Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Они играли за «Аякс», «Милан» и «Атлетико», а их родня играла в Беларуси (Гуренко помог сыну друга, БАТЭ дал маху с кузеном звезды РПЛ)

Они играли за «Аякс», «Милан» и «Атлетико», а их родня играла в Беларуси (Гуренко помог сыну друга, БАТЭ дал маху с кузеном звезды РПЛ)

...

4 июня 2020, 11:32
1
Они играли за «Аякс», «Милан» и «Атлетико», а их родня играла в Беларуси (Гуренко помог сыну друга, БАТЭ дал маху с кузеном звезды РПЛ)

Занимательная генеалогия.

В белорусский футбол не так часто, но заносило легионеров с весьма солидным бэкграундом: в минское «Динамо» заезжали собравший больше 200 матчей в серии А Кристиан Ободо и экс-форвард «Марселя» Дмирий Сычев, БАТЭ помогал забивавший за «Челси» и ПСЖ Матея Кежман, а в «Торпедо-БелАЗ» на излете карьеры приходил легенда сборной России (и немного Уэльса) Вадим Евсеев. Но обычно пополняющие команды ЧБ иностранцы не настолько статусны и, скорее, пытаются раскрыться в Беларуси. Иногда в них верят еще и из-за генетики – ведь родственники некоторых игроков к моменту их появления в белфутболе уже зарекомендовали себя на высоком уровне. Вспоминаем братьев, сыновей и племянников известных за рубежом футболистов, которых заносило в наши края.

Никита Дроздов

Никита – сын Юрия Дроздова, известного российского защитника, который прославился благодаря игре за московский «Локомотив»: придя из «Динамо» в 1993-м, провел в составе «железнодорожников» десять лет, четырежды брал «серебро», а в 2002-м наконец стал и чемпионом России. Почти пять лет бок о бок с Дроздовым-старшим оборону «Локо» цементировал Сергей Гуренко – и дружили не только защитники, но и их тогда совсем еще маленькие дети, которых отцы регулярно привозили на тренировки. «Юрий Павлович Семин для нас был как дедушка. Перед тренировками Дмитрий Лоськов мог нам, маленьким детям, показать, как надо бить по воротам», – после воспоминаний Никиты Дроздова неудивительно, что и он, и Артем Гуренко стали футболистами. Когда пришло время, Гуренко-старший помог карьере сына друга – в 2011-м у Никиты кончился контракт с тверской «Волгой», и Сергей Витальевич позвал 18-летнего игрока в «Торпедо-БелАЗ», где был главным тренером.

Однако даже при таком раскладе в Жодино у Дроздова-младшего не сложилось. После выхода на поле на 83-й минуте в первом официальном матче сезона, где «Торпедо-БелАЗ» влетел БАТЭ 0:3, Никита собирался поквитаться с обидчиками в чемпионате, но в итоге играл за дубль – в основе же 18 попаданий в заявку в сезоне «вышки» конвертировались лишь в семь минут на поле против «Нафтана». Несмотря на это, Дроздов остался в команде – правда, перестал попадать и на скамейку первой команды. А в начале мая 2012-го Гуренко покинул клуб – через две недели Никита повторил его судьбу. Дальше в карьере футболиста были команды российских ПФЛ и ФНЛ, где за ярославский «Шинник» он выступал до остановки лиги из-за пандемии. Ну а Сергей Гуренко еще раз вспомнил дружбу в профессиональном преломлении: в 2017-18 годах Юрий Дроздов был помощником экс-сокомандника в минском «Динамо».

Сослан Гатагов

Старший брат россиянина Алан Гатагов сверкнул в РПЛ, играя за «Локомотив» и молодежную сборную России, и по итогам сезона-2010 занял второе место в опросе на лучшего игрока чемпионата. После ухода из «Локо» в 2011-м Алан играл все меньше, а закончил карьеру в эстонской «Левадии» в 26 лет. Но в памяти российских болельщиков остался навсегда – «финт Гатагова» так просто не забывается (а ведь был еще и эпичнейший промах).

Сослан Гатагов считался некоторыми специалистами даже более перспективным игроком, чем брат, но в первом же матче, который игрок начал в стартовом составе, за московский «Спартак», порвались «кресты». Гатагов-младший очень долго восстанавливался (спустя десять месяцев после первой операции понадобилась вторая) и все чаща отходил от режима, соблюдаемого профессионалами. «Помогали» в этом приличная зарплата, которую игрок тратил на отдых и премиум-авто, и дружба с одним из самых известных тусовщиков российского футбола Александром Кокориным. Много шума наделало фото, где друзья лузгают семечки на кортах на борту частного самолета.

Гатагов вернулся в игру – и уехал в армянский «Улисс», но в 2015-м покинул команду. Казалось, на этом все, но летом 2016-го Игорю Криушенко понадобился защитник в «Торпедо-БелАЗ», и агенты привезли Сослана в Жодино. Просмотр увенчался успехом – репутация игрока не волновала тренера.

В сентябре Гатагов стал игроком основы и успел провести семь матчей за новый клуб. Запомнился и приезд к Сослану его девушки, которая регулярно жаловалась на плохую погоду в Беларуси.

После межсезонья Сослан потерял место в старте, переместившись в дубль. 15 мая 2017-го его все же выпустили на поле за первую команду – 11 минут против «Немана», – а на следующий день футболист покинул Жодино и больше на профессиональном уровне в футбол не играл. В новости Гатагов-младший тоже попадает редко: в 2018-м поддержал угодившего в итоге в колонию друга Кокорина, а в 2019-м с братом открыл собственную футбольную академию – остается пожелать, чтобы ее выпускников ждала более успешная карьера.

У ганца, подписавшего в феврале 2019-го контракт с минским «Динамо», пожалуй, самый известный из родственник в европейском футболе среди тех, кто приезжал в ЧБ, – старший брат Муниру Салли Мунтари сделал имя в «Удинезе», поиграл в АПЛ за «Портсмут», а потом вернулся в Италию, и не абы куда, а в «Интер», после которого еще и за «Милан» поиграл. Пожалуй, самые яркие моменты его карьеры – проспанный судьями гол за «Милан» в ворота «Ювентуса» (вы можете помнить его по крику «Буффонище!») и отчисление из сборной Ганы по ходу группового этапа ЧМ-2014 за драку то ли с товарищем по команде Кевином-Принсом Боатенгом, то ли с членом официальной делегации.

Муниру в 18 лет слухи отправляли в мадридский «Реал», но реальность оказалась скромнее – Салли заиграл в чемпионате Румынии (даже взял Кубок со «Стяуа») и транзитом через Португалию и Турцию оказался в Беларуси. За «Динамо» провел 12 матчей, из которых 10 – полностью, и успел отметиться одной голевой передачей – забил Виталий Дьяков «Гомелю».

Но потом с тренером Романом Пилипчуком расстались, сменившему его Сергею Гуренко африканец оказался не нужен. Все развивалось стремительно: 16 июня легионер в последний раз сыграл за «Динамо», а назавтра официально покинул клуб. «Уйти из «Динамо» – это решение Салли. Зачем оставлять человека [который не хочет играть за клуб]? Я не считаю, что он сильнее Капленко и Яхая», – проводил игрока тренер. Муниру же с продолжением карьеры помог еще один человек, который работал при Пилипчуке.

За «Тамбов» из РПЛ ганец сыграл лишь матч в Кубке России (команда «сгорела» «Томи» 0:4), но по-прежнему числится в основном составе.

Двоюродный брат игрока Бибрас Натхо – заметная фигура для российского футбола. Там он запомнился по трем годам в «Рубине» и четырем в ЦСКА, где успел взять чемпионство при Викторе Гончаренко как помощнике Леонида Слуцкого, а потом и поработать под началом белоруса, вернувшегося после «Уфы» уже в качестве главного тренера «армейцев».

Амир Натхо тоже мог перейти в «Рубин» в юношестве, но предпочел стабильную практику в российском Д3 – а потом внезапно отправился... в «Барселону»! Там Натхо играл за команду U-19, которой помог в юношеской ЛЧ, и даже пару раз тренировался с основой – то есть с Месси, Хави, Иньестой и другими звездами. Однако вскоре статистика Амира начала портиться, и в конце сезона систему каталонского клуба он покинул – чтобы помотаться по российским командам, почти нигде не играя, в 2019-м сыграть просмотровый тайм за мозырскую «Славию», а в итоге заключить контракт с БАТЭ. «Это однозначно усиление. Думаю, он принесет БАТЭ пользу», – говорил главный тренер клуба Алексей Бага.

Но такому прогнозу не суждено было сбыться. Натхо почти весь борисовский отрезок карьеры провел за дубль у нынешнего коуча «основы» Кирилла Альшевского, лишь раз посидев на лавке в матче «вышки» в Гродно и сыграв в Кубке в Речице. Там Натхо забил и единственный гол за основу в ворота «Спутника» (отметка 1:48).

Но это не помогло футболисту. В начале августа Бага заявил, что Натхо не выдерживает конкуренции, и вскоре тот покинул БАТЭ. Хотя уже после сезона коуч признавал: «Он очень хорошо тренировался, жил интересами команды. Но когда на этой же позиции играют футболисты сборных и из матча в матч забивают важные мячи, было чересчур рискованно ставить в состав Натхо. Может быть, где-то мы не дали ему шанса».

В сентябре Амир оказался в чемпионате Крыма, а в 2020-м перешел в «Нымме Калью» из Эстонии, за который уже успел сыграть после карантинной паузы.

В семье игрока минского «Динамо» достойны упоминания сразу два человека, сделавших приличную карьеру. Его отец Вамберто (старше Данило всего на 15 лет) пять лет отыграл в «Аяксе», с которым трижды стал чемпионом Нидерландов, а младший брат Вандерсон из бельгийской «элиты» уехал в Ла Лигу и провел сезон за «Хетафе», после чего через австрийский «Ред Булл» оказался в «Краснодаре», где феерит до сих пор – чаще всего на поле, но иногда и вне его.

Данило выбрал восточный вектор еще раньше брата – с 2011-го успел поиграть за украинские «Металлург» Донецк и «Днепр» плюс российскую «Мордовию», а потом на четыре сезона задержался в турецком Д1 в составе «Антальяспора». В начале 2019-го бельгийский бразилец перебрался в минское «Динамо» – и летом стал единичным случаем легионера, которого не «зачистил» Сергей Гуренко. В результате в прошлом сезоне полузащитник провел за «бело-голубых» 22 матча чемпионата, в которых отличился шесть раз – правда, в пяти случаях это было обусловлено пробитием пенальти. В 2020-м же Данило сохранил место в составе, но забил пока лишь однажды – но гол в ворота брестского «Динамо» получился симпатичным.

Однако сильнее за первую половину года легионер запомнился в связи с пандемией: сначала в прессе появились его слова о безумии продолжения сезона и возможном разрыве контракта, следом информацию игрок опроверг, а через пару дней снова задался вопросом, почему чемпионат не остановили. А в Городее Данило показал эффектный метод самоизоляции – после удаления присел на пенек.

Младший брат Даниила – Федор Чалов – в прошлом сезоне раскрылся в ЦСКА у Гончаренко: забил 15 голов (плюс 7 ассистов) в РПЛ и оформил мяч «Реалу» на «Бернабеу». Летом форварда хотели купить в «Кристал Пэлас» из АПЛ, но «армейцы» не отпустили – бомбардир захандрил и за 22 матча забил всего пять раз. Зимой конкурентом Федора стал белорус Илья Шкурин, но их соперничество в самом зачатке прервал карантин. А недавно Чалов-младший проиграл в другом противостоянии.

Для Даниила Чалова такого понятия, как карантин, не существует – ведь он играет в чемпионате Беларуси. В начале 2019-го привыкший каждый год менять команду в ФНЛ защитник приехал в Витебск. Местный клуб «вышки» получил нового стабильного игрока основы (25 матчей в прошлом сезоне, 10 в этом), а Чалов – простор для своего вдохновения. Россиянин – один из самых творческих футболистов в принципе: мало того что пишет стихи и весьма нетривиальную прозу, так еще и после посещения музея супрематистов, когда-то прославивших город, загорелся идеей устроить в нем мероприятие своего клуба. И это произошло!

«Художники и футболисты создают одну большую картину, которая остается в памяти. Футбол – отдельный вид искусства, где много картин, шедевральных и бездарных. Шагал и Малевич в искусстве – как Месси и Роналду в футболе. Малевич – Роналду: у него система супрематизма, манифесты, четкость идеи. Шагал – Месси. Талант, человек из космоса, смотришь его картины и ощущаешь себя на другой планете», – так Чалов-старший пояснил связь избранного им спорта с мастерством художников. А еще россиянин во время перерыва всех других европейских чемпионатов успел рассказать о выборе между «Юнайтед» и «Сити» из Манчестера и получить звонок от контакта «Жозе Тоттенхэм» в юморном видео.

Еще один представитель Ганы с очень крутым братом. Томас Парти ненамного старше Нарха, но значительно успешнее – в 2015-м перешел в «Атлетико», вот уже три сезона играет в основе, а в этом году полностью провел оба матча 1/8 финала Лиги чемпионов, где матрасники выбили «Ливерпуль», и думает о переходе в лондонский «Арсенал».

Фрэнсис же, в активе которого звание бронзового призера молодежного ЧМ, сейчас решает задачи масштабом поменьше. Техничный полузащитник, который стабильно попадает в топы по обводкам, в Европе играл за чешский «Баник», болгарский «Левски» и кипрскую «Доксу», а с прошлого лета помогает мозырской «Славии» – а еще успел сыграть в «товарняке» в полесской деревне. В октябре было тревожно за здоровье африканца при опасном стыке «голова-нога», но все обошлось.

В нынешнем сезоне Нарх забил три гола (один с пенальти), но благодаря яркому индивидуальному стилю игры успел запомниться многим соперникам. «Нарх возомнил себя Неймаром и возил всех подряд», – впечатлялся Николай Ходасевич после матчей мозырян с белорусскими топами.

Его отец Ахрик Цвейба был заметным защитником, во времена СССР успевшим поиграть за тбилисское и киевское «Динамо» в матчах высшего уровня. Должен был сыграть и на чемпионате мира, однако и в 1990-м, и в 1994-м пролетал из-за травмы. Зато выступил на Евро-1992 за сборную СНГ вместе с нашим Сергеем Алейниковым. Цвейба вообще успел отметиться за четыре сборные: СССР, СНГ, Украины и России, что достаточно редкий случай. Ну а после распада СССР футболист съездил в Японию (где играл за «Гамбу» и тоже с Алейниковым) и вернулся в чемпионат России, где закончил карьеру – в еще одном «Динамо», московском.

Сандро повторить успехи отца не сумел – пока вершиной его карьеры стали петербургское «Динамо» и воронежский «Факел» из ФНЛ, откуда он перешел в шведскую «Эскильстуну» (ее босс Алекс Руссхольм помог в создании дзержинского «Арсенала»), а уж из нее в начале 2020-го приехал в «Ислочь». И, в отличие от тех, кто вопрошал о карантине, был только рад.

У «волков» Цвейба-младший стал основным игроком (не выпускали его с первых минут только в двух матчах с брестским «Динамо»), но, пожалуй, главное его достижение – попадание в «золотой состав» «Ислочи» по версии ее знаменитого болельщика Ивана Урганта. На мяче, который клуб прислал телеведущему, он сначала принял за подпись Цвейбы автограф Владислава Глинского – но потом все же нашел и след Сандро :)

Давид Саенко

Давид – выходец из семьи, где с футболом связаны почти все мужчины. Наибольших успехов достиг его дядя Иван Саенко – один из немногих российских игроков, запомнившихся в немецкой бундеслиге. Там он провел шесть сезонов – сначала за «Карлсруэ», а потом за «Нюрнберг», где стал капитаном и выиграл Кубок Германии в 2007-м. В 2008-м Саенко съездил на чемпионат Европы и взял со сборной России бронзу – после этого его звал Юрген Клопп, только пришедший в дортмундскую «Боруссию». Но «Нюрнберг» объяснил игроку, что нужно принять более выгодное для клуба предложение, и россиянин уехал в «Спартак». А летом 2010-го Валерий Карпин отчислил Саенко из команды – по слухам, за пьянку, – к тому же у игрока обострились проблемы с коленом, в результате чего в неполные 27 Иван завершил карьеру. Потом его несколько лет не могли достать журналисты – и, кажется, это было не очень позитивное для Саенко время.

С другими же родственниками связаны и совсем напрягающие истории. Иван Саенко-старший, дед Давида, был тренером в женском футболе с кучей достижений – а спустя много лет его подопечные рассказали о неприемлемых методах работы.

Отец Давида Эдуард Саенко когда-то был президентом воронежского «Факела» (при нем команда вылетела в Д3), а прямо сейчас отбывает реальный срок в 3,5 года – за то, что совершил мошенничество, выдавая себя за сотрудника ФСБ (футбола в ситуации не было). Сам Давид, к слову, до этого года выступал как раз за «Факел» – но за первую команду так и не сыграл, оставаясь в «молодежке». Ну а в 2020-м Саенко-младший заключил контракт с «Лидой» из нашего Д2. 21-летний футболист провел за команду пять матчей – но сумма времени на поле уложилась бы и в одну встречу. Кажется, 21-летнему полузащитнику нужно стараться больше, чтобы убедить тренеров своего нового клуба.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты