Пока только кубок... И Лига Европы. Да, они смогут принимать участие в Лиге Европы, если победят в Кубке Франции. Так что мы можем мечтать о матче «СКА-Энергии» против команды из Гвианы, города которых разделяет 30 тысяч километров, что на 10 меньше экватора. Проще лететь через Тихий океан.

Сборные

Формально у всех заморских территорий есть свои национальные команды, но большинство из них не приняты в ФИФА. Лишь Таити 1989-м, да Новую Каледонию в 2004-м взяли в организацию. 

Остальных судьба крепко повязала с Францией.

Сборные островов Реюньон и Майота не принимают участие не только в отборах чемпионатов мира, но и на Кубок Африки. 

Мартиника, Гваделупа, Гвиана, Сен-Мартен участвуют в турнирах КОНКАКАФ, но пролетают мимо чемпионатов мира.

Острова Уоллис и Футуна играют объединенной сборной абсолютно нигде.

Настоящие фарм-сборные. Узаконенные. Например, в Гваделупе по правилу КОНКАКАФ игроки, заигранные за Францию имеют право перейти под цвета гваделупского флага только через пять лет после того, как они в последний раз были заиграны за европейскую сборную. В свою очередь французы без всяких ограничений могут привлекать гваделупских футболистов в свою сборную в любой момент. Здорово, правда?

Никто особо не против брать эти сборные в ФИФА, если они горят такой идеей, но будьте уверены, что даже после вступления на всех сверхигроков нацепят синие французские футболки, а остальные, так уж и быть, могут выступать на уровне команды второй сотни в рейтинге ФИФА. Это не закон, но Франция заберет свое. 

При этом не стоит забывать, что лишь очень редкие игроки имеют какой-никакой шанс попасть в сборную Франции, у которой и так конкуренция за место одна из жесточайших в Европе, но многим это удается. Всего несколько миллионов человек, но и из них такая система дала французской команде множество по-настоящему крутых игроков, которые делают результат.

Игроки

Этими словами тогда еще игрок мадридского «Реала» Кристиан Карамбе всполыхнул Францию перед самым чемпионатом мира 1998 года. Никогда не исполнял «Марсельезу», даже в финале домашнего ЧМ против Бразилии он был единственным в команде, кто стоял и молчал, пока другие пели про «кровавый флаг тирании». Молчал он в знак памяти того, что его прадедушка и прабабушка в числе сотни «каннибалов» были доставлены на пароходе из Новой Каледонии и выставлены на Человеческой колониальной выставке в музее Парижа в 1931 году. «Так и было. Более того, потом их обменяли в Германию на крокодилов и, как зверей, выставили на всеобщее обозрение в клетке... У Франции хватало колоний и царили такие ужасные нравы», – говорил Карамбе, но полсотню матчей за сборную отыграл.

Впрочем, такое недовольство — единичные случаи. В основном же Франция получает тех, кому за счастье биться за нее взамен шанса оставить о себе память в футболе на самом топовом уровне.

Так лучшие штрафные Европы и неподражаемый Димитри Пайет, который уже забил на этом чемпионате Румынии и Албании, родом с острова Реюньон, что находится около Мадагаскара посреди Индийского океана.

Оттуда же и Флоран Синама-Понголь, который десять лет назад блеснул в Лиге чемпионов в тот год, когда ее в драматичном финале выиграл «Ливерпуль». Не сказать, чтобы это сильно помогло его карьере, ведь он докатился до «Ростова», «Чикаго Файр», «Лозанны» и «Данди Юнайтед». Но есть что вспомнить.

В Гваделупе, что омывается Карибским морем, родился бывший игрок «Пармы», «Ювентуса» и «Барселоны» Лилиан Тюрам, который становился чемпионом Европы и мира и до сих пор держит рекорд по числу проведенных матчей за сборную Франции — 142 за 14 лет.

Из Гвианы, которая граничит с Бразилией, они забрали Флорана Малуду, чтобы за 8 лет он отыграл 80 матчей за сборную на левом фланге.

Даже посреди Тихого океана в Таити для команды нашли Паскаля Ваируа, что провел за главную команду два десятка матчей и принимал участие в чемпионате Европы 1992 года.

И это лишь те, кого забрали прямо из островов. Из самых громких имен связь с заморскими территориями есть у Анри, Абидаля, Варана, Марсьяля, Луи Саа, Паскаля Шимбонда, Вильяма Галлас, Микаэля Сильвестра и Лилиана Тюрама, а ведь есть еще и куча игроков, которые играют на уровне ниже. Неслабо, да?

Империи — это прекрасно.

Фото: globallookpress.com/Anthony BIBARD/FEP/Panoramic; gfca-foot.com/кадр трансляции

Автор Полотенце Великолепное

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты